ПРИМЕТЫ ДЕПРЕССИИ

Нет-нет да и проявляются признаки депрессии в традиционных СМИ, особенно печатных: сужается круг читателей при увеличении числа пользователей интернет- и ТV-каналов. Снижаются тиражи газет и журналов, сокращаются рекламные доходы. Районные и городские издания держатся за счет своего монопольного положения единственного СМИ, освещающего местные реалии. Они набирают относительно большие по сравнению с республиканской и центральной прессой тиражи. Но и они сильно зависят от социально-экономических условий региона, от почтовых и типографских затрат.

Увы, в результате ухудшается материальное положение редакций: не растет зарплата сотрудников, сокращается состав творческих работников. Редакторам трудно привлекать и удерживать сильных журналистов, конкурировать с зарплатами производственников и опытных педагогов. Приходится работать с теми, кто есть под рукой. Как результат — безликое издание теряет популярность и доходы.

Получается порочный круг. Качество кадров тянет вниз контент и качество издания, что само по себе ослабляет кадровый состав редакций. Отступление печатных изданий порой происходит на фоне победного шествия виртуальных и электронных СМИ, да еще при росте языкового и национально-культурного нигилизма молодых, которые все чаще успех измеряют финансовыми и спортивными показателями.

Смотрю на сайте АО «Татмедиа» показатели районных и городских изданий. Тираж газеты одного из важных закамских районов в 2013 году составлял 7 тыс. экземпляров, а сейчас скатился до 5,5 тыс. экземпляров. И это довольно распространенное явление. Заметим, что такое происходит и с газетами, имеющими хорошую репутацию.

Заслуженно хвалят газету «Челнинские известия», у нее современная и динамичная интернет-версия, неплохие рекламные доходы. Но и она, издаваясь в городе с населением более 520 тыс. человек, имеет всего 5 - 6 тыс. подписчиков плюс 2 - 3 тыс. экземпляров розничной продажи. На 58 жителей города приходится один экземпляр газеты, освещающей взгляд региональной и муниципальной власти на текущие события. Это же отчаянно мало!

Догадываюсь, что противники выделения субсидий и дотаций местным СМИ сейчас же кинутся критиковать меня. Но заказ на информационное обслуживание и рекламу размещают (или открывают свои СМИ) и отдельные персоны, фирмы, и партии, проплачивая нужное для заказчика содержание. А почему местная власть должна играть в молчанку, когда народ вправе узнавать, как работают и о чем думают избранные им главы администрации, депутаты и многочисленная армия местных чиновников? Плохо, на мой консервативный взгляд, если поток социально значимой, этнокультурной информации сужается из-за нехватки денег или профессионального мастерства журналистов. А толковые медиаменеджеры могут добиваться и финансового успеха, и идеологического эффекта.

Плохо, на мой консервативный взгляд, если поток социально значимой, этнокультурной информации сужается из-за нехватки денег или профессионального мастерства журналистов Плохо, на мой консервативный взгляд, если поток социально значимой, этнокультурной информации сужается из-за нехватки денег или профессионального мастерства журналистов Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ЛУЧ СВЕТА НА МРАЧНОМ ФОНЕ

Я умышленно сгущаю краски, описывая кошмар депрессии информканалов, чтобы показать, что есть иные примеры и люди особой пробы, которых не пугают кризисы и уныние «отжившей» и «низкорентабельной» местной прессы. Кто умеет, тот хорошо делает свое дело. Кукморская газета «Хезмәт даны» стабильно набирает около 8 тыс. экземпляров тиража, из них 5,6 тыс. экземпляров печатаются на татарском языке, хотя кое-кто считает, что национальная пресса неизлечимо больна. Но по жизни часто выходит иначе. Тираж «Агрызских вестей» — около 6 тыс. экземпляров (на татарском языке — 3,6 тыс. экземпляров). На 6,5 жителей района приходится один экземпляр районной газеты. Ее получают в каждом втором дворе!

У сабинской татароязычной районки тоже 3,6 тыс. экземпляров тиража. Высока насыщенность местной прессы и в Тюлячах, Атне, Кайбицах и других районах. Значит, печатные СМИ еще востребованы и доходы имеют неплохие. И бич глобализации — языковой ценз — тоже им не страшен, татарский язык все еще живет и работает.

Есть весьма успешные издания и среди не избалованных славой и наградами газет. Например, считающаяся в АО «Татмедиа» изгоем газета «Светлый путь» Тукаевского района. Население — 38 тыс. жителей, количество подписчиков — более 4 тыс., из них две трети читают татарский вариант. Каждая третья семья района получает «свою» газету. Нелюбимую, ненужную газету ни под каким предлогом не заставишь выписывать и читать, да и администрация не станет нажимать на свои рычаги, если издание не влияет на настроение. А район-то пригородный, живет под сильным влиянием Набережных Челнов, этнический компонент сужается. Тем не менее на каждые 8 - 10 жителей района приходится один экземпляр тукаевской газеты. Значит, издание Тукаевского района по насыщенности в несколько раз превышает «Челнинские вести».

Или нижнекамская татароязычная газета «Туган як» имеет более 4 тыс. подписчиков, обгоняя тираж русскоязычной городской газеты АО «Татмедиа».

Трудно понять механизм и секрет такого результата, а он наверняка связан с «человеческим фактором», с действующими лицами и качеством кадрового состава. Это можно увидеть на примере Гульгены Каримовой, о которой хочу рассказать в самых гимнических тонах.

Гульгена Каримова Гульгена Каримова Фото: aznakaevo.tatarstan.ru

ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ ГОДА

Ее голос многим из вас знаком по радио. Она рассказывала о новостях Альметьевска по республиканскому радио. Каримова в течение многих лет руководила редакцией радиовещания Альметьевска и была собкором Радио Татарстана. Она успела окончить отделение журналистики КГУ и МЭСИ по специальности «финансы и кредит». Вырастила сына, успевала по хозяйству и в семейных хлопотах.

В течение 12 лет Гульгена редактировала газету «Альметьевские зори», была директором филиала АО «Татмедиа». Уже на второй год ее руководства самостоятельное татарское издание дважды увеличило тираж, а доход от рекламы уже поднялся аж в 40 (!) раз.

Последние 4 года она отработала в азнакаевской районной газете «Маяк», куда поехала по предложению главы города и района Марселя Шайдуллина, тоже уроженца Альметьевска. Вот здесь Каримова и совершила «революцию», резко изменив ситуацию в медиасфере города и района нефтяников, ради чего глава и руководство АО «Татмедиа» попросили Гульгену десантироваться в Азнакаево, оставив дом и семью в Альметьевске.

Каримова приехала в другой город, покинув родные места и привычную работу, что стало настоящим приключением. Она вспоминает: «Невзрачный коридор, кабинеты... Казалось, здесь никогда не было ремонта. На многих окнах вместо стекол местами была заклеена бумага. Дверь, которая вела на территорию редакции, висела на честном слове. В каком состоянии была крыша здания, я поняла уже на второй день, когда от первого проливного дождя несколько кабинетов оказались в воде. Компьютеров практически не было. А те, что были, нормально не работали. О диктофонах и фотоаппаратах и говорить не приходилось. Зарплата у работников низкая, ни один из них (даже те, кто проработал в коллективе более 25 лет) не имеет никаких трудовых поощрений. В редакции не было даже уборщицы: каждый убирал свой кабинет сам, а в коридоре убирались по очереди. Стало ясно как божий день — здесь, кроме „нет“, ничего нет».

НУ А ТЕПЕРЬ ВСЕ ЕСТЬ!

Новый директор филиала, глава района, предприятия, рекламодатели и, конечно, коллектив редакции «Маяк» превратили ее в настоящий маяк. Уже за первый год удалось повысить доход от рекламы на 180 процентов! Теперь азнакаевский филиал «Татмедиа» среди лучших в республике по прибыли. Заработанные деньги полностью пошли на решение нужд коллектива редакции.

Полностью обновлена материально-техническая база. А это более 20 компьютеров, принтер, сканер и др. Для всех творческих работников коллектива были приобретены планшеты, диктофоны, фотоаппараты. Каждый работник редакции обеспечен сотовым телефоном, решена возможность оплаты за разговоры. На заработанные редакцией деньги сделан капитальный ремонт здания. Сегодня здесь есть конференц-зал для проведения «прямой связи», круглого стола, кроме того, имеются тренажеры, душевые кабинки, зал отдыха с телевизором и комната для чаепития.

Предмет особой гордости Гульгены — повышение заработной платы сотрудников. В «Татмедиа» газета «Маяк» считается одной из самых высокооплачиваемых. Каждый работник редакции бесплатно поправил здоровье в санатории-профилактории «Азнакаевский». Это стало возможным и для некоторых ветеранов газеты. Коллектив взял шефство над ними. У них теперь есть уголок, куда они могут прийти на различные праздники, чтобы встретиться с коллегами и за чашкой чая и вспомнить былые годы.

Главное — отличная газета, тираж — 7 тыс., один экземпляр приходится на 9 жителей, а ведь Азнакаево — не только сельский район, а настоящий город. Дважды победили в республиканском конкурсе, получили «Хрустальное перо». В прошлом году провели 85-летний юбилей газеты «Маяк» с участием гостей из других районов, российских регионов и даже из-за рубежа. С культурной программой на стадионе, походом на Чатыртау, открытием музея газеты. Было приурочено открытие бюста Габдуллы Тукая в городе нефтяников.

То, какие созданы бытовые условия для сотрудников, можно передать в песне или стихах. Кстати, Гульгена Каримова — автор нескольких книжек, и на ее стихи написаны и исполняются известными артистами более 50 песен. Она же — депутат местного совета в родном селе Салкын Алан Альметьевского района. Наказы односельчан исполняет исправно, хотя в последние годы ездит на работу в Азнакаевский район.

Наконец, увертюра к финалу: накануне 8 марта 2016 года Каримова стояла на сцене «Пирамиды» среди удостоенных звания «Женщина года», куда можно попасть после фильтрации в отборочных турах разного уровня.

ГИМН, ПЕРЕХОДЯЩИЙ В ПРОЗАИЧЕСКУЮ ЭЛЕГИЮ

А вот финал неожиданный: недавно «Женщина 2016 года» в номинации «Культура и духовность» Гульгена Каримова покинула должность директора филиала и редактора азнакаевской газеты и вернулась в Альметьевск, хотя не вступала в конфликт, не совершала финансовых нарушений или аморальных поступков, если не считать случаи дорожно-транспортных происшествий и бытовых неурядиц, когда ездишь на работу за 70 километров в любую погоду зимой и летом, днем и ночью или остаешься ночевать по месту работы, питаешься в столовых. И муж устал ждать, дело могло дойти до развода. И Гульгена решила уйти. Причины могли быть разными и неоднозначными.

Не знаю, насколько ее заявление опечалило руководство «Татмедиа». Возможно, кто-то даже обрадовался. Не исключено, что кому-то не нравилась настойчивость и общественная активность редактора. Кстати, Гульгена раньше руководила и отделением всемирного конгресса татар, и первичной организацией союза журналистов.

ЗАМЕТИТ ЛИ ОТРЯД ПОТЕРЮ БОЙЦА?

Однозначно ее уход, невозможность использования ее потенциала — немалый ущерб для национальной прессы. Как может обладательница ценных компетенций и деловых качеств оказаться в стороне от редкой для глубинки профессии после того, как выполнила поручение по расчистке проблем азнакаевской газеты? Ведь как нелегко воспитать кадры, которые бы умели вести административно-хозяйственные дела и бизнес-план, организовать творчество, сбалансировать политику, владеть ситуацией в общественных процессах, знать и татарскую, и русскую культуру и, что немаловажно, знать оба государственных языка.

И базис, и надстройка, и власть, и народные чаяния, стихи и проза, и умение слушать шум производства, мелодию песен — все должно сочетаться в одном человеке. И как здорово, когда такие люди встречаются среди управленческих кадров. Гульгена Каримова уходит из своего трудного и звездного участка в то время, когда национальная пресса переживает большие трудности. А найдется ли достойная замена на место таких кадров? Подумали ли, как использовать ее опыт и энергию?

КОГДА И ВЫСОКИЕ ТИРАЖИ НЕ ПОМОГАЮТ

Кадровые косяки в медиахолдинге отнюдь не редкость. Чехарда с редакторами и директорами филиалов не прекращается. Недавно написал заявление Виктор Шадрин, редактор нижнекамской газеты «Туган як». Причина неизвестна. То ли юмореску, высмеивающую депутатов Думы, напечатал, то ли безадресный фельетон. И на него настучали (как будто на тему партий и депутатов мало говорят в федеральных и региональных СМИ). А кто точно знает, что такое хорошо, а что — плохо? Что правильно, а что — нет? Для оценки контента изданий можно вести рецензирование, мониторинг, менять и уточнять акценты и фокусировку. Этого на практике нет. Но чтобы за художественное произведение снимали руководителя? А ведь татарская газета «Туган як», открытая на волне национального возрождения в Нижнекамске, стала центром духовной и культурной жизни города. Она сохраняла тираж 4 тыс. экземпляров, который значительно превышает даже выпуски русскоязычной газеты. Равноценного редактора пока не нашли, «пристегнули» к русскоязычной городской газете, значит, ее «редактируют» люди, не владеющие татарским языком. «Туган як», если станет дубляжной, изрядно потеряет подписчиков.

Не знаю, отказались ли от подобной идеи в других районах. Говорят, к «Бугульминской газете» в статусе дубляжного выпуска передается открытая 25 лет назад татарская газета «Бугульма авазы». Ее бывший редактор Руслан Заляев был приглашен из школы. Насколько я знаю, он порядочный, интеллигентный человек, руководитель бугульминского отделения всемирного конгресса татар. Ему, возможно, не хватило настойчивости и здорового авантюризма, а также поддержки администрации города и района, которая легко согласилась с закрытием самостоятельной татарской газеты.

Считается, что Бугульма — город преимущественно с русским населением, но в районе и городе живут еще 40 тыс. татар. Бугульма связана с именами Хади Атласи, Ахмета Тимера и других татарских просветителей, там была открыта татарская гимназия. Мог бы привести в качестве примера и другие татарские издания.

Можно признать некоторые слабости этнической аудитории. Например, в некоторых сельских районах интернет развивается слабее, потому рейтинги и доходы сайта местной газеты пока скромны. Но это не значит, что медийщиков сельских и татарских районов можно кошмарить за показатели в медиабизнесе, вплоть до закрытия и переподчинения! Чтобы потом объяснять выдавливание родного языка из применения лишь его слабым изучением в школах и недостаточным употреблением в семье? Как могут сохраниться язык и культура, если даже в национальных районах новости, местная общественная жизнь освещаются на одном языке и переводятся на дубляжный вариант?

Меняя журналистские и редакторские кадры, стоило бы подумать о подготовке достойной замены. Растить кадры для национальной медиасферы не легче, чем комплектовать «Рубин» хорошими футболистами.

Такие действия никак не вписываются в контекст принимаемых президентом Татарстана Рустамом Минихановым, правительством государственных программ и серьезных мер по поддержке языков, культур и национальной идентичности жителей республики.

Лена Анисимова Лена Анисимова Фото предоставлено Римзилем Валеевым

СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖДАЮТСЯ В ПОНИМАНИИ

Не писал бы я о столь неприятных вещах, если бы не видел растерянные глаза сотрудников татарских изданий, которые опасаются, что их могут закрыть или разогнать, если не сегодня, так завтра.

Работа с кадрами, особенно с национальными и в этнокультурной сфере, — дело крайне хрупкое. Можно наломать дров. И, бывало, ломали. Известно, что замечательного фольклориста и академика по жизни Наки Исанбета в свое время не взяли на работу в Институт истории, языка и литературы. Талантливейший балетмейстер Файзи Гаскаров не нашел применения в Казани и стал выдающимся конструктором башкирской хореографии, так как ему создали достойные условия в Уфе. Таких примеров много.

Было бы большим упущением, если бы не нашлось применения «избыточной» компетентности просветителей, толерантных и неутомимых специалистов. Таких, как Лена Анисимова, русская девушка, выучившаяся на татфаке, пишущая диссертацию по татарской филологии и преподающая татарский язык. Как-то приходила на встречу журналистами казанская студентка Оксана, тоже русская девушка, прекрасно владеющая татарским языком. Хотелось бы, чтобы в педагогике тон задавали такие просветители.

Как раз именно такие кадры часто остаются в тени. Почему-то не видно подобных людей на сценах, в президиумах, а также среди назначаемых и награждаемых ярких личностей. Талант и знания, компетентность в этнической сфере должны быть достойно оценены и защищены, а не наоборот.

Школьница Оксана из казанской русской семьи прекрасно знала татарский язык. Сейчас, много лет спустя, хочется узнать, как сложилась ее жизнь? Помогите найти Оксану! Школьница Оксана из казанской русской семьи прекрасно знала татарский язык. Сейчас, много лет спустя, хочется узнать, как сложилась ее жизнь. Помогите найти Оксану! Фото предоставлено Римзилем Валеевым

КАК СКАЗАЛ САНТЕХНИК ОБ ОТОПИТЕЛЬНЫХ БАТАРЕЯХ: «НАДО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ!»

Генеральный директор АО «Татмедиа», в прошлом известный телеведущий Андрей Кузьмин не может увлекаться только медиабизнесом и реформой телевещания. Нужны ли ему районная пресса и татарская периодика? Одними флешмобами тут не обойтись, хотя акция «Подпиши близких!» мне очень нравится.

Придется ему определяться, как, чьими руками он хочет спасать и модернизировать татарскую печать. Любопытно, что директора в холдинге довольно часто меняются, но состояние районно-городских газет остается прежним. Говорят, что газеты собираются «спасать» путем перевода на печатание одного номера в неделю вместо нынешних двух. А раньше успевали печатать и доставлять три номера в неделю! В том числе в Атнинской районной газете, у которой вообще нет здания, так как журналисты работают в списанном и не принятом на баланс помещении, переданном в статусе «дрова» (!).

Совершенно очевидно, что надо менять саму систему и принципы работы, используя потенциал и опыт самих журналистов и редакторов, привлекая экспертов, создавая условия для творческого роста кадров. А пока в большинстве изданий трудятся два-три усталых и низкооплачиваемых «тружеников пера». В их число входят и сами редактора, директора филиалов, «играющие» тренеры, которые теперь еще «пиар-менеджеры», и рекламные агенты, и бизнесмены. Их перья только по праздникам объявляются «хрустальными», а на деле это обыкновенные лопаты, которыми разгребают житейские неурядицы. Неудобно даже представлять, что их могут кошмарить по любому поводу...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции