БИТВА ЗА ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК

На День республики Роскомнадзор сделал подарок АО «Татмедиа»: 30 августа ведомство, наконец, выдало лицензию новому телеканалу «Татарстан-24» на вещание на 29-й эфирной «кнопке», которую ранее занимала ТРК «Казань». Соответствующая информация опубликована на сайте надзорного органа. Технический, казалось бы, процесс переоформления «бумажки» с одного родственного юрлица на другое затянулся на долгие месяцы. Согласно действующему регламенту, передача лицензии с одного юрлица с изменением концепции вещания в городах с населением свыше 100 тыс. человек идет по особому порядку: сначала заявку рассматривает собирающаяся раз в месяц рабочая комиссия во главе с руководством Роскомнадзора. Та передает документы федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию. И только после этого служба «с учетом мнения комиссии» принимает окончательное решение.

Впрочем, причина задержки, по информации источников «БИЗНЕС Online», не столько в бюрократии, сколько в политике. Дело в том, что соучредители нового канала — государственное АО «Татмедиа» и ООО «УК «Эфир» Андрея Григорьева (по 50% уставного капитала) — хотели получить право транслировать в том числе и передачи на татарском языке. Однако в Москве якобы посчитали, что один двуязычный 24-часовой телеканал в республике уже есть — это ТНВ. А два татарам, мол, не положено.

Такая позиция федералов давно известна на примере неоднократного отказа в выдаче лицензий татароязычным радиостанциям. В связи с этим всемирный конгресс татар выступал с требованием распустить комиссию по телерадиовещанию, а президент РТ Рустам Минниханов грозился поднять вопрос на уровне Владимира Путина...

Впрочем, на сей раз решение не окончательное: вскоре «Татарстану-24» придется вновь ехать в Москву за продлением «ярлыка» — срок переоформленной лицензии ТРК «Казань» заканчивается 13 декабря 2016 года.

Андрей Григорьев Для создания «Татарстана-24» канал Андрея Григорьева (на фото) фактически поглотил ТРК «Казань» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ГРИГОРЬЕВ «СЪЕЛ» ТИМЕРЗЯНОВУ

Между тем фактически «Татарстан-24» начал вещание на частоте ТРК «Казань» уже этим летом, правда, в весьма своеобразной переходной форме. Напомним краткое содержание предыдущих серий.

Телеканал «Татарстан-24» был создан весной 2016 года на базе государственного телеканала KZN и частного «Эфира-24». По форме, да и, как позже выяснилось, по содержанию это было чистой воды поглощение каналом Григорьева детища Мадины Тимерзяновой. Нового юрлица не потребовалось. Созданное еще в 2013 году на 100% григорьевское ООО «Эфир-ТВ» 31 марта 2016 года поменяло название и собственников. Владельцами ООО «Татарстан-24» в равных долях стали АО «Татмедиа» и ООО «УК «Эфир». В этой фирме 98,3% принадлежат самому Андрею Григорьеву (97,2%) вместе с сыном Дмитрием Григорьевым (1,1%) и выходцем из «Эфира», а ныне гендиректором ТНВ Ильшатом Аминовым (1,7%).

Ранее для реализации идеи «государственно-частного партнерства» пришлось «подвинуть» Тимерзянову. В феврале 2016 года Мадина Фатыховна перешла на работу на ТНВ, став здесь заместителем генерального директора по информационному вещанию. Отметим красоту игры: этим ходом авторы комбинации еще и сковали Аминова, который, даже если бы и хотел интриговать против внезапно возникшего под боком конкурента, был вынужден с головой уйти в дела собственной компании (достаточно вспомнить эпопею с увольнением некогда его соратника и одного из создателей ТНВ Миляуши Айтугановой).

В феврале 2016 года Мадина Тимерзянова перешла на работу на ТНВ, став директором информационной службы. Этим ходом авторы комбинации еще и сковали Ильшата Аминова В феврале 2016 года Мадина Тимерзянова перешла на работу на ТНВ, став заместителем генерального директора по информационному вещанию. Этим ходом авторы комбинации еще и сковали Ильшата Аминова Фото: prav.tatarstan.ru

Между тем идеологи «Татарстана-24» спокойно занимались организационной работой. Директором ТРК «Казань» на переходный период стала Марина Коновалова, долго работавшая коммерческим директором на ТНВ, но порвавшая с Аминовым в 2014 году. Сейчас она же возглавляет канал «Татарстан-24», но в дальнейшем, после всех рокировок, по нашей информации, может возглавить близкое ей рекламное направление.

Символической точкой невозврата в слияние двух начал стало 22 июня, когда ТРК «Казань» в том виде, в котором ее создавала Тимерзянова, приказала долго жить, а коллектив вместе с оборудованием и прочими «пожитками» переехал в «логово» бывших конкурентов — знаменитую штаб-квартиру «Эфира» на Пролетарской, 17.

На следующий же день канал наполнился точной копией того, что транслируется по кабельному «Эфиру-24». Разница между двумя кнопками была лишь в одном — на «антенной» частоте из-за нерешенного вопроса с лицензией в углу экрана маячил прежний логотип KZN (с 1 сентября он исчез). На кабельном же «Эфире-24» переименование и косметический ребрендинг прошли практически сразу (под цифрой 24 появилась приписка «Татарстан»). Каждые полчаса по обоим каналам идет выпуск «Новостей-24», в промежутках же традиционные эфировские передачи — «Здоровье», «Суть дела», «Перехват» (четырежды в день в разных вариациях).

Новости готовит объединенная редакция «Эфира» и того, что осталось от информационной службы KZN (часть коллектива Тимерзянова забрала к себе на ТНВ). Зрелище, надо сказать, необычное: даже на съемки журналисты выезжают с весьма оригинальными микрофонами, у которых две стороны кубика украшены эмблемой «Эфира», а две другие — логотипом «Татарстана-24». Такая вот символическая игра в «перевертыши». Интересно, что флагманская программа «Город» в сетке республиканского канала отсутствует. По-видимому, Андрей Григорьев приберег свою жемчужину для эфирных включений на РЕН ТВ, не отдав ее в общий котел, в отличие от другого своего хита — «Перехвата».

В наследство «Татарстану-24»  перешли остатки годового бюджета ТРК «Казань» примерно в 50 млн. рублей, однако это не та сумма, на которую можно создать приличный 24-часовой новостной телеканал В наследство «Татарстану-24» перешли остатки годового бюджета ТРК «Казань» примерно в 50 млн. рублей, однако это не та сумма, на которую можно создать приличный 24-часовой новостной телеканал Фото: «БИЗНЕС Online»

Одним словом, несмотря на старт очередного телевизионного сезона, ничего кардинально нового на канале не появилось. Но это лишь пока, ведь у «Татарстана-24» совсем другая миссия и другие амбиции, чем у канала городских новостей. Загвоздка, по нашей информации, связана в том числе и с финансированием.

В наследство новому каналу перешли остатки годового бюджета ТРК «Казань» примерно в 50 млн. рублей, добытого Тимерзяновой. Однако это не та сумма, на которую можно создать приличный 24-часовой новостной телеканал. ТРК «Казань», к примеру, до 80% эфирного времени забивала купленными на стороне программами, не в состоянии освоить всю сетку собственными силами.

Так что как раз сейчас полным ходом идет закулисная подготовка к разделу пирога медийного госзаказа. Как утверждают наши источники, менеджеры нового канала пока довольно скромны и рассчитывают лишь на 30 дополнительных миллионов для производства программ между новостными блоками. Итого — 80 млн. рублей, но это лишь на первом этапе. На перспективу же звучит сумма в 100 млн., а там — как фишка ляжет. В любом случае осваиваться эти деньги будут уже в новом, 2017 году — тогда «Татарстан 24» и расправит плечи окончательно.

По нашим сведениям, Алексей Кулешов в скором времени возглавит Информационно-телевизионное агентство «ТСН», которое будет обеспечивать новостями и «Татарстан-24», и «Эфир» По нашим сведениям, Алексей Кулешов в скором времени возглавит информационно-телевизионное агентство «ТСН», которое будет обеспечивать новостями и «Татарстан-24», и «Эфир» Фото: prav.tatarstan.ru

СЛУГА ДВУХ ГОСПОД: КОНТЕНТ ОБЕСПЕЧИТ ГРИГОРЬЕВ-МЛАДШИЙ

Контур того, как будет функционировать новый канал, прорисовывается уже сейчас. Надо заметить, что схема весьма экзотичная. Источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией, рассказывают, что новостной контент проекта будет отдан на откуп специально созданному ООО «Информационно-телевизионное агентство «ТСН» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, которое в полном объеме принадлежит Даниле Григорьеву. Директором компании, созданной в мае 2016 года, значится ближайший соратник Григорьева-старшего Самвел Оганесян, но в скором времени его на посту сменит, по нашим сведениям, Алексей Кулешов — редактор информационной службы объединенного телеканала. ТСН придется работать на два фронта: производить и продавать новости и «Татарстану-24», и «Эфиру».

Эта схема, порожденная, надо полагать, дефицитом творческих кадров, работает и сейчас. Фактически одна редакция под руководством Кулешова производит контент для двух телеканалов — программу «Город» для «Эфира» и «Новости» для «Татарстана-24». От «Татмедиа» процесс контролирует бывший главред KZN Лилия Каюмова, а от «Эфира» помимо Кулешова — Дмитрий Аверкиев и Екатерина Солейкина. Причем пока ситуация такова, что бывшим сотрудникам KZN работу оплачивает «Татмедиа», а эфировским кадрам, соответственно, компания Григорьева. После полноценного выстраивания системы в ТСН перейдут в общей сложности около 40 человек из числа бывших работников KZN и «Эфира» — это люди, которые делают программы, менеджеры, технари, ведущие.

С одной стороны, схема, когда информационные программы для телеканалов делает независимая организация, используется достаточно широко. Но, с другой стороны, возникает довольно много скользких вопросов.

От «Татмедиа» процесс производства контента для двух каналов контролирует бывший главред KZN Лилия Галимова От «Татмедиа» процесс производства контента для двух каналов контролирует бывший главред KZN Лилия Каюмова Фото: inkazan.ru

Во-первых, пока все идет гладко, поскольку концепции нынешнего «Татарстана-24» и «Эфира» не отличаются. Но что будет, когда одним и тем же людям придется одновременно работать и в формате госпропаганды, и в нынешнем формате «Города» — не то чтобы оппозиционном, но со своей специфической повесткой? Как будет разделяться контент, ведь новости обоих каналов (де-факто — конкурентов) не должны быть одинаковыми — кому вершки, а кому корешки?

Во-вторых, есть вопрос: как будет формироваться стоимость услуг компании? Скажем, какую цену Григорьев-младший установит для того же «Города», что транслируется в «Эфире» у Григорьева-старшего? И насколько будет отличаться прайс новостей «Татарстана-24», за которые платить придется уже не родителю из собственного кармана, а бюджету республики?

ВГТРК РЕСПУБЛИКАНСКОГО МАСШТАБА

Отдельная песня — превращение «Татарстана-24» в полноценный общереспубликанский канал. Как мы уже писали ранее, все телевизионные филиалы, входящие в ОАО «Татмедиа», фактически станут территориальными подразделениями нового телеканала. Структура — так, по крайней мере, предполагается — будет напоминать холдинг «ВГТРК». То есть базовый контент формируется в столице, а филиалы в районах получают свои временные слоты, которые заполняют местными новостями и программами — этакая единая хорда, на которую будут «нанизаны» районные телекомпании.

Все телевизионные филиалы, входящие в ОАО «Татмедиа», фактически станут территориальными подразделениями нового телеканала Все телевизионные филиалы, входящие в ОАО «Татмедиа», фактически станут территориальными подразделениями нового телеканала Фото: inkazan.ru

Все они по замыслу должны работать в формате мини-студий или корпунктов, представляющих местную тематику в «Новостях» на «Татарстане-24». Ранее такого единообразия не было, каждый местный игрок чуть ли не самостоятельно выбирал «старшего брата», в чей эфир потом включался. По логике, в этой роли чаще всего должен был выступать ТНВ, но на деле он не был основным партнером даже у половины районных кнопок. Теперь же под крыло «Татарстана-24» перейдут около 20 филиалов, в том числе челнинское и нижнекамское телевидение. При этом «Татмедиа» планирует еще и проредить поголовье филиалов в малых и средних городах.

Активная работа в этом направлении, по нашим данным, начнется после 18 сентября, а полноценно система выстроится, когда истекут сроки прежних лицензий и договоров районных компаний с другими каналами-партнерами.

Примечательно, что и здесь просматривается конфликт интересов. У «Эфира» (который, напомним, владеет половиной нового канала) в более-менее крупных городах есть и свои филиалы. Кажется, было бы логично ожидать их слияния с подразделениями «Татмедиа» по примеру «Эфира-24» и канала «Казань». Финансирование объединенных филиалов осуществлялось бы за счет республиканского бюджета и районных властей, какую-то часть расходов покрывала бы реклама (ранее «Татмедиа» отобрала у филиалов возможность самостоятельно продавать рекламу, переведя эти функции в Казань). Однако, как стало известно «БИЗНЕС Online», вопреки просочившимся слухам, никакого слияния, по крайней мере на данном этапе, не будет. А значит, пока в столице РТ «Эфир» и «Татарстан-24» будут «дружить домами», их «отпрыски» за пределами Казани продолжат конкурировать за внимание рекламодателя.

ТНВ ВСПОМНИТ ГЛАВНУЮ МИССИЮ?

С возникновением новой главной республиканской «кнопки» возник и никуда не делся логичный вопрос: а что прикажете делать с ТНВ? Как известно, у Аминова есть два телевизионных проекта. Первый — «ТНВ-Планета», который вещает через спутник для татар по всему миру, второй — «ТНВ-Татарстан», ориентированный на республиканского зрителя, сочетающий программы на русском и татарском языках. На содержание обоих каналов республика через госзаказы и субсидии в год тратит 440 млн. рублей. Конкурентов по охвату аудитории на местном рынке у телекомпании не было, а потому она спокойно забирала себе более трети медиабюджета, выделяемого казной РТ. Напомним, траты на KZN были в разы меньше, да и новый игрок разевает рот не столь широко.

С учетом формата «новости каждые полчаса» и получением доступа «Татарстаном-24» к контенту филиалов по всей республике шансов составить ему конкуренцию у ТНВ, прямо скажем, не очень много, особенно если речь идет о русскоязычных программах. К тому же сейчас цифры рейтинга канала Аминова оставляют желать лучшего: данные настолько малы, что уже выпали из системы подсчетов TNS Gallup. Напротив, «Эфир» «вырос» настолько, что уже составляет конкуренцию федеральным каналам. Источники нашей газеты говорят, что ситуативно доля программы «Город» после ликвидации конкурента в лице KZN доходила до рекордных 40% — цифры зашкаливающие, но на то она и монополия.

В этих условиях единственный, пожалуй, реальный выход для ТНВ — стать полностью татароязычным телеканалом. Тем более раз уж другим этот путь закрыт Роскомнадзором. Возможно, о чем-то подобном в компании уже задумались. Показательная деталь — та же Тимерзянова никогда ранее не давала интервью на родном языке, но в сюжете по случаю выхода в эфир программы «Вызов 112» отказалась от этого принципа и говорила с репортером на татарском, получив несколько уроков от репетитора. Если произойдет переориентация исключительно на татарский язык, отпадет необходимость содержать еще и «Планету» из-за дублирования функций и контента. Это кажется логичным шагом еще и потому, что часть кормящего ТНВ госзаказа на себя неизбежно перетянет «Татарстан-24», который наверняка сделает это уже ближайшей зимой. Все-таки лоббистские возможности близкого к Кремлю и агентству «Татмедиа» Андрея Кузьмина на данном этапе выглядят значительно весомее, чем у Аминова, который чересчур увлекся развитием параллельных проектов, в результате многое безвозвратно упустил и значительно ослабил свой политический вес. Яркий тому пример: Тимерзянова на свое усмотрение меняет редакторов отделов на ТНВ. За короткое время она полностью переформатировала новостное вещание и запустила новый проект в пику григорьевскому «Перехвату» — «Вызов 112». Кто знает, возможно, ее эффективность в качестве медиаменеджера на фоне уставшего шефа будет замечена и по достоинству оценена?

К сожалению, директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин пока что воздержался от каких-либо комментариев К сожалению, директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин пока что воздержался от каких-либо комментариев Фото: prav.tatarstan.ru

Выстраивание новой телевизионной философии на примере «Татарстана-24» может оказаться лишь предтечей глобальной реформы в управлении всеми государственными СМИ в республике. В медиасреде активно муссируется слух о том, что по тому же принципу будут реформированы и пишущие СМИ. Каждое подразделение в муниципалитетах якобы получит типовое название — условно «Аксубаево-Информ» или «Атня-Информ» — и будет встроено в пирамиду агентства «Татар-информ» во главе с Шамилем Садыковым. В результате возникнут две медийные «башни»: телевизионная «Татарстан-24» и все остальные СМИ в структуре «Татар-информа». Причем бремя их содержания частично может быть передано на места, то есть районным властям.

В этом случае сохранение конфигурации, когда в регионе существует и агентство «Татмедиа», и одноименное акционерное общество с его ежегодно растущим аппаратом, станет нецелесообразно. И тогда модель управления, выстроенная Маратом Муратовым, уйдет в прошлое, на смену придет новая, созданная выходцами из «гнезда» Григорьева... Впрочем, пока это все только слухи и домыслы.

К сожалению, директор АО «Татмедиа» Кузьмин пока что воздержался от каких-либо комментариев.