. «У Болгарской академии есть определенный потенциал. Должны быть имиджевые мероприятия, мы должны продемонстрировать свои намерения» Фото: «БИЗНЕС Online

«АЛЬФРИД БУСТАНОВ КАК БЫЛ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ КАНДИДАТОВ НА ЭТУ ДОЛЖНОСТЬ, ТАК И ОСТАЕТСЯ ИМ»

На самом деле вопрос о ректоре Болгарской исламской академии оказался не таким простым. Да, с одной стороны, в этом году ректор нужен для того, чтобы организовать работу, разрабатывать программы. Но если подойти к вопросу с другой стороны, то сегодня необходимо привлекать и будущих абитуриентов. Значит, этот человек должен быть очень близок к мусульманской умме. А умма ведь очень закрытое сообщество, умма должна этого ректора принять. Как раз вопросы и сомнения возникли именно в этой связи.

Но времени очень мало, в течение года нужно решить много вопросов. Если даже пока у нас не будет ректора, организатор в любом случае будет, я так думаю. Потому что к сентябрю следующего года ректор должен быть назначен, а кто будет работать до следующей осени? Там работы очень много, нужно решать вопросы, найти преподавателей, практически определиться с будущими абитуриентами, определиться по учебным заведениям, по регионам. Например, Кавказ как мы можем привлечь, приедут ли оттуда магистры? То есть с ними тоже надо вести переговоры, на каких условиях они приедут? Какие преподаватели их устраивают? С этой точки зрения работа огромнейшая.

В общем, координаторы программ сказали: раз учебного заведения пока нет, то и ректор не нужен. Все на стадии обсуждения.

При этом Альфрид Бустанов как был одним из основных кандидатов на эту должность, так и остается им. Тут дело даже не в духовном образовании, которое у него отсутствует. Тут как в фильме у Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для уммы очень важно, чтобы было доверие, а к Бустанову со стороны религиозных деятелей, естественно, есть вопросы. Хотя в его профессиональных качествах никто не сомневается. Да, это ученый с хорошим профессиональным образованием, вопрос: как он сработается с уммой? Но, повторюсь, кандидатура Бустанова обсуждается, я это не опровергаю, считаю, что у него шансы большие.

«РАБОЧИМИ ЯЗЫКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРАБСКИЙ И РУССКИЙ»

«Дорожную карту» мы составляли. Не с сентября, но хотя бы с октября, по крайней мере, эту площадку, которая есть, надо использовать. Нам надо привлекать в основном будущих абитуриентов. Шейх Саади, скорее всего, скоро приедет, с ним будут совершенствовать арабский язык, может быть, и другие курсы начнутся, мы будем приглашать преподавателей, хотя бы ненадолго, чтобы они давали мастер-классы. Надо по крайней мере показать абитуриентам, что в этом направлении мы будем работать, то есть в течение года мы будем работать — курсы проводить.

Мы должны целенаправленно работать на будущих абитуриентов, показывая потенциал будущей академии. Поэтому планируем проводить курсы для муфтиев из различных регионов, чтобы они приехали и увидели, что у Болгарской академии есть определенный потенциал. Имиджевые должны быть мероприятия, мы должны продемонстрировать свои намерения, какие будут преподаватели, что Болгарская академия — это на самом деле серьезно. То есть целенаправленно работать на 1 сентября следующего года.

Мы предполагаем, что в Болгаре будут работать магистерские и докторские программы. Что касается языков, на которых будет вестись преподавание, то, честно говоря, богословское наследие дореволюционное, оно в основном татарское. Но многие писали на арабском языке, поэтому как рабочий язык арабский — это очень важно. Однако с начала XX века все источники были на татарском языке. Поэтому, безусловно, язык с нуля там реально вряд ли будут преподавать, но необходимость знания татарского будет очень важна для будущих магистров и докторов, поскольку в основной массе свои работы они должны писать по трудам российских богословов.

И обучение будет, скорее всего, не только на арабском, хотя, естественно, ключевые преподаватели первые несколько лет будут арабы. Рабочими языками должны быть арабский и русский. А знание татарского языка мы должны решать на уровне бакалавриата. Ученики должны владеть татарским языком. В данном случае для слушателей магистерских, докторских программ, у них татарский язык должен быть инструментом. То есть они, владея татарским языком, смогут читать источники и будут готовы писать диссертацию. Язык — это очень важно. Надо его усиливать для изучения нашей богословской мысли, которая сегодня, к сожалению, совершенно не изучена.

Пока ректора нет, но будет программа подготовки к открытию, хотя руководителя у подготовки этой программы пока нет. Вопрос стоит, в ближайшее время он, возможно, решится.

Рафик Мухаметшин