Почему до сих пор не назначен ректор Болгарской исламской академии и есть ли шансы у главного претендента на этот пост Альфрида Бустанова? Куратор проекта — ректор Российского исламского института и заместитель муфтия Татарстана Рафик Мухаметшин рассказал «БИЗНЕС Online» о будущем главного мусульманского учебного заведения страны.
«У Болгарской академии есть определенный потенциал. Должны быть имиджевые мероприятия, мы должны продемонстрировать свои намерения»
«АЛЬФРИД БУСТАНОВ КАК БЫЛ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ КАНДИДАТОВ НА ЭТУ ДОЛЖНОСТЬ, ТАК И ОСТАЕТСЯ ИМ»
На самом деле вопрос о ректоре Болгарской исламской академии оказался не таким простым. Да, с одной стороны, в этом году ректор нужен для того, чтобы организовать работу, разрабатывать программы. Но если подойти к вопросу с другой стороны, то сегодня необходимо привлекать и будущих абитуриентов. Значит, этот человек должен быть очень близок к мусульманской умме. А умма ведь очень закрытое сообщество, умма должна этого ректора принять. Как раз вопросы и сомнения возникли именно в этой связи.
Но времени очень мало, в течение года нужно решить много вопросов. Если даже пока у нас не будет ректора, организатор в любом случае будет, я так думаю. Потому что к сентябрю следующего года ректор должен быть назначен, а кто будет работать до следующей осени? Там работы очень много, нужно решать вопросы, найти преподавателей, практически определиться с будущими абитуриентами, определиться по учебным заведениям, по регионам. Например, Кавказ как мы можем привлечь, приедут ли оттуда магистры? То есть с ними тоже надо вести переговоры, на каких условиях они приедут? Какие преподаватели их устраивают? С этой точки зрения работа огромнейшая.
В общем, координаторы программ сказали: раз учебного заведения пока нет, то и ректор не нужен. Все на стадии обсуждения.
При этом Альфрид Бустанов как был одним из основных кандидатов на эту должность, так и остается им. Тут дело даже не в духовном образовании, которое у него отсутствует. Тут как в фильме у Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для уммы очень важно, чтобы было доверие, а к Бустанову со стороны религиозных деятелей, естественно, есть вопросы. Хотя в его профессиональных качествах никто не сомневается. Да, это ученый с хорошим профессиональным образованием, вопрос: как он сработается с уммой? Но, повторюсь, кандидатура Бустанова обсуждается, я это не опровергаю, считаю, что у него шансы большие.
«РАБОЧИМИ ЯЗЫКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРАБСКИЙ И РУССКИЙ»
«Дорожную карту» мы составляли. Не с сентября, но хотя бы с октября, по крайней мере, эту площадку, которая есть, надо использовать. Нам надо привлекать в основном будущих абитуриентов. Шейх Саади, скорее всего, скоро приедет, с ним будут совершенствовать арабский язык, может быть, и другие курсы начнутся, мы будем приглашать преподавателей, хотя бы ненадолго, чтобы они давали мастер-классы. Надо по крайней мере показать абитуриентам, что в этом направлении мы будем работать, то есть в течение года мы будем работать — курсы проводить.
Мы должны целенаправленно работать на будущих абитуриентов, показывая потенциал будущей академии. Поэтому планируем проводить курсы для муфтиев из различных регионов, чтобы они приехали и увидели, что у Болгарской академии есть определенный потенциал. Имиджевые должны быть мероприятия, мы должны продемонстрировать свои намерения, какие будут преподаватели, что Болгарская академия — это на самом деле серьезно. То есть целенаправленно работать на 1 сентября следующего года.
Мы предполагаем, что в Болгаре будут работать магистерские и докторские программы. Что касается языков, на которых будет вестись преподавание, то, честно говоря, богословское наследие дореволюционное, оно в основном татарское. Но многие писали на арабском языке, поэтому как рабочий язык арабский — это очень важно. Однако с начала XX века все источники были на татарском языке. Поэтому, безусловно, язык с нуля там реально вряд ли будут преподавать, но необходимость знания татарского будет очень важна для будущих магистров и докторов, поскольку в основной массе свои работы они должны писать по трудам российских богословов.
И обучение будет, скорее всего, не только на арабском, хотя, естественно, ключевые преподаватели первые несколько лет будут арабы. Рабочими языками должны быть арабский и русский. А знание татарского языка мы должны решать на уровне бакалавриата. Ученики должны владеть татарским языком. В данном случае для слушателей магистерских, докторских программ, у них татарский язык должен быть инструментом. То есть они, владея татарским языком, смогут читать источники и будут готовы писать диссертацию. Язык — это очень важно. Надо его усиливать для изучения нашей богословской мысли, которая сегодня, к сожалению, совершенно не изучена.
Пока ректора нет, но будет программа подготовки к открытию, хотя руководителя у подготовки этой программы пока нет. Вопрос стоит, в ближайшее время он, возможно, решится.
Рафик Мухаметшин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.