Включить Татарстан в список особо проблемных ОСАГО-регионов — такое предложение вчера сделали страховщики на круглом столе по проблемам полисов ОСАГО. Он прошел в Челнах, где граждане до сих пор, чтобы получить полис, вынуждены занимать очередь с ночи. Свою озабоченность до страховщиков попытались донести представители муниципалитета, Нацбанка РТ и прокуратуры города. Угрозы, объяснения и отговорки выслушивал корреспондент «БИЗНЕС Online».
В Челнах прошел круглый стол на тему «Развитие рынка ОСАГО» в связи с неулучшающейся ситуацией с доступностью полисов ОСАГО
«СИТУАЦИЯ ПО ДОСТУПНОСТИ ПОЛИСОВ ОСАГО В АВТОГРАДЕ НАС ТРЕВОЖИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО»
Неулучшающаяся ситуация с доступностью полисов ОСАГО в Набережных Челнах заставила Марата Шарифуллина — заместителя Мидхата Шагиахметова в Нацбанке РТ, на который возложена обязанность по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства в Татарстане, провести в Челнах круглый стол на тему «Развитие рынка ОСАГО». В присутствии заместителя мэра города Флеры Андреевой, начальника управления финансов Альфинур Галиакберовой, прокурора города Александра Евграфова и представителей страховых компаний в стенах челнинской мэрии была предпринята попытка обсудить причину крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся на рынке «автогражданской ответственности».
Понятное дело, что руководителям страховых компаний встреча с прокурором и замом управляющего Нацбанка не сулила ничего хорошего, поэтому в большинстве своем держать ответ перед надзорными и контролирующими органами пришли всяческие замы, руководители отделов и начальники юридических служб. А представитель «Росгосстраха» прямо призналась, что ее задача заключается лишь в том, «чтобы узнать новости с этой встречи и донести их до руководителя компании». Одним словом, рассчитывать на конструктивное участие во встрече страховщиков явно не приходилось. Чуть забегая вперед, скажем, что отдуваться за всех них пришлось замдиректора СК «АСКО» Андрею Павлову. Остальные пришедшие на встречу — представители СОГАЗа, «Согласия», «Чулпана», ВСК, «Талисмана», НАСКО, «Итиль-Армейца» — сидели, словно набрав в рот воды. Да и вопросами Шарифуллина и Евграфова закидывали тоже лишь приглашенные на встречу журналисты. Но обо всем по порядку.
Доступность полисов ОСАГО в Челнах — проблема уже с бородой. Их нехватка особенно остро стала ощущаться с 2014 года. Толпы желающих приобрести полис с поздней ночи осаждали офисы страховых компаний. Получить его без очередей можно было только приобретя навязываемые дополнительные виды страхования: имущества, жизни и т. д. Страховщики тогда оправдывали свои действия тем, что ОСАГО приносит им значительные убытки. Но как бы ни остра была проблема, на республиканский уровень ее обсуждение вышло только после того, как весной того же года в городе побывал прокурор республики Илдус Нафиков. В ходе приема населения он выяснил, что ситуация с доступностью полисов приобрела катастрофичный характер. Устроив разнос руководству городской прокуратуры, он предложил Евграфову в десятидневный срок навести порядок, пригрозив, что иначе сам задержится в городе на денек-другой и наведет его самостоятельно, но тогда уж без кадровых решений точно не обойдется. Естественно, сотрудники Евграфова рьяно взялись за дело — начали проводить массовые проверки страховых компаний на наличие фактов навязывания дополнительных услуг при оформлении полисов. Сам прокурор дважды за десятидневный срок после отъезда Нафикова собирал у себя руководителей страховых компаний — раздавал предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона, грозил штрафами за неисполнение законных требований, увещевал, что в случае их неисполнения предпримет и методы экономического воздействия. В частности, обещал выйти на ключевых клиентов страховых компаний и попросить их отказаться от услуг конкретных страховщиков. Грозил даже возбуждением уголовных дел на руководителей компаний.
Александр Евграфов
ЗАНИМАТЬ ОЧЕРЕДЬ С ГЛУБОКОЙ НОЧИ
Однако громкая прокурорская кампания, сопровождавшаяся шумихой в СМИ, имела лишь краткосрочный эффект. В целом ситуация с тех пор почти не улучшилась. Основная масса автолюбителей, желающих заполучить полис автогражданки, как и два года назад, вынуждена с глубокой ночи занимать очереди на прием к страховому агенту, либо искать знакомых, способных оказать им содействие в оформлении полиса.
«Мы получаем устные обращения от населения по поводу недоступности полисов ОСАГО, письменных обращений, правда, не очень много, но они тоже есть, а это означает, что проблема имеет место быть и требует обсуждения специалистами», — заявила, открывая заседание, Андреева и передала слово Шарифуллину. «Ситуация с доступностью полисов в Набережных Челнах на сегодня тревожит больше всего, — начал он. — Таких проблем с ОСАГО в других населенных пунктах республики мы не имеем. Так как ОСАГО — социально значимый вид страхования и находится в постоянной зоне внимания банка России, с 1 апреля прошлого года мы осуществляем выездной мониторинг ситуации с доступностью ОСАГО в крупных городах. Специалисты Банка России заходят в офисы страховых компаний и мониторят ситуацию с доступностью полисов. Кроме этого, нами организована горячая линия по вопросу доступности полисов ОСАГО. Граждане, обращающиеся на нее (телефон в Казани:
Довольно интересно информацию о том, что наибольшее количество жалоб на автостраховщиков в Татарстане поступает в Нацбанк из Набережных Челнов, интерпретировала Галиакберова. Она предположила, что это может быть связано с активной деятельностью территориальных общественных самоуправлений. Сотрудники ТОСов, по ее словам, на своих территориях активно развешивают листовки о том, «куда человек должен обращаться в случае если нарушения закона со стороны страховых компаний имеет место быть». «Полагаю, что увеличение количества жалоб связано с той работой, которую мы проводим по информированию населения», — заключила главный финансист автограда.
Марат Шарифуллин
«В 2015 ГОДУ АВТОСТРАХОВЩИКИ СОБРАЛИ 7,2 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ, А ВЫПЛАТИЛИ 3,8 МИЛЛИАРДА»
Татарстан, по словам Шарифуллина, входит в число лидеров как по количеству компаний, занятых на рынке ОСАГО, занимая второе место в ПФО и шестое по стране, так и по объему страховых премий. Доля республики по этому виду страхования на общероссийском рынке — 3,3%. Сам размер страховых премий по ОСАГО, собранных страховщиками в Татарстане, увеличился в полтора раза с 3,8 млрд. рублей в 2014 году до 7,2 млрд. в 2015-м. Что касается выплат по страховым случаям в категории обязательного автострахования, то они также выросли в 1,6 раза и составили в прошлом году 4,6 млрд. рублей. «Таким образом, цифры показывают, что сборы страховщиков по ОСАГО существенно превышают выплаты», — констатировал Шарифуллин. Что касается коэффициента убыточности по ОСАГО, то он, по словам банкира, увеличился с 80% до 93%. При этом Шарифуллин отметил, что в среднем по стране этот показатель — 82%, но в соседних с Татарстаном крупных республиках и областях даже выше: в Нижегородской области — 99%, а в Башкортостане — 95%.
Шарифуллин заявил также и о нехорошей тенденции, которой регулятор серьезно обеспокоен: «Наблюдается снижение заключенных договоров ОСАГО на 5,5 процентов с 1,228 миллиона в 2014 году до 1,161 миллиона в 2015-м. И данная тенденция по снижению количества проданных полисов продолжается и в этом году», — заявил банкир. По его словам, порядка 70% всех жалоб со стороны потребителей на деятельность некредитных финансовых организаций были связаны с жалобами по ОСАГО. Всего же в Нацбанк РТ за прошлый год поступило 1190 жалоб — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. А только за 7 месяцев этого года количество жалоб уже перевалило за 800. «Мы констатируем, что к нам продолжают поступать жалобы о снижении доступности ОСАГО в Татарстане и в Набережных Челнах в частности», — еще раз заявил Шарифуллин.
Среди проблем он назвал и продажу недействительных полисов. Распространяются подделки в основном посредством социальных сетей. В прошлом году таких полисов в республике было выявлено более 400.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАВЯЗЫВАЮТ НЕНУЖНУЮ УСЛУГУ
«С 15 июля этого года в КоАП были внесены изменения, — представитель регулятора перешел к штрафам как к самой действенной мотивации. — Если раньше штраф до 50 тысяч рублей за навязывание допуслуги можно было наложить только на должностное лицо страховой компании, то теперь спектр штрафов расширен. Теперь мы можем штрафовать как сами страховые компании в размере от 100 до 300 тысяч рублей, так и должностных лиц компании, а также страховых агентов. Часто бывало так, что навязыванием допуслуг занимались не штатные сотрудники компаний, а нанятые страховые агенты. Сейчас КоАП позволяет нам привлекать к административной ответственности и этих людей за навязывание услуг», — рассказал Шарифуллин.
Вместе с этим он выразил надежду, что с января следующего года проблемы на рынке ОСАГО разрешатся автоматически. Дело в том, что по настоянию Центробанка с 1 января 2017 года все страховщики, работающие с ОСАГО, будут обязаны продавать и электронные полисы. «С января все автовладельцы, смогут покупать полисы в любое время и в любом месте, вне привязки к местонахождению продавца», — сказал Шарифуллин, добавив, что он же стал инициатором введения с 31 мая этого года так называемого периода охлаждения, когда человек, которому навязали допуслугу, может от нее отказаться в течение 5 дней и вернуть свои деньги в полном объеме, написав страховщику соответствующее заявление.
«С чем связан дефицит полисов, о котором так упорно говорят нам страховщики?» — спросили банкира журналисты. Шарифуллин объяснил, что как в целом по республике, так и по городам в отдельности, дефицита полисов ОСАГО нет и быть не может. «По 2015 году общее количество полисов ОСАГО поступивших в Татарстан составило 1,9 миллиона штук, а было продано только 1,1 миллиона», — рассказал он.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Шарифуллина набросать алгоритм действий человека, столкнувшегося с навязыванием допуслуг при заключении договора ОСАГО либо с отказом страховой компании заключить с ним такой договор. «Идеальная ситуация, если человек вспоминает о том, что у него заканчивается действие предыдущего полиса ОСАГО хотя бы за 30 дней, — ответил Шарифуллин. — Тогда он приносит в страховую компанию весь пакет документов, предусмотренный законодательством, и пишет заявление, в котором просит продать ему полис ОСАГО, прилагая необходимые документы. Обязательно официально регистрирует это заявление в офисе компании, ставит на него штампик и ждет. У компании есть 30 дней на акцепт заявления либо на отказ в заключении договора, если предоставленные страхователем документы не соответствуют законодательству. Если в течение 30 дней страховая компания не выдает вам полис ОСАГО, то вы можете пожаловаться в Банк России с приложением всех документов. В случае если человек пришел за несколько дней до завершения срока действия предыдущего договора и столкнулся с аналогичной проблемой, то ему либо потребуются аудио-, фото- или видеодоказательства, подтверждающие факт отказа или навязывания допуслуг, либо два или три свидетеля или официальный письменный отказ представителя компании заключать с вами договор, например в связи с отсутствием бланков», — рассказал представитель Нацбанка.
Затем журналисты попытались узнать позицию прокурора по поводу мытарств желающих купить полис ОСАГО, в частности в СК «АСКО», так как именно к дверям ее офиса на проспекте Вахитова по ночам приезжает самое больше количество страждущих. Но тот, заявив что «здесь же есть представитель АСКО, давайте спросим у него», умело переадресовал вопрос. Как рассказал заместитель директора АСКО по страхованию Андрей Павлов, согласно квоте российского союза автостраховщиков (РСА), в месяц его компании выделяется 5 тыс. полисов ОСАГО: «Все они используются полностью. За 6 месяцев этого года мы заключили 31808 договоров, это на 1389 больше, чем годом ранее. По статистике, 48,8 процента наших клиентов по ОСАГО — это старые клиенты, а 51,2 процента — клиенты, пришедшие к нам из других страховых компаний. Бланков у нас 5 тысяч, а количество желающих застраховаться в два раза больше. Поэтому не всем бланков и хватает. Наши коллеги по цеху сильно сокращают объемы страхования в Набережных Челнах. А мы как единственная региональная компания, которая имеет регистрацию в городе, не можем взять на себя всю ответственность по этому виду страхования. Даже если учитывать статистику зарегистрированных в городе транспортных средств, а это порядка 180 тысяч автомобилей, то наша доля на этом рынке — 40 процентов! И мы не можем взять на себя 90 или 100 процентов этого рынка, даже при нашем большом желании нам это РСА не позволит сделать!.. Мы со своей стороны законодательство исполняем в полном объеме, ничего не нарушаем. Чтобы исправить ситуацию, на рынке должны появиться крупные федеральные игроки. Наша доля на общероссийском рынке ОСАГО составляет ничтожные 0,07 процента. Представляете?!»
ОПАСАЙТЕСЬ ЛЖЕСТРАХОВЩИКОВ
Прокурор, взявший слово следом за представителем АСКО, поспешил напомнить, что и правоохранители тоже не даром едят свой хлеб, и в настоящее время в городском суде рассматривается дело по организованной группе, сбывавшей в Челнах поддельные полисы ОСАГО, отметив, что такое дело в Татарстане рассматривается впервые. На скамье подсудимых 10 человек. По версии следствия, в июне 2013 года двое из обвиняемых создали организованное преступное сообщество для реализации поддельных полисов ОСАГО. Позже в состав ОПС вошли еще 8 человек. Соучастники приобретали у неустановленного лица в Москве поддельные полисы и в дальнейшем сбывали их автовладельцам в Набережных Челнах и Чебоксарах. Следователям удалось установить 167 граждан, ставших жертвами мошенников. Им был причинен материальный ущерб на общую сумму более 800 тыс. рублей. Задержаны лжестраховщики были только весной этого года. В ходе обысков у них изъяли еще 680 поддельных бланков страховых полисов. Однако причиненный ими ущерб не возмещен. Потерпевшими были заявлены к обвиняемым гражданские иски. В целях возмещения ущерба следствием был наложен арест на имущество обвиняемых — 5 квартир и 3 автомобиля.
Затем прокурор рассказал, что всего в прокуратуру города поступило за этот год 17 обращений на действия страховых компаний. По всем этим фактам был проинформирован Нацбанк и были приняты решения. «Нельзя навязывать допуслуги, мы с этим жесточайшим образом будем бороться, — заверил прокурор. — И электронное страхование с 1 января и другие предпринимаемые государством меры должны дать свой эффект». Но здесь и страховым компаниям нужно активно работать во всех областях: «Есть проблемы с поддельными полисами, есть проблемы с так называемыми автоюристами. Это ведь тоже ваши проблемы, когда с вами начинают судиться так называемые автоюристы».
«На самом деле проблема заключается прежде всего в экономике этого вида страхования. Если до 2014 года лимит выплат составлял 120 тысяч рублей, то после того как этот лимит был поднят в 4 раза, тариф вырос лишь на треть. Отсюда и все проблемы, — напомнил Павлов. — Страховые компании — это коммерческие компании. Они должны приносить доход. А если в этом виде страхования будут одни убытки и не будет никакого просвета, то компании будут уходить. Есть два варианта развития событий. Либо на государственном уровне будет принято решение и будет проведена либерализация тарифной системы ОСАГО и тарифную политику и андеррайтинг отдадут самим страховщикам, чтобы они сами навели порядок в криминальной составляющий этого бизнеса, либо все останется как есть. Поэтому мы уже неоднократно выступали с идеей включить и Татарстан в список проблемных регионов и пустить сюда единого агента по продажам полисов ОСАГО. РСА заставит все компании, работающие на рынке, продавать полисы, исходя из их доли на рынке. Поделит эти 170 - 180 тысяч договоров на все страховые компании поровну. Тогда будет эффект».
Шарифуллин отметил, что вопрос включения Татарстана в систему «Единый агент ОСАГО» в данный момент находится на рассмотрении в Центробанке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.