НЕ ПЛАТИШЬ ЗАРПЛАТУ? ДАВАЙ, ДО СВИДАНИЯ!

В руководстве крупного челнинского завода «КамгэсЗЯБ», возможно, грядут кадровые изменения. Сегодня генпрокуратура РФ опубликовала информацию о прошедшей на предприятии проверке исполнения законодательства об оплате труда. Поводом для прокурорского вмешательства послужили обращения работников о нарушении их трудовых прав. Установлено, что 99 сотрудникам предприятия не выплачена заработная плата за май 2016 года на общую сумму 1,1 млн. рублей. Как сообщает ведомство, работодатель несвоевременно выплачивал работникам отпускные и производил с ними окончательный расчет при увольнении. После вмешательства надзорного ведомства трудовые права трудящихся были полностью восстановлены, а задолженность по заработной плате погашена. Однако это не спасло руководителя от наказания. По постановлению прокурора в отношении гендиректора было возбуждено дело об административном правонарушении по статье за нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым административному наказанию. И суд вынес поистине редкое решение — гендиректора ООО «КамгэсЗЯБ» Владимира Петрова дисквалифицировали на 1 год. Решение еще не вступило в законную силу, уточнил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.

Применить столь крутую меру наказания судебные органы заставил тот факт, что в 2015 году Петров уже дважды привлекался к административной ответственности за невыплату зарплаты и был оштрафован. Кстати, впервые в публичном пространстве информация о том, что на «КамгэсЗЯБе» не все благополучно, появилась в октябре прошлого года. Тогда прокуратура города после обращений к ней самих работников завода установила, что предприятие задолжало своим 676 сотрудникам заработную плату на общую сумму более 12,4 млн. рублей. После вмешательства надзорного ведомства миллионные задолженности по оплате труда были погашены. История с задержкой зарплаты имела последствия: ряды работников поредели более чем на сотню. Всего, по данным на начало июня, на предприятии числилось в штате 544 человека. То ли ситуация с долгами устроила не всех, то ли руководство предприятия решило провести оптимизацию.

Александр Евдокимов признал, что финансовые результаты предприятия действительно плохие, но заявил, что решения об отставке Петрова все-таки принято не было Александр Евдокимов признал, что финансовые результаты предприятия действительно плохие, но заявил, что решения об отставке Петрова все-таки принято не было Фото: nabchelny.ru

«УПРАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ЭФФЕКТНЫМ, А ЭФФЕКТИВНЫМ»

Между тем слухи о том, что Петров может покинуть кресло КамгэсЗЯБа, причем не временно, а навсегда, курсируют среди участников строительного рынка уже с апреля. Тогда источники «БИЗНЕС Online» говорили, что отставка должна была состояться вот-вот — на внеочередном заседании совета директоров предприятия. Временно исполняющим обязанности гендиректора одного из столпов челнинской стройиндустрии якобы предполагалось назначить его нынешнего зама Николая Тазова. Правда, сам Тазов, первый заместитель гендиректора КамгэсЗЯБа, к которому обратилось наше издание, категорически опроверг эту информацию. «Нет-нет, такого нет и не было. Это все слухи», — заверил он.

Тем не менее собственный источник «БИЗНЕС Online» в материнском «КамГЭСэнергострое» подтверждал, что Петровым в Казани недовольны из-за неудовлетворительных финансовых показателей.

«Управление предприятием должно быть не эффектным, а эффективным. Это хоть и однокоренные слова, но смысл в них закладывается разный. „Ак Барс Холдинг“ (владеет «КамГЭСэнергостроем»прим. ред.) требует от нас эффективного управления, а не эффектного. На КамгэсЗЯБ и качество управления предприятием оставляло желать лучшего, поэтому акционерами и было принято решение о смене директора», — сообщал источник издания. Он сообщил, в частности, о жалобах клиентов на срыв сроков поставок продукции, возложив вину на менеджмент. «Проблемы с поставками продукции, проблемы с поставками сырья могут возникнуть только там, где руководитель достаточно неэффективно управляет — не может распределить финансовые потоки, сырьевые потоки, выстроить логистическую финансовую цепочку . Проблема именно в управлении. Никаких других претензий к Петрову нет. Там все нормально», — говорил собеседник «БИЗНЕС Online». Кадровое решение, по словам нашего источника, у руководства «КамГЭСа» окончательно созрело в начале мая на заседании наблюдательного совета «КамгэсЗЯБа».

Один из игроков на строительном рынке автограда на условиях анонимности подтвердил «БИЗНЕС Online», что необязательность компании в отношении поставок своим партнерам уже оплаченной продукции стала причиной переориентации на продукцию других предприятий стройиндустрии города. Тем более что какого-то уникального товара, какого нельзя купить у конкурентов, завод не производил. «Когда ты делаешь предоплату, не можешь затем получить отгрузку продукции — комплектный железобетон — и это системно продолжается на протяжении последних двух лет, то, конечно, напрашивается вывод: почему это происходит? Так ведь быть не должно, когда ты деньги отдаешь, по сути дела, авансируешь это предприятие, а потом ходишь и выпрашиваешь у него свой товар. Состояние, когда завод на оплаченные тобой деньги не может изготовить нужную тебе продукцию, вызывает ряд вопросов. И очень долго это продолжаться не может», — объяснил свою позицию один из строителей.

Председатель совета директоров «КамГЭСэнергостроя» Александр Евдокимов, с которым связался «БИЗНЕС Online», признал, что финансовые результаты предприятия действительно плохие, но заявил, что решения об отставке Петрова все-таки принято не было. «Петров отчитывался на совете директоров. Да, там серьезная ситуация. И на собрании указали, что руководство «КамгэсЗЯБа» должно разработать мероприятия по полной загрузке предприятия, так как завод сегодня недозагружен. А на них кредит висит», — сообщил Евдокимов.

РЕАНИМАЦИЯ ПРОШЛА УСПЕШНО?

ООО «КамгэсЗЯБ» — дочерняя компания концерна «КамГЭСэнергострой» и одно из старейших предприятий стройиндустрии в Набережных Челнах, которое было заложено аж в 1962 году. И с тех пор неизменными заказчиками продукции завода являлись строители крупнейших в Закамье предприятий химии, нефтехимии, энергетики и машиностроения. Продукция предприятия — детали и конструкции из эффективного ячеистого бетона — пользовалась неизменным спросом со стороны заказчиков. На сегодняшний день только в Набережных Челнах, как утверждается на сайте предприятия, построено около 60% жилых домов с применением его продукции.

Финансовые проблемы предприятие испытывает не впервые и уже однажды проходило процедуру банкротства. «Дочка» КГЭС под оперативным управлением Петрова была создана на руинах Завода ячеистых бетонов. Одно из крупнейших предприятий стройиндустрии Татарстана, принадлежавшее тогда Валерию Пескову, встало в начале 2011 года с суммой долга около 900 млн. рублей. Примерно 40% долга приходилось на банки: «АК БАРС» Банк, Автоградбанк и «Банк Татарстан». Работники ЗЯБа, переведенные в специально созданную для этих целей ООО «УК «ЗЯБ», фактически оказались на улице. Ситуация сложилась критическая. В феврале 2011 года около 150 бывших заводчан взяли штурмом территорию завода под началом директора ООО «УК «ЗЯБ» Владимира Баранова, который заявлял при этом, что намерен возобновить выпуск бетона. Для руководства республики бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий — созданию новой структуры под крылом КГЭС и трудоустройству зябовцев, а также к обеспечению «КамгэсЗЯБа» заказами на строительстве нового микрорайона «Замелекесье». Спустя два месяца завод был запущен благодаря первым заказам от МУП ПАД и близкой к администрации города строительной компании «Евростиль». Благодаря новым производственным линиям, закупленным ЗЯБом в лизинг и арестованным в период банкротства за неплатежи, «КамгэсЗЯБ» со старта начал производство брусчатки, ЖБИ и газобетона.

В числе основных заказчиков продукции (сборные железобетонные изделия, газобетон, брусчатка, товарный бетон, сухие смеси) «КамгэсЗЯБа» после прихода на завод Петрова были сама материнская компания «КамГЭСэнергострой» и ее «дочка» УКС «КамГЭСэнергострой», активно застраивающее в настоящее время в Челнах микрорайон «Замелекесье» 9- и 10-этажными жилыми домами, в том числе и 141-й серией, которую производит ЗЯБ. Кроме того, поставки осуществлялись и другим строителям — те же самые «Комфортное жилье» Михаила Золотухина и «Профит» Марселя Мингалимова. Также были подписаны соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и с двумя городскими предприятиями. В частности, «КамгэсЗЯБ» должен был стать едва ли не эксклюзивным поставщиком брусчатки для МУП ПАД, а другой челнинской компании ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина завод должен был поставлять газобетон для строительства детских садов. Так или иначе, казалось, что реанимация умирающего завода прошла успешно и он вновь встал в строй.

Между тем сказать, что финансовые показатели «КамгэсЗЯБа» столь плохи, что пора менять руководство, тоже нельзя. Заказами на продукцию предприятие, в принципе, было обеспечено. Об этом может говорить хотя бы ежегодный рост выручки, который фиксировался на заводе с момента, когда в 2010 году все его имущество было передано в аренду новому инвестору — «КамГЭСу». В 2011 году, когда у руля завода и встал Петров, выручка составила 499 млн. рублей. В 2012 она увеличилась уже до 827 млн. рублей. В 2013 году был взят миллиардный рубеж — выручка составила 1,145 млрд., а в 2014 году к этому показателю прибавила еще 13%, добравшись до отметки в 1,3 млрд. рублей. Правда при этом чистая прибыль предприятия на протяжении всех последних лет на фоне миллиардных оборотов оставалась смехотворно низкой — в 2011 году она составила 387 тыс. рублей, а годом позже едва перевалила за 2 миллиона. Рекордным же в этом смысле можно было бы назвать 2013 год, когда налоги были уплачены с 8,5 млн. рублей чистой прибыли. Но начиная с 2014 года кривая прибыли вновь пошла вниз, снизившись более чем в 2 раза и составив чуть более 4 млн. рублей. По всей вероятности, средства уходили на выплату долгов по кредитам, обанкротившим ЗЯБ в 2011 году.

«ДЕЛО НЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, А В ХОЗЯЕВАХ»

Ситуацию на предприятии прокомментировали «БИЗНЕС Online» игроки строительного рынка Челнов. И все они утверждают, что «КамгэсЗЯБ» продолжит лихорадить.

Анатолий Кондюков — исполнительный директор «Профит»:

— Слухи о смене гендиректора на «КамгэсЗЯБе» ходят уже давно, но этот вопрос я обсуждать не собираюсь. Одно могу сказать — оттуда все бегут. У нас были привязанные к сериям ЗЯБа дома, мы сейчас перепривязываем их на другие серии. «Добиваем» последние зябовские дома — и все. По графику мы должны были дом 17/18 еще в прошлом году смонтировать, но из-за того, что железобетона не получаем, до сих пор монтаж не закончили. Так же отстали и по 17-му дому. Поэтому в ближайшее время мы зябовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома. Я знаю, что в таком же состоянии и другие компании, которые на их поставках сидят. Фактически все мы сейчас, строители зябовских серий, между собой воюем, чтобы выбить себе какой-то элемент железобетона. Это в основном сам «КамГЭСэнергострой», УКС «КамГЭСэнергострой» и «Комфортное жилье» Золотухина. Золотухин, я знаю, уже сегодня на комплектации домов 141-й зябовской серии начинает применять железобетон других заводов. Мы тоже этим путем идем. Например, перекрытия на 100 процентов закупаем у других поставщиков, некоторые другие виды изделий заказываем у компании «Стройдетали». В общей сложности уже около половины деталей мы изготавливаем на других заводах — кроме перекрытий это часть стеновых панелей, щелевые плиты, стенки лоджий, хотя должны были все это стопроцентно брать в «КамгэсЗЯБе».

Юрий Мочалин — коммерческий директор ООО «Домкор»:

— Мы на данный момент прорабатываем новые проекты с привязкой на наши изделия. К фирме «Домкор Индустрия» обращаются другие компании, но я не могу сказать, сколько потребителей продукции «КамгэсЗЯБа» переориентируются на наши изделия, пока все на стадии переговоров. Я бы не сказал, что к нам бегут — это больше наша работа по продвижению продукции, мы сами предлагаем компаниям свой товар. Кроме того, не хочется раньше времени озвучивать этот процесс в конкретных формулировках, чтобы не сглазить, да и проработку наших проектов сначала нужно завершить.

Константин Брусованский — директор ООО «Стройдеталь Холдинг»:

— Есть кое-какие изделия, которые мы получали с ЗЯБа, например, шахты лифтов они нам уже второй год поставить не могут. То металла нет, то цемента — все как в России. Дело там не в поставщиках ЗЯБа, у них какие-то внутренние финансовые проблемы. Возможно, смена гендиректора была бы и к лучшему, но утверждать сложно. Что может сделать директор без права принимать решения для воздействия на ситуацию? Хоть кого поставь — дело не в менеджменте завода, а в хозяевах.