Власти Челнов накануне одержали первую победу над частными перевозчиками Исполком Наиля Магдеева накануне одержал первую победу над частными перевозчиками. Но эту победу можно считать почти что пирровой: усилий много, а результат пока промежуточный Фото: nabchelny.ru

ИСПОЛКОМ VS ПЕРЕВОЗЧИКИ — 1:0

В войне с частными перевозчиками, которая длится уже год, власти Набережных Челнов накануне одержали первую победу. В Арбитражном суде ПФО исполком автограда выиграл кассационный иск к ИП Гариной и ООО «ЧелныАвтоТранс+». Частные перевозчики пытались оспорить результаты прошлогоднего тендера на пассажирские перевозки по 6 городским маршрутам и признать недействительным договор исполкома с победителем — ООО «Пассажирские перевозки».

«Суд признал конкурс законным, а жалобу предпринимателей — необоснованной, — сообщил „БИЗНЕС Online“ начальник правового отдела исполкома Ленар Ахметзянов. — Истцы считали, что конкурс мы провели незаконно. В качестве нарушений назвали объединение в лотах нескольких маршрутов, отклонение заявки Гариной и еще несколько мелких претензий».

Перевозчики выиграли суд в первой инстанции, но проиграли в апелляционной и кассационной. Вдобавок с 15 июля вступила в силу статья 11.33 КоАП РФ, которая предусматривает штрафы за нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса. Таким образом, специальная муниципальная инспекция теперь имеет право штрафовать перевозчиков, работающих за рамками итогов тендера. «Контрольные органы, в том числе прокуратура, ждали этого решения, — рассказал Ахметзянов. — Теперь нелегальные перевозчики могут рассчитывать на встречу с нашей межведомственной комиссией, в которую входят сотрудники исполкома, транспортной инспекции и ГИБДД».

Справедливости ради надо отметить, что претензия от Гариной в адрес исполкома была далеко не единственной. И окончательную победу идеологам транспортной реформы праздновать все же рано, как рано и нещадно штрафовать. После тендера перевозчица подала аж четыре иска, три из которых — совместно с другими перевозчиками, оставшимися за бортом после тендера: ИП Щелоковым, ИП Судниковым и ООО «ЧелныАвтоТранс+». Так что эту победу исполкома можно считать почти что пирровой: усилий много, а результат пока промежуточный.

В самостоятельном иске обиженная перевозчица требовала признать необоснованными результаты работы питерского Научно-исследовательского проектного института транспортной инфраструктуры, который оптимизировал маршрутную сеть Челнов. К слову, за свою работу по оценке транспортной сети институт выручил не менее 5 млн. рублей, судя по конкурсной документации на сайте госзакупок. Правда, потом Гарина отозвала этот иск. Кроме того, она как владелица маршрута №9 изначально требовала в суде принять обеспечительные меры в виде приостановления действия договора до окончательного решения суда. Эти ограничения позволили Гариной и Ко продолжать возить челнинцев и дальше.

Совместный иск Гариной и Судникова будет рассмотрен 9 августа по другому лоту, в составе которого 7 маршрутов. Причем маршрутов Гариной там нет. Хронология же судебных прений почти аналогична. Перевозчики также требуют признать недействительными итоги конкурса. Иск, поданный в декабре 2015 года, устоял в первой инстанции, но апелляцию исполкома суд в данном случае не удовлетворил. Несмотря на это, как следует из картотеки Арбитражного суда, исполком вновь подал апелляционную жалобу, которую и рассмотрят на днях.

Еще один иск с Щелоковым требует от исполкома выдать карты муниципальных автобусных маршрутов и включить в реестр маршрутов сведения о маршрутах заявителей. Этот иск арбитраж рассмотрит 23 августа.

«У НИХ СЕЙЧАС ШАНСЫ КАКИЕ... ВЕРХОВНЫЙ СУД? СОМНИТЕЛЬНО!»

Напомним, долгожданный тендер на право осуществления пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах исполком города провел 25 августа прошлого года. Условия тендера изначально предполагали участие в нем не только муниципального «Электротранспорта» с его парком в 136 «НЕФАЗов», но и частных перевозчиков. Все маршруты были включены в четыре лота. По первым двум, объединяющим шесть маршрутов, заявка была подана только от МУП «Электротранспорт». Так что здесь никаких интриг не предполагалось, а остатки рынка перевозок руководство города во главе с мэром автограда Наилем Магдеевым мудро бросило, как кость на драку-собаку, частным перевозчикам. По итогам тендера МУПу достались маршруты под номерами 2, 3, 26, 10, 11, 21. А еще два лота с 13 маршрутами приняло на обслуживание ООО «Пассажирские перевозки», в которое объединились несколько частников. Гарина же, Судников и Щелоков с последней компанией объединяться не пожелали.

Сама Гарина, как и Щелоков, на звонки журналистов перестала отвечать с тех пор, как увязла в судебных дрязгах. Судников также отказался общаться с нашим изданием. Лишь Юлия Хамзина, одна из перевозчиц, тоже проигравших тендер и вошедших в гаринскую коалицию, пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что их уже пытались один раз штрафовать за езду без маршрутных карт. Но прокуратура вызвала исполкомовских чиновников на ковер, так как кассация на тот момент еще не прошла и все это было незаконно. Также Хамзина пожаловалась на то, что отдел транспорта исполкома не выдает отсуживающим свои маршруты перевозчикам маршрутные карты. «Их выдают всем, кроме нас. К нам у них особое отношение», — заявила она. Однако дальнейшую судьбу «нелегалов» Хамзина озвучивать не стала.

Зато итоги судебного процесса охотно прокомментировали оппоненты Гариной. «Я думаю, вряд ли Гарина и компания уберут свои машины с маршрутов, будут бороться до конца, только не знаю как, — высказал мнение директор ООО „Пассажирские перевозки“ Николай Тятюшкин. — У них сейчас шансы какие... Верховный суд? Сомнительно, конечно. Лично мне 109-й маршрут никак не мешает. Гарина мешает в первую очередь МУПу, и поэтому их будут выдавливать любыми путями. Их и так уже штрафовали за отсутствие маршрутных карт, есть протоколы. Но контролеры не особо активно этим занимались, говорили: а вдруг мы сейчас понапишем протоколов, а 4 августа все отменят, тогда что? Ну вот 4-е число пришло. Сейчас их машины плутают где-то между маршрутами. На 109-й, например, карта выдана, а машины ездят по другим маршрутам, потому что тут занято. Они пытались после тендера в прошлом году внаглую встать на маршруты, но все это закончилось мордобоем».

При этом Тятюшкин дистанцировался от ловли нелегалов (понять это можно — все-таки тоже предприниматели!), но вообще-то для этого есть ответственные структуры, пояснил он.

... Купленные в лизинг «НЕФАЗы» по-прежнему большей частью перевозят по городу воздух
Фото: nabchelny.ru

ЗА ПОЛГОДА 10 ДТП, 13 ПОСТРАДАВШИХ

Отметим, что транспортная революция, которую во всеуслышание объявил Магдеев, наткнулась не только на яростное сопротивление сутяг-перевозчиков, но и на индифферентное отношение пассажиров. Купленные в лизинг «НЕФАЗы» по-прежнему большей частью перевозят по городу воздух. Хотя руководство «Электротранспорта» заявляет о медленном, но верном росте пассажиропотока, озвучить более конкретные цифры для «БИЗНЕС Online» руководитель МУПа Рашид Шамсудинов так и не решился.

Напомним, что Магдеев, будучи в ноябре на интернет-конференции в «БИЗНЕС Оnline», прокомментировал вопрос читателя о том, когда «Электротранспорт» выйдет на безубыточность. «Надо навести порядок, чтобы на маршрутах не было „левых“ автобусов. Специалисты Санкт-Петербургского проектного института, которые исследовали пассажиропоток в Челнах и создавали маршрутную сетку для Казани, Сочи и других городов, обнаружили, что у нас порядка 200 автобусов работают нелегально. Это теневой бизнес. Чтобы с ним бороться, придется настойчиво работать всеми законными методами. Тогда появятся пассажиры, которые будут платить законным перевозчикам, и экономика „Электротранспорта“ не будет страдать», — пообещал мэр.

Кроме того, на днях прокуратура Челнов провела проверку исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности МУП «Электротранспорт». Основанием для вмешательства прокурора стали многочисленные ДТП с участием водителей предприятия. За полгода по вине водителей МУПа произошло 10 ДТП, в которых пострадали 13 человек. При этом некоторые из водителей в течение года привлекались к административной ответственности за нарушение ПДД. По результатам проверки прокуратура внесла в адрес гендиректора представление об устранении нарушений и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.