... Регистрации новых легковых автомобилей в республике в первом полугодии сократились на 3,8% с 27433 единиц в январе-июне прошлого года до 26396 машин
Фото: Сергей Елагин

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ ПОДАРИЛ ЛОЖНУЮ НАДЕЖДУ

Легкие признаки оживления, которые авторынок Татарстана демонстрировал в начале года, к лету снова исчезли. Регистрации новых легковых автомобилей в республике в первом полугодии сократились на 3,8% с 27433 единиц в январе-июне прошлого года до 26396 машин, следует из отчета агентства «Автостат». Мелькнувший в первом квартале луч надежды, когда количество поставленных на учет машин выросло на 4,4%, судя по всему, стал лишь следствием низкой прошлогодней базы — тогда спрос был «вымыт» ажиотажем конца 2014-го.

По данным ассоциации европейского бизнеса, которая фиксирует именно продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) автомобилей, в целом по России спрос сократился на 14,1% до 672,1 тыс. авто. Это лишь слегка поправило ситуацию, сложившуюся по итогам первого квартала, — тогда, по данным АЕБ, продажи автодилеров падали на 16,9%.

«Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, то есть быстрее, чем предполагалось в начале года. Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 миллиона штук, что означает падение на 10,3 процента по сравнению с 2015 годом. Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6 - 7 процентов или, иными словами, до половины от того, что мы наблюдали в текущем году», — прокомментировал статистику председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

«По итогам полугодия рынок новых легковых автомобилей в России, согласно данным „Автостата“, составил 571,6 тысячи единиц, что на 4,7 процента меньше, чем год назад. Скорее всего, к концу года этот показатель составит 5 - 10 процентов в отрицательном выражении», — дал свой прогноз для «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы аналитического агентства Азат Тимерханов. Словом, говорить сейчас можно только об определенной стабилизации общего спроса около минимальных значений. О каком-то серьезном восстановлении речи не идет — для этого нет никаких предпосылок. В кошельках россиян, может быть, и не гуляет ветер, но уж похудели-то изрядно, причем этот неприятный процесс не останавливается. По данным Росстата, реальные доходы населения снова сократились на 5% по итогам первого полугодия. И пусть рубль за последний квартал слегка подрос (на 5,2% к евро и на 6,3% к доллару), в годовом разрезе его средний курс упал к единой валюте сразу на 21,9% до 78,4 рубля, а к «американцу» — на 21,7% до 70,2 рубля.

Картина для продавцов и производителей авто могла быть еще печальнее, если бы не оживление на банковском рынке. Национальное бюро кредитных историй НБКИ и «Автостат» совместными усилиями подсчитали: во втором квартале в Татарстане в кредит было куплено 8670 новых машин — на 37,9% больше, чем за первые три месяца текущего года. На заемные деньги татарстанцы купили 59,4% авто — то есть на три «кредитные» машины приходилось лишь две оплаченные иным образом. «На фоне некоторого сокращения темпов автомобильных продаж, доля „кредитных“ авто продолжает расти, приближаясь к рекордным значениям, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Однако инфляция и снижение реальных доходов населения продолжают оказывать давление на рынок автокредитования».

Тем временем все большее число автолюбителей, руководствуясь принципом «не до жиру», отправляется на вторичный рынок. Продажи подержанных авто в республике в первом полугодии выросли на 20% до 61,6 тыс. машин, утверждает все тот же «Автостат». Сегодня Татарстан в результате занимает 8-е место по объему «вторички». Впрочем, давайте вернемся к основной теме и подробнее разберем, что происходило на первичном рынке.

С КЕМ СОРЕВНУЕТСЯ LADA VESTA?

Начнем с тех, кто потерял больше других в абсолютном выражении. Бесспорный «рекордсмен» — отечественная LADA, спрос на которую в РТ упал на 718 единиц, или 8,7%, до 7539 авто. И это абсолютный антирекорд за всю историю наших наблюдений, если сравнить объем продаж с максимальным значением в первом полугодии (2011 год), то с той далекой вершины спрос упал уже в 2,9 раза.

Напомним, что по итогам января-марта LADA в республике потеряла 8,1% продаж, и с тех пор относительная динамика практически не изменилась. В Казани потери сократились с 25% в первом квартале до 21% в первом полугодии. В масштабах же всей страны, по данным АЕБ, продажи LADAза три месяца снижались на 17%, по итогам 6 месяцев падение замедлилось до 12%.

«Тут целый комплекс причин. Можно лишь добавить, что модельный ряд LADA претерпевает изменения, которые по большому счету надо было проводить давно, когда на рынке еще не было Solaris и Rio. Сейчас же с ними конкурирует только LADA Granta. С другой стороны, цены на вазовские автомобили за эти годы вплотную приблизились к иномаркам бюджетного сегмента, что тоже создает трудности для отечественного автогиганта. К тому же за прошедшее десятилетие на АвтоВАЗе сменилось столько руководителей, сколько их было у предприятия в течение 40 лет до этого, что, сами понимаете, сказывается на стратегии развития такой большой компании не самым лучшим образом», — считает Тимерханов.

==table1254==

В модельном разрезе у LADA аутсайдером с худшей динамикой стала упомянутая Granta (цена от 384 тыс. рублей) в кузове хэтчбек, потерявшая 1123 голоса. Второе место по потерям застолбила за собой Kalina второго поколения в кузове универсал (от 436 тыс. рублей): минус 633 авто, причем в кузове хэтчбек эта модель потеряла 422 голоса. Впрочем, будем считать, что спрос отчасти переключился на новинки АвтоВАЗа. Та же Vesta (от 529 тыс. рублей) на длинном, полугодовом старте набрала в Татарстане 1211 поклонников.

Как видим, в абсолютном выражении это даже слегка перекрыло потери хэтчбека Grantа. Вообще, действительно складывается впечатление, хотя Vesta была призвана конкурировать с такими лидерами рынка, как KIA Rio (от 484 тыс. рублей) и Hyundai Solaris (от 490 тыс. рублей), что за покупателя она борется с другими моделями из Тольятти. Обращает на себя внимание тот факт, что корейские бестселлеры Rio и Solaris у официальных дилеров предлагались дешевле, чем явленная миру в ноябре вазовская Vesta (уточним, что при этом на сайте Lada.ru мы обнаружили ценник от 489 тыс. рублей).

Понятно, что по минимальной стоимости и в минимальной комплектации автомобили приобретаются редко. Но ведь и средняя цена составит порядка 600 тыс. рублей, что у условно азиатского производителя, что и у еще более условно отечественной Vesta. На АвтоВАЗе решили убедить покупателей фирменным качеством, опциями и гарантией? А может, доказать преимущества новинки должны были тест-драйвы от таких супер-VIPов, как Владимир Путин и Рустам Минниханов?

Из позитивного же у LADA можно отметить неплохой стартовый спрос — 535 авто — на поступивший в продажу в феврале компактный кроссовер — или хэтчбек с повышенным клиренсом, кому как больше нравится — X-Ray (от 589 тыс. рублей).

... Спрос на Chevrolet поддерживается благодаря лишь единственной модели Niva (от 585 тыс. рублей). За минувший год он даже вырос с 588 до 626 авто
Фото: Сергей Елагин

NISSAN НЕ ВЫДЕРЖАЛ «БЮДЖЕТНОЙ» КОНКУРЕНЦИИ

Что касается обладателей второго и третьего мест по абсолютным потерям — Opel и Chevrolet, то причину их фиаско мы неоднократно называли: это официальный уход данных марок концерна GM с российского рынка. Спрос на Chevrolet поддерживается благодаря лишь единственной модели Niva (от 585 тыс. рублей). Кстати, за минувший год он даже вырос с 588 до 626 авто.

Под серьезным давлением оказались и продажи нескольких японских брендов. Так, один из партнеров АвтоВАЗа — Nissan — потерял в Татарстане 182 голоса, или 17%, до 872 авто. В первом квартале потери были значительно скромнее, всего 6%. При этом в Казани ситуация для производителя развернулась, что называется, «к лесу передом — ко мне задом»: прирост на 11% в первом квартале сменился потерей 10% по итогам полугодия. Но и это не выглядит ужасно на фоне российских продаж: по данным АЕБ, в целом по РФ Nissan за полугодие растерял 28% (за январь-март — 25%). Так что ослабление позиций в региональном масштабе выглядит цветочками.

==table1255==

Среди конкретных моделей самый тяжелый удар пришелся на бюджетную Almera (от 481 тыс. рублей). Она явно не выдержала возросшей конкуренции за звание «народный седан» — ей пришлось поступиться, в том числе и партнерам по концерну.

Почти половину прошлогодних достижений растерял сверхпопулярный в предыдущие годы компактный кроссовер Nissan Juke. Уточним, что у него нет местной локализации производства и, возможно, новый ценник — от 860 тыс. рублей, а в средней комплектации 1,1 млн. рублей — просто распугал покупателей. К слову, по этой причине множество моделей ныне либо вовсе перестали ввозиться в РФ, либо поступают исключительно под заказ. Собственно, у официальных дилеров в Казани мы не обнаружили и Juke 2016 года выпуска: в салоне «Марка» в модельном ряду его вовсе не оказалось, а у «Акоса» была опция привезти под заказ Juke образца 2015 года.

==table1256==

Еще один неудачник — Sentra (самая доступная версия Welcome в «Акосе» от 976 тыс. рублей) — растерял три четверти спроса до 26 авто. Здесь нельзя не вспомнить, что похожая модель у Renault — Fluence — и вовсе была выведена с российского рынка.

Куда лучше шли дела у обновленного хита Qashqai (от 950 тыс. рублей, в средней комплектации — 1,25 млн. рублей), который показал лучший результат в конюшне Nissan — плюс 123 единицы до 215 машин.

Говоря о потерях Nissan в нижнем ценовом сегменте, добавим, что татарстанский бизнес у его бюджетного подразделения Datsun тоже шел не лучшим образом: минус 158 до 495 машин. Бренд представлен у нас двумя моделями: on-Do (от 436 тыс. рублей) и mi-Do (от 462 тыс. рублей). Во втором случае скептики имеют полное право заявить: как можно платить за перелицованную Kalina первого поколения больше, чем за второе поколение? Правда, основу спроса на Datsun составляют заказы на on-Do на платформе Granta, но и регистрации этой модели просели на 140 единиц до 354 авто.

ПОТЕРИ СЧИТАЮТ ДВА ЯПОНСКИХ «М»

Справедливости ради стоит отметить, что в списке аутсайдеров оказались и те игроки, что успели локализовать в России свои ведущие модели. Так, Mazda по республике недосчиталась 178 голосов. Относительно хорошей новостью для бренда можно считать замедлившееся падение спроса, с 45% по итогам первого квартала до 38%. Это определенно является тенденцией: в Казани падение спроса замедлилось с 56% до 43%, в масштабах РФ (по данным АЕБ) — с 37% до 27%.

==table1257==

Отступали с занятых позиций такие локализованные модели, как кроссовер CX-5 (от 1,35 млн. рублей за комплектацию Drive, средний ценник — около 1,65 млн. рублей за Active 2AT 4WD) и бизнес-седан «шестерка» (от 1,2 млн. рублей). К ним присоединилась и нелокализованная «тройка» (от 1,08 млн. рублей) с дилерской пометкой «под заказ».

Ощутимые потери понес Mitsubishi: минус 163 голоса до 265 авто. В результате падение спроса во втором квартале ускорилось с прежних 16% до 38%, в Казани — с 24% до 35%, по России — с 49% до 55%. «Эти японские бренды существенно сузили свои линейки. Так, Mazda оставила только три модели, а Mitsubishi сфокусировался на сегменте SUV. Причем последний бренд пока не может перебороть негативный тренд прошлого года, когда его продажи в РФ упали на 55 процентов — в нынешнем году он демонстрирует ту же отрицательную динамику. У Mazda в этом плане ситуация немного улучшилась: если в прошлом году было минус 46 процентов, то в этом году минус 27 процентов», — говорит Тимерханов.

==table1258==

Главной причиной проблем Mitsubishi стала остановка поставок компактного кроссовера ASX — это выбило концерн из борьбы в одном из самых востребованных сегментов. Годом ранее ASX занимал второе место по популярности в линейке Mitsubishi, а за январь-июнь текущего года в Татарстане не было зарегистрировано ни одного нового автомобиля. По признанию дилеров, в случае возобновления поставок в Россию будет завозиться рестайлинговая версия с более высоким ценником. Пока же спрос на машины производителя держится на среднеразмерном кроссовере Outlander (от 1,4 млн. рублей за 2.0 InformCVT). Неплохо чувствуют себя внедорожные модели «трехбриллиантовых» — Pajero (от 2,4 млн. рублей за 3,0 IntenseAT) и PajeroSport (от 2,1 млн. рублей за 2,5 IntenseAT), обе 2015 года выпуска.

ГОНКА БИЗНЕС-СЕДАНОВ: HYUNDAI, FORD, TOYOTA

Перейдем к тем, для кого кризис не проблема, а возможность подняться выше, забрав долю менее расторопных конкурентов. Самую большую прибавку в абсолютном выражении обеспечил себе Hyundai: плюс 257 единиц, или 11%, до 2546 авто в Татарстане, и 5,5% до 985 авто в Казани. Хотя в целом по стране продажи Hyundai упали на 19%, здесь стоит напомнить, что в статистике АЕБ у ряда марок, включая корейскую, вместе с легковыми учтены легкие коммерческие авто.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что бестселлер марки Solaris смог добрать дополнительно 52 голоса до 1836 авто. Тем временем в линейке кроссоверов произошло смещение фокуса спроса с ix35 на обновленный Tucson (от 1,2 млн. рулей, средняя цена — 1,5 млн. рублей за версию 2,0 АТ 2WD). Нельзя не отметить весомую прибавку 112 авто до 199 авто у бизнес-седанов i40 (от 1 млн. рублей, средняя цена от 1,2 млн. рублей за версию i40 SKD 2,0 ATComfort FL). Наконец, обновленная Elantra (от 810 тыс. рублей) позволила набрать бренду дополнительно еще 88 голосов.

==table1259==

Резидент Татарстана Ford стал обладателем второго места по абсолютному приросту «поголовья»: плюс 194 голоса, или 53%, до 561 зарегистрированных авто. В Казани Ford ускорился на три четверти до 260 машин, а вот статистика по стране близка к республиканской — плюс 51% до 20678 авто.

==table1261==

Основной тяговой силой Ford стала бюджетная Fiesta (от 454 тыс. рублей, в средней комплектации с АКПП 1,6 л — 640 тыс. рублей). Вторым в американской упряжке оказался обновленный и, что немаловажно, подешевевший кроссовер Kuga (от 990 тыс. рублей, в средней комплектации с АКПП — 1,6 млн. рублей). Хорошую прибавку (42 авто) обеспечил бизнес-седан Mondeo. В последнем случае Ford подошел к делу с одним из своих лучших подходов, как в свое время с Mustang — «сердито и доступно», но вовсе не дешево: машина выглядит дороже, чем стоит. Теперь обзавестись автомобилем, напоминающим с фасада былые поколения легендарных авто Джеймса Бонда Aston Martin, можно всего от 1,3 млн. рублей (в средней комплектации АТ 2,5 л Titanium 1,7 млн. рублей).

==table1260==

Благодаря повысившемуся спросу на локализованные бизнес-седаны Camry (от 1,36 млн. рублей) — плюс 65 единиц до 324 авто — увеличила свою долю на татарстанском рынке Toyota: плюс на 17% до 1277 авто. И все же лидером по приросту в линейке оказался среднеразмерный кроссовер Rav4 (от 1,28 млн. рублей). Хорошо показали себя и проверенные временем «крузаки»: «прадик» (от 1,9 млн. рублей) прибавил 54 голосов до 198 авто, а «двухсотый» (от 3,9 млн. рублей) — 62 голоса до 133 авто.

==table1262==

РЕКОРД UAZ И КИТАЙСКИЙ СОПЕРНИК X-RAY

Отдельного внимания заслуживает зарубежный бренд №1 — KIA, добравший еще 148 голосов, или 3,9%, до 3937 авто. Правда, в Казани спрос подрос на символические 0,3% до 1439 авто, а целом по РФ второй из корейских «братьев» вообще потерял 8% до 69766 авто.

Что характерно, в модельном ряду KIA не наблюдается ярко выраженных провалов или прорывов. Хотя заметно (15%) прибавил обновленный среднеразмерный кроссовер Sportage (от 1,18 млн. рублей) и наполовину до 100 поставленных на учет машин выросли продажи бизнес-седана Optima (от 1,2 млн. рублей). В последнем случае история явно созвучна с Hyundai i40.

==table1263==

Основная интрига вокруг бренда разворачивается в Казани. Здесь разрыв между общими регистрациями Lada (1624 авто) и Kia (1439 авто) уменьшился всего до 185 единиц. Разница с легкостью может быть устранена в ближайшие кварталы, если не месяцы, если АвтоВАЗ не возьмется за ум и не стабилизирует свои продажи.

Renault по республике добрал 7% до 2722 авто, в Казани прибавил 2% до 1085 машин и только в масштабах всей страны потерял 9%
Фото: Сергей Елагин

И если уж мы вновь заговорили о тольяттинцах, то куда лучше, чем у партнеров по концерну, шли дела у Renault. По республике «француз» добрал 7% до 2722 авто, в Казани прибавил 2% до 1085 машин и только в масштабах всей страны потерял 9%.

==table1264==

Основным драйвером роста стала популярная модель Sandero (от 480 тыс. рублей), заработавшая очередные очки: плюс 153 голоса до 876 авто. Свою лепту внес бестселлер марки, внедорожник Duster (от 629 тыс. рублей за версию E0 DB2, в средней комплектации E2 DB4 — 896 тыс. рублей), регистрации которого увеличились на 83 единицы до 1027 авто.

Чешская «дочка» Volkswagen — Skoda — в Татарстане прибавила 152 единицы, или 23%, до 825 машин, в Казани — 63 регистрации до 375 авто (в целом по РФ чехи потеряли 4%). Основной «виновник» роста — хорошо знакомая россиянам Octavia (от 786 тыс. рублей за Active 1,6 MPIMT и 1,05 млн. рублей за Style 1,4 TSIAT). Приличную прибавку показал и бестселлер марки Rapid (от 559 тыс. рублей за Active 1,6 MT и 660 тыс. рублей за Active 1,6 AT) — вот вам еще один солидный конкурент LADA Vesta.

==table1265==

Продажи Lifan в Татарстане на фоне ослабления позиций других китайских брендов выросли на 144 единицы, или без малого две трети, до 374 авто. В Казани армия его почитателей разрослась в 3,5 раза до 88 обладателей машин, а в целом по РФ — на 63% до 7565 авто.

Главным застрельщиком у китайского бренда стал компактный кроссовер X50 (от 510 тыс. рублей в базовой версии 2015 года до 640 тыс. рублей в топовом исполнении 2016 года). Можно говорить о слабой тяге 1,5-литрового двигателя, огрехах в эргономике, но... 640 тыс. рублей в «топе» с вариатором многих заставят задуматься. Насколько серьезную конкуренцию вазовскому X-Ray составит «китаец», покажут ближайшие кварталы. Судя по задорному старту, покупатели его вниманием не обойдут.

==table1266==

«Такие марки, как Ford, Lifan, Chery, в прошлом году упали довольно сильно, поэтому в нынешнем году у них наблюдается рост. Если ссылаться на данные АЕБ, то в 2015 году Ford упал на 41 процент, Lifan — на 36 процентов, Chery — на 73 процента. Иными словами, нынешний рост во многом связан с низкой сравнительной базой прошлого периода», — поясняет Тимерханов.

О том, как снимали сливки спроса в люксовом сегменте BMW и Lexus, мы писали в первой части нашего традиционного обзора. Можно лишь добавить, что завидная динамика продаж привела их в Топ-10 бенефициаров первого полугодия 2016 года среди всех брендов, независимо от цены.

И напоследок — вишенка на торте, абсолютный рекорд регистраций от отечественного бренда УАЗ. Он добрал 77 регистраций, или 42%, до 262 авто — это на две поставленных на учет машины больше, чем в эталонном первом полугодии 2011 года. В Казани продажи ульяновского автозавода увеличились на 54% до рекордных для полугодия 91 авто. Да и в целом по РФ бренд показал прирост на 11% до 21310 авто (напомним, включая LCV).

При этом всю татарстанскую прибавку обеспечил бестселлер марки — модель 3163 Patriot, популярность которого выросла на 78 голосов до 195 авто (74% от всего спроса легковые модели марки). Отечественный «патрик», как его называют автолюбители, предлагается от 779 тыс. рублей за версию «Классик», однако на сайтах дилеров можно встретить и ценник от 519 тыс. рублей, с учетом всех «звездочек» и «плюшек».

==table1267====table1268==