Встреча президента РТ Рустама  Минниханова с губернатором провинции Хунань Ду Цзяхао в мае 2014 года Президент РТ Рустам Минниханов в мае 2014 года подписал с губернатором провинции Хунань Ду Цзяхао соглашение о сотрудничестве Фото: president.tatarstan.ru

«КАТАЮСЬ ПО ЗАДАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА»

Без особой огласки 19 июля в Ульяновске прошло мероприятие, которое теоретически может оказаться судьбоносным для татарстанской сельхозпереработки. На первом заседании совета по межрегиональному сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа РФ и Верхнего и Среднего течения реки Янцзы КНР среди прочего подписали договоренности по проекту строительства завода глубокой переработки зерна, который уже полтора года разрабатывает казанское НПО «Агросервис». Как сообщил «БИЗНЕС Online» его основной владелец — куратор проекта Нияз Хисметов, соглашение о сотрудничестве с компанией заключил первый замгубернатора провинции Хунань Чэнь Сянцюнь.

Как выяснилось, это одно из важнейших событий в двухлетней жизни татарстано-китайского проекта, который в 2014 году инициировал, будучи в Китае, президент РТ Рустам Минниханов. «В апреле 2014 года мы с делегацией президента поехали в Китай и подписали соглашение по сотрудничеству в научно-технической, экономической и культурной сфере с провинцией Хунань, — рассказал об истоках проекта Хисметов. — И министр сельского хозяйства Марат Ахметов, и сам президент дали мне задание работать в направлении глубокой биологической переработки зерновых культур. Вот с этого момента я катаюсь по всему миру, изучаю эту отрасль».

За это время проект, оцененный в 15 млрд. рублей и получивший название «Сяосян-Волга», оформился и, по словам куратора, к нему проявили интерес уже 17 китайских инвесторов. С двумя из них «Агросервис» уже заключил предварительные соглашения. Важнейший из них — китайский бизнесмен Цен Молянь, владелец компании Sida, производящей лифты, башенные краны и модульные многоярусные автостоянки. Он готов инвестировать не только в агросектор Татарстана, но и в производство металлоконструкций.

В сентябре ожидается следующий шаг: в Пекине «Агросервис» планирует подписать соглашения с остальными инвесторами, которые, по словам куратора, обсуждают последние детали с китайским правительством. «Во-первых, они ищут со своей стороны государственную поддержку, субсидирование. Во-вторых, есть программа продовольственной безопасности КНР, ориентированная на Россию: в случае войны или эпидемии они должны получить от завода продукты питания. Нужна такая гарантия со стороны нашего правительства», — отметил он.

Нияз Хисметов Нияз Хисметов уверяет, что рентабельность проекта выглядит весьма привлекательно, ведь стоимость готового продукта зерновой переработки в 20 раз превышает стоимость сырья / Фото: «БИЗНЕС Online»

На сегодня очертания проекта «Сяосян-Волга» таковы. На участке в 100 га в Лаишевском районе (собственность «Агросервиса») планируется построить несколько цехов по переработке зерновых культур. В качестве сырья могут использоваться татарстанские пшеница, горох, чечевица, соя, фасоль. На выходе должны получаться зерновой белок, масло зародышей пшеницы, растительная глюкоза, зерновые сиропы. Мощность переработки — порядка 300 тыс. т зерна ежегодно.

Идеолог проекта не исключает, что часть площадей будет сдаваться в аренду фермерам. Тогда это будет очередная попытка объединить их в производственный кооператив, о котором давно мечтают в ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ.

Казанское НПО Агросервис вместе с китайскими партнерами демонстрирует гостям  поволжско-китайского форума свой проект Сяосян-Волга Казанское НПО «Агросервис» всместе с китайскими партнерами презентовали свой проект «Сяосян-Волга» участникам поволжско-китайского форума / Фото предоставлено НПО «Агросервис»

«ВСЕ НАЧИНАЮТ СМЕЯТЬСЯ: КУДА ТЫ БУДЕШЬ ЭТО СБЫВАТЬ, 300 ТЫСЯЧ ТОНН?!»

Не называя конкретных цифр, Хисметов уверяет, что рентабельность проекта выглядит весьма привлекательно, ведь стоимость готового продукта зерновой переработки в 20 раз превышает стоимость сырья: «Мы сегодня продаем пшеницу по 10 рублей за килограмм. Тот же фермер может взять в аренду помещение и, например, выжимать масло из пшеницы. Пусть он выращивает на земле зерновую культуру, а осенью завозит ее на переработку. Конечный продукт будет продавать по 200 рублей за килограмм».

Теоретически татарстанская продукция должна быть сверхвостребованной: доля зерновой переработки в стране не превышает 2%. «Мы импортируем большое количество белка: в 2014 году, к примеру, на 450 миллионов долларов завезли переработанный зерновой крахмал, белок, — рассказывает Хисметов. — Только в нашей республике и только на колбасные изделия покупают 14,5 тонн соевых добавок на 3 миллиарда рублей — все из-за рубежа». Так, глютен (пшеничная клейковина), который идет на производство конфет и печенья, закупается во Франции. Растительный крахмал — компонент для паст, соусов, быстрорастворимых супов и каш — тоже зарубежный. Зерновой белок востребован в производстве пива и кваса, а также в фармацевтике — как компонент для лекарств.

Александр Корбут Александр Корбут: «Вопрос в конечном продукте. Если будете делать лизин под свое животноводство, это уже хорошо. Если соевый белок, то возникает вопрос ресурсов — сои, по-моему, у вас немного» Фото: ©Александр Натрускин, РИА «Новости»

«Глубокая переработка всегда актуальна, она позволяет снять избыточные объемы зерна с рынка, то есть получается красивое кино: вы создаете дополнительный канал для сбыта продукции, — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» вице-президент, руководитель департамента правового и аналитического обеспечения российского зернового союза Александр Корбут. — Вопрос в конечном продукте. Если будете делать лизин, которого в стране производят много, под свое животноводство, это уже хорошо. Если соевый белок, то возникает вопрос ресурсов — сои, по-моему, у вас немного».

По словам финансового аналитика ГК «Финам» Тимура Нигматуллина, как правило, норма окупаемости таких проектов вне промышленных парков — около 5 - 6 лет. «Зерновой белок и прочие продукты переработки — крайне важная кормовая добавка, обеспечивающая высокую усвояемость кормов и высокие привесы, — отмечает еще один аспект Нигматуллин. — Поскольку в России наблюдается активное развитие животноводства в рамках процесса импортозамещения (производство по категории „Мясо и субпродукты пищевые убойных животных“ выросло в первом квартале 2016 года на 11,4 процента), прогнозируется, что спрос на продукцию для поддержания правильного рациона животных будет расти двузначными темпами в ближайшие несколько лет. Напомню, что, как правило, в структуре себестоимости продукции животноводства на корма приходится более 40 - 50 процентов. До недавнего времени в России почти не было производств кормовых добавок, так как их было выгодно закупать из-за крепкого рубля. На сегодня подобные перерабатывающие производства планируется запустить сразу в нескольких регионах».

По словам Хисметова, продукт готовы покупать и сами зарубежные инвесторы: «Все начинают смеяться: куда ты будешь это сбывать, 300 тысяч тонн... Я говорю: ради бога — если россияне не хотят кушать чистую продукцию, китайцы сметут сразу».

Камияр Батемиров Камияр Байтемиров рассказал, что проект глубокой переработки зерна прорабатывался в РТ, но на него нужны большие средства / Фото: gossov.tatatrstan.ru

ТРЕТИЙ ПОДХОД К СНАРЯДУ

Проект глубокой переработки зерна прорабатывался татарстанскими минсельхозом и ассоциацией фермеров и крестьянских подворий еще лет 5 - 6 назад, рассказал «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации Камияр Байтемиров, но в связи с тем, что на него нужны большие средства, процесс движется с трудом.

Напомним, еще в 2008 году свой проект по глубокой переработке 1 млн. т зерна в год анонсировала ГК «Нэфис». Правда, акцент при этом делался на производстве топлива — биоэтанола, а пищевые добавки рассматривались как дополнительный продукт.

В начале 2015 года похожий проект в «Алабуге» заявило московское ООО «Группа Юджи». Строительство предприятия по переработке 175 тыс. т пшеницы в год оценивалось в 9 млрд. рублей. Но на сегодня, как говорят в минсельхозе РТ, проект затормозился из-за финансовых проблем (инвестор планировал привлечь кредит в Сбербанке и, видимо, не смог), нэфисовский пока что тоже ждет своего часа.

При этом переработка зерна крайне необходима Татарстану, рассказал «БИЗНЕС Online» замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. Республика потребляет зерновых гораздо меньше, чем производит. В этом году, например, ожидается сбор 4,5 млн. т урожая, а «2,8 - 3 млн. т нам хватает». Вывозить остальное на экспорт не очень-то рентабельно из-за логистики — нет выхода к морю. Остается развивать животноводство, на что и нацеливает сельское хозяйство руководство республики. Однако перерабатывать зерно сразу в готовый продукт было бы гораздо рентабельнее.

Рафинат Яруллин в последние годы курировал вопрос создания завода по переработке зерна на деньги татарстанских инвесторов Рафинат Яруллин в последние годы курировал вопрос создания завода по переработке зерна на деньги татарстанских инвесторов / Фото: prav.tatarstan.ru

Интересно, что заинтересованы в проекте и промышленники — вопросом получения зернового белка, используемого в нефтехимии, некоторое время назад, как говорят, довольно активно занимался и гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.

Подписание соглашения между НПО Агросервис и китайской провинцией Хунянь 19 июля. Фото предоставлено НПО Агросервис Подписание соглашения между НПО «Агросервис» и китайской провинцией Хунянь / Фото предоставлено НПО «Агросервис»

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОТДАТЬ 100 ПРОЦЕНТОВ КИТАЙЦАМ!»

В то же время источники «БИЗНЕС Online», знакомые с проектом, говорят и о существенных рисках «Сяосян-Волги». В предполагаемой структуре собственности и источников инвестиций остается немало белых пятен. Завод, по замыслу Хисметова, должен быть частным, доли государства в нем не предполагается. 10% хочет владеть сам «Агросервис», при этом внести свою долю землей, уже имеющимися на ней зданиями и «мозгами» (промышленник даже разработал и запатентовал в Пекине некое экспериментальное оборудование), 50% — отдать китайским инвесторам. Оставшаяся доля в 40% пока «свободна». А оставшиеся 6 млрд. рублей инициатор проекта рассчитывает найти через привлечение инвесторов с российской стороны и получение государственных субсидий в рамках программ поддержки сельского хозяйства. «Китайских денег еще нет, а привлечь 6 миллиардов в виде грантов — невозможная задача», — оценивает эти надежды источник «БИЗНЕС Online».

Есть вопросы и по логистике: к участку в Лаишево не подведены железнодорожные пути, хотя и есть выход к Каме, а также автомобильные дороги.

Определенную роль играет и тот факт, что Хисметов неизвестен широкой общественности, хотя в качестве агрария и промышленника работает в республике несколько десятилетий. Он доктор технических наук, заслуженный машиностроитель, изобретатель. Начинал карьеру в Дрожжановском районе, работал главным инженером «Татплодоовощпрома», затем возглавил ряд предприятий по производству, ремонту и продаже техники, в том числе «Татагропромремонт», ремонтный завод «Алмаз».

Бизнес-план татарстано-китайского проекта «Сяосян-Волга» стоимостью 15 млрд. рублейФото: «БИЗНЕС Online» (чтобы увеличить, нажмите)

Хисметов действительно появляется и в составе зарубежных делегаций Татарстана как эксперт по сельскохозяйственной технике. В 2014 году он предложил мэру Казани Ильсуру Метшину организовать в столице производство техники по всесезонной уборке городских улиц собственного изобретения.

Сейчас Хисметов значится в числе учредителей полутора десятков предприятий в разных районах РТ, в том числе КФХ.

Есть среди них и РОО «Федерация борьбы на поясах РТ», президентом которой является глава минсельхоза РТ Марат Ахметов. Республиканская федерация в известной степени конкурирует с международной, возглавляемой президентом фонда газификации Джаудатом Миннахметовым.

Есть сомнения у экспертов и в китайских деньгах. «Как говорит наш президент Рустам Нургалиевич, если сто китайцев приедут и хотя бы один проинвестирует, то это уже будет удача», — констатирует наш источник.

«Народ очень расчетливый: все ожидали, что пришли, договорились, завтра — деньги. Такого не будет», — соглашается и сам Хисметов, но в реальности своего проекта не сомневается. Он призывает «не выпускать из рук вожжи»: «Мы не должны отдать 100 процентов инвестиций китайцам!» Впрочем, Титов уверен, что проект настолько актуален, что можно особо не волноваться: «Если не китайцы, так кто-нибудь другой проинвестирует».