НА АВТОГИГАНТЕ НЕ ДОЖДАЛИСЬ ГОСПРОГРАММЫ ПО УТИЛИЗАЦИИ ГРУЗОВИКОВ

«КАМАЗ» собирается запускать собственную программу утилизации грузовых автомобилей с 2011 года. Связано это, вероятнее всего, с тем, что от общегосударственной программы, которая должна была запуститься со следующего года, Минпромторг РФ пока временно отказался. А ждать еще два года в Челнах не захотели.

УТИЛИЗАЦИЯ НЕ ВНЕШНЯЯ, НО ВНУТРЕННЯЯ

О том, что ОАО "КАМАЗ" рассматривает возможность проведения собственной утилизации грузовых автомобилей рассказал директор по маркетингу компании Ашот Арутюнян. По словам топ-менеджера, вопрос этот рассматривается при подготовке бизнес-плана автогиганта на 2011 год. «Возможно, КАМАЗ сам пойдет на внутреннюю утилизацию – свою собственную. И, конечно, не в тех объемах, как это было бы в рамках всей России», - уточнил он. Основные проблемы, считает Ашот Арутюнян, которые волнуют производителя грузовиков на этапе запуска программы – это вопросы стоимости и построения эффективного механизма («чтобы все это работало»). Однако несмотря на сложный механизм самой утилизации грузовиков, по его словам, программа все равно необходима. «Я думаю, она может начаться во второй половине 2011 года», - заявил он РБК-ТВ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАШИН БУКСУЕТ

При этом топ-менеджер отметил, что российский автомобильный рынок значительно вырос по сравнению с прошлым годом. "В этом году мы прогнозируем, что рынок будет на уровне 54-55 тыс. машин против 39 тыс. в прошлом", - сказал он, добавив, что в 2011 году компания ждет дальнейшего сильного роста рынка - порядка 30%. Ожидается, что «КАМАЗ» может продать в следующем году уже порядка 72 тыс. автомобилей. Продавать будут, в том числе, и рестайлинговые автомобили. Однако процесс модернизации машин в 2011 году шел далеко не так гладко, как хотелось бы менеджменту компании. «Мы хотели, чтобы доля рестайлинговых автомобилей была значительно больше (порядка 50%), но на конец года мы выходим с показателями порядка 20% рестайлинговых машин", - заявил Ашот Арутюнян. Не запустилась в полную силу пока и сборка грузовиков Mercedes на совместном предприятии с Daimler. Несмотря на громкое открытие осенью этого года, собирают их пока, по словам директора по маркетингу компании, «не так много – буквально несколько единиц». Также в интервью телекомпании менеджер КАМАЗа заявил о планах компании по завоеванию индийского и китайского рынков. Он напомнил, что в Индии автогигант уже открыл СП в феврале этого года, и выпускает праворульный грузовик специально для индийских дорог. Пока продано 35 машин, в ноябре планируется продать еще 50, всего к концу финансового года – 300 грузовиков. В Китае же переговоры о создании СП по сборке машин пока ведутся.

ГОСПРОГРАММУ СОБИРАЛИСЬ ЗАПУСКАТЬ И В 2010, И В 2011

Напомним, что правительство РФ собиралось запускать программу утилизации грузовиков уже в этом году, однако затем в Минпромторге РФ объявили, что запущена она будет только в 2011. В министерстве сослались на то, что чиновникам необходимо проанализировать все ее параметры. А директор департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов заявил в июле этого года, что эффективно работающая для физлиц программа вовсе не обязательно будет иметь такой же позитивный эффект для юридических лиц. Не спешит министерство, по его словам, потому, что хочет четко понимать, «что происходит с парком и какой будет спрос». «Без четкого анализа специфики предлагать универсальную программу, которая наткнется на неработающие правила, нам, конечно, не хочется», - заявил он. Представитель Минпромторга также отметил, что все зависит от результатов рабочей группы, в которой участвуют представители заинтересованных министерств и ведомств, а также автопроизводители – в том числе, вероятно, и ОАО «КАМАЗ».

…НО НЕ ЗАПУСТИЛИ ВОВСЕ

Ранее министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина сообщала, что объем программы утилизации грузовиков и автобусов, если она будет принята, в 2011 году может составить 2-3 млрд. рублей. Сообщалось также, что в проекте федерального бюджета РФ на 2011 год на эту программу уже заложено 5 млрд. рублей. Предполагалось, что в рамках программы на каждый сданный в утиль грузовик будет выделяться до 250 тыс. рублей, что должно было способствовать как обновлению парка коммерческой автотехники, так и поддержанию сегмента отечественного автопрома. Однако позднее, уже в ноябре, Минпромторг РФ неожиданно заявил, что проект федерального бюджета на 2011 год не предусматривает выделения денег на госпрограмму утилизации старых грузовиков, автобусов и сельхозтехники. Теперь скорее всего, программа будет начата не ранее 2012 года.

Сергей Афанасьев

Справка

ОАО "КАМАЗ"  - единый комплекс, в который входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группе компаний "КАМАЗ" 110 предприятий, включая совместные предприятия в странах СНГ и зарубежные сборочные производства. Чистый убыток компании за 9 месяцев 2010г. по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) составил 598,782 млн руб., выручка - 50 млрд 349,711 млн руб., прибыль от продаж - 1 млрд 243,038 млн руб.