Рауфаль Мухаметзянов Ни для кого не секрет, что ТАГТОиБ им. Джалиля, которым руководит Рауфаль Мухаметзянов, — самый богатый театр Татарстана (бюджет — более 300 млн. рублей) Фото: архив «БИЗНЕС Online»

У ОРГАНИЗАТОРОВ НУРИЕВСКОГО В ТЮМЕНИ «ЛЕБЕДИ БЕГАЛИ, КАК СЛОНЫ»

Балетом «Эсмеральда» последним из казанских театров закрыл на этой неделе свой сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Джалиля. По этому случаю «БИЗНЕС Online» решил приоткрыть занавес, правда, не столько творческой жизни казанской оперы (это мы делаем регулярно), сколько финансовой.

Ни для кого не секрет, что именно ТАГТОиБ им. Джалиля — самый богатый театр республики, а власти Татарстана не жалеют бюджетных средств на его финансирование. Еще в 2013 году директор Рауфаль Мухаметзянов в ходе интернет-конференции в редакции нашей газеты говорил о том, что бюджет учреждения, которым он руководит, составляет более 300 млн. рублей. По одному только гранту президента РТ, который ежегодно распределяется между ведущими культурными учреждениями, в 2015 году оперный театр получил 155,8 млн. рублей из общей суммы в 241,3 миллиона. С февраля 2014 года ТАГТОиБ им. Джалиля размещает свои закупки в единой информационной системе, «БИЗНЕС Online» решил проанализировать — кому, сколько и за что платят в казанской опере.

Для начала мы рассмотрели самые дорогие лоты, выставляемые учреждением, возглавляемым Мухаметзяновым. Мы умышленно обошли вниманием заказы на поставку электроэнергии, аренду квартир или покупку авиабилетов для командировок сотрудников, остановившись на том, что касается творчества. Итак, самый известный продукт, который создается в стенах театра им. Джалиля, — это Шаляпинский и Нуриевский фестивали. Они-то оказались и самыми дорогими.

Директор Мухаметзянов славится своим доверием к проверенным людям. Одни и те же солисты приглашаются множество раз на фестивали, одни и те же режиссеры на протяжении долгого времени ставят в Казани спектакли. Как оказалось, то же самое касается и тех компаний, которые театр привлекает к организации своих масштабных предприятий.

Так вот, за Нуриевский фестиваль отвечает московское ООО «Глобэкс промоушн», которое получило на «организацию подготовки и исполнения спектаклей» балетного феста в 2014-м — 12,1 млн. рублей, в 2015-м — 12,8 млн., а в 2016-м — 16,5 миллионов. Любопытно, что на сайте компании, занимающейся организацией культурно-зрелищных мероприятий, среди достижений сплошь московские шоу, связанные с Татарстаном: концерт Хании Фархи, юбилейный вечер Ильхама Шакирова, музыкальная премия «Болгар радиосы». Принадлежит «Глобэкс промоушн» двум экс-танцовщикам «Кремлевского балета» — супругам Айдару Шайдуллину и Жанне Богородицкой.

Кстати, в прошлом году «Глобэкс промоушн» угодил в «грандиозный скандал», по версии издания URA.Ru. Произошло это во время выступления некого китайского акробатического балета Шанхая на сцене тюменской филармонии. Зрители, среди которых был и глава администрации города, были настолько удручены качеством шоу, что вызвали полицию и стали требовать назад деньги — билеты стоили до 4 тыс. рублей. «Лебеди бегали, как слоны», — писали очевидцы. Привезли в Тюмень китайцев как раз Шайдуллин и Богородицкая.

Всего у «Глобэкс промоушн» 24 госконтракта от 3 заказчиков, но по сумме с казанскими никакие другие не сравнятся. Сразу за тремя контрактами на проведение Нуриевского фестиваля располагается заказ на 2,25 млн. рублей от «Тюменского концертно-театрального объединения» на то самое скандальное китайское «Лебединое озеро».

Телефоны, указанные на сайте «Глобэкс промоушн», не отвечали, официальный запрос «БИЗНЕС Online» компания также проигнорировала, так что из первых рук узнать о работе московской компании в Казани не удалось.

Денис Валеев Две организации, близкие к Денису Валееву, — «Медиа Про» и «Билетти» — получают внушительные заказы на организацию Шаляпинского фестиваля, оперных спектаклей и продажу билетов в интернете Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Второй фаворит оперного — это некогда известный казанский концертный промоутер, а ныне советник председателя правления «Тимер Банка» Денис Валеев. Сразу две организации, близкие к нему, — ООО «Медиа Про» и ООО «Билетти» — получают внушительные заказы на организацию Шаляпинского фестиваля, оперных спектаклей и продажу билетов в интернете. Формально Валеев сейчас отошел от этой деятельности, погрузившись в пучину банковских дел, но ООО «Медиа Про» до недавнего времени принадлежало ему, а директором ООО «Билетти» является супруга нынешнего банкира Алия Бухараева.

Две эти компании успешно делят между собой заказы на организацию главного оперного фестиваля, текущих оперных спектаклей и концертных программ, например, выступления Анны Нетребко. В частности, из этих цифр становится понятным, во сколько, в принципе, может обходиться одно представление в театре им. Джалиля. Так, за два июльских «Порги и Бесс» компания «Медиа Про» получила 7,3 млн. рублей. Напомним, что эту оперу Джорджа Гершвина исполняют исключительно темнокожие, зарубежные певцы, такова была воля самого автора. Даже при том, что казанской публике демонстрируют лишь концертную версию «Порги и Бесс», то есть без декораций, световых и прочих сложных технических решений, один показ обходится бюджету РТ в 3,65 млн. рублей.

«Порги и Бесс» За два представления «Порги и Бесс» компания «Медиа Про» получила 7,3 млн. рублей Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Кстати, сам Валеев ранее в разговорах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не раз подчеркивал, что очень высоко ценит руководителей оперного театра, которых считает командой высококлассных администраторов.

Наконец, еще одно детище команды Мухаметзянова — это фестиваль «Yзгәреш җиле», о котором впервые написала наша газета. Завеса секретности вокруг мероприятия по-прежнему остается, но ясно одно: фестиваль, призванный ввести «татарскую музыку в мировой контекст», станет, видимо самым дорогим проектом театра. Одни только декорации обошлись в 10 млн. рублей! К примеру, максимальные суммы, потраченные ТАГТОиБ им. Джалиля на декорации для премьерных спектаклей, в два раза меньше. И это при том, что все привыкли к мысли, что в казанской опере всегда ставят красивые и дорогие спектакли.

==table1228==

ВЕТЕРАНЫ И ИНОСТРАНЦЫ

Что касается гонораров для творцов, то здесь выделим двоих: 76-летнего хореографа Владимира Васильева и 66-летнего режиссера Юрия Александрова.

Один из самых знаменитых танцовщиков XX века и значительно менее известный хореограф Васильев заработал за свою постановку Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Баха, если верить сайту госзакупок, без малого 7 млн. рублей, это уже почти футбольные зарплаты. Напомним, что этот спектакль был поставлен к 75-летию мастера, а в день его юбилея показан на исторической сцене Большого театра. Впрочем, особого резонанса в профессиональном мире он не имел. Один из столичных критиков в разговоре с «БИЗНЕС Online» по 5-балльной шкале оценил этот спектакль так: «Это даже не два». Но при этом добавил, что разносить в пух и в прах в СМИ творение обожаемого и любимого в мире балета Васильева вряд ли кто решится. Dona nobis pacem стал и событием года по версии татарстанской национальной премии «Тантана», хотя злые языки утверждают, что председатель жюри — министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин — сразу поставил коллегам условие, согласно которому главный приз получает спектакль оперного, а в распределение дальнейших наград он не вмешивается. То ли Сибагатуллина действительно покорил высокодуховный Dona nobis pacem, то ли он получил соответствующее указание сверху…

Интересно, что когда-то Васильев рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online», что большие деньги губят художника: «Сейчас все определяют деньги. Это бич, это кошмар. Деньги губят художников. Искусство — это удел голодных людей. Как это ни парадоксально. А сытые люди, они пользуются их плодами, этих изголодавшихся людей. И по-настоящему творят голодные». Видимо, на себе он такой угрозы не ощущает.

Что касается Александрова, то, когда несколько лет назад казанская опера начала сотрудничать с постановщиком из Санкт-Петербурга, здесь не без гордости хвастались, что это «один из самых дорогих российских оперных режиссеров». А сам руководитель театра «Санкт-Петербург опера» так оценивал свою первую постановку в ТАГТОиБ: «Казанский оперный театр не считал деньги. «Аида» получилась дорогая, можете мне поверить».

Юрий Александров Юрий Александров: «Казанский оперный театр не считал деньги. «Аида» получилась дорогая, можете мне поверить» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Что ж, как выясняется, гонорары постановщика за спектакли начинаются от 1,3 млн. (опера «Любовный напиток»). Столичный профессионал, на этот раз из оперного мира, познакомившись с гонорарами театра им. Джалиля, заметил, что они, «безусловно, завышены», и добавил: «Я бы Юрию Александрову 1,3 миллиона за постановку не заплатил, но в «Новой опере» ему заплатили 2 миллиона за перенос «Пиковой дамы» (хотя и не признавались, что это перенос)». Некогда Александров считался топовым постановщиком, в его активе есть даже работы в Metropolitan Opera и La Scala. Впрочем, это было достаточно давно. Сейчас Александров известен тем, что одновременно был главрежем сразу в четырех театрах и, кроме того, способен за один только год поставить добрый десяток опер на различных сценах. Так вот, в 2017 году он должен поставить в Казани национальную оперу «Сююмбике», за что получит внушительный гонорар даже по московским меркам — 2,4 млн. рублей. Впрочем, авторы музыки Резеда Ахиярова и либретто Ренат Харис также явно не в обиде.

Ефим Майзель Ефим Майзель за постановку «Трубадура» получил 3,5 млн. рублей Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Это не рекорд: американец Ефим Майзель за постановку «Трубадура» и вовсе получил 3,5 млн. рублей. Интеллигентный, образованный Майзель, поставивший на казанской сцене добротный классический спектакль, служит ассистентом режиссера в знаменитом Metropolitan Opera. Но, к примеру, недавно в Перми поставил «Травиату» один из самых выдающихся театральных режиссеров современности Роберт Уилсон. Как говорится, почувствуйте разницу.

И еще один момент, связанный с ассистентами режиссера. Александров привел в казанский театр и своего помрежа Анастасию Удалову, которая в сентябре самостоятельно выпускает оперетту «Летучая мышь». За плечами Удаловой в основном детские музыкальные спектакли или взрослые оперетты не на самых известных площадках. По словам наших экспертов, гонорары оперных режиссеров, которые делают еще первые самостоятельные шаги, обычно варьируется от 250 до 400 тыс. рублей. Гонорар Удаловой приближается к миллиону.

==table1229==

НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В БОЛЬШОМ И У ГЕРГИЕВА

Чтобы оценить, много или мало получают приглашенные оперные артисты в театре им. Джалиля, приведем в качестве ориентиров для сравнения только две цифры. Во-первых, согласно данным наших экспертов, 500 тыс. рублей — это предельная сумма гонорара за одно выступление, на которую может рассчитывать российский певец в Большом театре. Во-вторых, Альбина Шагимуратова — звезда мировой сцены — за партию донны Анны в «Дон Жуане» Мариинского театра этим летом получила 400 тыс. рублей, так следует из данных все того же сайта госзакупок. Наш Топ-30 доказывает, что в Казани тоже не скупятся на оплате труда артистов.

Альбина Шагимуратова Альбина Шагимуратова Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Кстати, заметно, что в этом рейтинге даже в рублевом эквиваленте доминируют гонорары за 2014 год. Времена до резкого падения отечественной валюты по отношению к доллару и евро были настоящим праздником директора Мухаметзянова! И дело не только в гонораре звездной сопрано Индры Томас (512 тыс. рублей). В Казани умудрялись заплатить впечатляющий гонорар (435 тыс. рублей) художественному руководителю «Арена ди Верона», кларнетисту Джампьеро Собрино за то, что тот сыграл на двух гала-концертах по одной пьесе. Также неплохо зарабатывали за пару исполненных арий на гала и певцы.

Пожалуй, из самых больших гонораров за одно выступление не вызывают вопросов выдающийся бас Владимир Маторин, исполнивший партию Бориса Годунова на одном из Шаляпинских фестов (391 тыс. рублей), и самый востребованный в мире российский баритон Алексей Марков, как-то заглянувший в Казань, чтобы исполнить заглавную партию в «Евгении Онегине» (379 тыс. рублей). А вот гонорары отнюдь не звездных даже по европейским меркам дирижеров — итальянца Марко Боэми (375 тыс. рублей) и голландца Винсента де Корта (346 тыс. рублей) — наверняка впечатлили их отечественных коллег, им платят в столице Татарстана заметно меньше. Также много получает частый гость казанской сцены, грузинский тенор Георгий Ониани (374 тыс. рублей), хотя в Старом Свете он работает в основном в скромных немецких театрах вроде Бонна или Дуйсбурга.

Ахмед Агади в сольном концерте Анны Нетребко Ахмед Агади в сольном концерте Анны Нетребко Фото: архив «БИЗНЕС Online»

И лишь в самом низу нашего Топ-30 оказался Ахмед Агади — главный любимец женской части публики в ТАГТОиБ. Хотя его имя едва ли не чаще других фигурирует на сайте госзакупок, поскольку 51-летний артист уже много лет тащит на себе основной теноровый репертуар. За своих Хозе, Радамеса, Герцога, Пинкертона, Каварадосси он получает в Казани примерно 250 - 280 тыс. рублей за один спектакль. Любопытно, что за те же самые партии в постановках самарской оперы он получает примерно на 100 тыс. меньше. «Нельзя сравнивать Самару и Казань, — возражает собеседник «БИЗНЕС Online» в столичных оперных кругах. — У вас вроде как государство в государстве, все привыкли к мысли, что Казань богатая».

==table1232==

КУДА ЖЕ БЕЗ ФЛЕЙТЫ ИЗ РОЗОВОГО ЗОЛОТА?

Есть в госзакупках оперного театра и другие любопытные лоты.

Отдельного внимания заслуживают закупки музыкальных инструментов, цены которых больше сопоставимы с расценками на произведения искусства, нежели рабочих инструментов для исполнения партий. К примеру, индивидуальный предприниматель Ринат Халиков заключил с театром договор на поставку фагота высшего класса ручной работы за 1,38 млн. рублей.

Но куда стабильнее заказы на инструменты шли у ООО «Музыкальный Центр Столицы», самым дорогим инструментом здесь оказалась флейта с элементами из розового золота за 1,17 млн. рублей. Несколько скромнее обошлась флейта ручной работы с элементами из сплава золота и серебра — 1,145 млн. рублей, а флейта с элементами из белого золота — всего-то за 693 тыс. рублей. Директор и единственный учредитель «Музыкального Центра Столицы» — Владимир Богорада. Интересно, но при таких заказах компания за 2014 год получила убыток в 178 тыс. рублей.

Можно сказать, что закупщикам оперного далеко до приобретений друга Владимира ПутинаСергея Ролдугина, который приобрел виолончель Страдивари 1732 года за $12 миллионов. Однако в данном случае речь идет не о бюджетных, а о личных средствах выдающегося музыканта.

Захар Штейнберг Захар Штейнберг получил 402 тыс. рублей за проведение концертов популярной классической музыки в фойе театра перед спектаклями Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Не остались без гонораров и те, кто отвечает за музыкальное сопровождение антрактов в казанской опере. Захар Штейнберг получил 402 тыс. рублей за проведение в качестве руководителя струнного квартета цикла концертов популярной классической музыки в Большом фойе театра перед спектаклями, а также во время антрактов спектаклей и гала-концертов XXXIV международного оперного фестиваля им. Шаляпина. Заполнение антрактов Нуриевского фестиваля-2016 принесло Штейнбергу 374 тыс. рублей. Отметим, что некоторых эстетов-театралов немало раздражает «ресторанщина», которая звучит в фойе в антракте какой-нибудь классической итальянской оперы. Но основной части публики нравится, да и шампанское продается гораздо лучше…

Наконец, обозначим и минимальную границу гонораров. Так, 2,3 тыс. рублей за исполнение партии мандалины на репетициях и спектакле «Анюта» получила Венера Миловидова, но это гонорар за инструментальную партию. Среди артистов 4,6 тыс. рублей за исполнение партии сенатора в спектакле «Спартак» и партии музыканта в спектакле «Пер Гюнт» получил Ринат Ибрагимов, то есть в среднем те же 2,3 тыс. рублей за спектакль.

Тут есть и своя особая история. За партию девочки в спектакле Dona nobis pacem Агата Салахова 2008 года рождения получила 5,7 тыс. рублей. Аналогичный гонорар Агата получила за роль сына Чио-Чио-сан в спектакле «Мадам Баттерфляй». Как выяснилось, талантливая девочка, зарабатывающая за спектакль наравне с иными взрослыми артистами, — внучка Рауфаля Мухаметзянова.