Наталия Кропотова Наталия Кропотова рассказала, что 86% продукции местного производства реализуется в автограде Фото: nabchelny.ru

ИНДЕКС ПРОМПРОИЗВОДСТВА ВНУШАЕТ ОПТИМИЗМ

Главный вопрос сегодняшнего аппаратного совещания в Набережных Челнах звучал интригующе: поддержка местных товаропроизводителей в продвижении их продукции. Замруководителя исполкома Наталия Кропотова начала с оптимистичных цифр: объем отгруженных товаров предприятий города за 5 месяцев текущего года составил 73,1 млрд. рублей, а индекс промпроизводства по сравнению с шоковым началом прошлого года внушает вселенский оптимизм — 112,0% (КАМАЗ, что называется, встает с колен). Впрочем, напомним, в прошлом году в это же время ИПП Набережных Челнов упал до 70,6%, так что до полного восстановления еще далеко. Отметим, что в структуре отгруженной продукции за 5 месяцев года доля производства транспортных средств и оборудования составляет 54,6% (39,9 млрд. рублей), производства и распределения электроэнергии, газа, воды — 10,2% (7,5 млрд. рублей), металлургии и производства готовых металлических изделий — 7,5% (5,5 млрд. рублей), пищевых продуктов — 7,4% (5,4 млрд. рублей), целлюлозно-бумажного производства — 4,9% (3,6 млрд. рублей).

Кропотова развернуто похвалила в своем докладе автогигант за то, что в апреле сошли с конвейера первые самосвалы нового модельного ряда «КАМАЗ-6580» и «КАМАЗ-65802», и за продвижение на внешних рынках — Ганы, Кении, Нигерии, Анголы, Афганистана, Колумбии, Венесуэлы, Ирана, Вьетнама и Камбоджи. Расширяет, по ее словам, географию экспорта и Ford-Sollers. Предприятие, как рассказала докладчик, объявило о начале поставок в Армению, которая станет третьим направлением экспансии вслед за Казахстаном и Беларусью. Не отстает от автомобилестроителей и КБК, где рост экспорта, по словам Кропотовой, составил без малого 40% по сравнению с прошлым годом. Похвасталась она и успехами пищевиков: «Булгарпиво» поставляет продукцию в Казахстан, «Челны Холод» — в Азербайджан, Таджикистан, Монголию, Абхазию и Казахстан, а компания «Акульчев», выпускающая венские вафли, добралась со своей продукцией и до Соединенных Штатов, не говоря уже про Китай и страны Евросоюза.

Наиль Магдеев Наиль Магдеев: «Необходимо встречаться с руководителями предприятий всех форм собственности, обучать их, рекламировать производимую продукцию… Словом, не лениться» Фото: nabchelny.ru

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ УСПЕХ «ОБАМКИ» ПОВТОРЯТ В ИЖЕВСКЕ

Сложнее всего, однако, биться на своем местном рынке, проталкивая местный продукт в федеральные сети. К решению вопроса подключились власти, организуя соответствующие круглые столы и совещания. Как итог, «Булгарпиво» начало поставку продукции в гипермаркеты «Лента», а ИП Хафизов (Марат Хафизов — экс-начальник отдела транспорта исполкомаприм. ред.) реализует брусчатку в гипермаркетах «Мегастрой». При открытии международных сетевых магазинов «Леруа Мерлен» и «Декатлон» исполком также провел беседу с топ-менеджерами компаний, чтобы те пустили челнинские товары внутрь.

Еще одной формой поддержки местных товаропроизводителей, приносящей результат, был назван проект «Покупай челнинское». В городе он реализуется с 2008 года. С кризисного 2010-го стартовал проект «Покупай татарстанское», а в 2013-м — «День местного товаропроизводителя». Как сообщила докладчица, итоги этих акций показывают, что на предприятиях розничной торговли заметно увеличилась доля представленной продукции, произведенной в республике. Правда, конкретных цифр названо не было.

В 2016 году исполком совместно с ТПП объявил о старте еще одного нового проекта — «#АЛГАТАТАРСТАН», цель которого — продвижение продукции республики в регионы России и страны СНГ. Первая такая ярмарка состоялась с 21 по 27 июня 2016 года в Тольятти, где Магдеев личным примером подстегнул тольяттинцев на покупку нашумевшего мороженого, принародно вкусив «Обамку» фабрики «Славица». Ежедневная проходимость ярмарки составила тогда более 1,5 тыс. человек, товарооборот — более 10,5 млн. рублей. «На начало августа запланирован выезд участников ярмарки в Ижевск. Торговля будет проводиться на центральной площади города в течение 6 дней», — поделилась ближайшими планами Кропотова.

Помимо акций, агитирующих население на покупки отечественного товара, агентством по привлечению инвестиций Челнов проводится работа по организации бизнес-миссий. В 2015 году было проведено 15 выездов в Самарскую, Нижегородскую, Калужскую области, Башкортостан, Финляндию, Китай, Швецию, в которых приняли участие 179 местных компаний. В этом году состоялось 3 бизнес-миссии: в Крым, Ульяновскую область и Екатеринбург в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2016». По их итогам было подписано более 70 соглашений и сформирован реестр производимой предприятиями города продукции для презентации госкорпорациям.

Всячески стараются завлечь бизнес и на торги. С января по март на базе ТПП Челнов и региона «Закамье» еженедельно проводились семинары по участию в торгах и аукционах. По итогам семинаров в числе участников муниципальных торгов появились 34 новичка, ранее не принимавших участие в торгах. Всего же в 2015 году отделом мунзаказа было проведено 2282 аукциона на сумму 2 млрд. рублей. Доля местных компаний, заключивших контракт, составила 86%.

Свое выступление Кропотова высокопарно завершила словами президента России Владимира Путина: «Продукция наших поставщиков должна отвечать жестким условиям как по качеству, так и по цене…Программы импортозамещения должны работать на создание массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках».

Наталия Кропотова «Своя, камазовская техника встала на маршруты. Мы поддержали отечественного товаропроизводителя, не стали покупать китайские автобусы или другие, импортные»
Фото: nabchelny.ru

«ПРЕКРАСНАЯ У НИХ ПРОДУКЦИЯ — И ПО ТРУБЕ, И ПО МЕТИЗАМ»

Магдеев на перечисленные речитативом мероприятия глубокомысленно заметил, что поддержка отечественных товаропроизводителей — тема вечная, как и сама жизнь. Хотя результаты работы по поддержке местных производителей уже видны невооруженным глазом, еще есть куда стремиться. В частности, есть резерв для увеличения доли местных поставщиков при проведении аукционов.

«Сегодня более 30 местных поставщиков заявляются со своей продукцией на муниципальные аукционы и, соответственно, находят для себя надежные рынки сбыта», — не без гордости сообщил Магдеев, поставив перед подчиненными задачи чаще встречаться с руководителями предприятий и учить их и делать так, чтобы они показывали свою продукцию.

Затем мэр привел, с его точки зрения, два ярких примера того, как город может помогать местному товаропроизводителю: «Год назад мы начали заниматься газомоторной техникой. Сегодня она осуществляет городские пассажирские перевозки. Своя, камазовская техника — автобусы большой вместимости — встала на маршруты. Мы поддержали отечественного товаропроизводителя, не стали покупать китайские автобусы или автобусы минского автозавода или другие, импортные. Нефазовская техника работает. Разве плохо? Хорошо! И воздух стал чище, и цена совсем другая… Компания Haier открыла завод по производству холодильников. Мы совместно с руководством КБК еще в период строительства завода предложили нашим китайским партнерам наш картонно-бумажный комбинат в качестве гарантированного поставщика упаковки для холодильников. Haier посмотрел качество продукции, КБК, в свою очередь, учел все требования китайского производителя, и сегодня комбинат — гарантированный поставщик своей упаковки на этот завод. Вот тебе внутригородская кооперация!» — снова не без гордости заметил Магдеев.

Он тут же велел поддержать открытое на днях с участием президента РТ Рустама Минниханова предприятие — камский металлургический комбинат «ТЭМПО», который стал одним из первых резидентов ТОСЭРа. «А вы вообще в курсе, что у нас в городе уже в режиме пусконаладки функционирует камский металлургический комбинат? — вдруг спросил Магдеев у собравшихся в зале. — Дополнительно 1,5 тысячи работающих! Сегодня пока 300 - 350, но с выходом на проектную мощность там будут работать 1,5 тысячи человек! Вот туда нам нужно будет организовать бизнес-миссию, говоря по-русски, собрать там всех, кто имеет отношение к строительной отрасли. Чтобы все увидели, какую продукцию выпускают Исламов Ильдус Закиевич и его команда. Прекрасная у них продукция — и по трубе, и по метизам. Никуда не надо ездить! Тем более дорогу туда — улицы Моторную и Металлургическую — мы уже отремонтировали. И строительная арматура у них отличная. Челны — город строителей. Они же закупают где-то арматуру. А она будет производиться здесь, рядом! Плечо короткое, ценник другой, качество другое! Свое, челнинское!» — никак не мог остановиться мэр, расхваливая продукцию завода.

... Вспомнив, что вчера был на Сабантуе в Москве, Магдеев отметил, что интерес к челнинской продукции проявляют даже представители постпредств других государств
Фото: Елена Колебакина

Потом мэр вспомнил, что вчера был на Сабантуе в Москве, организацию которого на себя по поручению правительства республики взяли Набережные Челны и «коллеги из Башкортостана». Как уверил Магдеев, интерес к челнинской продукции проявляют даже представители постпредств других государств.

«Вчера вот мы были на Сабантуе в Москве в парке «Коломенское», там были представители постпредств и послы ряда государств дальнего и ближнего зарубежья. Вроде бы праздник, но мы общались с ними, и могу сказать, что с их стороны есть определенный интерес к нашему городу. И в этих приватных беседах есть резервы, чтобы заниматься продвижением наших товаропроизводителей, — немного туманно выразился мэр — Если мы с вами не будем думать, как поддерживать своих товаропроизводителей, то кто их будет поддерживать? Никому они не нужны, кроме нас с вами! И на уровне республиканской власти, и на уровне муниципалитета этой работой необходимо заниматься», — заявил, завершая совещание, мэр.