Смелые ответы на острые вопросы давал в минувший уик-энд впервые приехавший в Казань известный публицист и «политолог на пенсии» Станислав Белковский. Тот самый, который, как говорят, идеологически обосновал дело «ЮКОСа», а потом переключился на критику Путина. Московский гость рассказал о том, может ли Кадыров стать лидером страны и в чем состоит сакральная миссия Татарстана.
На свою лекцию в Казани, в «Корстоне», известный политолог и публицист Станислав Белковский опоздал почти на полчаса
МНЕ ПРИДЕТСЯ СИДЕТЬ… В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА
За последние десять с лишним лет Станислав Белковский прошел довольно любопытный путь от статуса «человека, который посадил Ходорковского», до настоящего героя нынешней либеральной оппозиции, завсегдатая эфиров «Дождя», «Эха Москвы» и радио «Свобода». Известный своими эпатажными, а порой и откровенно провокационными заявлениями, он сегодня ходит в топовых политических мыслителях, так что даже лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров рассказал в интервью «БИЗНЕС Online», что Белковский — это один из немногих по-настоящему ярких людей, с которыми ему удалось познакомиться за последнее время. Кстати, нашей газете на своей практике пришлось столкнуться с юмором на грани фола от экс-руководителя совета по национальной стратегии. Когда в ноябре 2015 года в Париже и его пригородах случились теракты, то, обзванивая экспертов, один из корреспондентов «БИЗНЕС Online» дозвонился до Белковского, и тот, отвечая на вопрос об оценке случившегося, сообщил, что эти террористические акты он совершил лично вместе с президентом РФ. После чего добавил, что, видимо, после такого заявления жить ему осталось недолго, и попросил сообщить детям, что их отец в последние минуты жизни вел себя достойно. Конечно, этот комментарий в текст не попал, но стиль, присущий московскому политологу, в редакции оценили.
На свою лекцию в «Корстоне», которую организовало местное отделение оппозиционной партии «Парнас», Белковский опоздал почти на полчаса. Пока он, слегка прихрамывая, проходил через зал «Чайковский» к столу с единственным стулом, кто-то насмешливо прокричал:
— Белковский хочет быть похожим на президента Путина — опаздывает!
— Если бы Белковский был похож на президента Путина, он бы опоздал часа на четыре! — мгновенно парировал под смех зала московский гость.
Устраиваясь за столом, заметил: «Прошу прощения, у меня ноги больные, мне придется сидеть… в хорошем смысле этого слова».
В Казань Станислав Александрович приехал в первый раз, успел посмотреть город, и это, несомненно, сказалось даже на его лекции (куда вход был свободным) с интригующим названием «Азия против Европы. Татарстан и демократия». Послушать гостя пришли не только известные татарстанские оппозиционеры, но и много зеленой молодежи. Занятыми оказались практически все места. Так что некоторые журналисты с комфортом устроились прямо на полу, чуть ли не под ногами у оратора: и слышно, и видно прекрасно….
В свое время Белковский стал известен после нашумевших докладов «Одиночество Путина», а также «Государство и олигархия» — здесь он предупреждал, что в стране готовится олигархический переворот, и призывал власти ограничить влияние крупных бизнесменов на политику страны. Это — случайно или неслучайно — совпало с началом уголовного преследования компании «ЮКОС». В середине нулевых Белковский перестроился с олигархов на президента и стал открыто выступать против Владимира Путина. Тогда же он попробовал себя в роли идеолога объединения либералов и националистов. После начала вооруженного конфликта в Южной Осетии объявил о конце России как величины в геополитике. В связи с событиями на Украине даже намеревался просить украинское гражданство, что немудрено, ведь в соседней стране он работал в командах Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. В 2013 году Белковский вновь представил громкий доклад «Государство и олигархия: 10 лет спустя», немного позже еще один — «Новая вертикаль власти». Известен Белковский и тем, что в качестве политического технолога и спичрайтера сотрудничал с Константином Боровым, Ириной Хакамадой, Борисом Березовским… Поэтому внимание к нему и полный зал в «Корстоне» не удивляют.
Послушать гостя пришли не только известные татарстанские оппозиционеры, но и много зеленой молодежи. Занятыми оказались практически все места
«ЕВРОПА СЛАБЕЕТ? ВСЕ ЭТО ЧУШЬ СОБАЧЬЯ, ПРОСТИТЕ»
Собственно доклад Белковский читал, точнее проговаривал (ни в какие бумажки-планшеты не заглядывая), чуть больше 15 минут. Использовал красивые сравнения с литературой, с театром, вспоминал Шекспира и Чехова… И, что особенно заинтересовало аудиторию, отвел в современности особое место нашей республике, помянув нелюбимого многими Ивана Грозного: «В чем эксклюзив Татарстана?.. В том, что Татарстан является олицетворением власти Орды… исторически. Собственно, «азиатизация» России была безусловным порождением монгольской оккупации, и Татарстан является форпостом этой оккупации… И когда Иван Грозный взял Казань… он впитал в себя всю эту энергетику монгольского завоевания».
Вернувшись из Средневековья в современность, Белковский заявил, что сегодня «мир движется в европейском направлении и, когда говорят, что Европа слабеет, что она гибнет под давлением мигрантов, все это чушь собачья, простите».
И снова парадоксальным образом высказался о республике: «Татарстан — географический центр России… И он должен помочь России… стать Европой, а не Азией… В Казани я вижу, как это происходит. Я вижу, что по сравнению с огромным количеством депрессивных регионов — а я объездил всю страну — здесь нет такой депрессии…»
На этом лекция закончилась, и далее Белковский отвечал на вопросы. При этом он сравнил Татарстан с Сингапуром. Заявил, что демократии в России нет. Предрек, что наша страна как очень крупная территория не может управляться не на федеративных началах. Напомнил, что историю движут вперед всего лишь активные 2% населения, и сообщил, что по гороскопу принципиальные изменения в нашей стране произойдут в марте 2017 года…
ИМЕННО ТАТАРСТАН ВОСПРОТИВИЛСЯ ПЕРЕИМЕНОВАНИЮ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА
Так выглядели ответы московского гостя на вопросы, непосредственно связанные с Татарстаном.
— Вы сказали, что Татарстан движется в Европу… Но на самом деле правящая элита Татарстана находится под дуновением ветра из Кремля, из Москвы… В свое время Минтимер Шаймиев сказал: какое бы ни было правительство в московском Кремле, мы будем работать со всеми… Как в такой ситуации Татарстан может стать локомотивом демократических преобразований?
— Я не говорил, что Татарстан будет локомотивом демократических преобразований, это некое преувеличение… Минтимер Шарипович прав: если Татарстан не собирается выходить из состава России, то он должен в той или иной форме работать с любым федеральным правительством. Но Татарстан всегда оказывал определенное сопротивление. Взять хотя бы тот пример, что именно Республика Татарстан воспротивилась переименованию поста президента, Чечня не воспротивилась, а Татарстан воспротивился. Это вроде мелочь, но всякое большое политические преобразования начинается с мелочей. Я не говорю, что Татарстан должен сломать тот самый гештальт, который Россия ему навязала… И это не значит, что здесь должно быть восстание, нет, конечно…
— Путин перенес модель Татарстана на всю Россию. У нас в РТ никогда не было выборов глав администраций. Если взять бизнес, то, по-моему, в Татарстане самыми первыми начали строить супермаркеты и сносить ларьки, киоски. Это то, что сейчас происходит в Москве. Ну и с брусчаткой, с бордюрами аналогично — тоже, по-моему, в Татарстане начиналось, а потом Марат Хуснуллин пол-Москвы перевернул… Для Путина Шаймиев, видимо, был примером…
— Отличный вопрос, спасибо вам большое! Это то, о чем я говорил, только другими словами… Я с вами согласен абсолютно — да, татарстанские модели заимствуются на федеральном уровне.
— Хотелось узнать ваше мнение о президенте Татарстана Рустаме Минниханове — он демократ или авторитарный правитель?
— Если я бы сказал «демократ», надо мной бы сильно посмеялись. Он авторитарный правитель. Это абсолютное отражение той системы, которая существует в России…
— Вы говорили о модернизации России из Татарстана, так почему бы не перенести ряд институтов Российской Федерации, не начать постепенно выводить из Москвы в Казань? Тот же Совет Федерации…
— Я многократно публично поддерживал то, что вы сейчас говорите: перенос властных институтов в разные регионы России. В какие именно — это другой вопрос…
— Каков уровень влияния региональных политиков на федеральные власти?
— Небольшой… В условиях тотального контроля над политической системой исключается возможность того, чтобы регионы как-то сильно влияли на Москву. Но вместе с тем Путин не хочет идти на конфронтацию в тех вопросах, в которых регионы занимают принципиальную позицию… Это касается и Татарстана… Если ты занимаешь принципиальную, жесткую позицию, с тобой считаются.
— Как вы смотрите на введение поста вице-президента РФ и назначение на него мусульманина?
— Хорошая идея! Почему нет? Мне эта идея нравится…
Марсель Шамсутдинов: «Не хотелось бы, чтобы Россия повторила путь Германии»
ДРУЗЬЯ ПУТИНА НЕ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ ТЕМ, ЧТО ОН ВЫТВОРЯЕТ
Но главным героем вопросов и ответов был, конечно же, глава российского государства. Как вы думаете, Запад все-таки додавит Путина — во внутренней и внешней политике? «Наша внутренняя политика Запад вообще не волнует — это проблема русского народа, — отвечает Белковский. — Запад не собирается вмешиваться это дело. Он исходит из того, что как русский народ хочет, пусть так и будет. Хочет быть коллективным рабом, пусть остается… Что касается внешней политики, Западу нужна изоляция Путина, а не додавление… А задача додавления — это задача внутренняя…»
Кто, если не Путин? «Парламентская демократия», — считает «политолог на пенсии», так себя частенько именует столичный гость «Корстона». Но уйдет Путин или нет, Белковский не знает. Зато знает, что тот не боится народа: «Народа не боится совсем. Боялся в начале своего правления. Но потом, когда он понял, что в состоянии им полностью манипулировать, перестал бояться». А пакости вроде «закона Яровой» — это не более чем «мелкие злодейства для острастки».
При этом, по Белковскому, окружение Путина устало от своего босса, и это взаимно. «Да, складывается такое впечатление, — уверен оратор. — По Фрейду — Путин обижен на свое окружение бессознательно… На то, что он «не пожил», он нес гигантское бремя ответственности, он «раб на галерах». Поэтому, конечно, он мстит бессознательно своим лучшим друзьям… И его друзья не очень довольны тем, что он вытворяет».
Многие слушатели старательно записывали лекцию на свои гаджеты
«Я ДУМАЮ, СЛЕДУЮЩИМ ВСЕ-ТАКИ У НАС БУДЕТ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ»
Но не Путиным единым, затрагивались и другие темы. К примеру, парламентские партии — это фикция, считает московский гость: «Потому что этих партий не существует! Все они являются единой кремлевской политической структурой… составной частью одной и той же политико-технологической машины Кремля…»
А каким люди видят депутатов Госдумы? «Знаете, есть старый анекдот. У армянского радио спрашивают, будут ли при коммунизме деньги. На что армянское радио отвечает, что на эту тему есть три позиции. Китайские ревизионисты считают, что при коммунизме денег не будет. Югославские оппортунисты думают, что будут. А наша партия подходит к вопросу диалектически: у кого-то будут, а у кого-то — нет… — развеселил аудиторию Белковский. — Сейчас люди видят депутатов по-разному. Но если мы говорим об активной части общества, к которой мы все, здесь присутствующие, принадлежим, иначе бы не собрались в этом зале, то, конечно, депутаты рассматриваются как клоуны… Поэтому я думаю, что участие в выборах имеет целью не избраться и получить депутатские мандаты, которые на самом деле ничего не значат, а заявить себя в качестве представителя нового поколения политической элиты…»
Состав новой Думы будет таким же, как сейчас: «Кремль не допустит каких-то кардинальных изменений. Но в любом случае участие в выборах оправдано тем и только тем, что формируется новое поколение политиков».
Спрашивали Белковского и возможном следующем президенте РФ. Кадыров? «Нет. Я не вижу политической массы людей, которые бы поддержали его в качестве президента России», — считает Белковский. Володин? «Я думаю, следующим все-таки у нас будет Дмитрий Медведев, — прогнозирует Белковский. — Потому что это политический сын Владимира Владимировича. То, что случилось 24 сентября 2011 года, — это библейский сюжет. Когда шла обратная рокировка, Дмитрий Анатольевич молился о том, чтобы исполнить волю не его, а его политического отца. Вряд ли кто-нибудь другой уступил бы президентский пост. Поэтому я не думаю, что Владимир Владимирович предпочтет кого-то Дмитрию Анатольевичу…»
Вспомнили и другие фигуры отечественного политического ландшафта. Как вы оцениваете Алексея Навального? «Он, безусловно, самый яркий внесистемный оппозиционер. Мы давно уже не друзья (по каким причинам, совершенно неважно) и не имеет никакого отношения к политике. Но он очень яркий человек, очень талантливый, я думаю, он в политике еще своего последнего слова не сказал», — сообщил Белковский. А вот нынешние серьезные проблемы Никиты Белых, видимо, нужно искать в Кирове. «Просто Никита давно поругался со своими собственными силовиками в Кирове и пал жертвой этого противостояния… Никита Юрьевич — часть системы. Когда ты являешься частью системы, то должен быть готов к тому, что система тебя сожрет…» — отметил Станислав Александрович.
Зато порадовала уверенность московского гостя в том, что Китай не собирается оккупировать Сибирь: «Я много изучал Китай и психологию китайцев, в детстве вырос на китайских романах. Основные идеи Китая — это фатализм и профессионализм. Китай не испытывает потребности в прямой экспансии за своими пределами. Не случайно существует термин «Поднебесная»… Поэтому я не считаю, что Китай собирается оккупировать Сибирь, он собирается использовать ее ресурсы».
Впрочем, незыблемость границ сама по себе не гарантирует благополучного недалекого будущего российским регионам. «Сейчас обсуждается возможность дать регионам больше экономических свобод…» — прозвучал один из вопросов. «Это в переводе на русский язык означает: денег нет, поэтому разгребайтесь сами… Когда деньги были, этот вопрос даже не обсуждался», — пессимистичен Белковский.
«Татарстан — географический центр России… И он должен помочь России… стать Европой, а не Азией»
«ЕГО ПРИЯТНО СЛУШАТЬ, ДАЖЕ КОГДА ТЫ С НИМ НЕ СОГЛАСЕН»
Участники встречи поделились впечатлениями от нее с «БИЗНЕС Online».
Руслан Зинатуллин — лидер татарстанского «Яблока»:
— Впечатления позитивные. Я, правда, думал, что первая часть, сама лекция будет немножко пошире и больше связана с сегодняшней политической ситуацией. Но в целом было интересно. Не со всеми взглядами Белковского я согласен, однако аргументация у него достаточно хорошая. Он вообще умный человек, поэтому его всегда приятно слушать, даже когда ты с ним не согласен.
Марат Курбанов — редактор газеты «С Вами» (Альметьевск):
— Всегда интересно вживую послушать человека, которого долго слушал по радио. Есть, конечно, ощущение, что Белковский в Татарстане больше обращал внимание на внешнюю атрибутику и по ней сделал заключение. А внутренней жизни нашей республики, внутренних проблем он все-таки не знает. Мы в этой каше варимся, у нас другой взгляд. Первая часть — сама лекция — мне была не очень интересна. А вот когда пошел режим вопросов и ответов, это увлекло.
Марсель Шамсутдинов — лидер татарстанского «Парнаса»:
— Интересное выступление. Белковский подтвердил наши прогнозы о развитии страны. В ближайшем будущем Россию ждут значительные перемены. Единственное, что беспокоит, — Станислав Александрович сказал, что Россия с такой высокой культурой не может не пойти в Европу… В Германии была не менее великая культура, но куда страна почти 100 лет назад вывернула, к сожалению? Не хотелось бы, чтобы Россия повторила путь Германии. Надо, чтобы у России нашлись те активные 2 процента населения, о которых говорил лектор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.