ЧИНОВНИКИ КАЗАНИ БУДУТ СЛЕДИТЬ ЗА УЛИЦАМИ ГОРОДА С ПОМОЩЬЮ ПАНОРАМНОЙ СЪЕМКИ ЯНДЕКСА

Рынок наружной рекламы Казани постепенно выходит на докризисный уровень. Совокупный доход бюджета города по госпошлине и неналоговым платежам от рекламной деятельности по итогам 9 месяцев оставил 119 млн. рублей, что на 22,6 млн. больше аналогичного периода прошлого года. При этом в кризис у Казани была одна из самых низких заполняемостей рекламных конструкций – 62%. Сегодня она превысила 70%. Об этом сообщила Ирина Дябилкина, начальник управления наружной рекламы и информации Казани на аппаратном совещании в мэрии города. Другие данные о состоянии рынка рекламы – в докладе Дябилкиной.

СИТУАЦИЯ НАЧАЛА СТАБИЛИЗИРОВАТЬСЯ

После экономических потрясений 2008 - 2009 года ситуация на рынке наружной рекламы начала стабилизироваться.

По данным мониторинга исследовательской фирмы ООО «ЭСПАР-Аналитик» (г. Москва) в кризисный период Казань имела одну из самых низких заполняемостей рекламных конструкций – 62%, что объяснялось низкой активностью локального клиента. Однако к середине 2010 года рынок постепенно начал выздоравливать и на сегодняшний день загрузка превышает 70%.

Сейчас перед рекламной отраслью стоит задача - восстановить докризисные цены. В денежном выражении объем наружной рекламы в первом полугодии 2010 года по сравнению с докризисным периодом 2008 года упал на 31%.

Если оценивать динамику развития наружной рекламы в целом по России, то можно отметить рост объема рынка в первом полугодии 2010 года на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Этот показатель выше, чем по рекламному рынку в целом на 3%. Однако и сокращение сегмента наружной рекламы в 2009 году было - 41%, а всей рекламной индустрии только 26%.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

На сегодняшний день развитие рынка наружной рекламы в России тормозят несколько факторов.

Во-первых, федеральным законом «О рекламе» ограничен цикл развития рынка. В соответствии с действующим законодательством рекламные конструкции можно устанавливать на срок не более 5 лет. Очевидно, что в данной ситуации потенциальные инвесторы боятся вкладываться в высокотехнологичные дорогостоящие конструкции, в том числе уличную мебель, так как нет гарантии окупаемости проекта в течение пяти лет и сохранения возможности работать в последующих периодах.

Развитие отрасли также тормозит отсутствие технического регламента, который в течение последних 5 лет не могут принять на федеральном уровне.

Кроме того, существующее рекламное законодательство конфликтует с рядом федеральных законов. Это ведет к ненужным судебным спорам, в результате которых принимаются взаимоисключающие судебные решения. Нам приходится принимать серьезные усилия, чтобы с учетом соблюдения интересов города на муниципальном уровне сглаживать правовые коллизии.

ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ

За отчетный период Управлением в рамках установленных полномочий проделана следующая работа по выдаче разрешений:

- осуществлен прием заявителей на выдачу разрешений и согласование размещения средств наружной рекламы и информации (СНРИ) на территории г. Казани в количестве 3 170 человек;

- подготовлено и выдано 1 730 разрешений, 159 согласований на размещение средств наружной рекламы и информации. Итого – 1 889 шт., что на 14 % больше, чем за аналогичный период 2009 года.

В отчетном периоде сократился объем работ, связанный с аннулированием разрешений на установку рекламных конструкций. Это связано с уменьшением количества принятых решений о принудительном расторжении договоров в связи с задолженностью. Рынок постепенно восстанавливается после финансового кризиса. За отчетный период было аннулировано 90 разрешений на установку рекламных конструкций и отозвано 2 согласования размещения средств наружной информации, что в три раза меньше, чем за аналогичный период кризисного 2009 года.

Всего действующих разрешений на 01.10.2010 – 9 133 штуки, согласований - 408.

ПОСТУПЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

Управлением наружной рекламы и информации за отчетный период с торгов заключено 164 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальной собственности, что в 2 раза больше, чем за тот же период кризисного 2009 года.

Увеличение количества заключенных договоров произошло в основном за счет установки сети афишных конструкций на улицах города.

Общее количество действующих договоров на конец отчетного периода составляет 2 395 штук.

Начисление в доход бюджета города по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций за отчетный период составило 107,5 млн. рублей, в том числе пени 0,6 млн. рублей. Поступление финансовых средств за отчетный период составило 108,7 млн. рублей.

В условиях преодоления последствий кризисного года просроченная задолженность рекламных фирм перед бюджетом города на конец отчетного периода составила 9,0 млн. рублей. Из них 7,0 млн. рублей – задолженность по расторгнутым договорам, 2,1 млн. – по действующим договорам. За отчетный период судом приняты решения о взыскании долгов по договорам на сумму 4 млн. 380 тыс. рублей (основные дебиторы: ООО «Нур-Авто» - 2 млн. 250 тыс. рублей, ЗАО «Вилла» – 1 млн. 500 тыс. рублей).

В сфере особого внимания Управления находится просроченная задолженность по действующим договорам. На начало этого года она составляла 11,3 млн. рублей, на конец отчетного периода составляет 2,1 млн. рублей.

В случае незаконного размещения средств наружной рекламы и информации на объектах муниципальной собственности Управлением наружной рекламы и информации г. Казани осуществляется начисление за фактическое использование муниципальной имущества. Таким образом, за отчетный период судом принято решений о взыскании неосновательного обогащения за фактическое размещение на сумму 9,6 млн. рублей (основные дебиторы: ООО «Сити-Дизайн» -3,5 млн. рублей, ООО «Нур-Авто» - 1,4 млн. рублей, ООО «Казстройинвест» - 1,2 млн. рублей).

Доход бюджета города Казани по госпошлине за отчетный период составил 6,5 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года. Это связано прежде всего с увеличением в 2010 году ставки государственной пошлины с 1 500 рублей до 3000 рублей.

Поступление денежных средств за 9 месяцев текущего года от торгов составило чуть более 1 млн. рублей.

Совокупный доход бюджета города Казани по госпошлине и неналоговым платежам от рекламной деятельности за отчетный период составил 119,0 млн. рублей, что на 22.6 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года.

КОНТРОЛЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕМ РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

За отчетный период в 2010 году в рамках работы по пресечению несанкционированного размещения рекламных и информационных конструкций на территории города Казани, а также при проведении инвентаризации средств наружной рекламы и информации, расположенных на фасадах зданий, выявлено 2866 СНРИ, установленных без соответствующих согласований с муниципальным органом. По всем выявленным самовольно установленным СНРИ ведется планомерная работа. По ее итогам на 1 ноября этого года 1188 СНРИ узаконены (586 – получили разрешения, 602 конструкции демонтированы владельцами по предписаниям Управления наружной рекламы и информации).

Количество самовольно размещаемых конструкций на фасадах жилых домов можно уменьшить, если управляющие компании и ТСЖ проведут общие собрания собственников многоквартирных жилых домов и получат полномочия на выдачу согласия на размещение рекламных конструкций на общедолевой собственности. В настоящее время такие собрания рекламные фирмы вынуждены проводить сами.

Управлению наружной рекламы и информации в этом году приходится уделять много времени вопросу выноса рекламных конструкций из зон дорожного строительства. Это ложится серьезной нагрузкой на рекламный бизнес. Но на сегодняшний день мы пока находим понимание у владельцев рекламных конструкций.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

За отчетный период правовым отделом Управления подготовлены и поданы в арбитражный суд исковые заявления о взыскании задолженности на общую сумму 14,3 млн. рублей и демонтаже 294 конструкций.

На конец отчетного периода по 424 конструкциям возбуждены исполнительные производства. Часть из них о принудительном демонтаже, остальные – по взысканию задолженности, всего на конец отчетного периода в исполнительном производстве находятся материалы на взыскание 17,6 млн. рублей, в том числе за отчетный период поступило в исполнительное производство материалов на 10,9 млн. рублей. В результате работы отдела правового обеспечения на конец отчетного периода взыскано 3,5 млн. рублей, в том числе за отчетный период - 2,9 млн. рублей.

По четырнадцати коммерческим фирмам Управлением инициирована процедура несостоятельности.

Отдельно хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что в настоящее время в Арбитражном суде РТ рассматриваются дела о принудительном демонтаже более 650 незаконно установленных конструкций. Количество таких дел ежемесячно растет. В итоге они основательно перегружают суды. Этот перекос возник в связи с отсутствием должного применения досудебного административного воздействия. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Сейчас создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к размещению СНРИ на территории г. Казани с участием всех структур, осуществляющих такой контроль: УАТИ, УВД г. Казани, экологическая милиция. Комиссия будет заниматься вопросами обеспечения реализации единой городской политики по вопросам привлечения к административной ответственности владельцев, допустивших незаконное размещение СНРИ, а также владельцев, допустивших ненадлежащее содержание средств наружной рекламы и информации. Надеемся на помощь в данной работе органов прокуратуры, а также антимонопольных органов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В Управлении наружной рекламы и информации в этом году находятся на стадии внедрения два программных комплекса «Геоинформационная база данных по рекламным конструкциям» и «Система автоматизированного учета рекламных конструкций».

Для уточнения мест размещения рекламных объектов и анализа существующей ситуации Управлением активно используются данные дистанционного зондирования Земли (космические снимки г. Казани), предоставляемые Управлением информационных технологий и связи. К сожалению, эти данные обновляются раз в год, хотя есть необходимость это делать раза в полгода.

Кроме того, специфика работы Управления подразумевает постоянный мониторинг объектов рекламы и их фотофиксацию. Количество фотографий, выполняемых сотрудниками Управления, составляет несколько сотен в месяц. Для повышения скорости обработки фотографических материалов Управление в этом году заявилось на закупку фотоаппаратов со встроенным GPS-приемником, позволяющим при загрузке фотографий в компьютер привязывать их к конкретному месту на электронной карте города Казани.

В процессе изучения современных способов работы с фотофиксацией объектов на местности хотелось бы обратить внимание первых лиц на технологию панорамной съемки улиц, активно используемую такими мощными Интернет-ресурсами, как «Google» и «Яндекс». Эта технология позволяет, сидя за компьютером в офисе, совершать виртуальный объезд улицы с возможностью осмотра текущей ситуации на 360 градусов вокруг себя и продвижением по улице с шагом до 20 или до 50 метров. При условии своевременного обновления данных (не реже одного раза в квартал) данная технология будет представлять большой интерес для многих структурных подразделений Исполкома и позволит уменьшить количество выездов сотрудников на территорию города. Панорамная съемка удобна для предварительного осмотра ситуации при рассмотрении обращений граждан и организаций, касающихся благоустройства и внешнего облика города, а также для контроля за исполнением поручений по этим вопросам. По данным фирмы, делающей панорамную съемку для «Яндекс», стоимость комплекта оборудования и программного обеспечения составляет около 2,5 млн. рублей.

Решение комплекса вопросов по внедрению современных информационных технологий позволяет повысить производительность работы Управления, автоматизировать многие процессы, а следовательно поднять качество предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций на новый уровень в условиях минимизации штатов.

В свете повышения открытости работы Управления в этом году в рамках программы по поддержке и развитию информационной системы «Официальный портал муниципального образования города Казани» существенно доработана структура сайта Управления.

Сейчас на портале регулярно размещается следующие материалы:

- информация по торгам на право размещения средств наружной рекламы и информации;

- выявленные самовольно установленные СНРИ;

- результаты рассмотрения судебных дел о демонтаже СНРИ;

- разрешения (согласования) на установку СНРИ, выданные Управлением наружной рекламы и информации в текущем месяце;

- информация по ненадлежащему содержанию рекламных конструкций;

- результаты рассмотрения документов отделом выдачи разрешений;

- уведомления о завершении сроков действия разрешений;

- основные показатели работы Управления наружной рекламы и информации, статистическая информация по рекламным конструкциям и многое другое.

Для удобства граждан выложена информация о документах, необходимых для получения разрешения (согласования), формы документов с образцами их заполнения. Введены такие разделы как «Часто задаваемые вопросы», «Вопросы использования государственных языков в наружной рекламе», «Налогообложение рекламной деятельности», «Социальная реклама и городская информация».

На сегодняшний день технические возможности официального портала не совсем соответствуют требованиям Управления. Необходима функция записи на прием через Интернет, возможность получения информации о документах, находящихся на рассмотрении в Управлении, более удобные сервисы для предоставления фотоматериалов.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

С 2010 года начала работу Комиссия по распространению социальной рекламы и городской информации. За отчетный период осуществлено размещение социальной рекламы на сумму 5,6 млн. рублей. Основные программы – «Антитабачная кампания», «Год учителя», «День Победы». Размещение городской информации осуществлялась по решению Комиссии в соответствии с порядком расчета платы за установку конструкции. Объем размещения городской информации за отчетный период составил 2,9 млн. рублей.

МАС НА КАЗАНСКОЙ ЯРМАРКЕ

2 - 4 февраля 2011 года на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» при поддержке мэрии планируется проведение Фестиваля рекламного кино и Выставки технологий в рекламной и полиграфической промышленности – МАС (маркетинг, реклама, коучинг). Для профессионалов рекламного бизнеса Казани выставки по данной тематике не проводились много лет, поэтому проведение таких мероприятий должно стать знаковым событием для отрасли.

В рамках этого масштабного мероприятия Управление планирует проведение межгородской конференции муниципальных органов, контролирующих сферу наружной рекламы. Цель конференции заключается в том, чтобы дать возможность совместно обсудить проблемы в области регулирования отрасли, больше узнать о методах работы в этой области в других городах, практике работы судебных и административных органов, консолидированно выступить с предложениями по усовершенствованию законодательства в области рекламы. Прошу поддержать данный проект.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2011 ГОД

В связи с окончанием в 2012 году срока действия договоров на право размещения сетевых рекламных конструкций завершить к концу 2011 года разработку территориальных схем размещения рекламных конструкций и сборника типовых конструкций, разрешенных к установке на территории города Казани.

В связи с завершением 1 июля 2011 года срока действия паспортов, согласованных Исполкомом до 2006 года, провести комплекс мероприятий по узаконению либо демонтажу рекламных конструкций, у которых закончились сроки действия разрешений.

В рамках инвентаризации средств наружной рекламы и информации по маршрутам следования к объектам Универсиады завершить работы по 30 улицам.