«ПИК ПОПУЛЯРНОСТИ ЕЩЕ НЕ ДОСТИГНУТ»

Я могу объяснить популярность онлайн-игры Pokemon Go несколькими моментами. Это сильный бренд и накопленный опыт Niantic на предыдущей игре. С одной стороны, это сам бренд Pokemon — виральный, всем хорошо известный. Люди легко подхватывают что-либо, когда слышат это название. Второй момент, на который важно обратить внимание, — это то, что игру разработала компания, создавшая в 2012 году онлайн-игру с дополненной реальностью Ingress. Игра до сих пор достаточно популярна, и ее выпустила компания Google вместе с Niantic. То есть Pokemon Go — не первая игра с дополненной реальностью. Ее создала Niantic вместе с Nintendo — компанией мирового уровня в области интерактивных развлечений.

В Ingress речь идет о фантастическом мире и двух фракциях, пришельцах среди нас, порталах среди достопримечательностей. Выяснилось, что с помощью игры увеличилась посещаемость некоторых достопримечательностей по миру, где были открыты порталы. Люди даже ехали в тундру на санях, чтобы обнаружить там портал. Механика двух игр похожа, но Ingress была посложнее, чем Pokemon Go. Про покемонов все слышали, поэтому и играют в эту игру больше людей. Все просто, понятно, мультяшно.

В свое время я участвовал в закрытом мероприятии для разработчиков в Google в Лондоне. На нем говорилось, что Ingress — это пробный шар. Тогда я понял, что это будущей тренд и обязательно появится что-то более массовое в будущем. Поэтому я уверен, что Pokemon Go — далеко не последняя игра с дополненной реальностью.

Будет ли сохраняться и дальше интерес к игре, сказать несложно. Механика, заложенная в Pokemon Go и в целом играх с дополненной реальностью, пока еще в начальном состоянии. Вряд ли игра будет number one слишком долго, но она соберет большую аудиторию — пик популярности еще не достигнут. Я жду появления еще большего количества игр, где еще активнее будут использоваться механики дополненной реальности. Сейчас это пока еще примитивно.

«ГЛУПО НЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТРЕНДОМ»

Что касается разных реальностей, есть два рынка: дополненной и виртуальной реальности. По прогнозам экспертов, оба рынка будут серьезно расти в ближайшем будущем, но, наверное, дополненная вырастет больше. Ее особенность в том, что виртуальные объекты накладываются на реальный мир, а в виртуальной все виртуальное.

Игра — это хороший тренд. То, что подростки, молодежь стали больше ходить пешком по городу благодаря ей, очень классно — становятся здоровее. И если такое большое количество людей уже интересуется чем-то, значит, это тренд, и глупо хотя бы не ознакомиться с ним. Надо понимать, что это технологии, и потенциально могут появиться новые возможности для синергии. Я бы не относился к Pokemon Go как просто к игре — это технологический тренд. Появилась геолокация, появилась дополненная реальность, доступный интернет, и на стыке технологий появились такие интересные элементы.

Если говорить о будущем, подозреваю, что люди будут взаимодействовать с миром посредством таких устройств, а не посредством смартфонов, как сейчас. Google Glass были неплохой задумкой, но обладали некоторыми дефектами, которые не позволили стать продукту массовым. А вообще, я считаю, потенциал большой.

Думаю, что в дальнейшем дополненная реальность будет синергировать с той же indoor-навигацией. Есть датчики, которые позволяют делать микропозиционирование, они работают по протоколу Bluetooth. По сути, речь идет об iBeacon, что может дать более интересную дополнительную реальность. Такие механики интересны. Я бы сейчас старался работать с трендом, потому что очевидно, что он серьезен.

Ни в коем случае нельзя запрещать этот тренд. Понятно, что могут возникать разные ситуации, когда люди начинают ловить покемонов или открывать виртуальный портал в неподходящих местах. И высока вероятность, что в будущем появится регуляция в этой области — так же, как во многих странах регулируется использование квадрокоптеров в общественных пространствах.

«МОЖНО РАЗМЕСТИТЬ ПОКЕМОНОВ В ИННОПОЛИСЕ»

Я уверен, что татарстанские чиновники будут ловить покемонов в своих кабинетах. Это даже звучит интересно — «поймал покемона у тебя в кабинете». В Татарстане, в принципе, стараются следить за технологиями, что я всячески поддерживаю, соответственно, все захотят это попробовать. Думаю, президенту республики тоже будет интересно.

Компания Microsoft готовит к выпуску очки дополненной реальности, и они уже доступны для разработчиков. На мой взгляд, основной вопрос, который мы сейчас должны себе задать: как мы можем использовать этот тренд для того, чтобы получить какую-то выгоду? Например, тренд можно использовать для развития туризма в регионе. Например, в Ingress можно открыть какой-либо виртуальный портал, и множество людей со всего мира поедут к нему. Или можно организовать некую коммуникацию, создать покемонов, договориться с подобными компаниями-разработчиками, чтобы сделать в Казани пилотный проект. Через это можно сделать еще популярнее парки. Кто-то шутит, мол, в футбол играть не умеем, так хоть покемонов на поле погоняем.

Кстати, еще до выхода Pokemon Go я говорил председателю госкомитета по туризму Татарстана Сергею Иванову, что можно связаться с Ingress и сделать в Казани виртуальный портал. Тогда бы к нам повалили туристы-китайцы. Или можно было бы разместить каких-то покемонов или порталы в Иннополисе, все бы поехали туда. Со стороны выглядит смешно, но на самом деле это огромные возможности.

Успех Pokemon Go многих подстегнул, и теперь все хотят сделать что-то похожее. К тому же, со стороны всегда кажется проще, чем есть на самом деле. Не уверен, что будет бум успешных аналогов, но некая волна подражателей пройдет. Сейчас в кругу разработчиков очень много общаются о причинах успеха этой игры.

Думаю, в ближайшее время игра появится и в России. По крайней мере, рассчитываю на это. Я изучил, как это все работает, но у меня не было времени поиграть в эту игру, и я обязательно скачаю игру чуть позже.

Дмитрий Еремеев