... На новый вираж вышло минувшей ночью противостояние казанских байкеров с ГИБДД
Фото предоставил Михаил Шутов

«ЕСТЬ КОМАНДА «ФАС» — И ЗАКРЫВАТЬ БУДУТ ВСЕХ»

На новый вираж вышло минувшей ночью противостояние казанских байкеров с ГИБДД. Зуб на «ночных волков» в инспекции точили давно, а глава республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов даже высказывался в духе «Хочешь убить ребенка — подари ему скутер». Но отправной точкой обострения послужило страшное ДТП на улице Глушко в Казани, в котором погибли мотоциклист и его пассажирка. Впрочем, это событие так и осталось бы одним из числа многочисленных ДТП миллионной столицы, если бы не неадекватные, на взгляд байкеров, действия ГИБДД, которые последовали за этими событиями.

Казанские паблики накануне взрывались от гневных сообщений о том, что инспекторы буквально ни за что забирали мотоциклы на штрафстоянки. Президент казанского мотоклуба Trespassers MCB Виктор Лопухов рассказал «БИЗНЕС Online», что к месту ДТП на Глушко тогда стали съезжаться казанские байкеры с целью оказать помощь, если она необходима. Их-то «боевых коней» и стали забирать сотрудники в форме. «Приехали несколько экипажей, и все мотоциклы закрыли на штрафстоянку, извините за жаргон «по беспределу». Закрыли их с липовыми формулировками о неисправности рулевых реек и тормозных систем, при том что никакой экспертизы не проводилось, а ко многим мотоциклам они даже не подходили», — говорит Лопухов. Горького комизма ситуации добавляет то, что, по словам, байкеров, у мотоциклов просто нет этих реек, они есть у автомобилей, и инспекторы просто пишут в протоколах по аналогии, не разбирая в деталях и не проводя никаких экспертиз.

В частном порядке работники ГИБДД признавались водителям, что у них есть команда фас и «закрывать будут всех». Тем не менее глава республиканского ГИБДД Минниханов, до которого накануне удалось дозвониться корреспонденту «БИЗНЕС Online», напрочь отрицал некое особое пристрастие по отношению к байкерам. «Я не понял, за день их так задушили, что они жалуются? — удивился Минниханов. — У нас каждый день столько машин ставится [на штрафстоянку]. Для нас нет разницы, мотоцикл или автомобиль. Мы пешеходов привлекаем точно так же к ответственности. Если он нарушает, мы что, должны их по головке гладить, что ли? Что нам, делать больше нечего, только по байкерам работать? — задал он риторический вопрос. — Техническую неисправность мы проверяем потому, что машины правдами и неправдами техосмотр все же проходят, а мотоциклы — не проходят. И мы всегда проверяли состояние транспортных средств. Если они считают, что здесь что-то неправильное, пусть обращаются в суд и обжалуют наши действия».

Рифкат Минниханов Глава республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов напрочь отрицает некое особое пристрастие по отношению к байкерам Фото: «БИЗНЕС Online»

«РОМАНУ РЕСПЕКТ, ДЕРЖАЛСЯ, КАК МОГ, ДО ПОСЛЕДНЕГО. ЗА ВСЕ МОТОСООБЩЕСТВО ОТСТАИВАЛ ПРАВА»

В общем, нервы накалились до предела, но никто не ожидал, что дело дойдет до открытой стычки. Минувшей ночью на Южной трассе в Казани байкеры и инспекторы схлестнулись практически врукопашную. Началось все с того, что автоинспекторы попытались задержать мотобайк владельца одного из казанских мотосервисов Романа Люхманова и отвезти его на штрафстоянку по все той же причине якобы неисправности рулевой системы управления. Однако приехавшие на место разборок байкеры (их собралось порядка 50) отказались отдавать мотоцикл — они на руках перенесли свое ТС за ограждение, чтобы не было возможности его эвакуировать. Мотоциклисты пытались доказать, что действия инспекторов незаконны, объясняя, что владелец байка является владельцем мотосервиса и внимательно следит за состоянием транспортного средства, мотоцикл не может быть неисправным.

Но к тому времени на место событий съехались десятки силовиков (по словам очевидцев, среди них были не только сотрудники ГИБДД, но и СОБР). В какой-то момент между сторонами произошла короткая потасовка, в ходе которой мужчине по имени Антон повредили ногу — в паблике «Kazan bikers news. Мотоновости. Казань» пишут, что перелома у него нет, «но подозрение на связки, гипс наложили», и что позже его повезут на МРТ. В итоге байкеры отдали мотоцикл работникам ГИБДД, решив за лучшее разрешение этой ситуации подчиниться. Тем не менее пятеро участников спора, в числе которых оказался и сам Люхманов, все же были задержаны полицией. В 14:00 в Приволжском суде будет решаться вопрос об их дальнейшей судьбе. В мотосообществе поддерживают Романа: «Роману респект, держался, как мог, до последнего. За все мотосообщество отстаивал права. Юрист нужен. Свидетелей много, видео много. Что будет нужно — пиши, все помогут. Пацанов жалко», — пишет Дмитрий Рубиновский в том же паблике.

Сегодня же в МВД РТ газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали ночные жаркие события на Южной трассе. Как следует из сообщения, в отношении мотоциклиста был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 12.5 КоАП («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»). Байкер был не согласен с позицией Госавтоинспекции и, когда его транспортное средство стали отправлять на штрафстоянку (на месте устранить нарушения было невозможно), вызвал по телефону на подмогу своих товарищей — порядка 50 человек. Сотрудники ДПС, в свою очередь, чтобы избежать нарастающего конфликта, вызвали подкрепление. В ходе конфликта пять человек были задержаны по ст. 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»).

.... Минувшей ночью на Южной трассе в Казани байкеры и инспекторы схлестнулись практически врукопашную
Фото предоставил Михаил Шутов

«ЖЕНЯ ВСЕГДА ЛЮБИЛ ТЕХНИКУ, ВСЕ ЧИНИЛ, ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ЗОЛОТАЯ ГОЛОВА»

Между тем сегодня утром на подъезде к поселку Осиново, что в 17 км от Казани, собралось непривычно много машин ГИБДД. На Осиновском кладбище сегодня начались похороны погибшего Евгения Захватова. Два дня назад 32-летний мотоциклист вместе с 28-летней девушкой на пассажирском сиденье попал в резонансное ДТП этого года. Молодые люди на полной скорости влетели в автомобиль LADA, который, по словам некоторых очевидцев, не уступил дорогу мототранспорту. Водитель автомобиля получил незначительные травмы, а для мотоциклиста и его приятельницы эта поездка оказалась последней.

В 10:30 утра гроб с телом погибшего вынесли из дома родителей Захватова на отпевание в поселковую церковь. Оттуда колонна автомобилей, в составе которой было всего три мотоцикла, выдвинулась на кладбище. Как передает корреспондент «БИЗНЕС Online» с места событий, байкеры ожидали «провокаций» от ГИБДД, но вместо этого сотрудники Госавтоинспекции даже перекрыли своими автомобилями дорогу для участников похоронной колонны для беспрепятственного проезда на кладбище.

Евгений несколько лет жил с семьей в Казани — родители подарили ему квартиру в столице Татарстана сразу после свадьбы. Кроме жены Ирины у мотоциклиста осталось еще двое детей — 3 и 4 лет. «Женя всегда любил технику, все чинил, золотые руки, золотая голова. На любой вопрос у него всегда был ответ», — вспоминает о погибшем в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» его близкий друг Григорий.

Евгений занимался авто- и моторемонтом, однако свой личный байк купил только год назад. Как вспоминают его друзья, на подержанную «Ямаху» он потратил примерно 250 тыс. рублей. На похоронах собралось несколько десятков человек. Что характерно, байкеров среди них было совсем немного. Все, как и сам Евгений, не входили в какие-то клубы, а занимались мотоциклами «для себя».

На Осиновском кладбище сегодня прошли похороны погибшего Евгения Захватова
Фото: Оксана Черкасова

«ПИСАТЬ НАДО НЕ В СПОРТЛОТО, А В ПРОКУРАТУРУ ИЛИ КУДА-ТО ЕЩЕ»

Стоит добавить, что этот конфликт оказался не единственным с участием байкеров. В селе Сокуры Лаишевского района водитель открыл по байкеру стрельбу из травматического пистолета резиновыми пулями. К счастью, мотоциклист остался жив, но был ранен в руку и в корпус. Стрелявший оказался бывшим сотрудником полиции. Правда, в МВД «БИЗНЕС Online» сообщили, что было это в 90-е годы, и в органах он отслужил всего три года. Уже долгое время он не является правоохранителем и работает в службе инкассации. Делать выводы о том, кто стал зачинщиком конфликта, пока преждевременно. Оба участника столкновения написали заявления.

В казанских мотосообществах в соцсети «ВКонтакте» байкеры активно обсуждают произошедшие события. «Так яростно сражались они сегодня за этот байк, потому что у них приказ * всех за все! Приказ: никаких предупреждений, только штрафы! И чтобы народ боялся и не митинговал, не выступал против законов, проводят такие акции... Под названием «Ни шагу назад». Мотоцикл — единственное не подконтрольное ТС, на него и штраф не придет, и за скорость не оштрафуешь.. Вот и *», — пишет пользователь Альберт Горренбург. «Как законно побороть этот беспредел? Может, скинуться на хорошего адвоката для пострадавших от неправомерных действий сотрудников? И придать делу широкий общественный резонанс», — пишет Михаил Молот в группе «Kazan bikers news. Мотоновости. Казань».

Другие даже предлагают отправить видео ночного столкновения на Южной трассе на Первый канал Андрею Малахову: «Когда Малаху напишем?» — интересуется Вадя Викторович. «Думаю, Малахову хватит для программки «Беспредел ханской власти на дорогах Татарстана», — поддерживает Сергей Крупский. «Давайте иск подадим коллективный в Конституционный суд РФ, они ущемляют наши конституционные права», — вторит ему Айдар Сахапов. «Я тоже не призываю сложа руки сидеть, просто не в спортлото писать надо, а в прокуратуру или куда-то еще, от чего эффект будет. А-то сейчас нафантазируют у нас товарищи, Конституционный суд, гаагский трибунал», — иронизирует Николай Тынатгыргын. «Шум нужен, наклейки предлагаю распечатать на авто что-то типа «Нет беспределу ДПС к мото». Может, у знакомых кого оборудование есть, скинемся», — предлагает Руслан Биктагиров. «Не знаю, нужен ли шум, но это мелкое административное правонарушение, карающееся небольшим штрафом, а вот менты, участвующие в этом всем, фактически уголовники. Этим должна заниматься прокуратура», — спорит с ним Тынатгыргын.

Есть предложения также написать в «Инстаграм» президенту РТ Рустаму Миниханову и жалобу в прокуратуру. «Чего удивляться. Минниханов-брат сказал же как-то раз, мол, наш город не предназначен для велосипедистов. Теперь вот и для мотоциклистов не предназначен. А скоро и для машин стоимостью ниже 4 лямов будет не предназначен. Покупайте, граждане, проездные», — комментируют предложение посетители паблика. В ответ тем, кто предлагает судиться, пишет Андрей Шахов: «В лучшем случае будет несколько гражданских судов в очередности инстанций. Пройдет сезон, зимой мот будет стоять на открытой штрафке, через несколько месяцев/лет какой-то суд опять же в лучшем случае признает неправомерность действий и самоуправство какого-то мелкого сотрудника полиции (как обычно бывает, уже бывшего сотрудника). Мот вернут, но после месяцев открытой штрафки это будет уже металлолом. Единственный, наверное, вариант — действовать через СМИ, но вот вопрос: нужно ли это им будет?» И добавляет дальше: «Мотоцикл со штрафки сейчас не забрать без оплаты штрафа. А оплачивачивая штраф, ты автоматически соглашаешься с правонарушением. Возможность забрать технику со штрафки без оплаты штрафа сейчас ввели только в Москве. Остальные регионы пока это не ввели. Андрей, со слов юриста, обжаловать решение можно в 10-дневный срок, и то, что оплата штрафа, не значит, что его нельзя обжаловать», — спорит с ним Ильмар Джиксеров.

На фоне всех этих событий начальник ГИБДД по Казани Игорь Новиков собирает экстренную пресс-конференцию, посвященную профилактике ДТП с мототранспортом. «БИЗНЕС Online» следит за развитием событий.

... Казанские паблики накануне взрывались от гневных сообщений о том, что инспекторы буквально ни за что забирали мотоциклы на штрафстоянки
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ОСТАНОВЯТ, ТО НАЙДУТ ДО ЧЕГО ДОКОПАТЬСЯ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказать свое мнение по поводу произошедших событий.

Екатерина Крутилина — активист группы «Мото Казань», «Вольный ездок»:

— Нахожусь в ужасе от этой ситуации, потому что большинство мотоциклистов ездят по закону с пройденным техосмотром. Это та же ситуация, что и с автомобилями, когда часть ездит по закону, не нарушая, но когда что-то происходит — под гребенку попадают все. Нужно различать, кто прав, кто виноват. Если людям мешают прямотоки и спортбайки, то нужно отличать их от круизеров, эндуро, чопперов и других дорожных байков. Выход из ситуации я вижу также в прохождении всеми гаишниками обучения правилам дорожного движения и законодательству. У меня связи с теми ребятами нет, но мы массово собираем юристов и готовимся писать жалобы в прокуратуру и прочие органы. Мы хотим привлечь к этой ситуации широкую общественность и выйти с проблемой на российский уровень. На мотоцикле я езжу на работу, в последние дни меня не останавливали, но я не знаю, что будет дальше, на дороги выезжать становится страшно. Документы у меня в порядке, но если остановят, то найдут до чего докопаться.

Владлен Копвилль — юрист ФАР:

— Вчера звонки от мотоциклистов мне поступали, сегодня уже нет, но в WhatsApp создана группа, где байкеры задаются вопросом «Что делать?». Обвинения все те же: либо вилка руля неисправна, либо тормозная система не в порядке. Но должны это делать сотрудники технадзора, специального отдельного подразделения при ГИБДД, а не ППС ГИБДД. Как сотрудник ГИБДД может увидеть, что неисправно рулевое управление? В увиденных мной протоколах нет ничего о внешних признаках неисправностей. В судах я с похожими ситуациями сталкивался, только не с мотоциклами, а с автомобилями. Практически во всех случаях суд решал в нашу пользу. Не скажу, что исков было очень много, потому что не все хотят бодаться с ГИБДД. Это же суд, который назначается в течение двух месяцев, потом месяц решение вступает в силу. А потом еще отдельный суд с казной РФ. Система такая, что деньги за штраф просто так не вернешь. Я не думаю, что мотоциклистов услышат на федеральном уровне, властям до лампочки то, что требует народ.