Рустаму Минниханову продемонстрировали производство поршней, поршневых колец и гильз для двигателей автомобилей Фото: nabchelny.ru

«МОГУЛ» ПОСЛЕ КОНФЛИКТА С НАЛОГОВИКАМИ РЕШИЛ ОТПРАВИТЬСЯ В «НАЛОГОВЫЙ РАЙ»

Первым пунктом в обширной программе пребывания в Набережных Челнах президента РТ Рустама Минниханова сегодня значилось посещение завода «Федерал Могул - Набережные Челны» — СП КАМАЗа с одноименной американской компанией, созданное в декабре 2007 года. Завод, под который КАМАЗ отдал бывший офис своего ВОХР и производственный корпус по изготовлению турбокомпрессоров, с октября 2009 года занимается созданием поршней, поршневых колец и гильз для двигателей автомобилей. А пару недель назад министр экономики РТ Артем Здунов на брифинге в кабмине сообщил, что в комиссию по рассмотрению заявок на включение резидентов в ТОСЭР поступило еще пять заявлений. Помимо проектов «КамаКристалл Технолоджи», «Вкусняев», «Челны Фуд», «Челны-агрегат» в их числе оказался и проект литейного производства ООО «Федерал Могул». И, похоже, президент решил поближе познакомиться с предприятием, попросившим входной билет в «налоговый рай».

К слову, с фискалами отношения у российско-американского СП складываются не очень гладко. Как писала газета «БИЗНЕС Online», в начале 2015 года налоговая инспекция автограда привлекла предприятие к ответственности, доначислив 22 млн. рублей в виде НДС и налога на имущество. Кроме того, СП предъявили 4,2 млн. рублей пени, также было предложено уменьшить заявленные убытки: по налогу на прибыль — на 20 млн. рублей, НДС — на 1,2 миллиона. Судя по материалам дела, ФНС заподозрила российско-американскую компанию, в том числе, в оформлении фиктивных сделок с ООО «Матекс» и ООО «АльфаКам и К», которые занимаются оптовой торговлей автомобильными деталями. Правда, компания «Федерал Могул» с выводами фискального органа не согласилась и подала иск в Арбитражный суд с требованием признать действия ИФНС неправомерными. Так что снижение налогового бремени для предприятия в рамках ТОРа в на фоне конфликта с налоговиками выглядит весьма актуально.

Еще до приезда президента журналистам организовали обстоятельную экскурсию по предприятию, ознакомив со всеми этапами производства. Прибывший позже Минниханов также прошелся по цехам завода, изредка останавливаясь у стендов с готовой продукцией. Управляющий директор Federal Mogul Powertrain Vostok GmbH Уве Плаксин и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин что-то поясняли первому лицу республики, отвечая на его вопросы.

В ТОСЭР компания «Федерал Могул» намерена заявиться с новым литейным производством, на котором к уже созданным на заводе 230 рабочим местам добавятся еще 50

А представителям СМИ начальник производства предприятия Наталья Шишова рассказала, что в ТОСЭР ее компания намерена заявиться с новым литейным производством, на котором к уже созданным на заводе 230 рабочим местам добавятся еще 50. Она же объяснила, что в настоящий момент компания по полному циклу (из алюминиевых чушек, поставляемых «Русалом», прим. ред.) изготавливает только поршни для двигателей грузовых и легковых автомобилей. Заготовки для производства поршневых колец и гильз цилиндров приходится закупать на стороне, что сказывается на рентабельности производства, поэтому и было принято решение развивать собственное литейное производство. «Грузовые» поршни СП поставляет на КАМАЗ и ЯМЗ, а «легковые» забирает альянс Renault-Nissan для производства двигателей Lada и Datsun. В последние годы, по словам Шишовой, объемы производства предприятия находятся примерно на одном уровне. В прошлом и позапрошлом годах компания выпустила для КАМАЗа и ЯМЗ порядка 650 - 700 тыс. поршней, и порядка 1 - 1,1 млн. поршней было выпущено для модельного ряда АвтоВАЗа.

Шишова также пояснила, что в рамках литейного производства на самом деле планируется целых два проекта. Первый — отливка гильзы цилиндра для грузовых автомобилей, которую затем на своем же механообрабатывающем производстве будут доводить до готового продукта. Второй проект связан с производством поршней для бензиновых двигателей концерна Volkswagen. Объемы предполагаемых поставок Шишова заявлять не стала, сообщив, что этот вопрос как раз сейчас находится в стадии обсуждения с производителем. Причем поставки планируются как на завод двигателей Volkswagen, расположенный в Калуге, так и на европейские заводы концерна. По словам начальника производства, проект уже близок к завершению: компания прошла аудит германского концерна, и сегодня продукция СП проходит испытания в лабораториях автопроизводителя. Всего же в создание литейного производства в этом году российско-американская компания планирует вложить порядка 485,5 млн. рублей. Причем в первом квартале следующего года, по заверениям Шишовой, завод уже должен дать первую продукцию. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», по соседству с действующим корпусом завода действительно ведутся подготовительные работы.

Рустам Минниханов в компании с Карповым, Магдеевым и первой леди КАМАЗа Альфией Когогиной перевернул символический дорожный знак с «Проезд закрыт» на «Проезд открыт»

«МЫ ПОЛУЧИЛИ СТАТУС ТОСЭР, НО ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

После посещения завода кортеж президента переместился на улицу Моторную, где его уже в отутюженной униформе с шарами и транспарантами ожидали работники «Камдорстроя», которые с сентября прошлого года занимались капремонтом дорог в промзоне. Деньги на это солидарно были выделены фондом развития моногородов и республиканским бюджетом, а сам ремонт должен содействовать успешной реализации четырех инвестиционных проектов: создание металлургического завода ТЭМПО, предприятия по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий на ООО АПК «Камский», промпарка «Развитие» и расширение АО «КИП «Мастер». Всего за 801,3 млн. рублей компания, близкая к бывшему главе минтранса РТ Владимиру Швецову, отремонтировала 27 км дорог, в порядок были приведены Трубный и Производственный проезды и улицы Моторная и Металлургическая. К слову, ремонт дорожного покрытия на территории промзоны не проводился с начала строительства КАМАЗа — более 40 лет. Неудивительно, что на некоторых участках степень износа достигала 90%.

Без долгих прелюдий (для торжественной церемонии пришлось снова перекрывать движение автомобилей на одной из дорог) собравшихся приветствовали мэр Челнов Наиль Магдеев, первый заместитель гендиректора фонда развития моногородов Сергей Карпов и под занавес президент Татарстана. Минниханов подчеркнул, что дороги сегодня являются «кровеносными сосудами» городов и от их качества во многом зависит успешное развитие бизнеса, а следовательно, экономики муниципалитета.

«Решение нашего правительства о необходимости поддержки моногородов было принято в самый сложный момент для экономики нашей страны. Одну из форм этой поддержки мы сейчас с вами можем видеть, — начал президент. — Сегодня мы решаем задачи, которые всегда в сложные времена касались Набережных Челнов: диверсификация производства, создание новых производств и новых отраслей. Мы получили статус территории опережающего социально-экономического развития и получаем поддержку от фонда моногородов, но это только начало, эта поддержка будет продолжаться, индустриальный парк «Мастер» будет расширяться. Все эти проекты придают устойчивость экономическому состоянию Набережных Челнов».

Президент поблагодарил дорожников и федеральное правительство за принятое решение о необходимости финансирования капремонта дорог в автограде и в компании с Карповым, Магдеевым и первой леди КАМАЗа Альфией Когогиной перевернул символический дорожный знак с «Проезд закрыт» на «Проезд открыт».

После этого глава республики поехал дальше то ли на открытие (как было анонсировано), то ли на осмотр готовящегося к вводу в эксплуатацию (как сообщалось по итогам) металлургичеcкого комбината ТЭМПО, которое для представителей прессы оказалось закрытым. Мероприятие, судя по всему, планировалось провести с размахом. По крайней мере, в СМИ просочилась информация о том, что там выступит группа «Иванушки International», и, судя по их аккаунтам, они действительно были в этот день в городе.

Напомним, заявки о вхождении АО «КМК «ТЭМПО» и ООО «Техноанод» в ТОСЭР были одобрены в июне. Первый проект — металлургический завод Фаила Шарифуллина, который станет выпускать до 500 тыс. т в год строительной арматуры. Шарифуллин обещает создать 1,5 тыс. рабочих мест и инвестировать в производство около 5,5 млрд. рублей, которые, как оказалось по сути уже освоены (стройка началась еще в 2012 году, когда о ТОСЭР не было и речи).

Ранее министр экономики РТ Здунов отнес проект ТЭМПО к крупнякам, поскольку он подразумевает «добавленную стоимость в течение 10 лет в 17 миллиардов рублей». Инвестиции в «Техноанод» составят, по словам министра, чуть более 60 млн. рублей в зависимости от ситуации на рынке, но РТ нужны и такие проекты, поскольку это новое инновационное предприятие (будет заниматься нанесением покрытий на металлоконструкции).

Как отметил министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, оказавшийся в свите президента РТ, компания CNH Industrial подала заявку и есть надежда, что к августу завод получит российскую прописку Фото: prav.tatarstan.ru

ТАТАРСТАН БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ ИТАЛЬЯНСКИМИ ТРАКТОРАМИ

Конечным пунктом визита президента стал итальянский завод CNH Industrial по выпуску тракторов, комбайнов и экскаваторов марки New Holland и Case IH. Сейчас компания CNH активно ведет работу по заключению специального инвестиционного контракта с минпромторгом России, чтобы попасть в список отечественных товаропроизводителей. Это позволит привлечь больший уровень инвестиций, обеспечит больший процент локализации и количество рабочих мест, внедрение новых технологий. Как отметил министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, оказавшийся в свите президента, компания подала заявку и есть надежда, что к августу завод получит российскую прописку.

«Документ прорабатывается. Они в течение 10 лет берут на себя обязательства добиться уровня локализации не ниже 50 процентов. И они войдут в список и дальше будут получать 25-процентные субсидии правительства как сельхозпредприятие России, а дальше они войдут как партнер в структуру Росагролизинга. Из 15 требуемых операций локализации 9 уже делают здесь, поэтому есть полная уверенность, что экспертизу минпромторга они пройдут и подпишут соглашение. И буквально уже через месяц-полтора станут отечественным товаропроизводителем. Республика у нас огромная — у нас 3,5 миллиона гектаров пашни. Нам в первую очередь тракторами обновляться надо, тем более что питерский завод мощными тракторами не может обеспечивать потребность российских товаропроизводителей. И тем более мы удешевляем по собственной программе на 40 процентов стоимость транспорта и даже комбайнов, которые в том числе и здесь производятся», — сообщил Ахметов.

На сегодня самый локализованный и самый продаваемый продукт в линейке завода — трактор Т8, где процент локализации доходит до 38%. Это основная модель, на которую сегодня делают ставку в CNH в плане инвестиций. Правда, производить сельхозтехнику приходится в условиях низкого спроса, который в связи со сжатием рынка упал в среднем на 30% (хотя на заводе отмечают, что сейчас идет восстановление спроса).

Компания Case New Holland (CNH), принадлежащая Fiat Group, — ведущий производитель сельскохозяйственной техники. Корпорация CNH работает на татарстанском рынке с 2010 года — 6 лет назад было создано совместное предприятие CNH и КАМАЗа. Доли в образованной компании сначала принадлежали партнерам на паритетной основе: 50% — CNH, 50% — ОАО «КАМАЗ». Однако в прошлом году КАМАЗ вышел из доли в рамках стратегии сброса непрофильных активов. Если судить по бухгалтерской отчетности за прошлый год, по операциям, связанным с вложениями в уставные капиталы других организаций, КАМАЗ получил от продажи своей доли в СП 1,12 млрд. рублей.

Производство завода планировалось в объеме до 4 тыс. единиц техники в год — это комбайны с двигателями 300 л.с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300 - 500 л.с. и строительная техника. Правда, пока предприятию, судя по всему, далеко до проектной мощности, по словам Ахметова, с 2010 года здесь собрана 1 тыс. единиц техники.

Минниханова по заводу стремительно провел Фабрицио Чепаллина, генеральный директор CNH industrial. Представители компании рассказали президенту РТ, что сегодня на заводе трудятся более 50 человек. Производственные помещения занимают площадь в 55 тыс. кв. м и располагаются на территории бывшего камазовского РИЗа. Делегация посмотрела окрасочные камеры, цех динамических испытаний, линии сборки тракторов, комбайнов и тренинг-центр, который был открыт пару недель назад. Этот учебный центр организовали для специалистов строительной, транспортной и сельскохозяйственной отрасли. Он позволит сотрудникам профильных предприятий совершенствовать свои навыки в управлении и сервисном обслуживании спецтехники и коммерческого транспорта. Здесь планируется обучать более 700 студентов в год.