Роман Шайхутдинов Ранее глава минсвязи Роман Шайхутдинов прогнозировал итоговые цифры на уровне 984 тыс. экземпляров со спадом в 24%

ПЛАН ВЫПОЛНЕН И ПЕРЕВЫПОЛНЕН

Общий подписной тираж на второе полугодие 2016 года по сравнению с первым полугодием пусть на почти невидимые 0,7%, но увеличился — с 1,32 млн. до 1,33 млн. экземпляров. Такие данные накануне вечером после завершения подписной кампании представило «БИЗНЕС Online» министерство информатизации и связи Татарстана. Таким образом, можно констатировать, что призывы спасать положение, прозвучавшие ровно месяц назад, не прошли даром. Напомним, что ранее глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов прогнозировал итоговые цифры на уровне 984 тыс. экземпляров со спадом в 24%.

В итоге, согласно представленным минсвязи данным, республиканская печать все-таки упала на 11,3%, центральная — на 13,7%. Отметим, что при подсчете были взяты 10 основных республиканских общественно-политических изданий и 6 центральных (перечень в справке). Полных данных АО «Татмедиа» пока не представило, нет данных и по районным газетам, но общую картину даже имеющиеся цифры позволяют оценить. Генеральный директор АО Андрей Кузьмин не стал давать комментариев, заявив «БИЗНЕС Online», что в ближайшее время будет опубликовано его развернутое интервью на эту тему.

При внимательном рассмотрении оказывается, что и слабый рост пришелся, видимо, на второстепенные СМИ, поскольку основные общественно-политические издания показали минус. Газеты «Республика Татарстан» и «Татарстан яшльэре» просели на 17,9% — 21335 и 9599 экземпляров, распространяемых по подписке. Ниже 3 тыс. упал тираж «Шахри Казан»: падение — на 17%. Довольно серьезно сбавила «Вечерняя Казань» (на 12,7% до 13551 экземпляра), «Звезда Поволжья» (на 8,2% до 575 экземпляров) и «Казанские ведомости» (на 5% до 1567 экземпляров). Наименьшее падение — у газеты «Ватаным Татарстан» (на 0,2% до 15251 экземпляра). Больше всего в относительных цифрах просел «МК в Татарстане» — на 33,8%, но по подписке результаты газеты всегда были скромны — всего 84 экземпляра распространяется таким образом.

По центральной печати самое большое падение — у «Аргументов и фактов»: на 17,6% до 7585 экземпляров. Другие издания тоже потеряли: «Комсомольская правда» — минус 10% (2896 экземпляров), «Известия» — 7,2% (128 экземпляров), «Российская газета» (1426 экземпляров) и «Труд» (90 экземпляров) — по минус 1%. Рост показала только газета «Советский спорт» — плюс 8,2% до 209 экземпляров.

Отметим, что наступившее второе полугодие оказалось удачнее и аналогичного периода 2015 года. Тогда подписной тираж составил 1,3 млн. экземпляров вместо нынешних 1,33 миллиона. В этом разрезе в плюс удалось выйти благодаря подписке на республиканские издания: данные по центральной печати — 97,9% (262597 экземпляров), по республиканской печати — 108,6% (878326 экземпляров), по районной печати — 86,7% (194009 экземпляров).

АДМИНРЕСУРС И ФЛЕШМОБ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПОДПИСКИ

Нынешняя подписная кампания проходила в республике очень непросто, а руководство «Татмедиа» прикладывало титанические усилия для роста тиражей. В начале июня Шайхутдинов выступил с тревожным докладом перед президентом РТ Рустамом Миннихановым. Он сообщил, что можно наблюдать снижение объема подписных тиражей по Республике Татарстан в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. По словам заместителя премьер-министра РТ, общий показатель вниз утянули в первую очередь республиканские издания: именно по ним на тот момент был зафиксирован поистине ужасающий спад — аж на 43% по сравнению с аналогичной датой 2015 года (308 тыс. и 177 тыс. в 2015 и 2016 годах соответственно). При этом центральные издания даже немного нарастили свою долю (107,8 тыс. и 108,6 тыс.), а падение у районных изданий оказалось чисто символическим (121,4 тыс. и 120,6 тыс.).

«Думаю, все будет нормально», — прокомментировал тогда же ситуацию «БИЗНЕС Online» Кузьмин. Кстати, в мае он запустил в своем «Инстаграме» флешмоб в подержку подписки. Он опубликовал фотографию, разложив на столе газеты «Казанские ведомости», журналы «Идель», «Ялкын», «Чаян» и т. д. Запись сопровождалась хештегом #ПодпишиРодителей #ПодпишиБлизких. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он сообщил, что флешмоб был инициативой «Татмедиа». Акцию поддержали республиканские чиновники, общественные деятели, министры, в частности Шайхутдинов, мэр Казани Ильсур Метшин, мэр Челнов Наиль Магдеев, министр здравоохранения РТ Адель Вафин, министр спорта РТ Владимир Леонов, которые охотно фотографировались с изданиями «Татмедиа» в руках.

Кстати, после сообщений Шайхутдинова о непростой ситуации к делу подключился глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров. «На республиканские издания мы должны держать подписку на уровне, — подчеркнул Сафаров. — Я вас попрошу, посмотрите у себя... Без административного ресурса нам не обойтись. Я вам передаю поручение Рустама Нургалиевича подтянуть это направление. Мы не говорим о федеральных изданиях, свои издания мы должны поддержать. Республиканская подписка у нас из года в год все хуже и хуже, обратите на этот момент внимание», — сообщил он на заседании президиума ассоциации совета муниципальных образований РТ.

На днях в «Инстаграме» Кузьмина появилось фото с подписью «Все не так плохо, как прогнозировали!». А на прошлой неделе заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов республики Римма Ратникова объявила о спасении подписной кампании, правда, без конкретных цифр. «На второе полугодие шла подписка в экстремальном режиме, даже на уровне президента республики. В итоге мы вытянули подписку», — сказала она. При этом она решительно выступила за сохранение бюджетных субсидий: «Периодически звучат рассуждения о господдержке СМИ. Есть предложения, что надо прекратить эту тему развивать, что выделяемые средства лучше вкладывать во что-то другое, что не надо тратить деньги на СМИ, потому что эти деньги тратятся на пиар губернаторов. Но я считаю, что в условиях информационной угрозы должна быть господдержка», — заявила Ратникова.

Отметим, что сам Минниханов высказывался о будущем традиционных СМИ иронично: «Скоро так окажется, что газету будет читать только тот, кто ее пишет, телевизор — смотреть тот, кто этот канал имеет, он никому не нужен», — дал оценку президент на встрече с блогерами в рамках «НеФорума».

Рустам Минниханов Рустам Минниханов: «Скоро так окажется, что газету будет читать только тот, кто ее пишет, телевизор — смотреть тот, кто этот канал имеет, он никому не нужен»

«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС — ЭТО ВРАГ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ЧИТАТЕЛЕМ!»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на второе полугодие 2015 года.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— Ситуация с подпиской из года в год становится все хуже и хуже. В стране глубокий кризис, он отражается на карманах народа, людям не до газет. Все дорожает и для издателей: транспортные тарифы, типография и пр. Но вместе с тем мы довольны, наша общественно-политическая газета освещает серьезные темы и суперпопулярна не может быть. Народу интереснее шоу-бизнес, сплетни, а мы не пишем об этом. И при этом столько лет остаемся на прежнем уровне, в сравнении с прошлым годом тираж не изменился. Сейчас по подписке распространяется 14,5 тысяч экземпляров, а общий тираж — 16,5 тысяч.

Административный ресурс не поможет поднять подписку, а только помешает, это враг доверительных отношений [между газетой и читателем]. Применение административного ресурса в этом вопросе говорит о недальновидности, это не вечно может продолжаться. Может быть, нам не нужно столько изданий, которые дублируют друг друга и питаются за счет бюджета? Стоит несколько газет усилить хорошими кадрами, хорошим бюджетом, чтобы сделать образцовую газету. Посмотрите, некоторые СМИ издаются тиражом в полторы тысячи экземпляров, некоторые и до тысячи недотягивают, а их главный редактор на служебной машине ездит, редакция здания арендует, в них целый коллектив трудится в 20 - 40 человек. Что это такое? У нас тяжелые времена. Можно ли власти пропагандировать свою политику через СМИ, которые распространяются через административный ресурс? Тиражи этих СМИ не считаются, они везде валяются.

Недавно я встретился с журналистом из Прибалтики. У них давно нет бюджетных государственных газет, все частные, и все нормально, все работает в рамках закона. Будь моя воля, я бы не испугался отпустить на рынок, в новые условия все издания, поддерживая их только грантами. Нынешние бюджетные вливания нашу журналистику усыпляют только. Зачем журналисту стараться, если ему и так дают деньги? Частные издания, наоборот, друг с другом конкурируют.

==table1219==

Раиф Усманов — редактор газеты «Ирек мәйданы»:

— Во втором полугодии 2016 года у газеты «Ирек мәйданы» в Татарстане 32203 подписчика (во втором полугодии 2015 года было 29334), в регионах России — 3303 (во втором полугодии 2015 года было 3162), около 1400 газет приходится на заказы киосков. Для Башкортостана газету печатаем в Уфе, тираж в республике — 5 500. По сравнению с прошлым летом мы выросли, а если сравнивать с зимой 2016 года, то потеряли около 3 процентов подписчиков, но летняя подписка всегда была на 10 - 15 процентов меньше зимней.

Нужно отметить, что прошла очень хорошая акция «Подпиши близких». Я и сам давно и часто дарю в подарок подписку на республиканские издания, а родителей всегда подписываю на основные издания. К сожалению, иногда хорошая инициатива приобретает вид обязаловки, это вредит всем. Каждое полугодие мы слышим жалобы о принудительной подписке на те или иные издания. Скажем, семья выделила на подписку 500 - 600 рублей. Ему говорят: ты должен выписать эту газету. Получается, они уже не смогут выписать то издание, которое хотели, так как деньги для подписки уже потрачены, в итоге 6 месяцев будут получать нелюбимую газету. И неизвестно, подпишутся ли они в следующее полугодие на какое-нибудь издание. У изданий, тираж которых обеспечивается за счет административного ресурса, теряется стимул к работе («Все равно подпишут») и еще самое плохое — обязанность перед теми, кто эту подписку обеспечивает. То есть проигрывают все.

«Вытягивали» ли подписку при помощи админресурса? Мне трудно судить, так как мы всегда сравниваем ход подписки с прошлыми полугодиями, у нас все шло ровно. Что касается настроения у издателей газет в целом, можно долго рассуждать про рост расходов на печать и почту, конкуренцию с интернетом, но меня особенно беспокоит то, что дети отлучены от газет. Несколько лет назад была закрыта детская татароязычная газета «Сабантуй», вместо него стали выпускать тоненький журнал с периодичностью два раза в месяц. Зачем это было сделано, не пойму до сих пор. Хотели сэкономить... Во-первых, это неправильно, детей нужно поддержать и воспитывать. Во-вторых, тут и экономии нет — журнал выходит на дорогой бумаге, возможно, выпуск обходится даже дороже еженедельной газеты. Обратите внимание в киосках, как много детских изданий на русском языке. Я считаю, что нужно восстановить газету «Сабантуй» и сделать ее богатой по содержанию и тематике ежеденельной «толстушкой» по очень недорогой цене, в которой нашлось бы достаточно места и для творчества детей, и для журналистких материалов, и для произведений татарских классиков, и для образовательных программ.

«Административный ресурс» в ходе подписной кампании дал определенный эффект

Геннадий Наумов — главный редактор «Аргументов недели» (республиканская вкладка):

— Я сейчас на отдыхе, данных о подписке у меня с собой нет. Среди наших читателей есть неплохой процент руководителей, но мне сейчас уже непонятно, кто в целом читает газеты. «Аргументы недели» держатся прежде всего за счет колонки главного редактора федерального издания — там есть аналитика, даются острые комментарии.

Если говорить про издания «Татмедиа», то надо ли было их вытягивать акцией «Подпиши близких», поручением Асгата Сафарова главам районов поддержать подписку? Вот ключевой вопрос. Может, было бы лучше, если бы они померли своей смертью? Я понимаю, что это несет массу последствий. У «Татмедиа» работает целый издательский комплекс. И если закрыть все печатные СМИ, то чем будет заниматься типография?

Какой эффект от того, что товар был навязан? Формально подняли на какие-то проценты, а эффект какой? Нулевой! Надо не о тираже говорить, а об эффективности принятых мер. Если тиражи изданий «Татмедиа» увеличились, то сработал исключительно административный ресурс. Интереса у читателей к этому продукту нема! Это совершенно очевидно.

Зуфар Хакимзянов — директор сети «Горпечать»:

— Подпиской в традиционном понимании мы не занимаемся. Были и есть идеи на опыте прочих регионов реализовывать ее через киоски, что, несомненно, безопаснее (из ящика никто не вытащит и т. п.) и удобнее, но без пропагандисткой политики издателей запустить такой проект сейчас почти невозможно. Хотя абсолютно непонятна их безынициативность в этом плане на фоне заоблачных тарифов почты и ее сервиса относительно сроков доставки, на которые издатели сами постоянно жалуются.

Настроения в отрасли не самые оптимистичные. Без поддержки, в нашем случае достаточно даже законодательной, все более чем туманно как для издателей, так и для распространителей. Во власти большое количество молодых людей. Возможно, в силу возраста потребительское поведение они сопоставляют со своим собственным. В нашем случае это означает, что они привыкли получать информацию из интернета. В то же время, мне кажется, они не думают о людях, которые не имеют доступа к сети. Речь идет не только об отсутствии привычки пользоваться гаджетами, но и о самой возможности купить их. Существует популярная шутка о средних доходах граждан. Мол, кто-то ест мясо, а кто-то — капусту, а в среднем все едят голубцы. Так вот людей, которые едят капусту, в нашей стране очень много. Представители власти нередко высказывают удивление, узнавая, что в нашей стране есть люди, живущие на зарплату в 6 - 7 тысяч рублей, а они тоже имеют право на свободный доступ к информации. Причем в том виде, в котором привыкли. Реализация этого права — обязанность государства. В существующих же условиях отрасль умирает. Причем хотелось бы подчеркнуть, что это только в нашей стране, в других развитых странах мира она по-прежнему процветает.

Ни для кого не секрет, что успех продаж изданий зависит от их контента. Поэтому продажи республиканских изданий (как и изданий любой другой тематической группы) очень отличаются. Ряд республиканских изданий (в том числе и федеральных изданий с региональными вкладками) стабильно находится в топе наших продаж до сих пор. Общая доля продаж местных изданий (в том числе федеральных изданий с региональными вкладками) по итогам 2015 года составила примерно 50 процентов от общих продаж газетно-журнальной продукции. Незначительные колебания доли (0,5 - 1 процент) наблюдаются ежемесячно.

Саму же представленность местных изданий мы максимально расширили в последнее время.

«РОЗНИЦА — ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ УВЕЛИЧЕНИЯ ТИРАЖЕЙ»

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Слава богу, ожидания не оправдались, подписка прошла, по моей информации, вполне успешно. В целом у разных изданий картина разная, хотя точные данные по непонятным причинам почта России держит пока в секрете, а нам бы тоже хотелось сравнить. Что касается подписки, я бы хотел заметить, что тираж газеты — это не только подписка. Подписка у нас немного сократилась (слава богу, не на такую цифру, которую можно было ожидать, на 5 процентов), зато розница выросла. У нас практически половина тиража уже идет в розницу — более 10 тысяч экземпляров «шагнули». Сильно работаем в Набережных Челнах, Нижнекамске. Альметьевск и другие крупные города — на очереди. Все это — из своего кармана, своими кадрами и техникой. Считаю, что это единственный путь увеличения тиражей, потому что подписка будет падать и в перспективе, прогнозы здесь неблагоприятные. С розничными продажами подводных камней тоже много, начиная с того, что киоски ликвидируются, меньше их становится. Но мы заключаем договоры с фирмами, крупными промышленными предприятиями, кинотеатрами, больницами. Все это позволяет — с миру по нитке, по 50 - 100 - 200 экземпляров — продавать газету.

Акция «Подпиши близких» дала больше имиджевый результат, но уже само то, что она прозвучала, много значит. Это ведь забота не только редакции, чтобы люди газеты читали. Интерес к чтению в целом падает, подросла молодая генерация людей, которые только сидят с экранами, хотя по медицинским показаниям это не благо. Такую акцию нужно каждые полгода проводить. А вообще я за то, чтобы подписка была сразу на год, как было раньше, потому что полгода пролетает очень быстро.

Административного ресурса в ходе подписной кампании я не ощутил, мы справляемся сами. Но если административный ресурс обозначить как «государство», то, на мой взгляд, оно должно быть озабочено тем, что тиражи подписных изданий падают, меры принимать нужно. Ведь если не будет подписки, исчезнут и почтальоны, а на селе почтальон — это человек, которого ждут, с которым сверяют режим дня, с которым можно поговорить. Если он принесет свежую газету, то возникает некая сакральная духовная связь между ним и Казанью, центром власти.

Радостей больших по поводу тиражей мы не испытываем, понимаем, что есть некие объективные условия, против которых не попрешь: интернет, телевидение развиваются. Но печатные издания, дай бог, еще 10 - 15 - 20 лет будут существовать. Систему надо совершенствовать. Если газеты, как в Финляндии, будут доставлять к утреннему кофе, то потенциал есть. Во-вторых, еще живо поколение людей, которые предпочитают газеты интернету. В третьих, газета сохранится как уникальная форма подачи информации, но значимость электронной и печатной версии будет меняться, приоритет будет отдаваться электронной, но печатная версия тоже сохранятся. Ведь наша газета и «Ватаным Татарстан» встроены в большое количество законов республики, просто так газету не закроешь. Как быть с тем, что законы вступают в силу только после публикации? Поэтому жить будем.