Чулпан Хаматова

ФАРДИЕВ ПРИШЕЛ НА ХАМАТОВУ

Любое явление в Казани Чулпан Хаматовой — это повышенный интерес аудитории: местная публика внимательно и ревностно следит за тем, что делает знаменитая землячка, идет ли речь об актерских успехах, благотворительной деятельности или признании в любви к столь обсуждаемому национальной интеллигенцией роману «Зулейха открывает глаза». Интересно, знает ли одна из главных актрис современного российского кино и театра, к примеру, как бурно здесь обсуждали ее одну-единственную фразу о качестве преподавания татарского языка в советской школе?

Надо отдать должное Хаматовой, казанская публика, пусть и не столь регулярно, имеет возможность познакомиться с ее актерскими работами. Из последнего по времени вспоминаются, пожалуй, гастроли со знаменитыми «Рассказами Шукшина» Театра Наций и участие в ярком проекте Александра Сладковского и ГСО РТ по «Евгению Онегину». А теперь и вовсе невиданная радость — почти премьерный (премьера состоялась 26 января 2015 годаприм. ред.) спектакль легендарного театра, в котором актриса служит с 1998 года. Вообще, для неизбалованной в последние годы большими гастролями лучших столичных театров Казани сразу четыре названия, которые привез «Современник», стали настоящим подарком.

Поэтому вряд ли кого-то удивило то, что билеты на все спектакли уже давно закончились, а сами гастроли стали главным культурно-светским событием этого лета. Вот и накануне в зале театра им. Камала можно было видеть гендиректора ОАО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева, кабинет министров РТ был представлен Айратом Сибагатуллиным и Ирадой Аюповой, здесь же были замечены глава аппарата исполкома Казани Игорь Сивов, самый обсуждаемый телевизионный менеджер республики — замгендиректора ТНВ Мадина Тимерзянова. Этими именами список узнаваемых лиц не исчерпывался.

СЕРГЕЙ ГАРМАШ: «НА «ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ» БИЛЕТЫ БУКВАЛЬНО ИСЧЕЗАЮТ»

Между тем спектакль «Двое на качелях» действительно занимал яркое место в казанской гастрольной афише «Современника». «Трем товарищам» и «Вишневому саду» Галины Волчек без малого 20 лет от роду, так что уважающий себя театрал за такое количество лет вполне мог добраться до столичных Чистых прудов, чтобы увидеть эти постановки на родной сцене. А знаменитый спектакль «Горе от ума» обессмертил еще в конце нулевых Владимир Путин, который, посмотрев творение нынешнего худрука театра им. Вахтангова Римаса Туминаса, усомнился в трактовке литовским режиссером образа Чацкого.

«Двое на качелях» же, собирающие непременные аншлаги в Москве, напомним, постановка еще новая. Да и Хаматову, кстати, когда-то дебютировавшую на сцене «Современника» в роли Патриции Хольман именно в «Трех товарищах», на этот раз можно было увидеть в столице Татарстана лишь в спектакле по пьесе Уильяма Гибсона. Эта работа американского драматурга, чьи звездные годы пришлись на рубеж 1950 - 1960-х, прекрасно известна и была как минимум дважды экранизирована в Голливуде. Да и на театральных афишах отечества «Двое на качелях» встретить не так уж и сложно. Эта пьеса всего для двух героев, буквально нашпигованная остроумными диалогами, одинаково подходит как для репертуарных театров, так и для антрепризы. Пьеса Гибсона хороша тем, что это одно из таких драматургических произведений, знакомство с которым, с одной стороны, не требует каких-то отчаянных интеллектуальных усилий, с другой — создает у публики ощущение приобщения к высокому искусству. Так что для «Современника», который всегда во главу угла ставит прежде всего интересы зрителя, а не радикальные эксперименты с театральной формой, обращение к этой работе выглядело абсолютно логичным. Простая, но остроумно рассказанная драматургом история, имена режиссера Волчек и актрисы Хаматовой на афише — кассовый спектакль обеспечен.

Но так можно было рассуждать, только не зная истории вопроса. «Уже сейчас понятно, что из работ прошлого сезона останется в репертуаре, а что проживет недолго. На «Двое на качелях», к примеру, билеты буквально исчезают. Волчек обратилась к пьесе, которую ставила много лет назад, сделав совершенно другой спектакль», — рассказывал в редакции «БИЗНЕС Online» Сергей Гармаш, еще один хедлайнер казанских гастролей «Современника». Действительно, для истории театра и его многолетнего бессменного худрука «Двое на качелях» — это совершенно особый, почти сакральный текст. Ведь с него начался в 1962 году режиссерский путь актрисы Волчек. Тогда в спектакле были заняты Татьяна Лаврова и Михаил Козаков, а постановка сохранилась в репертуаре на несколько десятилетий.

В УДУШЛИВЫХ ГОРОДСКИХ ДЖУНГЛЯХ

И вот, страшно сказать, спустя полвека у выдающегося режиссера, признававшегося, что уже не очень хорошо помнит предыдущую постановку, возникла потребность вернуться к этой истории любви.

Перед нами Нью-Йорк конца 1950-х. Художник Павел Каплевич выстроил остроумную конструкцию из переплетающихся труб, создающих тут самую атмосферу удушливых городских джунглей, сквозь которые пытаются пробраться главные герои. Поделенная на две неравные половины авансцена — комнаты танцовщицы Гитель Моска (Хаматова) и адвоката Джерри Райна (Кирилл Сафонов), бóльшую часть которых занимают кровати.

Именно в этом антураже и завязывается действо. В сущности, простая любовная история, обреченная, как и тысячи подобных. Гибсон все же не великий драматург, и некоторые реплики и реакции героев кажутся сценами из какой-то другой жизни, нам не до конца понятной, какими-то анахронизмами, как дисковые телефоны, которые так часто в спектакле звонят, переносятся из угла в угол и с грохотом роняются на пол, что превращаются в важнейших героев действа. Но главная тема проста и понятна каждому — это та самая настоящая любовь, о которой мечтает каждый и от которой бегут главные герои не в силах справиться с окружающими их обстоятельствами. Кстати, неудивительно, что для советских 60-х «Современник» был ультрасовременен. Остается только догадываться, как Олег Ефремов и Волчек умудрились протащить через всевозможные худсоветы современную американскую пьесу, где герои обсуждают секс и супружеские измены.

Кажется неслучайным, что на сцене условная комната героини больше, чем у героя. И в самом спектакле, безусловно, доминирует Хаматова, которая даже своим тембром голоса напоминает о времени и месте происходящих событий. У актрисы нет ни одного случайного поворота головы или жеста. А вот ее партнер Сафонов, хорошо известный по сериалу Валерии Гай-Германики «Краткий курс счастливой жизни», играет одной краской, за внешним мачизмом скрывая слабого человека, не способного принимать решения. Вот здесь Гибсон как раз угадал: пожалуй, спустя полвека после написания пьесы этот мужской образ стал едва ли не доминирующим в современном мире.