ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО ИЗ РЕГИОНОВ, СКРЕПЫ КОНСТИТУЦИИ И ПЛАН ПУТИНА

Сегодня Олег Морозов выступил перед многочисленной аудиторией всероссийского молодежного лагеря «Территория смыслов». Все они сплошь одеты в белые футболки с синими логотипами форума и с синими же бейджиками. Морозов — в официальной белой рубашке, но без галстука. Более полутора часов он давал наставления в стиле «политического лайфхака» на фоне огромной видеостены.

Морозов обратился к недавней истории России. Мол, когда только началось формирование политической системы в стране, было наделано немало ошибок — да и советчики были не ахти. По его словам, реформы с начала до конца 90-х были примером того, как не надо поступать в политике. «Реформы были без плана», а «выборы — без выборов», люди потеряли границу между «добром и злом». «Мы оказались страной без исторической памяти», «Россию стали называть страной с непредсказуемым прошлым» — началось активное переписывание истории, замена старых героев на новых. «Кстати, сценарий очень похожий на то, что происходит на Украине», — заметил он по ходу. — В общем, страна шла к коллапсу и к гибели», — считает Морозов, представляя собой некое «лоскутное одеяло» из субъектов, которые практически не подчинялись федеральному центру.

Вспомнил он и знаменитую фразу Бориса Ельцина, сказанную им в Казани: «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить». «Ну и каждый глотал по аппетитам, кто-то больше, кто-то меньше, но каждый часть федерального суверенитета себе отщипывал, — заметил Морозов. — Ну и спрашивается, может ли страна существовать, если в каждом субъекте своя политическая свадьба?» В общем, партийная система в стране умерла, и единственное, что удерживало страну от развала в 90-е, — это Конституция, которую приняли в 1993 году буквально за два месяца. На нее-то только и мог опереться Владимир Путин.

«Путин предложил образ будущего. Он сказал, что нам нужна федерация. Для этого страна не может быть „лоскутным одеялом“, субъекты Федерации должны подчиняться федеральному центру. Второй пункт плана Путина: он сказал, что мы строим полноценную партийную систему и в стране появятся федеральные программные партии, которые будут из выборов к выборам приходить к избирателям, а потом отчитываться и вновь приходить к нему».

Морозов оправдал принятое Путиным решение об отмене прямых губернаторских выборов и переход на пропорциональную (партийную) систему на выборах в Госдуму. Он признал, что формально это выглядело, конечно, как отступление от демократии. Но объяснил, что это было якобы необходимо для наведения порядка в регионах и создания полноценных политических партий, а не каких-то фантомов, которые исчезали к следующему избирательному циклу. Следующий важный шаг Путина — «институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации». Ярким примером этого он назвал отстранение от должности мэра Москвы Юрия Лужкова. По его мнению, все это нужно было для укрепления политической системы. Он вспомнил, что 2000-е стали «сытыми годами», когда росла экономика и когда «Кремль, Дума, Совет Федерации и правительство стали работать как одна политическая машина». А «решения стали приниматься быстро».

КАК БОЛОТНАЯ ПЛОЩАДЬ ДОБАВИЛА ДУМЕ МАЖОРИТАРНОСТИ И ПОЧЕМУ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Далее Морозов объяснил, почему столь хорошую, сложившуюся систему выборов по партийным спискам решили поменять. Конкуренция между партиями к тому времени стала обостряться. В 2011 году «Единая Россия» впервые еле-еле получила парламентское большинство среди партий, которые тогда «драли мандаты». Однако за пределами Думы попасть на политическую орбиту стало невозможно. Политическая система попала в шторм, и недовольная ею публика вышла на Болотную площадь. Морозов, впрочем, прямо заявил, что не стоит мешать ее с «оранжевыми революциями». «Значительная часть тех, кто вышел на Болотную, — те, кто не находил себе места в реальной политической жизни, они не знали, как попасть в эту жизнь, в которой практически только четыре партии конкурируют за мандаты», — заметил он.

Он заметил, что это и стало толчком для новой политической реформы. Фактически после Болотной власть поняла, что необходимо вернуть и прямые выборы губернаторов (хотя и с оговорками), и смешанную систему выборов (к партспискам приплюсовали выборы одномандатников). И тут же напомнил единичные примеры — Рязань, где губернатором едва не стал оппозиционер (но в итоге он был направлен в Совет Федерации). Или Иркутск, где действующего губернатора опередил представитель КПРФ.

В общем, такого бардака, как на Западе, у нас нет: в России невозможна английская ситуация, где на референдуме за выход из Евросоюза подписался некто Наполеон Бонапарт. А сентябрьские выборы должны вернуть доверие выборной системе в целом, считает Морозов. Идеальных выборов не существует, любой избирательный процесс имеет изъяны — и административное желание повлиять на результат, не стал скрывать сенатор.

«Это характерно не только для нас. Наши выборы по-прежнему требуют пристального внимания. Не хотелось бы, чтобы сентябрьские выборы закончились, а потом граждане вдруг сказали: „А мы этому результату не доверяем“. Это худшее, что может быть! Если „Единая Россия“ получит не то, что она хочет, а меньше, это еще не так страшно и не так опасно для нашей политической системы, чем недоверие людей к результату выборов», — закладывал он ориентиры в головы молодежи.

Морозов считает, что за «Единую Россию» избиратели могут голосовать, потому что партию создал Путин, а избирательная программа партии предельно проста и ясна. «Все, что сделано в стране, сделано руками „Единой России“! И хорошее, и не очень. И ошибки там тоже есть. Но, понимаете, не ошибается тот, кто ничего не делает», — заключил Морозов.

ВСЕ, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ, ТАТАРСТАН ПОДБИРАЕТ!

Одним из вопросов стал вопрос от участницы из Челнов — она поинтересовалась перспективами, которые открываются благодаря статусу территории опережающего развития.

«Вы знаете ответ на этот вопрос и без меня. Вот в чем молодцы мои земляки: все, что плохо лежит, Татарстан подбирает! Универсиаду выиграли, WorldSkills у Парижа выиграли, право участвовать в чемпионате мира по футболу заслужили, сделали первую в России эффективную свободную экономическую зону, — загибал пальцы сенатор. — Ответ ясен: этот статус дает новый стимул для развития».

«УБИЙСТВО НЕМЦОВА НЕ БЫЛО КОЗНЯМИ ВЛАСТЕЙ — ЭТО 100 ПРОЦЕНТОВ»

Одним из ярких стал вопрос об убийстве бывшего вице-премьера, политика Бориса Немцова. В зале сразу зааплодировали.

«Мы дружили с Борисом, хотя были люди из разных лагерей, — ответил Морозов. — Буквально за два месяца до своей трагической гибели он сидел в моем кабинете в Кремле, я тогда работал в администрации президента. Немцов попросил помочь в одном политическом вопросе. Я сказал: «Разберусь. Если увижу, что твои материалы соответствуют действительности, то непременно тебе помогу». Я разобрался, и выяснилось, что Немцов был прав. Я отправил его бумаги туда, куда нужно, они получили ход. У меня до сих пор в телефоне хранится СМС от Бориса: «Спасибо. Теперь я знаю, что в администрации президента работают порядочные люди».

Морозов эмоционально заявил, что ему как представителю правящей партии, как человеку, возглавлявшему управление внутренней политики президента, гибель Немцова совершенно невыгодна.

«А абстрактному Кремлю, Путину, разве выгодна смерть человека, который был политическим оппонентом? Нет! Сейчас заказчики в розыске, исполнители задержаны. Их мотивы для меня неясны. Но это убийство не было злыми кознями власти — это 100 процентов!»

«РОССИЮ МОЖНО СДЕЛАТЬ УНИТАРНОЙ, ТОЛЬКО ПРИКОНЧИВ ЕЕ»

Звучали и личные вопросы. В ходе встречи Морозов признался участникам, что на работу его в 1989 году принимал не кто иной, как нынешний глава КПРФ Геннадий Зюганов.

«У меня блистательные отношения с Геннадием Андреевичем, я вам открою тайну — он принимал меня на работу, я проходил у него собеседование, прежде чем быть назначенным инструктором ЦК КПСС», — заявил он, переходя к агитации молодых умов. С позицией коммунистов видный единоросс совершенно не согласен. Мол, вернуть все государству, забрать под госкрыло все сырьевые ресурсы и напечатать деньги — это провал.

«Я в этот сценарий не верю, — сказал сенатор. — Мне кажется, он приведет нас в тупик. Можно послушать Владимира Вольфовича Жириновского, который говорит, что нужно прикончить федерацию и сделать ее унитарным государством. Я считаю, что Россию можно сделать унитарной, только прикончив ее. Вы почитайте его программу, если вы считаете, что это правильное решение — голосуйте за него. Или голосуйте за „Единую Россию“ — ее программа представляет очень простую вещь — вот это мы сделали, а вот это мы сделаем. Почитайте. Все, что сделано в стране, сделано руками „Единой России“! И хорошее, и не очень. И ошибки там тоже есть. Но, понимаете, не ошибается тот, кто ничего не делает», — заключил Морозов.

Проведя этот промоушен, он сказал, чего нельзя делать в политике: принимать решения, доводить их до исполнения, запустить в полном объеме, а потом отменить и вернуться к чему-то другому.

«Я сторонник другого подхода: если что-то не нравится в ЕГЭ, давайте его совершенствовать, дополнять собеседованиями, экзаменами, но не ломать систему до конца, потому что это будут новые потрясения», — сказал Морозов.

Вопрос участника из Санкт-Петербурга касался вертикали власти и того, почему на прямую линию с Путиным поступает много вопросов местного и регионального значения.

«Вертикаль власти и Путин в данном случае как президент — это инструмент наведения порядка на территориях в рамках его полномочий, — сказал Морозов. — Последние исследования показывают, что уровень доверия к президенту примерно на 20 пунктов выше, чем к региональной и местной власти. Это говорит о том, что региональная власть менее эффективна».

Не обошлось и без вопроса по поводу принятия Госдумой и Советом Федерации закона Ирины Яровой. «Я голосовал за этот закон, но я задавал вопрос господину Озерову (второй разработчик закона депутат Андрей Озеровприм. ред.) о разделе „Миссионерская деятельность“, касается ли он традиционных конфессий, — сказал Морозов. — Я получил ответ, что не касается».

«НОВЫЙ СЕЛИГЕР» ЗА 350 МЛН. РУБЛЕЙ

Всероссийский молодежный форум «Территория смыслов» проходит в этом году с 28 июня по 28 июля на Клязьме под Владимиром. В этом году здесь ожидается около 8 тыс. участников (хотя и не одновременно). Программа состоит из 8 тематических смен. На первую (она продлится до 3 июля) пригласили молодых ученых и преподавателей общественных наук. Для участия необходимо представить и защитить собственный проект в социальной сфере. После серии лекций и тренингов участникам предстоит защита проектов, на реализацию лучших авторы получат гранты от государства на сумму от 100 до 300 тыс. рублей.

В этом году экспертами в первой смене помимо Морозова стали известный публицист и политический консультант Анатолий Вассерман, председатель комитета по образованию Госдумы и предправления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, автор и ведущий шоу «Умники и умницы» Юрий Вяземский, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Форум проходит при кураторстве управления президента РФ по внутренней политике. Организаторами форума «Территория смыслов на Клязьме» выступают федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата РФ, «Роспатриотцентр» Росмолодежи. С лекциями выступают политики, журналисты, экономисты, IT-специалисты, создатели некоммерческих организаций — согласно профилю смен.

Напомним, что «Территория смыслов» — наследник «Селигера», который проводился с 2005 по 2014 годы. Если первые три года это был закрытый лагерь движения «Наши» (для активистов движения), то затем принять участие могли все, кто прошел отбор. В 2013 и 2014 годах на «Селигере» выступал президент РФ Путин. В 2015 году Росмолодежь приняла решение отказаться от проведения масштабного лагеря на озере Селигер. Вместо этого летом провели форумы в регионах. Самыми крупными стали «Территория смыслов» и «Таврида» (в Крыму, целевая аудитория — творческая молодежь). Кроме того, форумы проводили под Калининградом и на Курилах («Итуруп»).

Для финансирования лагерей руководству Росмолодежи пришлось обращаться за дополнительным финансированием (первоначально бюджет ведомства был сверстан на уровне 880 млн., требовалось еще 1,2 млрд. рублей). «Мы просили дополнительные деньги, потому что молодежные форумы доказали свою эффективность. Проект по выделению грантов в 2015 году прошел в новом формате: участники форумов сами определяли, кому достанутся гранты, и этот формат себя очень хорошо зарекомендовал», — объяснил РБК глава ведомства Сергей Поспелов. Проведение двух лагерей-2015 («Таврида» и «Территория смыслов») обошлось Росмолодежи в 528 млн. рублей. Бюджет «Территории смыслов» в 2016 году составляет 350 млн. рублей.