Предполагаемый заказчик преступления Леонид Алексеев работал на предприятии руководителем отдела по всем закупкам сырья Предполагаемый заказчик преступления Леонид Алексеев работал на предприятии руководителем отдела по всем закупкам сырья (слева Влада Русина – адвокат Алексеева) Фото: Анна Бутченко

ПЕРВАЯ «КРОВЬ» «ТАТСАНТЕХМОНТАЖА»

Сегодня в Верховном суде РТ начались слушания по убийству генерального директора ОАО «Татсантехмонтаж» Василия Лузганова, которое, как предполагает следствие, положило начало борьбе членов банды «Кусковские» за контроль над предприятием. На скамье подсудимых 53-летний предполагаемый заказчик преступления Леонид Алексеев, который работал на предприятии руководителем отдела по всем закупкам сырья. Второй подсудимый — один из возможных исполнителей — 38-летний Андрей Садыков. Организатор убийства Нияз Шайхатдаров еще в мае 2015 года был осужден вместе с другими участниками группы «Кусковские».

Напомним, громкое убийство 61-летнего генерального директора ОАО «Татсантехмонтаж» произошло 26 февраля 2001 года. Преступники подкараулили коммерсанта в подъезде его дома на улице Карла Маркса, 23 и наповал уложили тремя выстрелами из пистолета калибром 5,5 мм с глушителем. Мужчина скончался на месте.

Заказчика и предполагаемых убийц выявили при расследовании деятельности нижнекамской банды «Кусковские». Сотрудники следственного комитета РФ по РТ выяснили, что на «Татсантехмонтаж» «кусковскими» умело был внедрен Шайхатдаров, руководитель ООО «Гранит». Он стал работать в тесном сотрудничестве с Алексеевым по следующему принципу. Фирма Шайхатдарова поставляла на предприятие различную сантехнику по завышенным ценам. Навар с продаж Алексеев и Шайхатдаров делили между собой, причем последний часть полученных денег отдавал лидеру ОПГ «Кусковские» Игорю Куску.

В 2000 году Лузганов узнал о связях своего подчиненного с криминалом и уволил Алексеева, и тем самым подписал себе смертный приговор. В октябре 2015 года один из активных участников «кусковских» написал явку с повинной, а позже заключил досудебное соглашение, рассказав, что заказ на убийство заслуженного строителя РТ и РФ поступил напрямую от бывшего начальника отдела снабжения ОАО «Татсантехмонтаж».

Роли исполнителей были отведены двоюродным братьям Садыкову и Владимиру Матвейчеву. Первый ждал в условленном месте в автомобиле, пока его брат расстреливал директора «Татсантехмонтажа». По данным следствия, в качестве оплаты за убийство Алексеев передал Шайхатдарову около 100 тыс. рублей. В январе 2016 года сотрудники МВД Татарстана задержали предполагаемого заказчика убийства Алексеева, организатора Шайхатдарова и одного из исполнителей — 38-летнего жителя Нижнекамска Садыкова. Его двоюродный брат еще в 2009 году скончался от передозировки наркотиками. Шайхатдаров же заключил досудебное соглашение, полностью признал свою вину и в мае 2015 года был осужден вместе с другими участниками банды.

ВОЗМОЖНЫЙ ЗАКАЗЧИК ВИНУ НЕ ПРИЗНАЕТ, ВОЗМОЖНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ СОЗНАЕТСЯ

Версию гособвинения в суде озвучил старший прокурор прокуратуры РТ Альберт Ахметшин. По его словам, вступивший в сговор с Алексеевым Шайхатдаров нашел исполнителей убийства — жителя Нижнекамска Садыкова (дважды судим: в 2007 году на 2,5 года, в 2015 году получил условный срок) и его двоюродного брата Владимира, проживавшего в Казани.

До начала судебного заседания Садыков сидел наклонившись и старательно закрывал лицо, и без того наполовину спрятанное под медицинской маской. На вопросы судьи Айдара Сабирзянова отвечал так тихо, что получил замечание.

Алексеев же, напротив, чувствовал себя уверенно, не прятался от телекамер и открыто общался со своим адвокатом.

Второй подсудимый — один из возможных исполнителей — 38-летний Андрей Садыков Второй подсудимый — один из возможных исполнителей — 38-летний Андрей Садыков Фото: Анна Бутченко

Сабирзянов спросил подсудимых, признают ли они свою вину. Садыков, немного покраснев, быстро согласился с предъявленными обвинениями. Его взгляд бегал по залу заседаний, ни на чем долго не задерживаясь. Алексеев, напротив, заложив руки за спину, заявил, что обвинение ему понятно, но вину он не признает.

«ЗА НЕДЕЛЮ ДО ТОГО, КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО, МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЗА КВАРТИРОЙ СЛЕДЯТ»

О том, как обвиняемые в убийстве вели наблюдение за квартирой Лузганова, рассказала его вдова, Мария Лузганова.

— За неделю до того, как это произошло, мне показалось, что за квартирой следят, — с трудом, тяжело дыша рассказала 74-летняя потерпевшая. — Я сказала об этом мужу, но он сказал: «Да ладно тебе, мать, ерунда какая. У нас и брать нечего». В один день, когда я пришла с улицы, в замочной скважине лежал камешек, а потом видела трех человек, которые, как мне тогда казалось, имели отношение к нам.

Одного из тех, кто следил, Мария видела на лестничной площадке листающим бумаги, а когда женщина проходила мимо, он спрятал лицо. В следующий раз наблюдение осуществлял невысокий человек. Злоумышленники прятали лица либо стояли боком, поэтому разглядеть их как следует потерпевшей не удавалось.

Версию гособвинения в суде озвучил старший прокурор прокуратуры РТ Альберт Ахметшин Версию гособвинения в суде озвучил старший прокурор прокуратуры РТ Альберт Ахметшин (слева Рустем Шарафеев – адвокат Садыкова) Фото: Иван Скрябин

Убитого на лестничной клетке собственного дома по улице Карла Маркса, 23/6 обнаружил зять с внучкой, которые приехали в гости. «Я только услышала глухой звук, как будто металл ударили об металл, я даже не подумала, что на лестничной клетке...» — призналась в суде Лузганова.

Адвокат Садыкова Рустем Шарафеев отказался что-либо комментировать «БИЗНЕС Online» по поводу уголовного дела. Адвокат Алексеева Влада Русина от подробностей также отказалась, но заявила: «Мой подзащитный вину не признает, поскольку он этого не совершал».

— Я совершенно не уверена, я что видела, что это Алексеев заказал? — рассуждает в разговоре с «БИЗНЕС Online» Лузганова. — Или кто? Если докажут, что да, значит, да. Сложно сейчас говорить о каком-то наказании. По телевизору спрашивают: «Вы довольны приговором (приговором банде „Кусковские“, вынесенным в 2015 году)?» Как можно быть довольным приговором? Если человек встал, тогда только можно быть довольным... Мне все это очень тяжело, давление, поэтому лично я не смогу участвовать во всех заседаниях, будет мой представитель.

На заседание также пришли родственники подсудимых (в основном Садыкова) — всего около 10 человек, но на контакт со СМИ они не пошли.

ОХОТА НА ДИРЕКТОРОВ

Все самые громкие эпизоды преступной деятельности «кусковских» связаны с деятельностью «Татсантехмонтажа». Фирма в свое время была монополистом по монтажу и замене сантехнического оборудования в домах, возводимых в Казани по программе ликвидации ветхого жилья. Преступники неоднократно пытались взять «Татсантехмонтаж» под свой контроль. Эти попытки отмечаются серией убийств и покушений на убийство руководства организации. Открывает эту серию Лузганов, почти 20 лет возглавлявший фирму.

Пожалуй, самый громкий эпизод, который инкриминировался «кусковским», касается убийства Евгением Балдиным и Шайхатдаровым 48-летнего Бориса Ваймана, первого заместителя Лузганова, сменившего его на посту гендиректора «Татсантехмонтажа». Вайман был застрелен 18 марта 2004 года в Казани у входа в офис компании на улице Гагарина. Киллер подошел к топ-менеджеру вплотную и выстрелил в голову. Отметим, после убийства своего предшественника Вайман вернул на прежнюю должность уволенного Алексеева. По версии следствия, поводом для убийства послужило недовольство коммерческой деятельностью Ваймана, а также попытка взять предприятие под более полный криминальный контроль.

Вслед за Вайманом генеральным директором «Татсантехмонтажа» стал Рафик Заляев, который понимал, что бандиты просто разоряют предприятие закупками с завышенными ценами. Он ввел на предприятии дополнительную должность и принял в качестве заместителя генерального директора Сергея Майорова, который стал проверять финансовые документы, находить платежки по заоблачным ценам и, естественно, «обрубал» данные сделки, приобретая товар по рыночным ценам у третьих лиц. Новые порядки очень раздражали бандитов, и в мае 2005 года Шайхатдаров при помощи «молодых» своей группировки Ханипова и Бажитова совершили нападение на Майорова. Топ-менеджер компании был избит металлическими прутами и чудом остался жив.

О том, как обвиняемые в убийстве осуществляли наблюдение за квартирой Лузганова, рассказала его вдова, Мария (справа) О том, как обвиняемые в убийстве осуществляли наблюдение за квартирой Лузганова, рассказала его вдова, Мария (справа) Фото: Анна Бутченко

В 2006 году борьба «кусковских» за контроль над предприятием завершилась капитуляцией «Татсантехмонтажа». По показаниям вдовы Лузганова Марии, Алексеев привел на предприятие с одобрения совета директоров нового генерального директора... Шайхатдарова. «Окончательным итогом всего происходящего в ОАО „Татсантехмонтаж“ явился его общий, полный развал с образованием новых ООО, в которых руководителями являются бывшие сотрудники ОАО „Татсантехмонтаж“. Кроме того, недвижимое имущество после образований ООО — бывшее здание „КМУС-1“ — отошло также к Шайхатдарову и Алексееву», — заявила следствию Лузганова.

По приговору Верховного суда РТ Куск был признан виновным в создании и руководстве действующей с 1998 по 2013 годы нижнекамской банды «Кусковские», а Шайхатдаров, Балдин и Тимур Халиков — в участии в этой банде и совершаемых ею нападениях. В зависимости от роли каждого они были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), ч. 3 ст. 222 УК РФ («Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, совершенные организованной группой»), п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, совершенное организованной группой, по найму, сопряженное с бандитизмом»), ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), п. «а» ч. 3 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), ч. 1 ст. 139 УК РФ («Нарушение неприкосновенности жилища).

Куск был приговорен судом к 23 годам, Шайхатдаров — к 21 году, Халиков — к 20 и Балдин — к 17 годам заключения.