РОССИЯ СЛИШКОМ БОГАТА НА РЕСУРСЫ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОГАТОЙ

Как-то раз ходжа купил за одно акча 9 яиц, а в другом месте продал за те же деньги целый десяток.
«Ходжа, почему ты торгуешь в убыток себе?» — спросили у него.
«Прибыль или убыток — это не важно. Главное, чтобы друзья видели, что я торгую»,
— заметил Ходжа Насреддин

Петербургский форум вдохнул струю оптимизма в вялую атмосферу обсуждения экономических перспектив России. Такое количество высоких гостей давно не удостаивало своим вниманием российские дискуссионные площадки. На какое-то время показалось, что контакт Запада с Россией налаживается. Зазвучали нотки радости от твердой позиции страны в вопросах санкций и антисанкций. Якобы затея Запада полностью провалилась, никакого успеха, Россия выдержала все удары, вроде как бы даже польза была для сельского хозяйства. Руководитель администрации президента Сергей Иванов высказал пожелание, чтобы санкции «продержались подольше». Явно погорячился. Никакого оздоровления от санкций быть не может, иначе Иран не стремился бы с таким рвением выполнить все условия Запада для отмены санкций. Сейчас из Ирана уже потекла нефть марки Brent, в результате российская Ural потеряла 2,4 доллара за баррель. В ответ в Иран потекут технологии и инвестиции. Значит, Иран ненапрасно стремился к отмене санкций.

Конечно, общее смягчение международной обстановки налицо. США и Россия регулярно консультируются, «нормандская четверка» работает, в Сирии координация усилий Запада и России приносит плоды. Но саммиты «семерки» и «двадцатки» пока проходят без России, а НАТО получило повод для укрепления своих восточных границ. По большому счету обрушение экономики России никому не выгодно, а ее технологическое отставание, особенно в сфере вооружений, электроники, новых материалов, на руку блоку НАТО и продавцам оружия. Мы с каждым годом будем все болезненнее чувствовать последствия санкций в виде технологического отставания. Нужно ли в условиях рецессии подсчитывать потери Европы от антисанкций? Наверное, для самолюбия патриотов это важно, а для экономистов важно другое: как выстраивать стратегию в условиях избытка нефти и газа на мировом рынке?

Надежды на возврат счастливых нулевых лет не осталось даже у безнадежных оптимистов. Цена на нефть поднимется нескоро. Все экспертные оценки строятся на принципе «авось», поскольку угадать цену на нефть невозможно в принципе. Надежда на возвращение дорогой нефти зиждется на цикличности экономических процессов. Но цикл долгосрочный, поэтому приходится учиться жить с дешевой нефтью и заниматься перестройкой экономики.

Долгие годы в стране воспитывали сырьевую парадигму. Россия слишком богата на ресурсы, чтобы стать по-настоящему богатой. Ей не надо думать, а это плохо. Развитые страны богатеют за счет научных открытий, а в России наука свелась к «распилу» бюджетных денег. Все, кто хочет действительно заниматься наукой, уехали на «гнилой» Запад, где ценят не базарные отношения, а тех, кто умеет думать.

ПРИДУМАЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ ФЗ, КАКАЯ РЫБА В РЕКАХ БУДЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ УРОВНЮ, А ЧТО ОСТАВИТЬ СУБЪЕКТАМ И МУНИЦИПАЛИТЕТАМ

«При загнивании больших империй мелочно-диктаторская суета в центре зачастую сопровождается пренебрежением к основным проблемам и отдаленным провинциям»

Сирил Паркинсон

Задача структурных реформ в стране неизбежна, но нет ясности, как она будет происходить. Наивно думать, что рынок автоматически решает такие вопросы. Даже те полумеры, которые мы слышим на протяжении десятка лет, не выполняются — не хватает политической воли. Сколько раз призывали к борьбе с коррупцией, а воз и ныне там.

Сегодня очевидно, что без регионов никакие реформы не будут иметь успеха. На прошлой неделе спикер Совфеда Валентина Матвиенко призналась, что «пришло время менять основы региональной политики». Такие заявления — не от хорошей жизни. Она хотела сказать, что пора вернуться к федерализму, но с начала нулевых лет само слово «федерализм» произносить неприлично.

Мотивы централизации были очень просты — сосредоточить финансовые потоки в Москве с тем, чтобы их правильно распределять, иначе, мол, на местах сильно воруют. То, что воровали и воруют, а еще требуют откат и берут взятки — истинная правда. Так и было. Поэтому все фонды и финансовые потоки стянули в Москву, после чего воровать стали масштабно, без региональной мелочности, с федеральным размахом, причем результативно — количество миллионеров и миллиардеров в стране резко выросло, правда, при этом население стало беднее. Но кого это в Москве волнует? Регионы обнищали. Так ведь свои права надо уметь отстаивать.

Когда стягивали полномочия в Москву, выдавали это чуть ли не за собирание русских земель, порой, теряли здравый смысл. Например, подготовили законопроект ФЗ для определения, какая рыба в реках будет относиться к федеральному уровню, а что оставить субъектам и муниципалитетам. Проект закона депутаты Госдумы даже начали обсуждать, но невесть откуда нашелся трезвый человек и указал на абсурдность подобного закона. Жаль. В учебники попал бы пример бредовой идеи законодателей.

«Бюрократия — это как рыбная ловля там, где рыба не водится»

Сирил Паркинсон

Центр забирал себе все подряд, даже самые незначительные полномочия. Количество министерств и контролирующих органов росло как на дрожжах. Все кинулись проверять всех и за все брали взятки. Армия прожорливых чиновников довела степень централизации до такого уровня, что уже не могла переварить такое количество обязательств. Субъектам не оставили даже намека на самостоятельность, само слово «суверенитет» запретили решением Конституционного суда. Ступор наступил быстро. Число федеральных структур на местах росло, а дела шли все хуже и хуже. Постепенно у вертикали власти появился синоним — коррупция. Центр объелся полномочиями, после чего вынужденно стал возвращать полномочия, но без финансового обеспечения. Такой хитрый ход не имел успеха, даже когда прикрикнули на субъекты, мол, майские указы надо выполнять беспрекословно. Регионы намекали, что, мол, надо бы полномочия передавать с деньгами, но в Москве не поняли, о чем идет речь. Кто ж отдает живые деньги? Их надо заслужить.

Необходимость выравнивания уровня развития различных регионов также послужила поводом для централизации полномочий. У доноров стали отнимать, а слабые регионы — дотировать. В результате разрыв между регионами только увеличивался. Предпринималось немало шагов, чтобы всех уравнять, причем это понимали как выравнивание в бедности. На Татарстан тыкали пальцем: «Вы жируете за счет России». Но как донор может жить за счет других, когда он отдает почти все доходы в центр?

Уравниловка в бедности — чисто российская черта. Если хочешь вырваться вперед и построить вместо лачуги дом, твой дом могут и поджечь. Вопрос выравнивания уровня развития субъектов заключается не в подкармливании бедных, а в создании рабочих мест в регионах, и лучше всего это могут сделать регионы-доноры, им всего-навсего надо дать стимулы для инвестирования. Их экспансия в регионы России должна поощряться, но сегодня в силу отсутствия дорог, высоких тарифов и непрерывно растущей цены на бензин межрегиональная кооперация ослабла до предела.

Не нужно новой региональной политики, нужны дороги и налоговые стимулы, тогда инвесторы сами побегут в регионы, а не за границу. Сегодня все структуры настолько централизованны, что регионы вынуждены работать только через Москву, что удорожает любые операции. Даже летать в соседний регион вынуждены через Москву.

Страна возвращается к федерализму, о чем предупреждали многие политики. Значит, ослабнут федеральные структуры на местах, усилится контроль местных властей над своей территорией, количество чиновников может и не уменьшиться по закону Паркинсона, но ослабление их влияния положительно скажется на экономике.

Валентина Матвиенко: «Нужно больше доходов оставлять все-таки в субъектах федерации, потому что это [нынешняя ситуация] приводит к тому, что руководители регионов теряют мотивацию развития»Фото: kremlin.ru

ТАТАРСТАН ПОЧТИ ЕЖЕМЕСЯЧНО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ЗАВОДЫ, А ЦЕНТР ВМЕСТО СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА ПРЯЧЕТ ДОХОДЫ В РЕЗЕРВНЫХ ФОНДАХ

«Число чиновников растет независимо от объема работы»

Сирил Паркинсон

По словам Матвиенко, Совфед вместе с правительством работает над подготовкой нового варианта основ региональной политики. Несчастная региональная политика! Сколько раз ее конструировали, дорабатывали, перерабатывали. Сколько раз меняли название министерства, сливали и снова разъединяли министерства региональной и национальной политики. «Мы считаем, — заявила Матвиенко, — что нужно менять концепцию межбюджетных отношений. На сегодня 35 процентов всех доходов — это средняя цифра — остается в регионе, а 65 процентов уходит в федеральный бюджет. Это неправильно». Да, это просто грабеж. Татарстан официально отдает 73%, злые языки говорят о 85%. При нынешнем состоянии статистики, наличии серой и криминальной экономики вообще трудно что-либо подсчитать, но ясно, что забирают все, что могут, оставляя прожиточный минимум. Для развития и повышения уровня жизни денег не оставляют. Татарстан непрерывно, можно сказать ежемесячно, открывает новые заводы, а центр вместо стимулирования этого процесса прячет доходы в резервных фондах, а тут еще санкции душат.

«Нужно больше доходов оставлять все-таки в субъектах федерации, — продолжает Матвиенко, — потому что это [нынешняя ситуация] приводит к тому, что руководители регионов теряют мотивацию развития, они больше времени тратят на выбивание денег из федерального бюджета — в виде субсидий, трансфертов, дотаций, нежели на наращивание собственной экономической базы». Замечательное, но запоздалое открытие. У субъектов давно отбили всякую охоту трудиться. Сегодня никакой субъект не хочет становиться донором, зато все хотят быть реципиентами, к тому же при любом осложнении в социальной сфере вину можно свалить на федеральный центр. Гораздо легче добыть деньги в коридорах московской власти, нежели организовывать конкурентоспособную экономику в условиях удушения бизнеса поборами и тотального контроля каждого шага. Все, что реально породила политика центра, — это громадное количество отчетов, которые никто не способен прочитать физически.

«Кроме того, правительство сейчас занимается анализом полномочий всех трех уровней власти, — сообщила спикер Совфеда, — в дальнейшем должен быть составлен их реестр. Власти также ведут подсчет того, сколько стоит выполнение разных полномочий, и анализируют соответствие выделяемых субсидий на их исполнение. Сейчас регионы получают все больше полномочий, но они не подкреплены финансированием», — объяснила Матвиенко. Подсчетом и распределением полномочий занимаются десятки лет, их давно подсчитали и пересчитали, за каждым полномочием закреплены ответственные структуры и контролеры. О чем речь?! В бытность я сам был членом так называемой комиссии Козака. Уже тогда все подсчитали и даже подобрали разумное соотношение финансирования и механизм исполнения совместных полномочий. Вместо демонстрирования якобы новой инициативы нужно просто сказать, что страна возвращается к нормальному федерализму, при этом лучше учесть опыт других стран. Принцип распределения полномочий как для федеративных, так и централизованных стран звучит очень просто: наверх забирают только те полномочия, которые невозможно выполнить внизу, и с выравниванием экономики регионов существует известный всему миру опыт. Должен прямо сказать, что ни одна модель выравнивания не срабатывает — ни американская, ориентированная на полную либерализацию, ни немецкая централизованного регулирования. Те, кто работает, все равно вырываются вперед — души не души, стимулируй не стимулируй. В России разрыв в уровне развития регионов будет только увеличиваться, работающие регионы будут развиваться все быстрее, поскольку даже небольшие деньги реализуют эффективно, а не желающие работать, развиваться не будут, какие деньги им ни дай. Опора России — сильные регионы, поскольку слабые регионы не могут сделать страну сильной.

«Дело тем важнее и сложнее, чем больше времени на него отпущено»

Сирил Паркинсон

Наступило время структурных реформ. С учетом ситуации приходится констатировать, что реформа экономики России одновременно и одинаково по всем регионам невозможна в принципе. Центр может реформировать государственные структуры, дать толчок приоритетным направлениям, установить благоприятный налоговый режим, стимулировать экспорт, дать государственные гарантии под инвестиции, но не может провести структурных реформ по стране в целом. Центр тяжести экономических реформ неизбежно переместится в регионы. Но об этом в следующей статье.

Выпил чарку, выпил две,
Зашумело в голове.

Неотвязные печали
Головами закачали.

Снова чарочку винца,
Три, четыре,- без конца.

По колено стало море,
Уползает к черту горе.

Томно, тошно без вина.
Что же думать? пей до дна.

Всё тащи в кабак живее,
Жизни скарба не жалея,

К черту в пасть да на рога -
Жизнь нам, что ли, дорога!

Федор Сологуб. 6 ноября 1912

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции