«ЕСЛИ ИДТИ ТЕМ ЖЕ КУРСОМ В ЭКОНОМИКЕ, ТО ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ОТ НАШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУТ ТОЛЬКО ЖАЛКИЕ ОСТАТКИ»

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Когда я в 1987 году поступал тогда еще в Казанский сельскохозяйственный институт, было 15 человек на место. Чтобы попасть на экономический факультет, нужно было сдать три экзамена на пятерки, при этом был конкурс даже среди тех, кто сдал на отлично. 15 человек на место — конкурс был выше, чем в любом вузе Казани, потому что в то время как раз реализовывалась продовольственная программа, которая стартовала в 1982 году, были серьезные вложения в сельское хозяйство, нужны были квалифицированные специалисты. Образование нам тогда давали отличное, я считаю, по тем временам одно из лучших. Во всяком случае, когда мы встречались с теми одноклассниками, которые поступили в другие вузы, и сопоставляли, кого и как обучали, какие практические и теоретические знания давали, я всегда был горд за свой вуз. А в то время ведь в институты поступало очень мало людей — порядка 10 процентов. Многие школьники после окончания 8-го класса уходили получать тех- и профобразование. Например, в 8-м классе в моей школе было пять параллельных классов, а в 9-м осталось только два.

А вот после развала СССР, в 90-е, 2000-е, у нас появилось большое количество вузов, в том числе федеральных, и на сегодняшний день 90 - 95 процентов детей поступают в вузы, поэтому сегодня нет вообще никаких специалистов, само по себе высшее образование перестало цениться, его качество упало. Люди получают высшее образование, а потом идут работать грузчиками, дворниками и продавцами. То есть все наши подходы в образовании стали шиворот-навыворот. Поэтому сегодня часть вузов закрывают, и это правильно. Должен быть определенный конкурс, надо заслужить право поступить в институт. Необходимо сузить количество принимаемых абитуриентов в год, прежде всего надо отталкиваться от того, что нужно для нашего народного хозяйства, для экономики страны. Ну и ни для кого не секрет, что вузы сегодня зарабатывают, платное образование — серьезная копилка каждого вуза.

Что касается казанских вузов, то, на мой взгляд, очень хорошая школа до сих пор оставалась в КФЭИ. Наш бывший КГУ, ныне К(П)ФУ, хоть и дает хорошее образование, собрал слишком много факультетов. У нас было очень сильное техническое направление — КАИ, КХТИ, очень сильная школа. Было хорошее медицинское образование. У нас вообще было хорошее образование.

Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»:

— Я думаю, что в тех вузах, которые обладают достаточно давней историей, уровень образования сохранился на более-менее достойном уровне. Например, хорошая школа у выпускников бывшего КАИ, специалистов которого мы принимаем к себе. Да, при первичном принятии на работу мы смотрим на наличие высшего образования, это один из основных параметров, по которому мы принимаем решение, но в дальнейшем при повышении должности мы ориентируемся на результаты, на опыт, приобретенный в нашей компании.

Если говорить про меня, у меня было желание стать автомобилистом, получить автомобильную специальность. А ближайшим достойным вузом от того города, где я жил, который давал такое образование, был Челябинский политехнический институт — на тот момент это один из крупнейших вузов страны, входивший в десятку лучших технических вузов. Так что принцип выбора был такой — специальность, территория и репутация вуза.

Артем Здунов — министр экономики РТ:

— От людей зависит. Те, кто хочет получить образование, его получат вне зависимости от вуза. Сейчас мощнейшие информационные потоки в интернете, так что кто хочет, тот будет учиться. Самое главное — удержать ту научную инженерную школу, которая есть у бывших КАИ и КХТИ. И очень важно, чтобы не потерялась экономическая школа, которая была создана в финансово-экономическом университете. У нас мощнейшие финансисты оттуда выходят. И поэтому они работают в корпорациях по всей России.

«Очень важно, чтобы не потерялась экономическая школа, которая была создана в финансово-экономическом университете. У нас мощнейшие финансисты оттуда выходят» «Очень важно, чтобы не потерялась экономическая школа, которая была создана в финансово-экономическом университете. У нас мощнейшие финансисты оттуда выходят» Фото: Анастасия Шагабутдинова

Максим Калашников — футуролог:

— Авторитетные вузы, такие как МГУ, Бауманка или Физтех, не растеряли своей научной школы, хотя положение с каждым годом все хуже. Но пока высшее образование у нас в стране есть. Что касается неблагонадежных вузов, то не стоит доверять тем, у кого, допустим, учебные помещения находятся на первом этаже какой-нибудь трущобы. Невооруженным взглядом видно, когда это межпланетная академия. Они учат менеджеров по парикмахерскому искусству.

Промышленность, наука и образование — это одна «экосистема». Как только в стране вывели промышленность, стало падать качество образования. Нельзя готовить хороших инженеров, если у тебя нет нормальной работающей промышленности, вся экономика завязана на сырье. Если промышленность не будет доведена до уровня индустриализации, то образование угаснет. То же и с сельским хозяйством. Тут интеграция науки в производство должна быть очень тесной. Если же идти тем же курсом в экономике, то через 10 лет от нашего образования будут только жалкие остатки. Гуманитарная сфера тоже должна питаться от реального сектора. Она не оторвана от реальной жизни. Я хочу напомнить, что философия Возрождения в части архитектуры и искусства питалась бурным экономическим ростом Италии того времени. Успешные гуманитарные исследования тоже идут на подъеме страны.

Дмитрий Еремеев — президент группы компаний Fix:

— Сам я не занимаюсь собеседованиями при приеме на работу. А если такое случается, то про образование, честно говоря, вообще не спрашиваю. Я смотрю непосредственно на навыки, потому что часто бывает так, что человек талантлив, но высшего образования не имеет. Есть же стипендия в Америке для талантливых людей, которые бросили вуз и начали заниматься стартапом. Если человек — хороший программист, просто хороший специалист, то неважно, в каком вузе он учился. Хотя когда ты видишь выпускника Физтеха или МГИМО, то определенно перед тобой одаренный человек. К примеру, вузы готовые кадры непосредственно для нашей компании не готовят. Вузы могут дать основу каких-то знаний, они не должны выпускать готовых специалистов.

Когда я думал, чем буду заниматься, была расположенность к точным наукам, выбирал между ВМК и физфаком КГУ. Я хотел остаться в Казани и понимал, что если буду заниматься серьезно физикой, то достигну на этом поприще успехов, но путь будет очень трудным и извилистым. Поэтому выбрал ВМК, осознавая, что там нет такой сильной нагрузки на тот момент и есть свободное время, чтобы заниматься какими-то своими проектами. Ну и понимал, что в дальнейшем буду развиваться как IT-специалист. Вуз прежде всего дал мне сообщество, потому что большое количество талантливых людей училось вместе со мной. Огромная часть предметов была полезна и пригодилась значительно позже. И достаточно большое влияние на меня оказал мой научный руководитель.

«Мне кажется, улучшить высшее образование можно с помощью преподавателей, которые должны вызывать интерес у студентов к предметам» «Мне кажется, улучшить высшее образование можно с помощью преподавателей, которые должны вызывать интерес у студентов к предметам» Фото: Максим Тимофеев

«НУЖНО УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО САМИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

Искандер Сиразиев — издатель и главный редактор газеты «Сираҗи сүзе»:

— Я никогда не обращаю внимания на корочки, потому что для меня важно, чтобы человек умел писать. Я сам с актерским и режиссерским дипломами являюсь главным редактором и писателем. У меня нет ни филологического, ни журналистского образования. Это не мешает мне быть журналистом, причем иметь вес в этой области. У меня старшая дочь учится в медицинском университете в Москве, в Сеченовском, туда не страшно было отправлять, а во многие татарстанские вузы — страшно. Потому что сегодня не поймешь, какие реорганизации, что будет и как будет. Например, тот же самый федеральный университет. Хотел, чтобы мои младшие дочери получили татарское филологическое образование. Но я при этом не знаю, что будет завтра с татарским образованием, татарским филологическим и вообще с татароязычным образованием. Мне как отцу пятерых детей страшно их отдавать в КФУ, пока там ректором является Гафуров.

Сегодня я смотрю на людей, которые ко мне приходят, на уровень их профессионализма, понимаю, что вуз им ничего не дал. Именно практика может давать. Люди и необразованны, и неэрудированны. Их даже книжки не научили читать. Ведь есть определенный список и русской, и татарской литературы, которую должен знать интеллигентный человек. Человек с высшим образованием обязан просто знать. Если он не знает, то не может быть интеллигентным человеком. А я вижу: выпускники вузов приходят и говорят, что им этого не задавали, они этого не проходили. Это значит, что бреши в образовании появились очень большие, это, наверное, влияет на качество мыслительного процесса.

Кирилл Семенихин — директор Университета Иннополис:

— Мы не конкурируем с вузами Татарстана, это предубеждение и ошибка. Мы делаем очень специфичные вещи, делаем то, что либо плохо представлено в России, либо не представлено вообще. Это облачные технологии, робототехника, информационная безопасность и т. д. Конечно, мы придаем значение диплому о высшем образовании. Но мы интегрированный в международную академическую среду вуз и стараемся взять все то лучшее, что есть в России, скрестить это и дать возможность ребятам здесь получать лучшее образование.

«Не хочу обидеть Гафурова, но, мне кажется, он создает слишком большую махину, трудноуправляемую» «Не хочу обидеть Гафурова, но, мне кажется, он создает слишком большую махину, трудноуправляемую» Фото: Сергей Елагин

Сам я учился в Казанском государственном университете на экономическом факультете, выбирал его осознанно, после школы, вуз мне дал очень многое. Я работаю по специальности, что большая редкость, у меня специальность «менеджмент», и я занимаюсь управлением достаточно большой структурной организацией. У нас порядка 200 сотрудников: 60 преподавателей, из которых 70 процентов — иностранцы. Это большая структура, которая требует очень системного управления и четкого подхода. Все это без Казанского государственного университета (я называю его тем именем, какое он носил, когда я там учился) было бы невозможно. Сейчас они очень активно развиваются, это огромный поволжский вуз, который находится в Казани и дает одно из лучших образований в стране.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Я доверяю дипломам, если они с физического факультета и ВМК КФУ, а также КНИТУ-КАИ. Остальным — нет. Вообще, качество высшего образования сегодня крайне низкое. Мне кажется, улучшить его можно с помощью преподавателей, которые должны вызывать интерес у студентов к предметам. То есть нужно улучшить качество самих преподавателей. Я выбирал вуз по преподавателям. Они реально создавали интерес к науке. Я заканчивал физфак КФУ.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу»:

— Сразу назову КАИ. У меня процентов 70 сотрудников — выпускников КАИ, и я горжусь тем, что они сделали. И первый факультет, и четвертый, разные специальности. Я ведь, когда начинал, брал ребят со второго курса, с третьего, сейчас они кандидаты наук, серьезные люди, некоторые разлетелись на руководящие должности в другие компании, ими очень горжусь. И прошлый КАИ, и нынешний университет имени Туполева, на мой взгляд, ключевой вуз. Также отметил бы Финансово-экономический институт КФУ. И, конечно, старый добрый КГУ, оба моих сына окончили его: один — экономфак, другой — юрфак. Хотя КФУ сейчас становится слишком большим. Не хочу обидеть Гафурова, но, мне кажется, он создает слишком большую махину, трудноуправляемую.

Я доверяю дипломам, если они с физического факультета и ВМК КФУ, а так же КГТУ им. Туполева. Остальным — нет» «Я доверяю дипломам, если они с физического факультета и ВМК КФУ, а также КНИТУ-КАИ. Остальным — нет» Фото: Анастасия Шагабутдинова

«У НАС В РЕДАКЦИИ НЕТ НИ ОДНОГО ВЫПУСКНИКА ФИЛФАКА»

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского института:

— Для нас это не только профессиональный вопрос, но и идеологическая составляющая. У нас своя специфика. Меня выпускник каких-нибудь стран в принципе не устраивает. Когда берем на работу преподавателя, смотрим его богословское образование, где он учился. У нас все татарстанские государственные вузы крепкие. И энергетический, и федеральный, и архитектурный, и медицинский. Они работают не одно десятилетие. Все профессионально работают. Выпускники на рынке неплохо котируются. Я сам историк по образованию. Окончил Казанский университет. Когда принимают в аспирантуру, в любом случае высшее образование помогает. Чтобы учиться, надо было выиграть конкурс, а для этого нужны были глубокие знания, которые университет в те годы давал, он был сильнее, чем другие вузы.

Качество образования сейчас измеряют рейтингами. По этому поводу очень много споров, что тот или иной вуз не попадает в рейтинги. Это, мне кажется, не совсем характеризует уровень образования. Рейтинги немного по-другому строятся. Привлечение денег, развитие науки, исследования — это, конечно, надо. Но и проблем много. Сейчас вузы должны быть практико-ориентированными, особенно технические. Материально-техническая база не совсем совершенная... Проблемы есть, но я не хочу сказать, что у нас плохое высшее образование. По крайней мере наши специалисты, особенно по компьютерным технологиям, очень востребованы в мире.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман Российской Федерации:

— Конечно, обязательно обращаю внимание. Если приходит на какую-то конкретную специальность, к примеру, если я беру к себе юриста, важно, чтобы было юридическое образование. И приоритет отдается, конечно, нашему федеральному университету. Если это непрофильная какая-то работа — менеджер или специалист по проектам, то тут КФУ и КНИТУ-КАИ. Мне и в КАИ специалисты очень нравятся.

«Нужно сузить количество принимаемых абитуриентов в год и, прежде всего, надо отталкиваться от того, что нужно для нашего народного хозяйства, для экономики страны» «Нужно сузить количество принимаемых абитуриентов в год, прежде всего надо отталкиваться от того, что нужно для нашего народного хозяйства, для экономики страны» Фото: kpfu.ru

Венера Ганиева — народная артистка России и Татарстана, заведующая кафедрой сольного пения, профессор КазГУКИ:

— Для меня как для человека искусства самым качественным вузом стала Казанская консерватория, которая послужила фундаментом моей профессии. И конечно, мое образование принесло свои плоды, я достигла всего, о чем только может мечтать артист, который посвятил свою жизнь оперному искусству. Вообще, я получила квалификацию как оперная певица и преподаватель, и вот обе эти профессии я смогла реализовать. У каждого человека своя мечта, свои способности, свое видение будущего, каждый выбирает тот вуз, который он считает для себя основным — для реализации своих способностей, своих желаний.

И тот институт, в котором я сейчас работаю, в котором мне посчастливилось реализовать свою вторую профессию, — Казанский институт культуры и искусств — действительно дает качественное образование в представленных специализациях. Если говорить о моей кафедре — кафедре сольного пения, то я вижу плоды своей педагогической работы. Тот фундамент, который я получила в консерватории, стараюсь использовать в преподавательской деятельности, знаю, как нужно преподавать, чтобы мои студенты стали востребованными, признанными, потому что я прошла весь этот путь сама и представляю, что нужно для того, чтобы реализовать себя. И в целом образование, которое получают дети в нашем вузе, радует нас, педагогов, мы понимаем, что полученные знания ребята не растрачивают попросту. Ученики становятся любимцами публики, становятся признанными, получают звания, это же говорит о многом. Так что я свою жизнь связываю с двумя этими вузами.

Альбина Абсалямова — редактор русскоязычной версии журнала «Идель»:

— На корочки никакого внимания не обращаю. У нас в редакции работают сотрудники, окончившие различные учебные заведения: от физфака до литературного института. В нашей работе это непринципиально. Не обязательно быть выпускником филфака. У нас в редакции нет ни одного выпускника филфака. Мои дети еще маленькие, но я бы не сказала, что мне страшно было бы отдавать их в какой-то вуз. Хотелось бы, чтобы они получили хорошее образование исходя из своих способностей и склонностей.

В России есть хорошее качественное образование в Москве и у нас есть. Все зависит от желания самого человека учиться. Потому что если он не хочет, то какое бы образование ему ни давали, где бы он ни учился, это бесполезно. А если он настроен на получение знаний, он их получит. У меня лично нестандартная ситуация. Я закончила финансово-экономический институт, даже защитила кандидатскую диссертацию, но мне хотелось учиться на истфаке, или в литературном институте, или на факультете Азии и Африки при МГУ. Так как тогда ЕГЭ не было, поступить было сложно, на всю страну набиралась одна группа, и я пошла по стопам родителей — поступила в Казанский государственный финансово-экономический институт. Еще будучи студенткой, стала членом союза писателей, на старших курсах писала в газету «Восточный экспресс», и потом главный редактор уговорил остаться на ставку. Так я у него и работала, даже закончив институт. Не пошла работать бухгалтером или кем-то еще, как многие мои одногруппники, которые сейчас главбухи крупных инстанций. Я стала литератором, пошла по этой стезе и очень благодарна всем за это.

«У нас было очень сильное техническое направление — КАИ, КХТИ, очень сильная школа» «У нас было очень сильное техническое направление — КАИ, КХТИ, очень сильная школа» Фото: Оксана Черкасова

«ЗА КОРОЧКИ УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА? УВАЖАЮТ ЧЕЛОВЕКА ЗА ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ЗА ЕГО КОМПЕТЕНЦИЮ»

Рамиль Сафин — исполнительный директор студии «Тетрис» (Нижнекамск):

— За корочки (вуза, ссуза и прочих учебных заведений) уважать человека? Уважают человека за знания и умения, за его компетенцию. Никогда не обращал особого внимания на наличие корочек и отметки в них. Возможно, это касается только моего профиля деятельности. Однако всегда интересуюсь оценкой по русскому языку. Уровень владения русским языком сильно упал за последние десятилетия. По татарстанским вузам качество обучения могу оценить лишь поверхностно. Однозначно проголосую за выпускников казанского КАИ (ныне КГТУ имени Туполева), возможно, за КФУ.

В 80-х сам выбирал вуз (Рижский институт инженеров гражданской авиации — РКИИГА), целенаправленно, исходя из приоритетов и желаний своего возраста. Уверен, что не ошибся. До сих пор помню и благодарю преподавателей ключевых предметов. Диплом хоть сейчас защищай — все в памяти. Да и статистика по выпускникам у нас была печальная — из 33 первокурсников «дожили» до финиша только 5. Что касается нижнекамских вузов, хорошо знаком с преподавателями МГЭИ, работа которого периодически подвергается критике/репрессиям министерства образования. Частично — с КИУ (бывший ИЭУиП), НХТИ (КГТУ). Уровень преподавания достаточно высокий, пару раз приглашали на учебные пары. Не разочаровался.

Рустем Камалов — первый заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ:

— В первую очередь я бы, конечно, назвал свою альма-матер, свой любимый Казанский государственный университет, где я получил классическое образование. Я выбрал его сам, специальность биолога, хотя сам из семьи врачей. И конечно, годы обучения дали мне многое, горжусь тем, что, несмотря на то что многих из моего потока судьба раскидала по миру, все мы работаем по специальности. Я бы назвал еще и наш медицинский вуз, который также имеет классическую форму подготовки специалистов, никакие реформы не смогли изменить этого в худшую сторону. И наверное, востребованным является КГАСУ, бывший КИСИ. Мы видим, что необходимы специалисты, выпускаемые этим заведением, — дорожники и т. д.

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета РТ, доцент кафедры уголовного права КФУ:

— Конечно, я больше доверяю тем вузам, которые уже давно работают, обладают надлежащим педагогическим составом, хорошей материальной базой. Это ведущие государственные вузы: прежде всего КФУ, научная школа которого существует уже более 200 лет, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, Казанский государственный энергетический университет... Сейчас много таких вузов, которые существуют только на бумаге. Хотя и среди коммерческих есть достойные, например Институт экономики, управления и права. В последнее время качество образования благодаря правительству РФ и РТ стало выравниваться. Есть часть специальностей, подготовка по которым пока оставляет желать лучшего, но биологи, программисты, химики, физики, врачи котируются не только в России, но и на Западе. Это выпускники татарстанских вузов. Это разве не говорит о качестве нашего образования?

Прежде чем поступить на юридический факультет в КГУ, я сначала отработал на заводе, затем отслужил в армии и только потом осознано шел на юрфак. После того как я его закончил, мне предложили остаться в аспирантуре, и теперь вся жизнь моя связана с университетом. В мое время, наверное, человек 7 школьников было, остальные поступали уже имея за плечами или трудовой опыт, или армию.