Ашот Габрелянов Ашот Габрелянов

МАТЕМАТИК СРЕДИ ГУМАНИТАРИЕВ

Своеобразные инь и ян вчера сложились в резиденции креативных индустрий «Штаб». Несколько месяцев назад на том же месте в столице Татарстана с лекцией выступал издатель «Медузы», одного из самых известных — так называемых либеральных — СМИ Илья Красильщик. Теперь очередь дошла до не менее известного в медиасреде Ашота Габрелянова.

27-летний потомственный журналист (его отец, Арам Габрелянов, председатель совета директоров медиахолдинга «Ньюс Медиа») ныне работает в США, где развивает свой собственный проект по покупке и продаже пользовательских видеороликов, но известен он в первую очередь благодаря своей работе на телеканале LifeNews (принадлежит холдингу Габрелянова-старшего) в должности гендиректора. Телеканал (собственно, как и веб-версию) неоднократно упрекали в однобокой подаче новостей, частой необъективности. Вместе с этим новости LifeNews были одними из наиболее оперативных в стране.

Послушать бывшего «главного по видео» собралось внушительное количество человек. Меньше, чем, к примеру, на лекции того же Красильщика, но и свободных мест не наблюдалось. Примечательно, что среди слушателей едва ли не четверть составляли журналисты казанских изданий, которые, как сами признавались, «пришли просто послушать». «Без галстуков» можно было заметить и представителей пресс-служб — министерства по делам молодежи и спорту РТ и мэрии Казани. Сложно было не заметить в толпе хипстеров и заместителя руководителя пресс-службы президента республики Лаззата Хайдарова — как всегда сияющего и в костюме.

Сам герой вечера появился с небольшим опозданием, в простенькой футболочке и — что особенно удивительно в наше время — без смартфона в руках. С первых минут его получасового выступления (лекция называлась «Битва за интернет. Как Facebook при помощи котов уничтожает медиаимперии») не покидало чувство того, что Габрелянов выступает в качестве преподавателя высшей математики на гуманитарном факультете. Без малого 15 минут ушло у него на рассказ о том, как интернет прогрессировал от так называемого Web1.0, где балом правила каталоговая верстка, до Web2.0, основанного на пользовательском контенте. Для чего-то перечислил Габрелянов и все основные социальные сети, такие как «Фейсбук» или «Инстаграм» (а во время сессии вопросов даже спросил у зала, знают ли его слушатели о таком приложении, как Snapchat), будто об их существовании в Татарстане никто не знает. Резюмируя первую часть своей лекции, Габрелянов провел по принципу «не навреди», то есть ничего нового не рассказал. Произнести «Вау» после его инфографики, взятой с общедоступных источников, совсем не хотелось.

.

«НА ПОЛНОМ СЕРЬЕЗЕ — ЛЮДИ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ ЧИТАЮТ ГАЗЕТЫ»

Впрочем, интересные фрагменты в выступлении медиаперсоны, несмотря на сонный лейтмотив, все же были. Объемный спич о главном агрегаторе пользовательского контента всей планеты — BuzzFeed — закончился неожиданным сопоставлением последнего с легендарной американской общественно-политической газетой The New York Times.

«Это было одно из лидирующих изданий в Америке, производило классный контент. И пока не было социальных сетей, они получали деньги только за рекламу. Они могли обеспечить хорошую зарплату — около 15 тысяч долларов. Я не скажу, что это много, в Нью Йорке получают и значительно больше. Они могли проводить классные расследования — на 50 тысяч знаков. И тут приходит BuzzFeed, который делает котов и собирает миллионы просмотров, нанимает 10 человек, которые получают значительно меньше», — рассказал Габрелянов.

Риторика лектора понятна. Медиа, которые не хотят развиваться и соответствовать всем запросам аудитории, в первую очередь мобильности и скорости подачи новостей, рано или поздно проигрывают. Символично, что схожая, пусть и немного иная, ситуация сейчас наблюдается в медиаотрасли Татарстана: печатные — или традиционные — издания терпят настоящий крах. Неделю назад министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов огласил неутешительные предварительные итоги подписной кампании на второе полугодие 2016 года. Падение близкое к катастрофическому — минус 43 процента от прошлогоднего результата.

Свое личное мнение о неутешительных перспективах печатных СМИ Габрелянов выразил в довольно жесткой форме: «У меня были командировки в Дагестан. И там еще в отдельных регионах серьезные проблемы с интернетом. И люди там читают газеты. На полном серьезе — люди читают газеты! Газеты там популярны, диктуют политику. Появление интернета же рушит все моментально». Также бывший гендиректор телеканала LifeNews чуть позже добавил : «У бумажного аппарата нет будущего. Я не вижу мотивации ни у кого покупать бумагу».

.

ДРУГ ПАВЕЛ ДУРОВ И СТАРЫЕ ОБИДЫ НА «ЯНДЕКС»

Несмотря на яркое и неоднозначное карьерное прошлое Габрелянова, слушатели его получасовой лекции задавали весьма скучные вопросы. Например, спрашивали об отношении к радио, о том, как оградить детей от пагубного влияния интернета, или есть ли у женатого Габрелянова (как указано в «Википедии») девушка. На политические темы ныне экономический эмигрант (напомним, что свой новый проект Габрелянов реализует в США) высказался лишь пару раз. Во-первых, рассказал историю о том, как доказал своим друзьям, что Россия куда более демократичное государство, чем США. Критерием демократии для молодого, но уже бывалого медиаэксперта стала возможность критиковать не только политику или президента, но и саму страну. Американцы, по его словам, такой возможности не имеют.

Второе — Габрелянов уточнил, что находится в США по трудовой визе, то есть Америка для него не постоянное место жительства. А находится он в Соединенных Штатах лишь по той причине, что, как выразился сам бывший гендир LifeNews, в этой стране выстроена экономическая система, способная едва ли не бесконечно печатать деньги и вкладывать их в стартапы.

Впрочем, на определенные эмоции Габрелянов (в отличие от своего эпатажного отца Арама Ашот выглядел временами даже скованно) несколько раз все же перешел. Первый раз, когда его спросили об отношении к Павлу Дурову. Вспоминая то, каким образом LifenNews освещал конфликт бывшего гендиректора «ВКонтакте» с акционерами, эпопею с его увольнением, можно было предположить, что от ответа он, Габрелянов, уйдет. Но бывший «главный по картинке» в LifeNews этого делать не стал и ответил весьма неожиданно, пусть и кратко.

«Дуров — мой друг. Мы с ним видимся периодически, когда получается», — ответил он после пятисекундной паузы. Кстати, чуть позже Габрелянов признался, что чаще всего пользуется именно дуровским мессенджером «Телеграм».

Второй раз — когда комментировал скандальный пост татарстанца Рамиля Ибрагимова. Напомним, на выходных Ибрагимов от имени союза молодых лидеров инноваций РТ поддержал убийство 50 человек в гей-клубе США.

«В ряде стран жена не может изменять мужу — это харам, нельзя. По закону нельзя. Но по закону опять же разрешается закидать камнями такую женщину, то есть насколько разное бывает восприятие. Кто-то считает, что убить гомосексуалистов — нормально, даже хорошо, а кто-то — нет. У нас очень много разных мнений», — сказал Габрелянов.

Как бывший гендиректор LifeNews Габрелянов не смог обойти стороной конфликт с «Яндексом». Стоит отметить, что в LifeNews никогда не скрывали, что цитируемость для холдинга — один из важнейших показателей. И отвечая на один из вопросов (о том, как социальные сети настраивают пользовательские рекомендации), Габрелянов упрекнул российский интернет-гигант в ручной настройке подборок новостей. Габрелянов задавался вопросом: как первоисточник, давший новость на несколько часов раньше остальных, может занимать не топовую позицию в выдаче? Собственно, с этим же вопросом он обращался и в саму компанию. Ответ «Яндекса» — подборку составляет робот.

«Мне кажется, что они лукавят. Руки-то присутствуют», — с ухмылкой добавил Габрелянов.