Яна Мартынова Яна Мартынова начала с эмоциональной вступительной речи, которую с трудом закончила, едва не разрыдавшись

СКАНДАЛ В КУЛУАРАХ ВОДНОГО МУНДИАЛЯ: ЗАЧИТАВШУЮ КЛЯТВУ СПОРТСМЕНКУ ЯНУ МАРТЫНОВУ ЗАКЛЕЙМИЛИ ДОПИНГОМ

Сегодня вице-чемпионка мира, бронзовый призер чемпионата Европы по плаванию Яна Мартынова дала пресс-конференцию — накануне ей подтвердили дисквалификацию за применение допинга. В ближайшие три года (один год из четырехлетней дисквалификации уже прошел) она не сможет принимать участия в официальных соревнованиях. Общение с журналистами спортсменка начала с эмоциональной вступительной речи, которую с трудом закончила, едва не разрыдавшись.

«По фактам, которые привели к моей дисквалификации, — многозначительно начала Мартынова. — Я не согласна с решением РУСАДА, полагаю его несправедливым. Я доказала свою полную невиновность, представила все исчерпывающие доказательства того, что другие, ранее сданные мною пробы являются чистыми. Я сдавала их повторно, сразу же после оглашения ложных результатов моей второй допинг-пробы».

Напомним, что скандал разразился на фоне открытия чемпионата по водным видам спорта в Казани. По словам спортсменки, до соревнований она сдала пробу 10 июня, которая была абсолютно чистой. После нее Мартыновой объявили, что она будет зачитывать клятву от лица спортсменов. И, «непонятно, с какой целью», ее заставили сдавать еще одну пробу. В процессе произошло недоразумение: допинг-офицер сначала приехал по ее старому адресу, где Яна уже не жила, но пробу все-таки сдать удалось. На торжественном открытии водного мундиаля-2015 24 июля она зачитала клятву от лица спортсменов. А буквально через два дня Мартыновой сообщили: проба оказалась положительной, нашли минимальную концентрацию запрещенного препарата. Контрольная, третья проба снова оказалась чистой. Более того, она прошла также проверку на детекторе лжи. Но от соревнований ее отстранили под видом травмы плеча, и скандал с допингом «выплыл» лишь в сентябре, через месяц после закрытия FINA-2015 в Казани. С тех пор идут суды.

«Обращение в арбитраж, непонятно, по каким причинам, не привело ни к каким результатам, — посетовала Мартынова. — Почему именно я оказалась в этой ситуации? Потому что оказалась на виду всего мирового сообщества! Я полагаю, что у российских спортсменов сейчас нет никаких шансов на справедливое отношение к себе со стороны международных антидопинговых организаций. Из-за того, что РУСАДА лишилась лицензии и доверия со стороны ВАДА, в свете всех событий РУСАДА не рассматривала никаких моих доводов и доказательств, которые способствовали бы оправданию или хотя бы снижению сроков дисквалификации, чтобы лишний раз не конфликтовать с ВАДА».

Халил Шайхутдинов: «В той ситуации, в которой сейчас оказалась Россия, что бы мы ни пытались делать, каких бы хороших юристов мы ни нанимали, ничего не получается сделать»

Вместе с тем боевому настрою спортсменки можно позавидовать: она заявила, что мечтает в четвертый раз побывать на Олимпиаде, которая пройдет в Токио в 2020 году.

«Я намерена восстановиться, — сказала Мартынова. — Продолжу тренироваться и хочу выступить на Олимпиаде в Токио. Это мечта моего детства — выступить на четырех Олимпиадах. Что касается ближайшего времени, которое я буду отстранена от соревнований, то в моих планах открытие плавательной школы, готова сотрудничать со спортивными организациями, давать мастер-классы».

ХАЛИЛ ШАЙХУТДИНОВ: «МЫ ЗАЩИЩАЛИ МАРТЫНОВУ, ПОКА НЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО БЕСПОЛЕЗНО»

Все попытки отстоять честь спортсменки, которые предпринимались в течение всего года, оказались бесполезны.

«Мы защищали ее честь в судах, — заявил журналистам первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов. — Но в той ситуации, в которой сейчас оказалась Россия, что бы мы ни пытались делать, каких бы хороших юристов мы ни нанимали, ничего не получается сделать. В итоге мы решили это дело прекратить, проводя аналогии с делом Юлии Зариповой и понимая, что все будет бесполезно».

Виктория Зверева Виктория Зверева сделала вывод о бессмысленности применения допинга как такового

Врач центра спортивной подготовки (ЦСП) Виктория Зверева в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» пояснила, что Мартынова, конечно, принимала препараты, в основном способствующие быстрому восстановлению и предупреждению перенапряжения организма. Это официально проверенные лекарственные препараты, закупленные в аптеках. Вся фармакологическая поддержка официально утверждена. По словам Зверевой, лучшего спортивного врача 2014 года в России, средство, обнаруженное в допинг-пробах Мартыновой, не могло содержаться в препаратах, официально прописанных Яне. Более того, его действие улучшает силовые качества человека, иначе говоря, это средства для бодибилдеров, практически бессмысленные для пловца-стайера. Нагрузки их больше приближены к марафонцам. Тем самым врач сделала вывод о бессмысленности применения допинга как такового.

Михаил Смолкин Михаил Смолкин: «Бессмысленно подавать апелляцию и тратить на это бешеные деньги»

«Яна какое-то время провела на тренировках в Америке, в группе Дэвида Сало, — вспомнила Зверева. — Она присылала мне фото баночек и аннотации абсолютно всех препаратов, которые ей приходилось употреблять. В этом плане она очень дотошна. И даже если представить, что Яна приняла препарат, то он обнаружился бы и в следующей допинг-пробе. А этого не произошло».

Как это ни парадоксально, но следы допинга могли обнаружиться в результате обычного питания.

«Есть предположение, что запрещенное вещество попало в организм Мартыновой через продукты питания, — сказал директор ЦСП Михаил Смолкин. — У нас уже был случай с одним из спортсменов, который покушал в аэропорту, а по прилету у него взяли допинг-пробу, которая показала положительный результат. По счастью, наш спортсмен сохранил все чеки, согласно которым удалось доказать, что запрещенная субстанция попала в его организм вместе с продуктами питания». Как заявил Смолкин, «средств, затраченных на судебные разбирательства по делу Мартыновой, хватило бы для открытия спортивной школы или строительства небольшого домика». Но так как все усилия и затраты оказались напрасными, то и решено было прекратить дальнейшую борьбу.

Гульнара Аминова Гульнара Аминова: «У меня тренируются маленькие дети, у самой маленький ребенок, поэтому я не могла в полной мере контролировать ее в последнее время»

Личный тренер спортсменки Гульнара Аминова в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» посчитала, что секунды, показанные Мартыновой на дистанции 400 м комплексным плаванием во время чемпионата России, — 4.41.71 — это хороший результат, который позволил бы Яне отобраться на чемпионат мира. А затем и попасть в финал. Трудно сказать, насколько смогла бы Яна улучшить свое время на домашнем ЧМ. Его итоги подсказывают, что с этими секундами Мартынова была бы там 15-й, остановившись на уровне полуфинала. О медалях тогда, конечно же, речи не шло бы. Это прекрасно осознают в штабе спортсменки. Вопрос: если это так, то какой смысл был в приеме допинга и был ли этот допинг вообще? «Все, что произошло с Яной на ЧМ, для меня выглядит очень странным, — призналась Аминова. — У меня тренируются маленькие дети, у самой маленький ребенок, поэтому я не могла в полной мере контролировать ее в последнее время. Из-за чего мы и отправили Яну в свое время тренироваться в Америку, в группу к Дэвиду Сало».

ЕСЛИ БЫ МАРТЫНОВА ЗАВЕРШИЛА СПОРТИВНУЮ КАРЬЕРУ, ЕЙ ДАЛИ БЫ ГРУППУ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Как считает сама спортсменка, определенный перерыв в тренировках может положительно сказаться на ее здоровье. Она получит время для того, чтобы залечить травмы обеих рук. У нее был надрыв сухожилия, артроз, повреждение локтевого сустава, из-за чего два пальца на правой руке потеряли чувствительность. Из-за проблем в локтевом суставе и возникала боль в плече, отчего страдала спортсменка, а сейчас она готова решить эту проблему.

Аминова согласна со своей ученицей. По ее словам, врачи в адрес Мартыновой говорили, что готовы дать ей группу по инвалидности по окончании ее спортивной карьеры. «Эта травма была вызвана аварией после Олимпиады в Лондоне, — призналась Аминова. — Яна была в машине, которая перевернулась в ДТП. И двое человек, которые были рядом с нею в салоне, навалились на нее, прямо на локоть. Тем самым он у Яны потерял чувствительность. Поэтому Мартынова во время каждой из последних тренировок кусала от боли губы, кусала пальцы...».

Мартынова вспомнила, что перед казанским чемпионатом она была в прекрасной форме, рассчитывала установить рекорд России на 200 м баттерфляем и на 400 м комплексным плаванием, находилась в замечательном психологическом состоянии.

«Я ходила в родном городе, который был настолько красив, и не могла поверить своему счастью, — сказала Мартынова. — Что чемпионат мира в Казани, что я даю клятву на его торжественном открытии. Уверена, что была бы в финале. Я тогда чувствовала себя, как будто уже медаль выиграла...»

Эти положительные воспоминания, по всей видимости, вновь вселили уверенность в Яну — спортсменка, в начале пресс-конференции едва не плакавшая, снова улыбалась.