Сигнал SOS послал руководитель «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин, заявивший, что прославленная команда осталась без денег. На самом автогиганте уповают только на помощь сверху, не называя, впрочем, требуемой суммы. Оценки экспертов «БИЗНЕС Online» колеблются в диапазоне от 1,5 млн. евро до 10 млн. долларов.
«ОТКАЗ ОТ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ РЕАЛЕН, БЕЗ ДЕНЕГ НИКТО ТУДА НЕ ПРИМЕТ»
Сенсационное заявление сделал в начале недели руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин. Он признался, что гонщики остались без одного из своих генеральных спонсоров, так как основной инвестор — Внешэкономбанк (ВЭБ) — прекратил финансовую поддержку команды.
«Команда испытывает серьезнейшие финансовые затруднения, одним из основных партнеров был Внешэкономбанк, — цитирует Чагина агентство «Р-Спорт». — Какие проблемы в банке — всем известно, идет реорганизация банка, сменился руководящий состав, изменены направления деятельности, изменены приоритеты, и в настоящее время приостановлено финансирование команды „КАМАЗ-Мастер“. Какой период это продлится — сказать сложно, нам это неизвестно».
По словам Чагина, команда пытается решить проблему финансирования на правительственном уровне. Соответствующие письма были написаны и президенту Владимиру Путину, и премьер-министру Дмитрию Медведеву. «Все в курсе ситуации и пытаются найти решение этой проблемы финансирования для участия в дальнейшем в соревнованиях», — заключил он.
При этом главный рулевой команды отметил, что финансирование прекратилось еще в 2015 году, когда истек договор со стратегическим партнером, просто до этого проблемы не выносились наружу. Нынешний крик души — признак того, что кулуарно решить проблему не получается. До этого у гонщиков тоже были осложнения из-за выросшего курса евро, но такого тяжелого периода в финансовом плане, по словам лидера команды, не было никогда.
Как сообщают «Автовести», финансовые вливания со стороны других компаний-спонсоров не могут покрыть операционные расходы «КАМАЗ-Мастера», большая часть из которых происходит в валюте. Ситуацию с недостатком финансирования уже изучает министерство спорта РФ.
Отметим, что на сайте ВЭБа по-прежнему указано, что он является генеральным спонсором НП «КАМАЗ — Автоспорт». Говорится, что спонсорские средства банка идут на создание и совершенствование технической базы команды, оплату участия в соревнованиях, организацию тренировочного процесса и создание новых спортивных автомобилей. При поддержке Внешэкономбанка «КАМАЗ-Мастер» завоевал четыре первых места на ралли «Дакар-2011», три первых места на ралли «Дакар-2013», первое место в «Дакаре-2014» и выиграл ралли «Шелковый путь» 2012 и 2013 годов.
По всей видимости, из уважения к прошлым совместным победам и на сайте «КАМАЗ-Мастер» из перечня генеральных партнеров команды ВЭБ пока не исчез. В нем также значатся ПАО «КАМАЗ» и ВТБ, который выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-Мастер» с 2005 года.
Основатель команды Семен Якубов в разговоре с «БИЗНЕС Online» лишь повторил уже сказанное: «Чагин все доложил правильно, все как есть. Отказ от участия в соревнованиях реален, без денег никто туда не примет. Ситуация действительно напряженная».
«...НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ!»
Как прокомментировал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, руководство компании осведомлено о положении команды, предпринят ряд шагов по доведению этой ситуации до руководства страны и республики. «Ведутся переговоры. Есть реакция со стороны президента РТ. К этому добавить пока нечего. Мы надеемся, что решение будет найдено», — коротко пояснил Афанасьев. Пояснить, чем поддерживает КАМАЗ свою команду, к сожалению, руководитель пресс-службы отказался, сославшись на коммерческую тайну.
Сам ВЭБ отказался от спонсорства, видимо, тоже не от хорошей жизни. В ноябре прошлого года активизировалась дискуссия властей о спасении госкорпорации — тогда выяснилось, что банк находится в преддефолтном состоянии и для погашения долгов до 2020 года нужно найти 1,3 трлн. рублей. В конце февраля руководившего госкорпорацией последние 12 лет Владимира Дмитриева сменил бывший зампред правления Сбербанка Сергей Горьков. Правительство РФ в конце марта приняло решение докапитализировать Внешэкономбанк на 150 млрд. рублей. ВЭБ должен представить новую стратегию своего развития 23 июня.
Дмитриев КАМАЗу и Когогину весьма благоволил. Именно при нем банк принял решение о поэтапном выкупе облигационного займа КАМАЗа на 10 млрд. рублей, которые пойдут на модернизацию производства. «Сергей Анатольевич, несите новые задумки, деньги мы всегда найдем!» — напутствовал Когогина глава ВЭБ, посещая предприятие почти год назад, в разгар кризиса.
Владимир Дмитриев (в центре) КАМАЗу и Когогину весьма благоволил
При новом руководстве, по всей видимости, атмосфера сотрудничества поменялась — в этом смысле разрыв спонсорского контракта с «КАМАЗ-Мастером» — мелочь весьма символичная и многозначительная.
Самое удивительное в этой истории, скорее, не отказ ВЭБа от спонсорства, а то, что он вообще нес основную финансовую нагрузку «КАМАЗ-Мастера» все эти годы. Ведь по факту практически все имиджевые лавры, международное признание и политические дивиденды доставались КАМАЗу. Теперь же компания, как кукушка, подкладывает «яйца» в чужие гнезда, не желая поддерживать свое дитя на плаву.
Вид парящего над барханом грузовика — один из важных элементов имиджа и Татарстана в целом. Этот образ входит едва ли ни в каждый презентационный ролик или буклет о республике. Саму машину-победителя возят по Сабантуям, а на прошлогоднем экономическом форуме в Санкт-Петербурге ей было отведено центральное место в рамках стенда Татарстана. Не раз поздравлял команду с победами и Путин.
ПУСТЯТ ЛИ ОТЫГРАТЬСЯ?
Напомним, «КАМАЗ-Мастер» — 13-кратный чемпион международного ралли «Дакар» в классе грузовиков, а всего участвовал в гонках 25 раз. Причем пропускал «Дакар» лишь единожды — еще на заре спортивной карьеры. Надо отметить, что последние соревнования этого года сложились для команды не столь удачно, особенно если вспомнить успех на ралли 2015 года, когда весь подиум заняли челнинцы. Нынче же экипаж Айрата Мардеева занял лишь второе место, а «Золотого бедуина» забрал на «Дакаре» голландец Жерар де Рой. Тогда Чагин связывал это с тем, что трасса в этом году была слишком скоростная, с большим количеством прямых участков по 100 км и более. В таких условиях преимущество получают соперники камазовцев, чьи автомобили оснащены скоростными моторами. «КАМАЗы» же больше подходят для тяжелого бездорожья. Новый мотор Liebher, рассчитанный на пески и бездорожье вместо прямых гоночных участков, даже стал поводом для дискуссии на самом верху. Путин во время заседания наблюдательного совета агентства стратегических инициатив в диалоге с президентом РТ Рустамом Миннихановым продемонстрировал свою осведомленность в перипетиях гонки, пожелав успехов в доведении нового мотора.
После неблестящего выступления команда хотела отыграться в ралли в следующем сезоне и вернуть себе титул безоговорочного лидера. В одном из интервью Мардеев заявлял журналистам, что команда будет работать над ошибками и в следующем году подготовится и отберет у де Роя награду. В частности, после проблем с мотором команда планировала выставить на «Дакар-2017» одну машину новой капотной версии, о чем в интервью агентству «Р-Спорт» заявлял Чагин. «Готовим сейчас машину, учитывая положительные результаты „капотников“ (других команд). Работаем над этим очень плотно, продолжили вот заниматься по приезде в Россию. В сезоне она, безусловно, появится, рассчитываем, что в 2017 году такая машина будет участвовать в „Дакаре“. Пока это будет одна машина. Нужно одну конструкцию отработать», — заявил Чагин.
Команда уже обкатала новый грузовик в конце апреля на ралли-рейде «Золото Кагана». «КАМАЗ-Мастер» занял на гонке три первых места. О преимуществах нового «КАМАЗ-43509» Чагин рассказывал в интервью RedBull.com. «На „капотнике“ установлен 6-цилиндровый двигатель, с которым мы никогда не работали. Мы позаимствовали его у чешской кольцевой спортивной команды Buggyra. Мотором, в принципе, довольны, но это временный вариант. Мы ведем разработку собственного двигателя. При движении по дюнам и песку машина продемонстрировала лучшую управляемость, она меньше кренится, можно ехать по пескам, как на большом джипе. Единственный недостаток — капот, который снижает обзорность. Но это дело привычки и специфики», — говорил Чагин.
Впрочем, возникли новые напасти. «Сейчас изменился технический регламент „Дакара“. Введено значение объема двигателя не более 13 литров. Такого мотора на сегодня у нас нет, и предстоит доработка серийного двигателя до стадии показателей спортивного, конкурентоспособного. Это большая работа и большие вложения, нужны средства для внедрения технологий и инноваций», — отметил Чагин в разговоре с «РБК-Татарстан».
Планами команда делилась в начале года, видимо, не осознавая, что к лету спонсоры команды, по сути, ответят на их просьбы о помощи знаменитым медведевским афоризмом.
«ВО ВСЕМ МИРЕ КАМАЗ АССОЦИИРУЕТСЯ ИМЕННО С ПОБЕДАМИ В РАЛЛИ»
Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора «За рулем»:
— «Дакар» — это довольно серьезное, дорогое и престижное мероприятие. Когда-то звучала цифра около 10 миллионов долларов — столько стоит подготовка одной команды к соревнованиям, как минимум два-три автомобиля. Для КАМАЗа это очень важные соревнования — во всем мире марка ассоциируется именно с победами команды в ралли «Дакар». На этом во многом строится маркетинговая и рекламная кампания, хотя автомобили, которые участвуют в ралли, совсем не такие, как те, что продаются. Это очень серьезно для престижа марки. Правительство всегда помогало КАМАЗу, потому что это красивое лицо автопрома и страны в целом, но во что выльется эта ситуация, сказать трудно. Внешэкономбанк — это и есть госкомпания, и этот многолетний партнер КАМАЗа, сейчас, как известно, сам оказался в сложном положении. В этих обстоятельствах государство может попросить другую госкомпанию или компанию с госучастием взять на себя это почетное бремя. Собственно, для этого сегодняшняя информация и появилась, чтобы привлечь внимание к проблеме, которую надо как-то решать.
Подобное в истории «Дакара» бывало: одни участники уходят, другие приходят, но для России победы «КАМАЗ-Мастера» в «Дакаре» — это самое значимое спортивное достижение, других побед такого уровня у нас нет. Будет очень обидно, если наши уйдут с соревнований.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс»:
— Выступление на «Дакаре» — дело недешевое, иначе, наверное, все остальные заводы, да и любительские команды, тоже активно участвовали в соревнованиях. Я уже не помню, сколько озвучивалось, 1,5 или 2,5 миллиона евро, но ценник, судя по всему, достаточно объективный, тем более что у нас деньги на ветер бросать бы не стали. Шведы, например, как Volvo, так и Scania участия в «Дакаре» не принимают, хотя компании достаточно богатые, могли бы сделать машину для соревнований. Есть Man, был Daf — теперь Де Рой пересел на Iveco, — но шведов нет.
Из этих гонок, наверное, так же сложно и уйти, как прийти в них. Поэтому пропуск одного года для команды некритичен. Чагин озвучил проблему в надежде, что появятся какие-то дополнительные источники финансирования, необязательно при помощи государства. Но если «КАМАЗ-Мастер» все-таки не будет выступать, от этого потеряет в первую очередь сама гонка. Чагин и его ребята придают марафону очень серьезный элемент соревновательности. Мы привыкли к этим победам, но все-таки понимаем, насколько сложно их добиться. Конкурентов участие российской команды всегда подстегивало, но для КАМАЗа сегодня победы команды уже не значат столько, сколько прежде.
Надо помнить, в какое время начинались эти гонки: у КАМАЗа была практически серийная машина, которую выпускали десятками тысяч, вносить в нее изменения не позволяла технология. Все начиналось с энтузиазма единиц — хорошо, что Семен Семенович Якубов оказался в нашей стране, а не в какой-нибудь другой. Теперь ситуация другая, КАМАЗ делает очень конкурентоспособную продукцию. Тягачи «5490», самосвалы «6580» — о них говорят, что это Mersedes, но это не так. Кабина Mersedes, моторы могут стоять любые, все остальное — наработки КАМАЗа. Я это слышу не только от российских перевозчиков, но и от конкурентов КАМАЗа — людей, которые работают в компаниях Man, Scania, Volvo. «КАМАЗ-Мастер» в свое время здорово помог заводу — без команды не было бы СП «ZF Кама», «Камминз Кама», не было бы сейчас СП с Liebherr. Сегодня же автозавод достаточно нарастил мощь, чтобы на его мировом престиже отсутствие команды на «Дакаре» не сказалось. Хотя я думаю, что участие в гонках не будет прекращено совсем, заводу все равно выгодно заниматься спортом.
Кроме того, я думаю, что команда может выступить и в менее представительном составе, немножко ужаться в расходах. Может быть, переиграют график, потому что разнообразных гонок стало уже очень много, и сэкономят для «Дакара».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 102
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.