Мохаммед Али (Кассиус Маркеллус Клэй) Мохаммед Али (Кассиус Маркеллус Клэй) – легенда бокса Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

«МОХАММЕД АЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ БОКСЕР, А ЭПОХА, ФИЛОСОФИЯ»

Айрат Хаматов — президент федерации бокса РТ, чемпион мира-1989:

— Мохаммед Али умер? Обалдеть! Мы сейчас в Ялте на чемпионате России среди студентов, тут немного оторвались от происходящего в мире. Что можно сказать по поводу его жизни? Он был великий. На его примере — тут без всякого преувеличения — выросло целое поколение боксеров. Такая нерадостная новость с утра...

Фарит Фарисов — глава региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:

— Мохаммед Али для каждого мальчишки в Советском Союзе был кумиром. Он был величайшим спортсменом: парить как бабочка, а жалить,как пчела. Он дал понять, что побеждает не грубая сила, а именно ум. И когда я занимался спортом, все тренеры ставили его в пример, что не обязательно обладать грудой мышц, а обязательно еще включать голову. Бокс — это не грубая сила, а интеллектуальный вид спорта. Много друзей, которые стали у нас хорошими боксерами. В Казани, например, Гатин, Хаматов, обоих я знаю, был на боях, где они выигрывали именно по этому принципу. Конечно, мне посчастливилось тренироваться вместе со сборной СССР по боксу в Кисловодске, это был 1980 или 1981 год. Там я увидел тренера Конакбаева, он тоже величайший боксер, который побеждал интеллектом. Мне посчастливилось быть знакомым с боксером Рыбаковым. Кстати, мне на день рождения 13 лет назад боксер Лагутин подарил перчатки, в которых я сейчас тренируюсь. Я знаком с боксером по фамилии Лебзяк, он тоже интеллектуал. А Мохаммед Али — это величайший спортсмен. Нет ни одного боксера, который бы не брал его себе в пример, даже такой, как Тайсон.

Мохаммед Али на самом деле не боксер, а эпоха, философия. Он отказался идти на войну во Вьетнаме — это еще раз показало, что большой спорт влияет на политику, дает посыл. Спорт и политика неразделимы. Многие думают, что история — это наука — нет, это политика. Если мы будем показывать историю такого боксера, как Али, мы будем показывать, что это человек, это позиция, это спортсмен. Редкий случай, когда в одном человеке сочетается все это. Он достойно пронес свое имя. На пике мало людей, кто был чемпионом, а потом не сломался. Он лишний раз это показал.

Василий Лихачев — член ЦИК РФ:

— Наше поколение, конечно, выросло на образе Мохаммеда Али, причем не только как чемпиона мира в тяжелом весе. Для меня он был неким политическим символом времени, человеком, который показывал силу, духовность, способность занимать достойное место в мире людям с другим цветом кожи. Он был действительно кумиром не только черного населения Америки, Африки, но и практически всех, кто уважал и любил этот олимпийский вид спорта.

Что касается сегодняшнего дня, то для меня во многом таким символом является Лена Исинбаева, которая показывает характер, несмотря и на травмы, и на тяжелые ситуации, жизненные и спортивные, всегда проявляет чувство духа. На нее ориентируются десятки, а может, и сотни, мальчишек и девчонок не только из РФ, но и из других регионов мира.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Мохаммед Али — символ, кумир нашей молодости. Он наносил точные удары и в какой-то мере пропагандировал спорт в Африке. Он очень мужественно боролся со своей болезнью. Очень жаль, что не стало такого выдающегося спортсмена. Это символ нашего поколения.

Но пустого места не бывает. В разных видах спорта есть такие. Например, был у нас в гребле трехкратный олимпийский чемпион Вячеслав Иванов. В боксе есть, в футболе есть, в хоккее есть. А еще важно, что у нас в республике такое внимание спорту уделяется, отвлекают молодежь от компьютеров, дискотек, разных увлечений. Я считаю, что надо больше внимания уделять физкультуре, а не только олимпийским достижениям. Физкультура — это образ жизни и здоровье нации.

Валерий Абаджян — обладатель Кубка мира-1981, абсолютный чемпион СССР-1982:

— Большое горе. Умер человек, чье имя было на слуху у людей всего мира. Они могли не знать имени президента США, но знали Мохаммеда Али. При всём его позерстве, которое преследовало его за спортивную карьеру, он был велик в основной своей деятельности. В 18 лет стал олимпийским чемпионом, еще под именем Кассиус Клей, в 19 лет ушел в профессионалы, где достиг всего, чего можно. Есть великие спортсмены прошлого: сразу на ум приходят легкоатлет Карл Льюис, гимнастка Лариса Латынина, но лично для меня самым великим был Али.

«ДЛЯ МЕНЯ АЛИ БЫЛ ОДНИМ ИЗ НАШИХ БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН, КОТОРОГО АЛЛАХ УДОСТОИЛ ЧЕСТИ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВСЕВЫШНЕМУ»

Марат Кабаев — экс-президент ассоциации предпринимателей мусульман России:

— Для меня он братом был. Брат-мусульманин, он всегда был лидером братьев-мусульман, часто упоминал и Коран, и хадисы пророка. Он очень переживал, когда вот так все получилось с ним, и очень сожалел, что в спорте кому-то причинял боль.

Нафигулла Аширов — председатель духовного управления мусульман Азиатской части России.

— Я думаю, что он не только для нас, в более в молодые годы он был кумиром для всех. Не только как кумир-спортсмен, боксер, непревзойденный чемпион, а как и мусульманин тоже. У него очень много записей, есть записи на YouTube его молодых лет. Он давал разумные ответы на выпады исламофобов. Его ответы абсолютно актуальны для сегодняшнего дня, когда на ислам идет всемирная такая атака с разных сторон. Его роль огромная: он и благотворительностью занимался, на его примере целое поколение было воспитано. И не только в Америке — он ведь был человеком мирового масштаба.

Мохаммад Али совмещал человеческие качества — незапятнанная репутация, успехи в спорте, успехи в общественной жизни. Равных ему я не припомню. Да, есть еще Майк Тайсон, но у него разные жизненные ситуации были, положительные и отрицательные. Он тоже является примером для подражания многих молодых людей. Я сам занимался в детстве боксом. В советское время, наверное, все им занимались. Во всех школах, во всех учебных заведениях всегда были секции, я думаю, люди моего возраста мимо этого не прошли.

 Мохаммед Али в Москве, 1976 г. Мохаммед Али в Москве, 1976 год Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

Альбир Крганов — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии:

— Для меня Али был одним из наших братьев-мусульман, которого Аллах удостоил чести приблизиться к Всевышнему, познать его, признать веру истины , стать мусульманином. Он, конечно, еще был таким уважаемым символом ислама — самой миролюбивой религии в мире. Он собой отождествлял ислам и мусульман. В мировой истории спорта у него роль очень высока, это оценивают эксперты спортивные, которые более глубоко понимают эту тему.

Везде в мире, где бы там ни были и каких бы мировоззрений люди ни придерживались, они с почтением относились к имени Мохаммеда Али. Он, конечно, превозмог себя, показал великолепную боксерскую технику, людей учил, и к нему люди уважительно относились. Он вошел в историю XX века как великолепный спортсмен и хороший мусульманин, который помогал людям. В настоящее время в спорте, возможно, есть люди, достойные его, учитывая, что в мире 1,5 миллиарда мусульман, но человека, который бы совмещал в себе и спортивные достижения, и был мусульманином, и был таким узнаваемым, нет. Если бы он изначально был мусульманином, тоже было бы глубокое уважение, но он, приняв ислам, стал еще более популярным. Его роль была индивидуальная, именно его.

«ЕСЛИ СЧИТАТЬ БОКС РЕЛИГИЕЙ, ТО АЛИ БУДЕТ ЕГО ИКОНОЙ»

Глеб Шубский — совладелец бойцовского клуба Golden Tiger, генеральный директор «Автолиги»:

— У меня в офисе висит портрет Мохаммеда Али с одной из его знаменитых цитат о том, что невозможное — возможно. Он великий боксер и великая личность. В этом убеждаешься, посмотрев его бои и прочитав о нем книги. Память о нем наверняка будет жить в веках. Если считать бокс религией, то Али будет его иконой. Али внес колоссальный вклад в историю спорта. Современные профессионалы должны быть ему благодарны за тот колоссальный интерес, который сейчас есть к боксу. Представляете, сколько людей сегодня полезут в интернет смотреть бои Али? Мне кажется, великое множество. Я уже утром посмотрел нарезки его легендарных поединков и еще раз убедился, насколько это был техничный боксер. Кроме того, он был человеком со своим мнением, со своей позицией, став ярчайшим феноменом века.

Трудно сказать, кто из современных спортсменов способен сравниться по масштабу с Али, даже если говорить о боксе. Флойд Мейвезер? Да, это очень крутой боец с таким же громким поведением, какое в свое время было у Али. Но попробуйте спросить хотя бы у десяти у людей на улице, кто такой Мохаммед Али и кто такой Мейвезер. Возможно, со временем все поменяется, но такие личности, как Пеле и Али, по популярности в мире все еще опережают нынешних звезд.


«У меня в офисе висит портрет Мохаммеда Али с одной из его знаменитых цитат о том, что невозможное — возможно» / Фото предоставлено Глебом Шубским

Рауф Гараев — профессиональный боксер:

— Ушла легенда. Хотя моим кумиром в боксе был Майк Тайсон, бои которого я видел по телевизору, но к Али я всегда относился с огромным почтением. Он вывел бокс на совершенно другой уровень понимания, превратил бокс в искусство. И сейчас наш вид спорта просто осиротел. Слов нет...В этой ситуации меня как правоверного мусульманина радует, что Мохаммед Али ушел в дни, когда начался месяц Рамадан. Аллах долгие годы испытывал Али, как он делает со своими самыми любимыми сыновьями, а сейчас забрал его к себе в эти священные дни. Пусть земля ему будет раем!

Илья Береснев — профессиональный тренер:

— Я сейчас работаю с группой молодых боксеров, с чемпионом России по профи-боксу Арамом Амирханяном, и в тренировках со всеми мы используем видео с боями Мохаммеда Али, смотрим за работой ног, его передвижением на ринге, изучаем джеб.

Но Али был, конечно же, не только боксером. Он превратил наш вид спорта в некое шоу с элементами актерской игры, причем не только на ринге. Мне вспоминается, как он обклеил фотографиями Сонни Листона свой трейлер, поставил его напротив дома Листона, своего будущего соперника, и тренировался в этом трейлере. Тем самым он мотивировал себя и нервировал противника, использовал элементы шоу в своих стратегических целях.

Андрей Макейчев — тренер и профессиональный судья:

— Конкретно по поводу смерти Мохаммеда что скажешь: старый был человек, да еще и больной, а вот насчет его личности говорить можно много. Это был величайший человек, не стеснявшийся бросать вызов своим соперникам не только в ринге, но и за его пределами. В какой-то период своей жизни Али олицетворял собой целую эпоху, и найти сопоставимых с ним по масштабу людей, просто невозможно. Его имя стало нарицательным. Хороших спортсменов сейчас выше крыши, но кто с такой личностью может сейчас сравниться? Виталий Кличко? Да нет, это скорее ходячий анекдот.