В Московском районном суде продолжается рассмотрение дела о хищениях на «Казаньоргсинтезе» В Московском районном суде продолжается рассмотрение дела о хищениях на «Казаньоргсинтезе»

«ВСЕГДА НАЙДУТСЯ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАХОТЯТ ПОХИТИТЬ»

Многочисленность участников судебных заседаний по хищениям продукции на «Казаньоргсинтезе» может сравниться только с суммой нанесенного предприятию ущерба в размере 339 млн. рублей. Накануне на суде одной из родственниц подсудимых пришлось все заседание провести стоя, другие желающие и вовсе не могут переступить порог кабинета. К примеру, жена и дочь подозреваемого в организации хищений Закарии Закирова приезжают посмотреть на мужа в коридоре, пока конвоиры ведут его в наручниках. Рустем и Рушан Гараевы также вынуждены улыбаться своим близким только до начала процесса.

Суд начался с допроса одного из ключевых свидетелей — ведущего специалиста отдела экономической безопасности «Казаньоргсинтеза» Сергея Красильникова. Деятельность своего подразделения Красильников кратко обозначил как «предупреждение и пресечение действий, направленных на нанесение экономического ущерба». «Я являюсь куратором двух заводов — по производству бисфенола и поликарбоната, — отметил он в ответ на вопросы прокурора отдела гособвинителей уголовно-судебного управления генпрокуратуры РФ Бориса Непорожного. — В мои обязанности входит обеспечение экономической безопасности этих двух заводов».

Свидетель описал систему SAP R/3, о которой уже упоминали предыдущие свидетели. Несмотря на то, что программное обеспечение учитывало и контролировало сырье, поступающее на производство, и продукцию, которую из него производят, стать 100% «таблеткой» от воровства у него не получилось. Красильников рассказал и о пропускной системе, и о видеонаблюдении на КПП, которые, как выяснилось после задержания роковой машины с похищенной продукцией в марте 2012 года, также давали сбой.

— Были ли случаи, когда автотранспорт, загрузив продукцию предприятия, выезжал не через КПП №9? — уточнил гособвинитель.

— Я о таких случаях не знаю, — ответил свидетель.

Допрос коснулся хищений готовой продукции с 2006 по 2012 годы. Гособвинитель поинтересовался у Красильникова, известно ли ему что-то о воровстве в этот период.

— Вероятность хищения продукции нами как сотрудниками экономической безопасности не исключалась, — заявил Красильников. — Поэтому проводились определенные мероприятия по поиску таких возможностей. Он уточнил, что данные проверялись после приказов руководства или собственных подозрений.

— Почему вы не исключаете возможности хищения в этот период? — уточнил свой вопрос прокурор.

— Потому что продукция дорогая, пользуется спросом. По логике вещей всегда найдутся люди, которые захотят похитить, — честно поделился предположениями свидетель.

Многочисленность участников судебных заседаний может сравниться только с суммой нанесенного предприятию ущерба Многочисленность участников судебных заседаний может сравниться только с суммой нанесенного предприятию ущерба

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЗАХОЧЕТ ПРОПУСТИТЬ МАШИНУ, ОН ЕЕ ПРОПУСТИТ»

Где хищения, там и систематическое превышение фактических норм расходов, как выяснилось ранее. Впрочем, об этом сотруднику экономической безопасности стало известно только после 15 марта 2012 года. В этот день Красильникову позвонил начальник отдела, попросил приехать быстрее, так как задержана машина с продукцией завода. «Я приехал на завод, сразу же был направлен в цех, где помогал сотрудникам органов внутренних дел и работникам завода проводить мероприятия», — вспомнил свидетель.

Напомним, после выявленного хищения на скамье подсудимых Московского райсуда оказались 3 из 12 фигурантов громкого уголовного дела — Закиров, Рустем и Рушан Гараевы. Расследование уголовного дела, возбужденного МВД по РТ, было передано в следственный департамент МВД России, а обвинительные заключения утверждены заместителем генерального прокурора РФ Виктором Гринем. В процессе работы следователей ущерб, нанесенный предприятию, многократно сократился — с более чем 1 млрд. рублей до 339 млн. рублей.

Каким образом удавалось похитить продукцию, если у вас жесткая система контроля, видеонаблюдение, учет?

— Жесткая система контроля и видеонаблюдения не исключают человеческого и технического фактора. Можно открыть ворота, можно стереть видеозапись. То, что на видеозаписи иногда пропадали кадры, мне было известно, так как я иногда просматривал записи по своему подразделению, и какие-то кадры пропадали, — сделал сенсационное заявление Красильников. По его словам, служба информационной безопасности объясняла это техническими сбоями.

Вслед за этим свидетель сделал еще одно громкое признание.

— Если человек захочет пропустить машину, он ее пропустит, — обескуражил присутствующих Красильников. В раскрытых хищениях он обвинил человеческий фактор. Когда прокурор завершил допрос, подключились Закиров и его адвокат Рафис Габдулганиев. Защитник спросил прямо:

— На сегодняшний день вы допускаете вероятность хищений?

— В тех объемах, которые были, — нет, — после небольшой паузы ответил свидетель. — Это мое личное мнение.

Сергей Красильников (слева) и Петр Токарев - сотрудники КОСа и ключевые свидетели Сергей Красильников (слева) и Петр Токарев — сотрудники КОСа и ключевые свидетели

На лицах присутствующих в зале появились улыбки, раздались тихие смешки. Красильников пояснил, что его предположения о возможных хищениях были подкреплены слухами, которые ходили на заводе. О них он доложил своему руководству, но проведенная проверка нарушений не выявила.

Предполагается, что продукцию похищали следующим образом: в цехе готовой продукции завода поликарбоната участники ОПС нажимали на кнопку аварийной остановки, после чего машина переставала считать, а поликарбонат сыпался в мешки. «Неучтенку» грузили в мешки и вывозили на машинах. Сейчас, как заверил свидетель, предприняты технические меры, которые фиксируют каждое срабатывание системы аварийной остановки.

— Таким способом похищали продукцию или возможно, что похищали?

— Это один из возможных способов.

— А другие проверялись?

— Проверялись. Можно сыпать с пробоотборника, ведром из мешка набрать. Способов очень много, — заверил адвоката свидетель. В этом, кажется, никто из присутствующих не сомневался.

«ПРИЧИНЫ СОКРАЩЕНИЯ УЩЕРБА КАЗАНЬОРГСИНТЕЗА С 1 МЛРД. ДО 339 МЛН. РУБЛЕЙ»

Начальник производственного отдела «Казаньоргсинтеза» Петр Токарев, в отличие от своего предшественника, в суде вел себя крайне сдержанно. Его задачи напрямую касались планирования затрат сырья. Именно запланированные показатели затрат сырья, как заявила на предыдущем заседании начальник юротдела предприятия Зульфия Галиаскарова, были многократно завышены. Напомним, по словам юриста, в 2007 - 2008 годах по инициативе одного из основных акционеров — ГК «ТАИФ» — была назначена комиссия, которая подтвердила значимую разницу между плановым и фактическим расходом материалов. После трех уточняющих вопросов прокурора эстафета допроса Токарева перешла к адвокатам.

— Посредством расходного коэффициента формируется производственная программа. Мы знаем, какое количество сырья к нам придет. Оно умножается на расходный коэффициент, так получается объем продукции. Если фактический превышает плановый, то с завода запрашивается документ, где подразделение должно объяснить причину завышения. Объяснение передается руководству, принимается решение, — описал схему действий отдела в ответ на интерес Габдулганиева свидетель.

Подсудимого Закирова и его адвоката больше интересовал предыдущий начальник производственного отдела предприятия Рамиль Шигабутдинов, который работал в период выявленных хищений, то есть с 2011 по 2012 год. Но судья Марат Макаров счел вызов его в суд преждевременным.

На скамье подсудимых 3 из 12 фигурантов громкого уголовного дела — Закария Закиров, Рустем Гараев и Рушан Гараев На скамье подсудимых 3 из 12 фигурантов громкого уголовного дела — Закария Закиров, Рустем Гараев и Рушан Гараев

Допрос вызванных свидетелей закончился, но заседание продолжилось выступлением начальника юротдела и представителя «Казаньоргсинтеза» Галиаскаровой, которая пожелала выступить с пояснениями. 23 мая ответы женщины не показались адвокатам и подсудимым исчерпывающими.

— Во время прошлого допроса я заявляла, что продукция, обнаруженная на складах Закирова на улице Гвардейской, никому не реализовывалась. Но при этом продукция той же партии была продана другим нашим контрагентам, — отметила Галиаскарова. По ее словам, покупатели «Казаньоргсинтеза» твердо заявили представителям предприятия, что ИП Закирову продукцию не перепродавали. Это дает основание утверждать, что найденная на складах продукция была именно украдена, а не выкуплена у постоянных клиентов предприятия.

Также Галиаскарова объяснила, почему сумма ущерба, нанесенного предприятию, неоднократно менялась. Поначалу объем хищений превышал 1 млрд. рублей, поскольку представители «Казаньоргсинтеза» настаивали на том, что воровство ведется с 2006 года, но доказать хищения по всем годам не удалось, что, заметим, не значит, что их не было. «Подробный расчет гражданского иска, заявленного сейчас, представлен в материалах дела», — заявила юрист. Напомним, ущерб насчитывает 339 млн. рублей, а сумма гражданского иска — 353 млн. рублей. После ознакомления с материалами судья объявил перерыв — допрос свидетелей продолжится сегодня.