Сравнительно мягким приговором завершился накануне суд по делу о драке фанатов «Крыльев Советов» с казанцами на улице Баумана. При этом на заседании прозвучала доселе неизвестная фамилия потерпевшего — одним из избитых оказался Илья Вазанов — сын экс-начальника ГСУ МВД по РТ Андрея Вазанова.
КРОВАВЫЙ ХЭЛЛОУИН НА БАУМАНА
Завязка истории, которая разрешилась накануне вечером в Вахитовском суде, произошла 8 ноября, за день до футбольного матча между «Рубином» и самарскими «Крыльями Советов». Гостевые фанаты «Крыльев» гуляли по улице Баумана и затеяли драку с группой казанцев. Через сутки после матча МВД по РТ опубликовало пресс-релиз, в котором сообщило, что около 9 часов утра в день футбольного матча сотрудники патрульно-постовой службы полиции по подозрению в избиении на улице Баумана прохожего задержали двоих жителей Самары в возрасте 20 и 21 года. Пострадавший с сотрясением головного мозга был госпитализирован. Драка вызвала широкий резонанс в соцсетях, в сообществах болельщиков «Крыльев Советов» даже объявлялся сбор средств на оплату услуг адвоката.
Тогда фамилия потерпевшего не разглашалась, но, как накануне стало известно «БИЗНЕС Online» в суде, им оказался Илья Вазанов — сын генерала-майора юстиции Андрея Вазанова, который в нулевые был замминистра МВД по РТ Асгата Сафарова.
В драке участвовали более 10 человек, однако на скамье подсудимых оказались лишь 3 болельщика «Крыльев», которых удалось задержать в день потасовки. Как выяснилось, фанаты в ожидании матча бродили по центру города и наткнулись на группу казанцев в костюмах, которые устроили флешмоб в стиле Хэллоуина, который, правда, отмечается 31 октября. Между гостями столицы Татарстана и костюмированной группой завязался спор. Гости города интересовались, с какой целью местные оделись в костюмы, после чего один из фанатов сорвал маску с Айрата Измайлова — друга Ильи Вазанова. Согласно документам по делу, именно это и спровоцировало драку. Вазанов пытался заступиться за товарища от нападок Ильи Филатова, Алексея Преснякова и Дмитрия Зубрихина, которые якобы находились в состоянии алкогольного опьянения. По словам свидетелей, парень получил удары ногами в голову и даже потерял сознание.
Примечательно, что уголовное дело полиция сначала возбудила по ст. 116 УК РФ («Побои»), предусматривающей штраф до 40 тыс. рублей либо арест до 3 месяцев. Но уже после предъявления обвинения задержанным силовики переквалифицировали преступление на ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), предусматривающую куда более жесткое наказание — от 5 до 8 лет тюрьмы. Кроме того, эта статья позволяла произвести задержание, что и было сделано в тот день.
«Ну вы же знаете, чей это сын...» — ответил представитель защиты на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, с чем это может быть связано.
В драке участвовали более 10 человек, однако на скамье подсудимых оказались лишь 3 болельщика «Крыльев», которых удалось задержать в день потасовки
«НА МАТЧЕ МЕНЯ ЗАДЕРЖАЛИ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ»
На слушание по делу о драке пришла лишь одна свидетельница — девушка, которая вместе с Вазановым и Измайловым участвовала во флешмобе. На допросе она была не особо разговорчива и не давала конкретных ответов, ссылаясь на то, что драка была полгода назад и она позабыла детали. Судья Глеб Урасинов был вынужден достать материалы дела и зачитать первые показания свидетельницы от 10 ноября 2015 года.
«Я увидела, что как трое парней, одним из которых был Зубрихин, наносят лежачему Вазанову удары ногами по верхней части туловища и голове. Они нанесли не менее трех ударов по голове каждый. Когда я подошла, то увидела, что Вазанов лежит на асфальте без сознания. Видела, как Зубрихин наносил удары ногами по голове, но бил ли руками, я не видела. От проведения очной ставки с Зубрихиным я категорически отказываюсь, так как боюсь за свою жизнь и здоровье, потому что видела, каким агрессивным он может быть», — зачитал судья и обратился к свидетельнице:
Обвиняемые не были знакомы друг с другом до поездки в Казань. Утром по приезде на матч они направились в бар Killfish на Баумана, где, по их словам, не выпивали. Пробыв там до закрытия, гости из Самары направились к Кремлю, а затем снова вернулись к центру города. Позже группа направилась в баню, находящуюся за зданием «Макдоналдса», и уже там у болельщиков возник небольшой конфликт.
«У других ребят был конфликт с администратором, но я заступился, — вспоминает Пресняков. — Кто-то кока-колу не оплатил, и из-за этого возник шум. Всего в той бане было человек 16 из Самары. В баре же я пил сок и ел роллы».
Пресняков отметил, что лишь разнимал дерущихся, не бил потерпевших и не признает своей вины. Но в последнем слове, предоставленным судьей, попросил прощения у потерпевших, как и два других виновных.
«Я больше никогда не буду участвовать в таких случаях. Прошу прощения у Айрата и у Ильи. Если бы можно было вернуться в тот день, то поступил бы иначе», — сказал обвиняемый.
Дмитрий Зубрихин, о котором говорила свидетельница, — 18-летний болельщик «Крыльев», о котором изначально не сообщалось ни в СМИ, ни в пресс-релизах МВД: на момент драки он был несовершеннолетним.
«Мы посидели в баре, погуляли до Кремля, а затем пошли в сауну, — вспоминает тот день Зубрихин. — Поспали там, вышли на Баумана в 8 часов утра. Подошли к часам и увидели там толпу, которая шла к нам. Я затем увидел Измайлова, попросил у него маску. Он ответил отказом, и я снял ее с него. Потом я отдал ее какому-то парню и получил удар сбоку. Меня ударили первым. Честно, не помню кто. Может быть, это был Измайлов. А потом я ударил его один раз и пошел в борьбу, повалил его и нанес еще два удара по лицу. Потом мы ушли с другими парнями. До матча я гулял по городу, ходил в кинотеатр, а на матче меня задержали сотрудники полиции».
На вынесении приговора судья зачитал показания Хафизовой, но так и не прояснил, почему видео с дракой бесследно исчезло
«ПОЧЕМУ ВИДЕОЗАПИСЬ ДРАКИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНА СУДУ, ТАК И НЕ ВЫЯСНИЛОСЬ...»
Обвинение в адрес самарских болельщиков построено в основном на показаниях свидетелей и потерпевших, которые не сильно разнятся. В частности, отмечается, что все три болельщика «Крыльев» наносили удары по голове Вазанова и избили его, предварительно спровоцировав конфликт словами: «Мы хотим драки!»
Самое интересное другое: центральная улица Казани усыпана камерами наблюдения, но по каким-то причинам кусок видео, в котором был запечатлен момент драки, таинственным образом исчез.
«Важно отметить кратковременность случившегося. В видео удалено 6 минут, и все события уложились в более короткий срок, чем эти 6 минут, — заявил один из трех адвокатов защиты. — Данные действия полностью выпали из видео. В обвинении не описаны признаки, которые доказывают хулиганские действия. Потерпевший Вазанов сказал, что не видел лиц. Свидетель Хафизова (работник службы надзора — прим. ред.) подтвердила, что запись повреждена. Это те потерянные 6 минут, на основании которых мы могли бы убедиться в том, как в действительности происходили все действия с обеих сторон, не противоречит ли то видео показаниям свидетелей и потерпевших по делу. Экспертиза на предмет целостности записи по каким-то причинам не проводилась. По каким причинам видеозапись не предоставлена суду, так и не выяснилось...»
На вынесении приговора судья зачитал показания Хафизовой, но так и не прояснил, почему видео с дракой бесследно исчезло.
«Момента происшествия она не видела и сказать, кто был виновником, не может. Ею были просмотрены видеозаписи с камер видеонаблюдения с 8 часов до 8 часов 58 минут. В ходе просмотра она обратила внимание на то, что запись идет с 8:51:50, после чего она начинает воспроизводиться с 8:57:35. То есть отсутствует отрезок в 6 минут, — констатировал судья. — С начала записи видно, как у часов собираются люди, но не видно драки. В связи с тем, что на записи отсутствуют 6 минут, она позвонила сотрудникам «Тателекома» и спросила, как можно посмотреть запись этих утерянных 6 минут. Используя техническую терминологию, ей объяснили, что запись восстановить невозможно».
В итоге суд вынес решение ограничить в свободе обидчиков Ильи Вазанова на 1 год и 9 месяцев лишения свободы условно. При этом осужденным запретили посещать массовые мероприятия и покидать Самару в течение этого срока.
ОДНОГРУПНИК И ЗАМЕСТИТЕЛЬ АСГАТА САФАРОВА
Отец пострадавшего казанец Андрей Вазанов окончил юридический факультет КГУ в 1984 году. «Его пригласили работать в следствие, и он согласился, — вспоминает в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из экс-сотрудников ГСУ МВД по РТ. — Он показал себя как умный следователь, стал чуть ли самым молодым генералом милиции».
«Вазанова знаю давно, когда он в Зеленодольске работал в ОВД, — вспоминает бывший заместитель начальника управления угрозыска МВД по РТ Александр Аввакумов. — Он был неплохим следователем, с хорошими показателями по расследованиям».
Расцвет карьеры генерал-майора юстиции пришелся на лихие 90-е. После работы с 1994 по 1998 год начальником следственного отдела УВД Зеленодольска он четыре года проработал на аналогичном посту в Казани, а в октябре 1999 года возглавил главное следственное управление МВД по РТ, стал заместителем начальника МВД по РТ, своего одногрупника по факультету Асгата Сафарова. ГСУ МВД Вазанов возглавлял на протяжении 11 лет — с 1999-го по 2010-й год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.