. Татарстанские халяль-проекты в области агробизнеса, медицины и туризма презентовали вчера на международной конференции «Инвестиционные и инновационные возможности индустрии «Халяль»: российский и мировой опыт»

ЗАДАЧА — ЗАЩИТИТЬ ХАЛЯЛЬ

Для начала министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов бодро обрисовал перспективы развития халяль-рынка: «Обычаи производства продукции халяль у татар не просто сохранились на протяжении тысячи лет, но и значительно повлияли на кухни многих других народов России. Халяль сегодня занял свое почетное место на прилавках наших магазинов, столах и в умах. К 2018 году объем мирового рынка халяль прогнозируется на уровне 1,6 триллиона долларов. В Европе, где проживает 54 миллиона мусульман, объем потребления только пищевых продуктов-халяль оценивается в 65 миллиардов долларов в год. Специалисты считают, что к 2025 году доля продуктов халяль в мире будет составлять не менее 20 процентов от всей произведенной продукции. В России, где проживает более 20 миллионов мусульман, за последние десятилетия спрос на продукцию халяль также резко вырос ввиду его высокого качества. В Татарстане рынок халяльной продукции — только пищевых продуктов — вырос до 100 миллиардов рублей». Ахметов уточнил, что эти цифры не конечны, т. к. спрос на халяль-продукцию только растет: «Халяль — это не только исламский продукт, но и бренд — знак качества продукции, который давно стал интернациональным, и наша задача сегодня — защитить этот бренд от недобросовестных производителей продукции». Именно с этой целью, по словам Ахметова, в 2005 году создали комитет «Халяль».

По словам министра, сегодня в республике более 30 сельхозпредприятий работают по производству халяльной продукции, из них 24 готовы поставлять продукцию на экспорт. По мнению Ахметова, через Татарстан вся страна может выходить в мусульманский мир с собственной продукцией: «Особенно в части халяль. Сегодня на рынке важно не только производить что-либо качественное, но и уметь продавать это». Однако в этом вопросе возникли споры. Так, представители крупного производителя мяса птицы ООО «Челны-бройлер» отметили, что спрос на их продукцию выше, чем производственные возможности: «Нам не хватает продукции для российского рынка — мы представлены только в 20 регионах России. Когда наши производственные мощности увеличатся в два раза, тогда сможем искать выходы на международные рынки. Надеемся, наши инвесторы услышат это».

Проблема экспорта заключается еще и в логистике, утверждает другой участник дискуссии. Так, при транспортировке продукции увеличивается ее стоимость — на 1 кг продукции ложится дополнительно 40 центов, поэтому продукция производителей местного рынка намного дешевле, в связи с чем российскому производителю выгоднее продавать здесь.

НЕ ТОЛЬКО МУСУЛЬМАНСКИЙ БРЕНД, НО И БРЕНД ЗДОРОВЬЯ

Ахметов не стал скрывать, что Татарстан организовал такое масштабное мероприятие с единственной целью — привлечь в республику инвестора: «Открою секрет: наш интерес — привлечение больших инвестиций на развитие сельского хозяйства. Мир дальше все больше и больше будет нуждаться в потребности в продовольствии, а в Татарстане — огромный потенциал увеличения продовольствия. Нам нужны дешевые, низкопроцентные деньги, нужны деньги длинные, нужны партнеры. Мы внутри республики исчерпали потенциал инвестирования сельского хозяйства. Нам нужны со стороны большие крупные деньги. Татарстан способен прокормить 10 миллионов человек, но для этого нужно вкладывать огромные ресурсы, которые не в один день выстрелят». И далее министр оптимистично заверил: «Здесь собралось много влиятельных людей из исламского мира — Дубаи, Бахрейн, Кувейт. Они нам помогут, тем более первые попытки уже есть».

В поисках соинвесторов крупные предприятия республики, среди которых АО «Племенной завод кролика», ООО «Челны-бройлер», ООО «Агроинновации», ООО «ФХ Рамаевское», презентовали свою продукцию. «После введения санкций возрос спрос на нашу продукцию, — заверила представитель производителя мяса под брендом «Индюжина». — Даже если вернется импорт, народ все равно выберет наше, потому что они уже поняли, что такое свежая продукция».

«В условиях мировой экономики для нас, особенно для мусульманской республики, продвижение своей продукции в других странах важно. Халяль — это не только мусульманский бренд, это бренд здоровья. Нам интересен этот рынок потому, что прежде всего мы — татары, во-вторых, халяль — это качество. В-третьих, это возможность выхода на восточные и азиатские рынки», — поддержал производителей министр сельского хозяйства РТ.

Камиль хазрат Самигуллин Камиль хазрат Самигуллин: «Халяль-питание — это экологически-чистая, здоровая, высококачественная продукция. Сегодня более половины потребителей продукции халяль приходится не на мусульман»

«Я ЗНАЮ МНОГО ПРАВОСЛАВНЫХ, КОТОРЫЕ ВЫБИРАЮТ ХАЛЯЛЬ»

Поприветствовал участников конференции и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. По словам председателя ДУМ РТ, индустрия халяль — один из драйверов развития мировой экономики с оборотом $2 триллиона. К производству халяль-продукции активно подключаются и немусульманские страны — Бразилия, Австралия, Сингапур, Китай, Великобритания, США. «Это еще раз доказывает инвестиционную и инновационную привлекательность индустрии халяль в целом, — подчеркнул он. — Халяль-питание — это экологически чистая, здоровая, высококачественная продукция. Сегодня более половины потребителей продукции халяль приходится не на мусульман. Такое современное понятие, как органик-фуд (натуральная пища), как раз и характеризует значение халяль и прежде всего гарантирует, что продукт не вреден для человеческого организма. Сегодня на халяль перешли крупные предприятия, в том числе и «Аэрофлот». Также муфтий обратил внимание на то, что сегодня халяль — это не только продукты питания, но и широкий спектр услуг — медицина, страхование, туризм.

«Сегодня, когда наша страна в условиях западных санкций ищет новые инструменты для плавного разворота в сторону восточных рынков, именно деятельность мусульман России может стать интеграционной платформой для успешного экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и странами ОИС, — считает духовный лидер мусульман Татарстана. — Я знаю много православных, которые выбирают халяль, потому что отмечают качество этой продукции. Сегодня халяль — это не что-то такое, что присуще только мусульманам, это чистая здоровая пища, которую может употреблять любой человек. Целое движение построено на идеологии здорового питания».

Присутствовал на конференции и председатель всемирного совета «Халяль» World Halal Council шейх Зафер Наджар (ЮАР). Ему показали Кремль и провели экскурсию по мечети «Кул Шариф». «Он увидел здание министерства сельского хозяйства и спросил: «Это Кремль? Я хочу туда попасть». И мы его туда отвели», — сказал Ахметову, словно отчитываясь, председатель комитета по стандартам «Халяль» ЦРО ДУМ РТ Марат Низамов. — Мы посетили халяльный супермаркет. Ему настолько у нас понравилось, что он спросил: «А сколько у вас стоят квартиры?» У него появилось желание остаться здесь, и, может быть, в Казани будет всемирный совет «Халяль», — пошутил Низамов. Шейх громко рассмеялся. Стоит отметить, что комитет «Халяль» при ДУМ РТ — единственная организация в России, которая является членом всемирного совета «Халяль» Word Halal Council, штаб-квартира которого находится в Кейптауне. «Наша цель — помощь всем людям, независимо от религии, — заверил в ответ Наджар. — К 2050 году 73 процента всего мирового населения будут составлять мусульмане, естественно встанет вопрос о продукции халяль. Я здесь впервые, но чувствую себя здесь как один из вас — настолько все хорошо устроено».

Зафер Наджар На конференции присутствовал председатель всемирного совета «Халяль» World Halal Council шейх Зафер Наджар

ХАЛЯЛЬ-МЕДИЦИНА ПОДТЯНЕТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

От вопросов здорового питания участники конференции, что весьма логично, перешли к вопросам здоровья — началась сессия «Перспективы развития мусульманских медицинских услуг в Республике Татарстан». По словам Низамова, такой широкий спектр вопросов выбран неслучайно: «Наша цель — показать, что халяль — это не только продукты питания, но и образ жизни. Именно поэтому на конференции в отдельную сессию были выделены вопросы развития халяль-туризма и медицины».

По мнению участников сессии, у Татарстана в направлении развития мусульманских медицинских услуг большие перспективы. «Опыт раздельного гендерного обслуживания несет за собой большой туристический потенциал, — уверен руководитель шариатского отдела комитета по стандарту «Халяль» Рустам Нургалеев. — Татарстан становится очень интересен, так как у нас много специалистов во всех областях, в отличие от арабских стран, где львиная доля врачей — мужчины».

Однако при всех радужных перспективах появились и противники такого деления. Дискуссию вызвали высказывания гендиректора ЗАО «Центр экспертизы и аккредитации» Валерия Гогина. По его словам, сначала мусульмане попросят свою клинику, потом евреи попросят свою, кошерную, и тогда врачам придется нарушить основную медицинскую заповедь «Не навреди». По словам Гогина, такая сегментация ни к чему. Тут же аспирант казанской медакадемии, врач-гастроэнтеролог (как он представился) привел пример Польши, где студенты еще при поступлении в медицинский университет заполняют анкету с указанием своей конфессиональной принадлежности: «Это делается для того, чтобы каждый студент в будущем смог рассчитывать на помощь соответствующего фонда, священнослужителя и т. д.». По мнению другого участника дискуссии, из-за отсутствия специализированных клиник для мусульман увеличивается оказание медицинских услуг на дому, что не всегда положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг. В целом участники дискуссии пришли к выводу, что в области развития медицинского туризма у республики большой потенциал — Татарстан способен привлечь туристов оказанием качественных медицинских услуг. Причем это будет туристическое притяжение не только из городов России, но и мира.

Есть положительные примеры развития мусульманских медицинских услуг в Казани — это клинка «Ясин», которая работает с 2009 года, и медицинский центр «Мадин клиника». Но и они сталкиваются с проблемой нехватки специализированных кадров. Решить эту проблему тут же вызвался гость из Москвы — руководитель международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» СМР Айдар Газизов: «Что касается кадров, то у меня трое детей, обещаю сходить за четвертым. Обязуюсь их подготовить. Мечтаю, чтобы они, как и мои родители, были врачами».

Представитель ОАО «Татхимфармпрепараты» Айрат Закиров рассказал в свою очередь, что у них на предприятии стартует первый проект по производству медпрепаратов по стандарту «Халяль». «Рынок данной продукции огромен», — уверен он. По словам Закирова, в компании уже готовится 100 наименований медикаментов к сертификации по стандарту «Халяль».

Конференция, посвященная халяль-индустрии, прошла в рамках VIII международного экономического саммита России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС)

КРЕМЛЬ, ЦЕРКВИ, МАТРЕШКИ, ВОДКА...

Создание комфортных условий для туристов-мусульман обсудили на следующей сессии — «Развитие халяль-туризма в РФ: точки роста и инвестиционный потенциал». По словам председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, в республике вопросом халяль-туризма начали всерьез заниматься меньше года назад. «Спрос на халяльный туризм есть, и он растет. Сначала мы ориентировались на 20 миллионов мусульман России, но теперь замахнулись уже и на международного туриста», — отметил Иванов. «А потенциал действительно огромен. Китайский турист — это 100 миллионов человек. Путешествующих мусульман — 200 миллионов человек. Россия принимает 1 процент из 100 миллионов китайцев и не принимает и 1 процента от 200 миллионов мусульман! Что нужно сделать, чтобы эти люди сюда приехали?» — задался вопросом модератор.

По словам участников сессии, во всех каталогах туроператоров Россия представлена как православная страна: Кремль, церкви, матрешки, водка... Это отпугивает или по крайней мере не способствует привлечению туристов из мусульманских стран. Однако в том числе и в Татарстане небольшие шаги в нужном направлении уже сделаны: три отеля в Казани получили сертификат халяль-френдли, открываются многочисленные кафе и рестораны халяль. Но данную информацию еще необходимо донести до потенциального потребителя. С этой целью гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина презентовала мобильный путеводитель «TopTripTip — путешествие по России» и призвала предприятия, оказывающие услуги и соответствующие стандартам «Халяль», активнее пополнять базу данного приложения.

Конференция, посвященная халяль-индустрии, прошла в рамках VIII международного экономического саммита России и стран организации исламского сотрудничества (ОИС).