Алексей Рыбушкин организовал многофигурную схему, в результате которой город проигрывал суды и платил по долгам фирмам, связанным с чиновником (фото: my.mail.ru)

6 ЭПИЗОДОВ НА 54 МЛН. РУБЛЕЙ

О серии задержаний чиновников исполкома Казани стало известно накануне. 7 апреля по решению Советского районного суда были задержаны начальник юридического отдела финансового управления Юлдуз Гарипов и юрист Альберт Мухутдинов. А 11 и 12 мая арест настиг первого заместителя начальника правового управления аппарата исполкома города Алексея Рыбушкина, сына депутата Госсовета РТ Николая Рыбушкина.

В рамках уголовного дела, которое было возбуждено следственным комитетом РФ по РТ еще 30 марта, все трое подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4. ст. 159 («Мошенничество в особо крупных размерах»), ч. 1 ст. 303 («Фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле»). По версии следствия, чиновники совершили серию из 6 крупных хищений из бюджета Казани на сумму 54 млн. рублей. Все трое арестованы до 30 мая, даты, когда истекает период предварительного следствия. В СМИ упоминается также задержание 10 мая зятя Рыбушкина-старшего — Михаила Рузанова, официально безработного.

Любопытно поведение адвокатов Мухутдинова и Гарипова — Фарита Хасанова и Ильбера Латыпова соответственно. Помощник председателя Советского суда Алена Фишман рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что после вынесения судебного решения оба подали апелляционную жалобу на решение суда о заключении под стражу, но спустя какое-то время жалобы свои отозвали.

В разговоре с «БИЗНЕС Online» Латыпов признался, что уже не является защитником Гарипова. «11 апреля он расторг договор, — заявил юрист. — Когда я занимался этим делом, половины фамилий там вообще не было, а сейчас появились Рыбушкин и Рузанов. Там был всего лишь один эпизод, а сейчас я читаю в газетах, то там 6 эпизодов. Что там за ситуация, я не в курсе».

Интересы Алексея Рыбушкина в суде представляет Надежда Муратова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РТ. Она в суде представляла интересы Ильдара Курманова по делу о хищениях в «Леруа Мерлен». На кафедре уголовного процесса и криминалистики КФУ, которую возглавляет Муратова и доцентом которой, к слову, является Рыбушкин-старший, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили: «Надежда Георгиевна в Москве, комментариев по этому делу не дает». По информации издания, Муратова также обжаловала арест своего клиента, но жалобу не отзывала.

Интересы Алексея Рыбушкина в суде представляет Надежда Муратова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РТ. Она в суде представляла интересы Ильдара Курманова (в центре) по делу о хищениях в «Леруа Мерлен»

«20 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА БЫЛО НАПРАВЛЕНО ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ПРОВЕСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНУЮ ПРОВЕРКУ»

Менее чем через сутки после известия об аресте чиновников исполком Казани опубликовал заявление, из которого следует, что их задержания стали возможны благодаря внутренней проверке, которую провела сама мэрия. В пресс-релизе сообщается фабула дела: средства якобы были похищены в результате судебных процессов, в которых интересы исполкома представлял Рыбушкин и при этом занимал пассивную позицию. «Деньги были взысканы по решениям судов по поддельным договорам подряда, выполненным в 2005 году, — говорится в сообщении. — По вступившим в законную силу решениям судов в финансовое управление исполкома Казани поступали исполнительные листы, которые исполнялись в соответствии с действующим законодательством».

По данным «БИЗНЕС Online», речь шла о вполне реальных долгах, которые образовались еще во времена Камиля Исхакова — не исключено, что они были связаны с подготовкой к 1000-летию Казани. Сами подрядчики взыскать их уже давно отчаялись, поэтому охотно переуступили их с большим дисконтом фирмам, связанным с организаторами схемы. После этого схема проходила как по маслу, поскольку на всех этапах, как следует из состава задержанных, сидели «свои» люди. Правовое управление не сопротивлялось в суде (хотя срок исковой давности по долгам прошел), а финуправление не задавало вопросов, перечисляя средства. По нашим сведениям, есть у следователей вопросы и по судье — хотя формально он принимал обоснованные решения, но якобы основная часть эпизодов проходила через одного и того же служителя Фемиды, что наводит на подозрения... Несмотря на то, что все или почти все было схвачено, часть документов, в частности, печати исполкома, злоумышленникам, по версии следствия, все-таки пришлось подделать.

Схему вскрыла внутренняя проверка. «Анализ перечислений бюджетных средств по некоторым исполнительным листам, проведенный помощником мэра Казани по антикоррупционной политике Наилем Галеевым, дал основания для обращения в управление федеральной службы безопасности РФ по РТ, — утверждают в исполкоме Казани. — 20 февраля 2016 года было направлено официальное письмо за подписью руководителя исполкома Дениса Калинкина с просьбой провести процессуальную проверку, по итогам которой СКР РТ 30 марта было возбуждено уголовное дело». Возникает вопрос, почему фигуранты дела не были сразу же уволены в связи с утратой доверия? По всей видимости, это было сделано в интересах следствия, чтобы не вспугнуть подозреваемых раньше времени и собрать побольше доказательств.

Анализ перечислений бюджетных средств по некоторым исполнительным листам, проведенный помощником мэра Казани по антикоррупционной политике Наилем Галеевым, дал основания для обращения в управление федеральной службы безопасности РФ по РТ

«НАВЕРНОЕ, СЫНА РЫБУШКИНА ТАК ПРЕССОВАТЬ И ПРЕСЛЕДОВАТЬ НЕЗАКОННО НЕ БУДУТ»

Отец Алексея Рыбушкина Николай Рыбушкин крайне неохотно комментирует СМИ уголовное дело в отношении сына. «Единственное, что могу сказать: закон одинаковый для всех, он распространяет свое действие на всех без исключения. Независимо от регалий. Если суд признает виновным — будет отвечать» — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета РТ .

Опрошенные изданием адвокаты столь же осторожны в своих высказываниях, юристы отказываются давать какие-либо комментарии до ознакомления с материалами дела. «По сложившейся судебной практике, практически все дела, которые возбуждаются по коррупционным составляющим, доходят до суда, и обвиняемые получают свое наказание, — рассуждает адвокат Олег Камалов. — Другое дело, что наказание, может быть, будет не то, какое хочет следствие». Собеседник издания не думал, что положение Николая Рыбушкина повлияет на рассмотрение уголовного дела в отношении его сына. «Если проводить аналогию с Ильдаром Курмановым, то он ведь получил достаточно серьезный срок», — подчеркнул юрист.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов не видит сходства между уголовными делами, возбужденными против Алексея Рыбушкина и Ильдара Курманова. «Они не близки по составу, по действиям, потому что Ильдар все-таки сделал работы по договору с «Леруа Мерлен», — отметил собеседник издания. — Советую Рыбушкину все действия следствия и суда отслеживать — вести аудиозапись, чтобы не получилось как у нас, когда свидетели говорят одно, а в протоколе записаны совершенно иные показания. Прокурор сначала отказывает в допросе свидетеля, который подтвердил бы использование проекта, потому что это ни у кого сомнений якобы не вызывает, а уже через четыре часа в прениях говорит, что никакого проекта не было. Дальнейшую судьбу предсказать не могу, но сын Рыбушкина все-таки не сын Курманова. Наверное, его так прессовать и преследовать незаконно не будут. Надеюсь, что там будет справедливое следствие и суд. Но если будут делать как с Ильдаром, то перспектива известна».

Сын депутата Госдумы РФ Тимура Акулова Надир был осужден за то, что «кинул» казанского бизнесмена на 11 млн. рублей, за это он поплатился свободой на 5 лет

ОТЦЫ И ДЕТИ: КАК ОТПРЫСКИ ЧИНОВНИКОВ ПОДВОДЯТ РОДИТЕЛЕЙ

Предыдущие громкие уголовные дела в отношении сыновей высокопоставленных жителей Татарстана закончились в Татарстане реальными сроками. Хотя сторона защиты занимала крайне агрессивную позицию как в ходе предварительного следствия, так и во время судебных разбирательств. Достаточно вспомнить активную информационную кампанию, которую развернул в защиту своего сына бывший министр юстиции РТ Мидхат Курманов.

Напомним, в 23 марта Ильдара Курманова, обвиняемого в хищении 47 млн. рублей у компании «Леруа Мерлен», приговорили к 6 годам колонии. Атаки на прокуратуру и лично Илдуса Нафикова, следственный комитет, попытки выйти на связь с руководством французской компании и даже с правящими кругами Франции оказались тщетны. Хотя, по всей видимости, семейство Курмановых не собирается сдаваться даже сейчас и готово обжаловать решение районного суда во всех возможных вышестоящих инстанциях. При этом Курманов так и не дал четкого ответа, на что были потрачены деньги ни в ходе следствия, ни в суде.

Чуть менее замеченным общественностью оказался процесс в отношении Надира Акулова, который с переменным успехом шел несколько лет. Публично выносить сор из избы отец, депутат Госдумы РФ Тимур Акулов не стал и, в отличие от Курманова, не выступал с резкими заявлениями в СМИ. Акулов был осужден за то, что «кинул» казанского бизнесмена на 11 млн. рублей, за это он поплатился свободой на 5 лет.

«Я бы очень хотел, чтобы у нас это все в республике решалось внутри, не выходя за пределы, за рамки, как говорится, не вынося сор из избы. Я бы хотел, чтобы вы действительно разобрались в этом деле, потому что я в любом случае буду идти до конца и искать какой-то выход из этой ситуации. Я считаю себя невиновным в совершении этого преступления, прошу меня оправдать и отпустить из-под стражи», — сказал Акулов, выступая с обжалованием приговора в Верховном суде РТ. Но приговор в итоге оставили в силе.

Много перипетий было в деле Владислава Гурылева, сына замвоенкома Татарстана Дмитрия Гурылева, которого осудили в хищении трех автомобилей BMW X6 — сперва условно, а затем реально. Приехавший в суд на своем внедорожнике, Гурылев-младший явно не ожидал, что по решению вышестоящей инстанции его возьмут под стражу в зале суда. Верховный суд РТ при этом оставил срок без изменений — 5 лет и 1 месяц. При этом сын замвоенкома до последнего настаивал, что действовал не один и под давлением со стороны неустановленных лиц, угрожавших ему и его семье.