Скриншот видео http://kzn.tv/ Руководителя ГИБДД по Московскому району Казани Андрея Батькова осудили за взяточничество и мошенничество (скриншот с видео kzn.tv)

ЛЮБИМОЕ КРЕСЛО НАЧАЛЬНИКА УГИБДД МОСКОВСКОГО РАЙОНА

Кировский районный суд в конце апреля вынес приговор по любопытному делу. Его фигурантами стали несколько бывших сотрудников ГИБДД, включая руководителя ГИБДД по Московскому району Андрея Батькова и четырех посредников. Их осудили за взяточничество и мошенничество. Уголовное дело расследовали сотрудники ФСБ по РТ и следственного комитета РФ по РТ.

Всего следователи выявили 21 преступный эпизод, в котором участвовали 15 взяткодателей. Многие из них были освобождены по амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. До суда дошло только 8 эпизодов, которые касаются «помощи» при сдаче экзаменов на получение водительских удостоверений и решения вопросов при оформлении транспортных средств.

«Начальник московской ГИБДД был задержан за получение взятки в виде кресла, — рассказал «БИЗНЕС Online» следователь следственного комитета РФ по РТ Андрей Белов. — Обычно сотрудники берут деньгами, а здесь дошло до такого абсурда. Один из граждан обратился к нему с просьбой оказать услугу — он переделал бортовой «КАМАЗ» в кран-манипулятор и просил выдать свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. Но машина им точно не соответствовала».

В лучших традициях рыночной экономики услуга была оказана, «награда» нашла героя. Любопытно, что посредник в передаче взятки, как выяснилось, получил на решение вопроса 18 тыс. рублей, но сэкономил и приобрел кресло в ООО «Метро Кэш энд Керри» с обивкой из искусственной кожи за 6 499 рублей, причем заверил Батькова в том, что кожа натуральная. Полученный «трон» начальник районного ГИБДД торжественно установил на рабочем месте. Именно на нем он сидел, когда его пришли арестовывать оперативники.

В апреле 2015 года, после того как стало известно, что Батьков является фигурантом уголовного дела, начальник районной ГИБДД был освобожден от должности. Госавтоинспекцию Московского района возглавил Рустам Мингатин. В пресс-службе МВД по РТ корреспонденту «БИЗНЕС Оnline» сообщили, что к моменту начала расследования фигуранты уголовного дела — инспекторы ГИБДД — были уволены из органов.

Впрочем, история с креслом скорее курьезное исключение из правил — чаще всего инспекторы брали взятки за решение вопросов при сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения в той части, которая касалась вождения автомобиля. Прейскурант был индивидуальным — от 12 до 40 тыс. рублей. Любопытно, что в большей части эпизодов, фигурировавших в уголовном деле, посредники или исполнители деньги брали, но взятых на себя обязательств не выполняли.

«СУММЫ ИМ ДАВАЛИ НЕБОЛЬШИЕ, НО ЗАТО ОЧЕНЬ ЧАСТО, ЧТО ПОЗВОЛЯЛО ИМ БЕЗБЕДНО СУЩЕСТВОВАТЬ»

Уголовное дело рассматривалось около года. Всего скамью подсудимых прошли четыре должностных лица — все сотрудники ГИБДД РТ. Помимо самого начальника ГИБДД Московского района в уголовном деле фигурировали два инспектора МРЭО Казани и инспектор ДПС, который также умудрился брать деньги за удачную сдачу экзамена. Самое интересное, что, по мнению следствия, инспекторы и не пытались решать проблемы кандидатов в автоводители, они их попросту обманывали, поэтому и были осуждены за мошенничество.

Основной посредник в отношениях между сотрудниками ГИБДД Эльбрус Алаверди оглы Исмаилов был осужден по ч. 5 с 33 и ч. 3 ст. 225 («Пособничество в даче взятки»). Еще два пособника, которых в народе называют «решалами», зачастую вводили своих «клиентов» в заблуждение по поводу своих полномочий: деньги брали, но помощи не оказывали. «Суммы им давали небольшие, но зато очень часто, что позволяло им безбедно существовать», — говорит следователь.

Самое суровое наказание досталось посреднику по фамилии Куркин. Он получил 2,8 года особого режима и штраф в 1 млн. рублей за то, что при исполнении роли «решалы» оставил себе комиссию в 5 тыс. рублей. Суровость решения суда связана с тем, что Курин был ранее судим за контрабанду и продажу наркотиков.

В числе избежавших наказания из-за амнистии оказались сотрудники министерства здравоохранения, трудоустроенные в республиканском наркологическом диспансере. «Они выдавали справки людям, состоящим на учете у нарколога, что на учете они не состоят, — пояснил Белов. — Но после того, как врачи заявили ходатайство об амнистии в связи с тем, что они были преклонного возраста, уголовное дело в отношении них было прекращено. Кроме того, избежали уголовного преследования и взяткодатели в связи с деятельным раскаянием. Зато некоторые подсудимые на судебном следствии под грузом собранных доказательств отказались от адвокатов: какой смысл платить, если исход ясен?»

Снижение распространенности взяточничества связано с активностью самого населения, они меньше стали давать
(фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

ОТДЕЛАЛИСЬ ШТРАФНЫМ ИСПУГОМ

В итоге в сравнении с наказанием для посредника Куркина остальные фигуранты уголовного дела отделались едва ли не легким испугом. Батькова наказали штрафом в размере 259 тыс. рублей с лишением права занимать должность сроком на 1 год. В настоящее время ГИБДД Московского района вместо него возглавил Мингатин.

Инспекторы ГИБДД МВД по РТ Бичарин и Хакимов осуждены за мошенничество с использованием служебных полномочий. Их обязали выплатить штраф в размере 150 тыс. рублей с лишением права занимать должность сроком на 1 год. Инспектор ГИБДД МВД по РТ Мартынов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»), с наказанием в виде 20 тыс. рублей штрафа с тем же запретом.

Штрафом в 400 тыс. рублей отделался посредник при даче взяток и взяткополучатель Исмаилов. Его «коллега» Валеев признан виновным в мошенничестве с наказанием в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей. Такое же наказание настигло Валееву (ч. 1 ст. 159, УК РФ).

Тем не менее приговор Кировского суда обжаловали представители гособвинения, которые будут настаивать на более суровом приговоре. В ближайшее время рассмотрение дела должно продолжиться в Верховном суде РТ. «Да, прокуратура внесла апелляционное представление», — коротко подтвердил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

«МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО САМАЯ КОРРУМПИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВООБЩЕ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», признают, что острота проблемы взяточничества сотрудниками ГИБДД снизилась, но не исчезла совсем.

Борис Рыбак адвокат, руководитель «Рыбак, Коган и Партнеры»:

— Это достаточно стандартная ситуация, регулярно где-нибудь такое происходит. Я сужу даже просто по количеству дел. Не скажу, что это ежедневная практика, но система есть.

Снижение распространенности взяточничества, я думаю, связано, во-первых, с активностью самого населения, они меньше стали давать. Во-вторых, раньше было можно сесть за руль и точно знать, что у тебя возьмут деньги. Сейчас на это рассчитывать не приходится. Меньше стало правонарушений. То есть деньги берут только за мелочь — неиспользование ремня безопасности, превышение скорости и т. д. Могу одно сказать — система коррумпированная. Может быть, самая коррумпированная система вообще.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Трудно оценить, распространено взяточничество в ГИБДД или нет, потому что наверняка не всех ловят, не все попадаются. Попадаются в итоге то ли из своей наглости, то ли из жадности. Вполне допускаю, что случаев может быть намного больше, но не всех ловят. Может быть, чему-то не дают хода — отправляют в отставку либо просто увольняют. Реально я допускаю, что случаев намного больше, но не везде идет огласка, не всегда это выносится на публику.

Я бы сказал, что перестать брать взятки, наверное, не смогут. Но им это делать тяжелее, потому что более гласно, открыто и прозрачно у них сейчас работа происходит. Не совсем, конечно, идеально, но все-таки не так, как в 90-х. Во-первых, тяжеловато, потому что их машины и кабинеты оборудованы видеофиксацией, то есть это уже вопрос к УСБ, все ли до нас доходит. Во-вторых, сами водители уже более вооружены этими средствами записи — диктофонами и видеокамерами. Тяжело им это делать, но договориться на месте возможно. Особенно в каких-нибудь более тяжелых статьях, которые касаются лишения прав, — нетрезвое вождение, выезд на встречку.

В принципе, договариваться на месте — как это было, так и никуда не делось. Но просто это сейчас стало не так легко сделать — опасаются обе стороны. Сейчас же ГИБДД такую политику ведет, что дает премию в размере взятки, от которой отказался сотрудник. То есть человек дающий опасается, что гаишник может отказаться, сдать его и получить эти же деньги. Гаишник, в принципе, тоже мотивирован тем, что он может отказаться и получить эти же деньги. Но масштабы, думаю, уменьшились.

Системы контроля дают какие-то результаты, но не такие масштабные. Все-таки раз их ловят, раз им дают сроки, значит, не совсем все четко работает. Если бы не было этих процессов, это бы означало, что все работает. Но раз они появляются, значит, не все хорошо, не хватает чего-то.