Рустам Минниханов: «Мы через международные суды будем требовать возврата наших активов» (на фото с нынешним и бывшим гендиректорами «Татнефти» Наилем Магановым и Шафагатом Тахаутдиновым)

$300 МЛН. ДЛЯ ТАТАРСТАНА И $2,4 МЛРД. ДЛЯ «ТАТНЕФТИ»

Татарстан подал иск в международный арбитраж против Украины на $300 млн. по делу об изменении долей акционеров в ПАО «Укртатнафта». Уведомление о начале арбитражного разбирательства поступило в минюст Украины еще 6 января, но общественности впервые о нем стало известно лишь накануне вечером. Источником послужил проспект евробондов Украины от 28 апреля, обнародованный на сайте Central Bank of Ireland.

Татарстан обвиняет Украину в нарушении условий международного документа «Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций», подписанного между правительствами Украины и России 27 ноября 1998 года. Суть иска ясна: руководители республики и «Татнефти» неоднократно заявляли, что на Украине произошел рейдерский захват татарстанской доли акций «Укртатнафты»: минземимущества Татарстана — около 28,7788% и близких «Татнефти» структур — около 18%. В результате контроль над компанией перешел к структурам групп «Приват» украинского олигарха Игоря Коломойского.

«Татнефть» уже защищает свои права в международных судах, оценивая ущерб в $2,4 миллиарда. Правда, пока суд признал право татарстанской компании на меньшую сумму — $112 млн. плюс проценты, да и это решение оспаривается в апелляционном суде в Париже (рассмотрение дела по существу назначено на 18 октября). Теперь же в бой вступило татарстанское правительство.

Сегодня же — по-видимому, по многочисленным запросам прессы — ситуацию поспешило прокомментировать министерство земельных и имущественных отношений РТ. Правда, конкретно о последнем иске в международный арбитраж в нем не сказано ни слова. В письме по запросу «БИЗНЕС Online» ведомство приводит лишь подробную справку о том, что Республика Татарстан до сентября 2009 года владела 426 293 985 штуками простых именных акций ПАО «Укртатнафта», а это 28,78% на 213 млн. гривен по номинальной стоимости (по валютному курсу на 5 мая около 560 млн. рублей.) «Постановлением исполнительной службы Подольского районного управления юстиции в Киеве хранителем акций АБ «ИНГ Банк Украина» проведена операция списания данных акций со счета минземимущества РТ», — констатирует минзем. В то же время эта доля продолжает числиться на учете в реестре собственности республики.

Татарстан до сентября 2009 года владел 426 293 985 шт. простых именных акций ПАО «Укртатнафта», а это 28,78% на 213 млн. гривен (на 5 мая около 560 млн. рублей; фото: hvylya.net)

«НЕ ЛЕГИТИМНЫМ ПУТЕМ, А С ПОМОЩЬЮ ШАНТАЖА И ДРУГИХ ФОРМ»

Уже 8 лет, как утверждает минзем, республика пытается вести переговоры по «больному» вопросу. «Республика систематически пыталась начать переговоры с Украиной по восстановлению права собственности на акции в досудебном порядке, но Украина не реагировала на эти инициативы», — сообщило министерство.

В 2007 году Рустам Минниханов, будучи еще премьер-министром РТ, еще говорил о «конструктивном разговоре». «Но есть некоторые деструктивные силы, которые по-своему хотят трактовать наши действия и вести работу не легитимным путем, а с помощью шантажа и других форм, с чем мы согласиться не можем», — уже тогда признавал он. Спустя 8 лет в интервью Сергею Брилеву для программы «Вести в субботу» Минниханов в статусе президента заявил: «Мы через международные суды будем требовать возврата наших активов, возврата наших денежных средств, которые реально у нас на балансе». При этом он назвал участника приватизации «Укртатнафты» украинского олигарха Игоря Коломойского «звездой беспредела».

В юридическом плане все это выглядело как обмен письмами между госорганами двух стран, не увенчавшийся каким-либо конструктивом. В сентябре 2015 года МЗИО РТ направило в адрес минюста Украины очередное письмо о спорных вопросах по «Укртатнафте», как подчеркивают в министерстве, для урегулирования спора мирным путем. По сообщениям украинских СМИ, в ноябре того же года министерство юстиции Украины тоже отправило ответное письмо в Татарстан со своими предложениями по урегулированию спора. Их содержание неизвестно, но, по всей видимости, они не устроили республику. В итоге Татарстан и подал иск в международный арбитраж.

Из-за иска «Татнефти» заморожены активы Игоря Коломойского (фото ©Михаил Маркив, РИА «Новости»)

«ТАТНЕФТЬ» ЗАСТАВИЛА КОЛОМОЙСКОГО ЖИТЬ НА 5000 ФУНТОВ В НЕДЕЛЮ

Отметим, что в последнее время республика активизировала усилия по выбиванию долгов с украинской стороны (по данным наших источников, весь процесс координирует специально нанятая для этого международная юридическая компания). В апреле стало известно, что «Татнефть» подала иски о взыскании $334 млн. лично с троих олигархов, имевших отношение к захвату «Укрататнафты»: Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова и Александра Ярославского. Четвертым фигурантом стал экс-председатель правления компании Павел Овчаренко. «В поданном иске ПАО «Татнефть» заявляет, что в 2009 году указанные лица мошенническим путем присвоили денежные средства, причитавшиеся «Татнефти» за нефть, поставленную на Кременчугский НПЗ (АО «Укртатнафта»)», — пояснял истец.

Чем кончится разбирательство в Высоком суде Лондона, пока не ясно, однако суд уже принял знаковое решение о заморозке активов ответчиков на сумму иска. Согласно решению, как сообщали «Ведомости», заморожены такие активы, как частный самолет, лодка и недвижимость Коломойского в Англии и Франции. Например, французская вилла олигарха на участке площадью 1 га, а также участок площадью более 20 га земель в департаменте Верхняя Савойя во Франции. Среди активов Боголюбова обеспечением иска «Татнефти» послужит дом на Белгрейв-Сквер недалеко от Букингемского дворца. Но самое интересное, что украинских бизнесменов посадили на «голодный паек»: ответчики могут тратить на проживание не более 5000 фунтов ($ 7190) в неделю, указано в постановлении.

Между прочим, основным аргументом ответчиков, судя по сообщениям прессы, служит истечение сроков давности. Такие же вопросы могут возникнуть и к иску Татарстана, который почему-то затеял тяжбу только сейчас, а не по горячим следам, как это сделала «Татнефть» в 2008 году.

Буквально вчера президент Украины Петр Порошенко сделал бессрочным мораторий на выплату долга России в $3 миллиарда (фото: kremlin.ru)

«ДОГОВОРИТЬСЯ МОЖНО, ТОЛЬКО ЕСЛИ УКРАИНУ ПРИЖМУТ К СТЕНКЕ»

Для Татарстана иск имеет не только моральное, но и довольно весомое материальное значение. 20 млрд. рублей (примерная сумма иска в пересчете на рубли) лишними не бывают, особенно в условиях кризиса и бюджетного дефицита. Однако есть большие сомнения, что у нынешней Украины можно получить хоть шерсти клок. Напомним, к примеру, что буквально вчера президент Украины Петр Порошенко сделал бессрочным мораторий на выплату долга России в $3 миллиарда. Украина должна была погасить его до 31 декабря 2015 года, но допустила технический дефолт.

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», называют иск малоперспективным с точки зрения быстрого получения денег, но важным с точки зрения имиджа.

Основные причины конфликта, безусловно, политические, уверена замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. «Но и нестабильность в экономике тоже дает о себе знать в том аспекте, что российские регионы сегодня стараются быть более экономными и не забывать об активах, которые ранее считались утраченными, например, как «Башнефть», либо спорными, как «Укртатнафта», — отмечает эксперт. — «Укртатнафта» сейчас для инвесторов «кислотный» актив из-за слишком высоких политических рисков. И не факт, что ее удастся вернуть». Даже если Татарстан получит акции обратно, то республика больше потратит, чем заработает, так как предприятие нуждается в модернизации и больших капитальных вложениях. Лучше, чтобы у Татарстана остался контроль, а остальная доля была продана частным инвесторам, считает Мильчакова, но это «идеализированный вариант развития событий».

Впрочем, и в международном арбитраже Татарстан может столкнуться с проблемами, но уже правового характера, говорит казанский адвокат, специализирующийся на делах по нарушениям прав собственности и корпоративным спорам Эмиль Гатауллин. Юрист полагает, что в международном арбитражном суде республика вполне может получить отказ, поскольку в упомянутом российско-украинском соглашении в качестве инвестора может участвовать только физическое или юридическое лицо, но не государство. «Чем хорошо соглашение по защите инвестиций, так это тем, что оно позволяет взыскать убытки не с конкретного юрлица, причинившего вред, а с самого государства, в данном случае с Украины, — добавил Гатауллин. — То есть если у меня акции, например, Коломойский украл, не я буду обязан разбираться с Коломойским, а государство обязано обеспечить возмещение убытков. В свою очередь, это государство получает право требования у Коломойского на возмещение причиненных убытков».

Так или иначе, независимо от условий судебного разбирательства, дальнейшее развитие событий будет идти аналогично развитию ситуации вокруг выплаты Украиной России долга в $3 млрд., считает Мильчакова. «Достаточно одного росчерка первого лица государства, чтобы России ничего не выплачивать. Договориться можно, только если на международном уровне Украину каким-либо образом сильно прижмут к стенке. Но, похоже, что пока, кроме России, никто больше в мире не намерен этого делать», — рассуждает Мильчакова. Даже если Татарстан выиграет дело, Украина просто не заплатит региону, предполагает она.

«Сами знаете, как Украина платит долги, — согласен Гатауллин. — Так или иначе, сегодня между Россией и Украиной нет нормальных отношений. Ни имущественных, ни государственных».