Представители ДУМ РТ и муфтиятов других регионов России накануне проинспектировали производство халяльной продукции «Челны-Бройлер» и заодно продегустировали ее. Нахваливая товар, представители комитета «Халяль» напомнили о фактах незаконного использования товарного знака «халяль». Корреспондент «БИЗНЕС Online» тем временем узнал, что «Челны-Бройлер» готовится в этом году «закрыть» западную часть Татарстана, а также продолжить экспансию в других регионах Поволжья и на Урале.
ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ, ОБЕСКРОВЛИВАНИЕ, ОБЕСПЕРИВАНИЕ
Целый десант представителей мусульманского духовенства высадился накануне в компании «Челны-Бройлер» (входит в холдинг «Агросила»). Там состоялось заседание коллегии ДУМ РТ, посвященное вопросам продвижения халяльной продукции. Председательствовали на нем муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, присутствовали и представители муфтиятов других регионов России — Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской областей и так далее. Встречал гостей гендиректор компании Дилшат Ситдиков.
До начала заседания участникам коллегии и журналистам устроили прогулку по предприятию, показали поля под зерновые для кормов, инкубаторы, цеха для выращивания бройлеров, центральную диспетчерскую. Провели и по комплексу переработки птицы. Для начала заметили, что производство продукции халяль начинается ранним утром на чистом оборудовании. Показали гостям и линию забоя, так как одно из главных требований при производстве халяль-продукции — ручной, а не механический или электрический забой. Фаат хазрат Мухаметов, заместитель имам-мухтасиба Набережных Челнов, руководитель экспертного отдела комитета «Халяль», обратил особое внимание, что механический нож при работе над продукцией для мусульман выключен. «К людям, которые участвуют в забое птицы для продукции халяль, есть четыре основных требования, — пояснил он. — Это должен делать мусульманин-мужчина, он должен быть в разуме, совершеннолетний (по нормам ислама это 12 лет, для северных территорий — 14), забой осуществляется вручную под упоминание Всевышнего. Каждый в момент забоя должен сказать «Бисмилляхи Аллах акбар» — «Именем Всевышнего, Аллах велик». Все остальное может быть нормально, но если не упомянуто имя Всевышнего, тогда продукция уже не является халяльной».
Дилшат Ситдиков
К слову, в прошлом году «Челны-Бройлер» (конечный бенефициар — гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев) переработал более 100 тыс. т мяса птицы, произвел и поставил в торговые сети более 90 тыс. тонн. Из этой массы порядка 12 тыс. т пришлось на продукцию халяль, или около 16%. Корреспондент «БИЗНЕС Online» усомнился, что такую массу можно действительно забить вручную, ведь это несколько миллионов тушек, тем более на линии «Челны-Бройлера» этим единовременно занимаются всего 5 человек. «Ничего удивительного нет, — парировал Фаат хазрат, — процесс на одну тушку занимает менее секунды». Журналистам показали забой на мониторе. Действительно, работники «Челны-Бройлера» действуют споро. Даже удивительно, что за время, отведенное на одну тушку, они успевают упомянуть имя Всевышнего.
Дальше тушки попадают в ванну обескровливания (отсутствие крови — тоже требование шариата). В процедуре обесперивания применяется вода температурой не выше 54 градусов. Горячее нельзя, так как поры птицы раскрываются, и в мясо могут проникнуть ингредиенты, которые по шариату считаются нехаляльными. На выходе целая курица упаковывается в пакет зеленого цвета, а бедра, грудка и так далее — обязательно на подложке. На всех упаковках эмблема продукции халяль. Фаат хазрат обратил внимание присутствующих, что весь процесс отслеживается контролерами, в том числе и представителями мечетей, являющимися специалистами по технологии изготовления продукции халяль. Если технология хоть где-то была нарушена, вся партия не может быть признана халяльной.
Камиль хазрат Самигуллин и Марат хазрат Низамов
Завершилась экскурсия выставкой продукции халяль от «Челны-Бройлера» и ее дегустацией. Ситдиков обратил внимание представителей ДУМ, что компания по продукции халяль начала работать с 2003 года, в 2004-м было выпущено около 40 т такой продукции 8 наименований, а в 2015-м, как мы уже упомянули, около 12 тыс. т более 50 наименований. Поставляют товар с маркой «халяль» в 20 с лишним регионов России.
«МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ: НА 100 ПРОЦЕНТОВ ЭТО ХАЛЯЛЬ»
Собственно, само заседание коллегии ДУМ РТ прошло за закрытыми дверями. Обсуждали на нем в основном работу «Челны-Бройлера» как в данный период времени, так и перспективе на будущее. О вердикте коллегии рассказал Камиль хазрат: «Наш комитет по халялю постоянно ведет здесь проверку. Так что у нас сомнений не было, что здесь все в порядке. Но сейчас я лично в первый раз прошел все ногами, увидел все воочию. Мы обменялись мнениями, все удивлены: насколько здесь все хорошо происходит, насколько соответствует нормам шариата. Мы можем смело сказать: на 100 процентов это халяль. Можно привести любого международного специалиста, и мы не покраснеем».
Фаат хазрат Мухаметов
«Челны-Бройлер» прошел у нас сертификацию, — добавил Марат хазрат Низамов, руководитель комитета «Халяль» ДУМ РТ. — Наша система сертификации с 2009 года зарегистрирована в Росстандарте. Есть определенные требования к производству продукции халяль, они здесь соблюдаются, мы сегодня в этом убедились. Здесь ежедневно находятся несколько имамов, потому что есть определенные точки, где необходим очень жесткий контроль, — при навеске птицы, при убое, при обработке».
Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли факты незаконного использования товарного знака «халяль», Низамов не стал отрицать, что они имеют место. Правда, обошелся без упоминания конкретных производителей или продавцов. «Есть факты незаконного использования нашего знака, который также зарегистрирован в Росстандарте, — прокомментировал хазрат. — Есть отдельные магазины и кафе, которые мы выявляем во время рейдов, — взяли логотип из интернета и напечатали на вывеске. Стараемся пресекать эти моменты. Сначала предупреждаем, а затем передаем материалы в Роспотребнадзор. А потребителям мы советуем: если сомневаетесь, просите сертификат».
Особых сложностей в продвижении халяльной продукции в Татарстане, по мнению Низамова, нет. Разве что в некоторых магазинах такие товары выкладываются не на отдельных витринах, а вместе с другими. По словам Низамова, руководству таких торговых точек делаются замечания, и, как правило, те идут навстречу. Руководитель комитета ДУМ РТ также отметил, что спрос на халяльную продукцию постоянно растет. Причем не только среди мусульман, но и среди представителей других конфессий. Всего же в реестре комитета зарегистрировано более 100 предприятий, имеющих право производить продукцию халяль. И это не только представители Татарстана, но и компании из Самары, Челябинска, Дагестана.
Роман Устенков
«КОГДА МЫ НАРАСТИМ МОЩНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫРАСТЕТ В ДВА РАЗА»
Если же вернуться к «Челны-Бройлер», то предприятие не собирается останавливаться на достигнутом. Как в целом в расширении производства и сбыта, так и конкретно халяльной его части. Коммерческий директор предприятия Роман Устеников напомнил, что сейчас вблизи автограда строится новый перерабатывающий комплекс. Он рассчитан на переработку 144 т мяса птицы в сутки, или 50 тыс. т в год. «Он больше действующего в 3,5 раза, — конкретизировал топ-менеджер ООО. — Запуск комплекса планируется примерно в октябре-ноябре этого года. Параллельно мы ведем работу по росту выращивания птицы. В итоге у нас в два раза увеличатся объемы реализации нашей продукции, в том числе и халяльной».
Устеников также сообщил, что ежегодный прирост рынка по продукции халяль составляет 10 - 12%. И «Челны-Бройлер» вовсе не намерен отказываться от захвата своей части этого пирога. В связи с этим ведется работа по расширению торговой и логистической сети. В развитие розницы в этом году будет вложено около 54 млн. рублей, в складские комплексы — еще около 100 миллионов. На данный момент в сети «Челны-Бройлер» уже более 50 фирменных магазинов. Планы на этот год — в первую очередь «закрыть» западную часть РТ: Казань, Зеленодольск, Арск, Буинск, Апастово. Также будут построены дистрибьюторско-оптовые центры в Башкортостане, Удмуртии, Нижегородской, Свердловской, Самарской областях. Логистические центры появятся в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре.
«Мы не ставим перед собой близкую цель большой экспансии по всей России, — пояснил Устеников. — Чем продавать во многих регионах помалу, лучше определить приоритетные для себя регионы. Для нас номер один — это Татарстан, потом другие республики Поволжья и Уральский округ. Мы ведь пока ограничены производством. Все, что мы сегодня выпускаем, полностью продаем, запасов нет. Когда сможем расширить производство, тогда, конечно, мы и на юг пойдем, и на запад. И на экспортные рынки, безусловно, тоже, тем более что запросы из-за рубежа есть постоянно. В первую очередь это будут, естественно, страны Средней Азии, а также страны Северной Африки и Ближнего Востока».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.