«Рубин» вынужден вернуться к старым декорациям
«Рубин» вынужден вернуться к старым декорациям

В СТИЛЕ РЕТРО

Казанские болельщики понемногу начали отвыкать от старенького Центрального стадиона. «Казань Арена» хоть и не принимала «Барсу», «Интер», киевское «Динамо», «Лион» и прочие именитые клубы, но очаровала всех своей атмосферой, когда каждый матч смотришь с таким чувством, будто на 90 минут перемещаешься в другую футбольную страну. Центральный не окружен гигантской парковкой, живописно не виднеется откуда-то издалека и не встречает гостей современным экраном размером с трибуну, но все там пропитано большой историей, знакомы все входы и углы.

Пока поле «Казань Арены» берегут для «Зенита» и ЦСКА, «Рубин» вынужден вернуться к старым декорациям. Теперь и «Матч ТВ» отметился планами, как за восточной трибуной светится Кремль и «Кул Шариф». Найти привязку ко дню рождения, который был четырьмя днями раньше матча, и обставить встречу в стиле ретро, наверное, это лучший выход из всех возможных. Чуть больше 9 тыс. зрителей на трибунах — даже цифра посещаемости немного из времен, когда на незвездные команды казанцы готовы были пойти лишь бесплатно. Ужасная дождливая погода и игра на старом стадионе сделали свое дело, даже несмотря на символическую цену билетов — 58 рублей.

«Рубин» помимо слов и смены локации даже немного подготовился. Поменять форму целиком на какую-то старую было почти невозможно, но в клубе все равно подсуетились и заклеили новую эмблему на старую — времен, когда команда представляла авиационный завод им. Горбунова. Хоть на один матч требования фанатов «вернуть родную эмблему» были услышаны и выполнены.

Игроки выходят на игру в белых майках с одинаковыми номерами 58 и видят на центральной трибуне баннер с той же цифрой, Эльмир Набиуллин даже открыл рот от удивления. Празднование дня рождения поначалу складывалось неплохо...

Сергей Рыжиков отражает пенальти
Сергей Рыжиков отражает пенальти

РЫЖИКОВ ПРОТИВ ВСЕХ И НЕПРАЗДНИЧНОЕ СУДЕЙСТВО

«Рубин» не блистает, но и не выглядит в первом тайме совсем уж равнодушным. Мийо Цакташ, Гекдениз Карадениз и Игорь Портнягин по очереди транжирят несколько хороших моментов для гола, а к середине тайма уже куда чаще подпускают «Терек» к своим воротам. Позже выяснилось, что газон на Центральном ничем не лучше «убитого» поля на «Казань Арене», но это мало мешает Олегу Иванову. Он финтит чаще, чем кто-либо на кочковатом поле: ложный замах, укрыл мяч корпусом и прокинул между двух точно под рабочую ногу... Капитан «Терека» почти в каждом игровом моменте оправдывает вызов в сборную. На 31-й минуте он принимает мяч и делает закидушку прямо перед носом у Магомеда Оздоева Далер Кузяев пытается принять мяч, но падает в штрафной, Оздоев уже перед носом судьи, Гекдениз клянется, что не фолил, а Чалый держится за голову — пенальти.

Сергей Рыжиков второй матч подряд делает то, за что в любой другой стране наверняка бы вратаря уже давно вызвали в сборную или хотя бы объяснили, почему этому не бывать. Мацей Рыбус бьет почти по центру, но стена «Рубина» выставляет ногу и отбивает удар. Рыжиков последние сезоны все больше показывает, насколько он значим для этого «Рубина», как готов противостоять любым сложностям. Рыжиков против всех: судей, которые не всегда справедливы, соперников, которые активно душат и пристреливаются, своих партнеров, которые все чаще привозят и ошибаются у своих ворот, давно не радуя надежностью. Тренер сборной России Сергей Балахнин смотрел матч с трибун Центрального и, может быть, заставит коллег обратить внимание на единственного вратаря этого года, который вытащил два пенальти.

Но Рыжикову не до мыслей о сборной, когда перед ним возникает Рыбус уже прямо у вратарской и обыгрывает вратаря, закатывая мяч в пустые ворота. Чуть ранее Портнягин завалился в штрафной и всем своим видом претендовал на заработанный пенальти, но куда больше смущало отсутствие желтых карточек, а порой и свистков, когда после грубых фолов гостей Алексей Матюнин жестом просил казанцев подниматься — подарков в виде спорных пенальти или удалений у соперника судья дарить «Рубину» не собирался, даже несмотря на день рождения.

Сразу после свистка на перерыв рефери что-то молча выслушивает от Карадениза, потом наблюдает, как Валерий Чалый вместе с помощником Дмитрием Кузнецовым дожидается его у входа в подтрибунное помещение и что-то пробрасывает в спину уходящему под свист трибун судьи.

Марко Девич не реализует пенальти
Марко Девич не реализует пенальти

«ВЫ ЧЕГО ГОЛОВЫ ПОВЕСИЛИ?»

Марко Девич уже стоит переодетый в игровую форму у поля перед свистком на второй тайм. Терять нечего — Чалый бросает второго нападающего под Портнягина и снимает Цакташа, который пока нестабилен и чередует невзрачные матчи с приятными. А к 60-й минуте заканчивается время Карадениза — больше часа он в этом году еще не играл, свежести все меньше. Но моменты приходят и без них. То Соломону Кверквелии достается передача в штрафной в острейшей ситуации, но грузин с лету бьет как защитник — очень высоко и неточно. Шансы возникают у Эмиля Бергстрема, Максима Канунникова, Гильерме Котуньо, но никто не может забить нужный гол, все отправляют мяч куда-то в сторону трибун с поздравительным баннером.

Последняя замена Чалого удивляет — Владимир Дядюн в этом году не сыграл ни минуты, но выходит спасать команду в ретроматче в роли последней надежды. Спустя минуту активный Дядюн пытается через себя пробить по воротам, но прокидывает мяч дальше на Портнягина, которого сбивают, — опять пенальти. Дядюн выходит впервые в году и организовывает спасительный гол — слишком красиво, чтобы быть правдой. Девич отгоняет всех от мяча, Чалый на заднем фоне что-то снова кричит в сторону кучки «рубиновцев», но и в этот раз Марко никого не слушает, берет мяч и отправляет его куда-то очень далеко от ворот. Форвард прячет лицо под майку — шанс спасти матч упущен.

— Сегодня пенальти должен был бить Девич или кто-то другой?

— Девич не должен был бить пенальти ни сегодня, ни в игре с «Динамо»! — на послематчевой пресс-конференции Чалый впадает чуть ли не в ярость. — Это стопроцентное нарушение игровой дисциплины, которое выливается вот в такой результат. Поэтому он будет очень строго наказан. Очень строго! Дело не в том, что он не забил, а в том, что он подошел бить пенальти.

— А кто штатный пенальтист в команде?

— Первые два пенальтиста — это Цакташ и Кисляк, а третий — Портнягин.

Спрашивать что-то другое по итогам матча, где все в общем и целом было понятно, журналисты не стали. Но, несмотря на отсутствие вопросов, Чалому хотелось высказаться.

— Вы чего головы повесили?! Ничего страшного не произошло! — вдруг обращается к замолчавшим журналистам тренер. — Проиграли игру и не сделали людям праздник — да. Но, думаю, игра и та самоотдача, которая была у футболистов, многим понравились. Нам еще осталось сыграть пять матчей, и мы постараемся сыграть их удачно, порадовать болельщиков. Большое им спасибо, что в такую сложную погоду поддерживали нас и верили в наш успех до последней минуты, — добавляет он.

Чалый при этом не подает вида тренера, чья команда проиграла в знаменательный день, растранжирив уйму моментов и показав далеко не лучший футбол. Он даже несколько раз роняет улыбки, хотя поводов было немного. Позже отправляется к болельщикам, ожидающим игроков и тренеров у выхода со стадиона, и объясняет уже там, почему им не стоит грустить.

Валерий Чалый и Дмитрий Кузнецов
Валерий Чалый и Дмитрий Кузнецов

«ГЛАВНОЕ, ЧТО МЫ НЕ ВЫЛЕТЕЛИ!»

У «Рубина» нет такого статуса, какого-то градуса вокруг команды и уровня интереса, как у «Спартака», где футболисты с видом провинившихся двоечников поднимаются на фан-сектор и выслушивают недовольства фанатов в жесткой форме после ничьей. После матчей у парковки «Рубина» собираются лишь несколько десятков болельщиков, в основном очень юных, которым не до обсуждения глобальных проблем клуба — только дайте им автограф, да встаньте рядом для селфи. Чалый расписывает блокноты автографами, попутно отвечая на вопросы любопытных мальчишек.

— Почему команда сегодня проиграла?

— Ребят, были моменты в первом тайме. Не забили пенальти, в концовке не забил Портнягин, был хороший момент у Бергстрема. Болейте за команду. Бывают разные результаты, но вы видели, что ребята старались

— Какое место «Рубин» теперь может занять?

— Самое главное, что мы не вылетели! Вы посчитайте, сколько очков у нас было, когда я пришел работать. Вы знаете, сколько тогда было очков?

— Мало.

— Мало? Три очка в семи первых матчах! При мне команда сыграла 17 матчей, и мы набрали 27 очков. Вот и считайте, — произносит тренер, затем прощается и садится в машину.

Какие-то глобальные претензии тренеру действительно высказать довольно сложно, и для этого не надо быть школьником с блокнотом для росписей. Вероятно, в этом и была его главная задача — не вылететь, и он с ней успешно справляется. Локальный успех достигнут. Однако можно долго считать очки и количество сыгранных матчей, рассуждать о том, зачем нужны голы в футболе. Но математика и философия, наверное, совсем не те науки, благодаря которым глобально можно объяснить, что вообще творится в этом сезоне с «Рубином» и когда этот грустный праздник наконец закончится.