Русский драматический театр из Набережных Челнов на гастролях в Казани представил сразу четыре свои постановки на малой сцене театра им. Камала. Питерский главреж «Мастеровых» Денис Хуснияров, занимающий эту должность с ноября прошлого года, рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о том, как в репертуаре театра появился спектакль, которому «наплевать, как его будут воспринимать», фестивальном настоящем и будущем «Мастеровых», а также мечтах о «Трех сестрах».
Денис Хуснияров |
«ДЛЯ МЕНЯ РАБОТА В «МАСТЕРОВЫХ» — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫЗОВ САМОМУ СЕБЕ»
— Денис, ваши впечатления от завершившихся гастролей «Мастеровых» в столице Татарстана? Насколько они были важны для театра?
— Конечно, это важно для театра. Потому что любой выезд труппы куда-либо, это всегда хорошо для артистов. Это такое обновление, новые впечатления, другой зритель. Хотя это своего рода и стресс, испытание. Но стресс и испытания в нашей профессии — это очень хорошо. У себя дома — одна история, потому что там свой зритель, а в чужом городе, где тебя не знают, совсем другая.
— Вы для республики человек новый, несмотря на татарские корни. Поэтому, наверное, не слишком обращаете внимание на то, что приезд челнинского театра в Казань несет в себе на местном уровне определенную интригу...
— Да, наверное, я этих тонкостей не знаю. Для меня это прежде всего гастроли. Но в Казани мы видим только помощь, открытость всех и теплый зрительский прием. Поэтому, я думаю, что гастроли случились.
— Вообще, каковы ваши планы относительно Челнов и «Мастеровых»? Все-таки вы востребованный питерский режиссер. Почему решились стать главрежем в провинции?
— Потому что это ответственность — должность главного режиссера. Мне кажется, рано или поздно такой момент наступает у любого режиссера. И не факт, что это будет сразу какой-то большой театр. Все развивается поступенчато. Для меня работа в «Мастеровых» — это прежде всего развитие, ответственность, вызов самому себе. Это мой первый такой опыт.
И немаловажно, что случился контакт с руководством театра. На самом деле, это самое главное, потому что не всегда получается художественному и административному руководству находить консенсус. В «Мастеровых», на мой взгляд, это получилось. И наиважнейший момент — это взаимопонимание с артистами. Это мои внутренние ощущения по работе в «Кроличьей норе». Я увидел людей, которые хотят работать, увидел отдачу, горящий глаз, увидел, что у людей есть вера и желание, чтобы отношения развивались, то есть много факторов, и я, все взвесив, решил попробовать.
— У вас есть понимание стратегии развития театра «Мастеровые» или главная задача — делать хорошие спектакли?
— Моя задача — делать хорошие спектакли, чтобы они были искренними, чтобы отвечали моим художественным запросам и, конечно же, запросам театра. И, конечно, театр должен быть разным, неслучайно у нас появился спектакль «Осенняя скука».
Сцена из спектакля «Осенняя скука» |
«ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ КАК БЫ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ЕМУ НАПЛЕВАТЬ, КАК ЕГО БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬ»
— Как я понимаю, «Осенняя скука» — чрезвычайно смелое прочтение режиссером Юрием Николаенко русской классики, Некрасова, для вас как главрежа — это важная история.
— Да, для меня это важная история, потому что здесь дело не только в эстетических и вкусовых вещах. Этот спектакль еще и смелый шаг для нашего театра. Мы бросаем как бы некий вызов, потому что театр «Мастеровые» шел очень классической традиционной дорогой. Но я считаю, что театр должен быть разный. И это первый шаг, чтобы чуть-чуть преломить направление театра, чтобы артисты поняли, что можно работать в разных эстетиках. И, мне кажется, они делают это честно. Ну и с точки зрения разговора со зрителем, по-моему, это тоже важно. Для меня не так важна художественно-эстетическая оценка спектакля, а эти перемены внутри театра и вокруг него.
Мы будем и дальше искать новое, чтобы театр был разным, чтобы он был для разного зрителя, чтобы он не зацикливался на какой-то одной дороге, как многие театры.
— И все-таки что вы думаете о спектакле «Осенняя скука» как профессионал?
— С точки зрения конечного результата, конечно, этот спектакль неидеален, негармоничен, он в принципе деструктивно построен, разрушая все каноны композиции, целостности и прочего. Но из этого набора, условно скажем «этюдов», рождается очень простая и честная история.
Я спрашиваю у режиссера: зачем тебе в спектакле сцена из фильма «Ты у меня одна», она же здесь поперек всего? «Потому что она здесь должна быть!» — слышу в ответ. И это верно. Потому что так должно быть. Но когда ты все это смотришь целиком и когда история наматывается как на клубок, внутри остается какая-то энергия после этого спектакля, и этим мне он ценен. Он наивный и смелый. Он не пытается ничему соответствовать, он внутренне так построен, что как бы заявляет, что ему наплевать, как его будут воспринимать.
— Согласны, что Юрий Николаенко очень внимательно смотрел спектакли Юрия Бутусова?
— (Смеется) Очень внимательно...
— Многочисленные автомобильные шины на авансцене сразу отсылают к бутусовскому «Макбет. Кино» в театре Ленсовета, а сцена с пластиковыми стаканчиками тут же отсылает к безумному и гениальному прологу в «Беге» Вахтанговского театра.
— Конечно, это все реплики. Николаенко берет и использует все эти ходы, потому что мы все немножко, рано или поздно, подсели на Юрия Николаевича [Бутусова]. И мне посчастливилось с ним поработать, это, конечно, уникальный человек во всех смыслах, и у него надо учиться, учиться и учиться. Поэтому Юра делает это умышленно, конечно.
— Между прочим, критики и о вас писали, что Хуснияров попытался «сделать» Бутусова на его же сцене в театре им. Ленсовета, когда вы там выпускали на большой сцене спектакль THE DEMONS.
— Я понимал, что иду в театр Юрия Николаевича Бутусова. Можно придумать любую эстетику для любого текста, но я понимал, что иду именно в этот театр и буду работать с артистами этого театра, понимал, что это в любом случае будет давить. И решил: зачем идти на эти сопротивления? Я сочинил спектакль заранее, идя туда. Собственно, это и было зеленым светом, то, что он был взят в работу. Мне понравилось все это реализовывать и работать с Бутусовым плечом к плечу. Это очень крутой опыт.
— Сейчас часто говорят, что за последние годы театральная жизнь Питера ожила, стала гораздо ярче и разнообразнее. Чем вы это объясняете?
— Ожила, да. Во-первых, это, на мой взгляд, большой расцвет молодой режиссуры. Появились имена, которые сразу стали заявлять о себе. Конечно же, создание новой сцены Александринки-2, центра, который возглавляет Марат Гацалов. Это, мне кажется, тоже очень здоровское место в Питере. Там крутится много чего, туда приезжают очень хорошие художники. Конечно же, театр имени Ленсовета, Юрий Николаевич запустил там очень здоровскую машину, со своей эстетикой, он перестроил театр, повернул его в другую сторону. Сейчас там идет совсем другой репертуар, совсем новый разговор.
— Андрей Могучий тоже самое сделал с БДТ?
— Могучий и БДТ — это еще одна планета, потрясающая, которая мне очень нравится. Это очень здорово, что Питер шагнул мощно. Гордость.
«НАМ НУЖНА СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ»
— Вернемся в Набережные Челны. Некоторые считают порочной практикой, когда главный режиссер театра не находится на месте постоянно. Или в вашем случае это изначально было нерешаемой задачей?
— Нерешаемой абсолютно, потому что я не могу, это изначально обговаривалось, бросить свой театр на Васильевском в Санкт-Петербурге, где работаю седьмой год. Это дорогой мне, родной театр. И когда директор «Мастеровых» меня приглашал, я это обозначил, и он прекрасно понимал, что сидеть в Челнах я не буду. Стараюсь организовывать режиссеров для театра, стараюсь искать разных интересных педагогов. То есть жизнь кипит.
Я молодой режиссер, предложения есть, я должен ездить, смотреть, учиться, перенимать опыт и так далее. Я предпочитаю демократичный способ общения. И в театре, думаю, этим тоже довольны. Мы все открыто, по-дружески общаемся.
— Ваши питерские связи помогут «Мастеровым» устроить хорошую фестивальную судьбу?
— Я могу делать только одно — ставить спектакли, к которым, может быть, будет присматриваться критика и фестивальная общественность. Олег Семенович Лоевский посмотрел «Кроличью нору» здесь в Казани на «Ремесле» и сразу пригласил на фестиваль малых городов, организованный Театром Наций в городе Вольске. Это уже огромная победа.
Театр побывал в Санкт-Петербурге, во внеконкурсной программе премии «Прорыв». У них такой принцип — каждый год они привозят на фестиваль спектакли бывших лауреатов или номинантов «Прорыва», которые они поставили не в Петербурге. В этом году приехал Театр Наций — Макс Диденко привез «Идиота», наша «Кроличья нора» и Семен Серзин привез спектакль из Прокопьевска. Замечательно все прошло, нас отлично приняли. Можно считать, что фестивальная жизнь уже началась. У нас есть, как сейчас говорят, нехилые планы (улыбается). Может, из этого что-то и получится.
— В качестве своего дебюта в «Мастеровых» вы выбрали спектакль, в котором, в общем-то, не выражен ярко стиль режиссера, где очень многое зависит от актерской работы. Как вам уровень труппы театра?
— Понятно, что «Кроличья норма» — это неконцептуальный спектакль. Но такой цели и не было. Я всегда беру текст и начинаю работать с артистами. И куда нас поведет — туда нас и повело.
Качество труппы замечательное, мне кажется. Они были чуть-чуть растренированы, если честно, но сейчас собрались. И очень хороший потенциал у многих. Есть, кому немного сложнее, тяжелее. Но по большому счету у основной труппы хороший потенциал, актеры мне очень нравятся.
— Директор театра уже озвучил некоторые из ближайших планов. Вы поставите в Челнах «Ревизора». Что это будет за спектакль?
— Что касается «Ревизора», он придуман достаточно современно. Дальше мы хотели бы взять Шекспира «Сон в летнюю ночь», но это пока просто название. А совсем в будущем, когда-нибудь, с нашими артистами можно попробовать «Три сестры». Но это пока мечты. И, конечно, нужна современная российская драматургия. Одна пьеса обязательно нужна. У нас просто нет в репертуаре новой драмы.
Сцена из спектакля «Кроличья нора» |
«СМОТРЕЛ СКАЗКУ ПРО «ШУРАЛЕ» И В ОЧЕНЬ МНОГИХ МЕСТАХ ПОЛУЧИЛ УДОВОЛЬСТВИЕ»
— У вас татарские корни, если бы поступило предложение сделать спектакль в национальном татарском театре, было бы это интересно?
— Ну у меня такие корни, что я в первый раз приехал в Казань. Предложений пока не поступало. Поэтому говорить об этом мне, наверное, нет смысла.
Вообще, три года назад я участвовал в лаборатории театра им. Камала, и тогда еще мы с Фаридом Рафкатовичем Бикчантаевым говорили о возможности постановки в театре им. Камала, но как-то так сложилось, дальше дело не пошло. Но все же я уже имел опыт работы с артистами Камаловского театра на татарском языке. Правда, ничего не понимал, но мне помогали, переводили. Это была пьеса Анны Батуриной «Кафе Шарур» — новая драма на малой сцене.
— Новая драма на татарском языке — это не слишком радикально для потенциальной аудитории, которая ходит в национальный театр?
— Дело в том, что я не понимаю слов (смеется). Хотя я посмотрел здесь на малой сцене «Однажды летним днем» Фоссе — мне кажется, это замечательный спектакль.
Я хожу на большую сцену здесь, и это совершенно другая эстетика. Вот то, о чем вы говорите (татарская публика, культура), это какое-то погружение, это свой космос. Мне кажется, очень классно, что театр работает и так, и так.
— По поводу спектаклей на большой Камаловской сцене. У питерского эстета не было ощущения, что это такой лубок?
— Есть понимание того, что это культура этого народа. И я же, прежде всего, не на себя смотрю, а на зрителя, который сидит в Камаловском театре и испытывает огромное счастье. Поэтому, я думаю, что это очень хорошо. Пытаюсь понять, втыкаю наушник, где переводят, слушаю эту эстетику — это очень интересно. Утром, например, смотрел сказку про «Шурале» и в очень многих местах получил удовольствие.
— Есть у меня к вам и один глобальный вопрос: у вас есть понимание того, как сделать классный провинциальный театр? Откуда появляются Воронежский камерный театр, пермяки «У моста»...
— Вы сейчас сами назвали: Михаил Бычков — это Воронежский камерный, Сергей Федотов — «У моста». Я думаю, главное — это человек, который берется и делает. Сам театр не может организоваться, если нет у руля худрука или главрежа, у которого полная свобода творчества, понимание, возможности. Тогда все может получиться. Мне кажется, это человек. Человек должен взять и начать строить театр.
Фото: russdramteatr.ru
Денис Хуснияров — главный режиссер русского драматического театра «Мастеровые» (Набережные Челны)
Режиссер-постановщик драматического театра на Васильевском (Санкт-Петербург), педагог по актерскому мастерству Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Лауреат премии «Прорыв» как лучший молодой режиссер года за спектакль «Платонов. Живя главной жизнью», а также многих известных театральных конкурсов и фестивалей.
В 2009 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (актерско-режиссерский курс народного артиста России Семена Спивака). С 2009 по 2014 поставил 14 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга (Молодежный театр на Фонтанке, Театр на Васильевском, ON.TEATR, Этюд-театр), Московском Новом драматическом театре, Русском театре в Таллинне, омском «Пятом театре» и др.
Награды:
2013 год — «Лучший молодой театральный режиссер года» — спектакль «Платонов. Живя главной жизнью». Премия «Прорыв» (Санкт-Петербург).
2010 год — специальный приз экспертного совета «За лучший дебют» (Сергей Яценюк — за роль Кая в спектакле «Жестокие игры»). Театральная премия «Золотой софит».
2009 год — лауреат в номинации «За работу режиссера с актером» за режиссуру отрывков по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Второй международный конкурс самостоятельных режиссерских отрывков «Режиссер и проза».
2009 — Гран-при первого международного фестиваля «Апарт». «Жестокие игры» — лучший спектакль фестиваля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.