ДИСЛОКАЦИЮ НОВЫХ СТАНЦИЙ ПОДСКАЗАЛ МЕТШИН

Сегодняшняя встреча тоннелепроходческого комплекса «Сююмбике» получилась если и не торжественной, то весьма представительной: к месту строительства станции метро «Дубравная» приехал президент РТ Рустам Минниханов в сопровождении мэра Казани Ильсура Метшина и главы минтранса Ленара Сафина. Пара десятков работников «Казметростроя», как и журналисты, получили свеженькие строительные каски — рядом как-никак котлован в 17 метров глубиной. В целом на площадке царила деловая обстановка — на забетонированной в глубине площадке еще что-то делали рабочие. Но средняя доска из деревянной обшивки стен камеры была уже под серьезной нагрузкой — центральный резец «Сююмбике» врезался в деревянную обшивку, чтобы за три минуты завершить дело и выйти на свет.

Наконец под громкое «Ур-р-р-а!» работников, хруст досок, скрежет камней, перемешанных с грязью, выползла «Сююмбике». «Работяга» завершила путь длиной в 692 метра от строящейся станции метро «Дубравная» до «Проспекта Победы». Минниханов снимал действо на телефон и общался с генеральным директором ОАО «Казметрострой» Маратом Рахимовым.

Затем Метшин и Минниханов прильнули к схеме казанского метрополитена, состоящей из двух линий. Постукивая по карте в районе станции по улице Сахарова в районе «Меги», которая обещала выделить миллиард рублей, чтобы одна из станций новой ветки появилась рядом с торговым центром сети, Минниханов что-то говорил Рахимову, проектировщикам и Метшину. Те согласно кивали.

«Схема второй линии утверждена, места посадки станции согласованы с городом, — после отъезда высоких гостей раскрыл секрет Рахимов. — Шел разговор о местоположении некоторых станций. Ильсур Раисович подсказал, как удобнее сделать для города».

Демонтажная камера, или сбойка со станцией «Проспект Победы», к которой сегодня пробилась проходческая машина, была заложена еще при строительстве прежней линии. Над котлованом вскоре появится монолитная конструкция, которая будет выполнять функцию вентиляционной сбойки, чтобы пассажиров не сдувало с перрона, когда поезд будет идти на станцию «Проспект Победы», ведь состав идет по тоннелю точно поршень в шприце, а для сброса создаваемого давления как раз и нужна эта камера.

Сам процесс проходки тоннеля был максимально упрощен и отлажен. Бригаду проходчиков разбили на звенья, которые круглосуточно работали над проходкой тоннеля, останавливая ротор машины только на секунды, необходимые для передачи поста управления другому оператору. Всего комплекс обслуживают 15 человек, а скорость продвижения «Сююмбике» составила примерно 150 метров за месяц.

МОСКОВСКИЕ ПОДРЯДЫ «КАЗМЕТРОСТРОЯ» ЗАКОНЧАТСЯ К МАЮ

Строительство второй ветки казанского метро, по предварительным данным, начнется зимой этого года. Сначала проект должен пройти экспертизу, которую рассчитывают завершить осенью 2016 года. «Это время мы используем для подготовки колец тоннельной обводки, ремонта тоннелепроходческих комплексов, а их у нас четыре, — сообщил Рахимов в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». — Потому что по всему фронту первой очереди второй линии метро мы начнем работу».

Как позднее добавил гендиректор, в мае все четыре проходческих комплекса «Казметростроя» останутся без работы. «Будем ждать новых проектов, — пожал плечами Рахимов. — Сейчас все интенсивно занимаются просмотром линий, возможностей, нам нужна работа. Один комплекс сейчас еще в Москве, работа там завершается в мае, и потом он снова вернется в Казань. Все четыре комплекса будут свободными, нам нужно работать и работать. Да, схема второй линии есть. Но нужна проектная документация, нужно провести отводы территорий, предстоит огромная работа по выносу коммуникаций. Это все деньги, затраты».

До начала строительства второй линии еще предстоит возвести пересадочную линию в районе станции «Дубравная». Завершится же первая очередь второй ветки станцией на улице Сахарова. Когда это случится и сколько денег потребует стройка, глава «Казметростроя» сообщить затруднился. При этом, по словам Рахимова, ни одна станция второй линии не будет сдаваться по отдельности.

Как увеличится пассажиропоток казанского метро с запуском второй линии, Рахимов оценить также не смог, лишь напомнив, что в 2005 году подземка начинала с 2 тыс. человек в сутки, а сегодня ежедневно перевозит до 130 тыс. пассажиров. «Но метрополитен еще не загружен, потому что он не объединил все те районы города, которые можно максимально освободить от автомобильного транспорта, — отметил Рахимов. — Еще на 30 - 40 процентов метрополитен может увеличить свою провозную способность».

«НЕ ДО ЖИРУ. ВРЕМЕНА ТЯЖЕЛЫЕ»

В целом проходка тоннеля до «Дубравной» вместе с возведением станции ранее оценивалась в 5,2 млрд. рублей. Президент Татарстана сегодня дал поручение утвердить графики финансирования для завершения строительства «Дубравной» к 30 августа 2017 года.

«Сейчас на станции заканчиваются основные строительные работы, возведение монолитных конструкций, — сообщил Рахимов. — Приступили к отделочным работам в вестибюлях, возведению кирпичных перегородок, монтажу венткамер, систем дымоудаления, всевозможных электрощитовых. Заканчивается оформление документов для замены всех импортосодержащих материалов для обустройства станции».

Если ранее строители использовали мрамор и гранит испанского, итальянского, индийского происхождения, то сейчас компания по понятным причинам ищет замену. И это, оказывается, не так просто. Есть, к примеру, уральский гранит, но его выбор невелик, а прочностные характеристики недостаточны из-за относительно большей истираемости камня.

«Серый, как мы его называем, мансуровский гранит — обычный серый — не дает визуального эффекта, — рассуждал Рахимов. — Но мы исполнители и строим максимально точно по задуманному архитекторами проекту. Не до жиру, как говорят. Времена тяжелые. Сегодня мы выбираем светильники для станций и переходов, диапазон от 11 тысяч в проекте до 2 тысяч, которые мы подобрали. Сегодня не стоит задача бездумно покупать все то, что заложено в проекте. Наша задача — сделать дешевле не с точки зрения качества, а с точки зрения технологических решений, используемых материалов».

К слову, как стало известно «БИЗНЕС Online», вместе со строительством станции «Дубравная» заканчивается и возведение отсека гражданской обороны — его строительство выносится во второй этап, в 2017 году будет сдаваться лишь пассажирская часть. Источник не стал раскрывать подробности проекта, так как «даже документация на отсек находится под грифом «секретно».

«БЫЛИ ОДНО ВРЕМЯ НЕПЛАТЕЖИ...»: ИЗ ДОЛГОВОЙ ЯМЫ «КАЗМЕТРОСТРОЙ» ВЫТАСКИВАЛИ ГОРОД И РЕСПУБЛИКА

Напомним, 20 марта 2015 года Рустам Минниханов дал старт проходке правого тоннеля (если смотреть из центра города) от станции «Дубравной». В декабре 2015 года метростроевцы с помощью этого же комплекса начали проходку левого тоннеля. Тогда же стало известно о том, что на строительство метро в Казани в 2016 году выделено 2,6 млрд. рублей.

Строительство тоннелей сопровождалось и неприятностями — в августе 2015 года работы на станции «Дубравной» были приостановлены. В счет оплаты долгов судебные приставы арестовали на стройплощадке краны, грузовики «КАМАЗ», экскаваторы и компрессоры. В сентябре работы возобновились, а сумма претензий кредиторов к ОАО «Казметрострой» выросла вдвое — до 102 млн. рублей.

«Все люди, все понимают, что это не ситуация отдельно взятого «Казметростроя», это экономика, кризисная ситуация, — объяснил «БИЗНЕС Online» неприятности с долгами Рахимов. — Были одно время неплатежи, но мы все это поправили. Со многими мы рассчитались, есть график погашения оставшихся долгов. Нам помогает и город, и президент в решении этих вопросов».