Министр экологии РТ Фарида Абдулганиев обещал «не кошмарить бизнес», рассказал о мусорном вопросе и саботаже экологической отчетности 125 тыс. субъектами МСБ
Министр экологии РТ Фарид Абдулганиев обещал «не кошмарить бизнес», рассказал о мусорном вопросе и саботаже экологической отчетности 125 тыс. субъектами МСБ

«ПОЛИГОНЫ ТБО ТАТАРСТАНА ПЕ-РЕ-ПОЛ-НЕ-НЫ»

Сегодня на встречу с министром экологии РТ в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» пришли более 70 предпринимателей. Фарид Абдулганиев после вступления в должность встречался в таком формате с предпринимателями впервые. К слову, его предшественник на посту главы минэкологии Артем Сидоров успел сделать это дважды. Абдулганиев назвал формат площадки «нестандартным» и, не откладывая дело в долгий ящик, с подачи бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова сразу принялся отвечать на вопросы бизнесменов.

Директор ООО «Экосфера», а в прошлом директор ООО «ПЖКХ» («Чистый город») Эдуард Антонов начал с мусорной темы, поинтересовавшись, как идет разработка новой территориальной схемы обращения с отходами, которая, согласно федеральному закону, должна была появиться еще в начале нынешнего года, но в итоге срок передвинули на 1 января 2017 года. Напомним, две недели назад Абдулганиев пообещал, что подробности новой схемы обращения с отходами станут известны «ближе к 1 июля». К сожалению, новых деталей в ходе сегодняшней встречи министр не сообщил.

«Вопрос очень важный, злободневный, потому что полигоны твердых коммунальных отходов Республики Татарстан пе-ре-пол-не-ны, — по слогам проговорил последнее слово Абдулганиев. — И это [разработку схемы переработки и сбора отходов] необходимо проделать вне зависимости от принятия закона. Рассматриваются различные модели. Необходимо организовать сбор коммунальных отходов, в Казани, я уверен, будет очень много желающих. Другое дело, что точно такие же услуги должны быть оказаны в сельских районах».

Тут министр экономики вспомнил свой недавний визит в Сингапур, где встречался с «очень интересной компанией» и задал им ряд неприятных вопросов, среди которых «Что делать с остатками селективного сбора мусора?»

«Вы знаете, что Сингапур — это особая страна, где нет ресурсов и где деньги делают из всего. Остатки мусора там сжигают, несмотря на его малую калорийность — по-русски говоря, он плохо горит. А это рост стоимости единицы энергии», — сказал Абдулганиев и пояснил, что уровень сбора отходов для вторичной переработки в том же Сингапуре весьма высок.

Директор ООО «Экосфера» Эдуард Антонов начал с мусорной темы, поинтересовавшись, как идет разработка новой территориальной схемы обращения с отходами
Директор ООО «Экосфера» Эдуард Антонов начал с мусорной темы, поинтересовавшись, как идет разработка новой территориальной схемы обращения с отходами

«Поднимите руку тот, кто считает, что рынок вторичного сырья сегодня сформирован в России», — обратился к залу Абдулганиев. Зал затих. Прерывая возникшую паузу, Нагуманов решил слегка охладить пыл министра: «Не все так хорошо, как вы, понимают эту тему». Абдулганиев исправился, назвав рынок переработки вторсырья «голубым океаном», где «нет конкуренции» (отсылка к книге «Стратегия голубого океана», изданная в 2005 году, где «красный океан» — малоприбыльные насыщенные рынки, «голубой океан» — новые рынкиприм. авт.).

Директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова приняла подачу, посетовав, что люди не знают, какой мусор можно перерабатывать, а какой нет, и попросила усилить популяризацию раздельного сбора отходов — не все же в один ящик ссыпать. Абдулганиев заверил, что разработка программы по продвижению раздельного сбора продолжается.

«УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ, УЖЕСТОЧИТЬ — ЭТО НЕ РЕШЕНИЕ»

Встреча продолжилась обсуждением нормативных документов для предприятий, которые, мягко говоря, воздух не озонируют, разнося неприятный запах на километры — очистные сооружения, свалки, птицефабрики.

«Опросы показывают, что 75 - 80 процентов людей беспокоит качество воздуха, 15 процентов — воды, оставшиеся 5 процентов беспокоятся о недрах, последствиях добычи полезных ископаемых, — сказал Абдулганиев. — У нас в активной стадии находится разработка этих нормативов».

Министр поправился, дескать, одно дело — «сильно пахнет», а другое дело — токсичность, но предприятия все должны работать над собой. «Ситуация весьма актуальна для бизнеса, это должно идти системно, — сказал Нагуманов. — Просто усилить контроль, ужесточить его — это не решение. Конечно, птицефабрика пахнет, но это не повод закрывать птицефабрики. У меня такое предложение, не ужесточать, а действовать разумно. Я думаю, бизнес со мной согласится». По его словам, сейчас в РТ ведется работа по созданию базы «пахнущих» предприятий для решения этой проблемы.

На встрече нами был замечен и переехавший в Казань потомок русского поэта Александра Пушкина барон Александр фон Гревениц, который вместе со своим партнером предлагает свое решение проблемы дурного запаха
На встрече нами был замечен и переехавший в Казань потомок русского поэта Александра Пушкина барон Александр фон Гревениц, который вместе со своим партнером предлагает свое решение проблемы дурного запаха

К слову, на встрече нами был замечен и переехавший в Казань потомок Пушкина барон Александр фон Гревениц, который вместе со своим партнером Ильдаром Шайхутдиновым, гендиректором ООО «Трансэнергострой», предлагает свое решение проблемы дурного запаха в виде экспорта и продаж бельгийского реагента, нейтрализующего миазмы. Правда, когда могут начаться поставки химиката, барон сообщить «БИЗНЕС Online» затруднился.

Тем временем разговор продолжился в другой плоскости, перейдя к выпасу скота на сельхозугодиях и попаданию в водоемы отходов его жизнедеятельности. «Когда ряд предприятий выходит в водоохранные зоны, они наносят серьезный ущерб экологии, с такими нарушениями приходится сталкиваться в ежедневной деятельности», — сказал Абдулганиев и отметил, что решение этих проблем не столь дорогостоящее.

Директора ООО «Экоаудит» Руслана Кузьмина интересовал вопрос об экологической отчетности бизнеса
Директора ООО «Экоаудит» Руслана Кузьмина интересовал вопрос об экологической отчетности бизнеса

КАК МИНИСТР И ОМБУДСМЕН ПОМЕНЯЛИСЬ РОЛЯМИ

Далее речь зашла о переводе транспорта на газ. Абдулганиев напомнил о компенсации компаниям и жителям РТ части расходов на переделку техники. «Здесь есть к чему стремиться», — продолжил министр и рассказал историю о том, как сравнивали выбросы газов в атмосферу автобусов на газу и на дизеле с помощью белого платочка. Эксперимент показал, что автобус на газу платок не испачкал, чего не скажешь про его оппонента. Не умилившись этой истории, один из участников встречи пытал министра, сколько автомобилей в РТ уже перешли по этим программам на газ и когда он сам переоборудует свое авто, показав пример. Однако Нагуманов мастерски увел разговор в другую сторону.

Директора ООО «Экоаудит» Руслана Кузьмина интересовал вопрос об экологической отчетности бизнеса (каждый субъект предпринимательства должен отчитаться по утилизации отходов). Ранее эти вопросы курировал Росприроднадзор, но с января полномочия переданы в минэкологии РТ. В итоге сейчас 80% бизнесменов не предоставляют отчеты и не вносят плату. Хотя срок по отчетности уже отодвинут на 1 марта, по словам Абдулганиева, никто пока не оштрафован, если предприниматель приходит самостоятельно, то его не наказывают. А штраф на юрлицо доходит до 200 тыс. рублей, на должностное — до 10 тысяч. Нагуманов удивился, мол, неужели все 40 тыс. субъектов предпринимательства в РТ должны отчитаться? Абдулганиева ответил утвердительно, уточнив, что, по его данным, субъектов бизнеса насчитывается вообще-то 125 тысяч.

Анна Апаева
По словам Анны Апаевой, к крупным предприятиям претензий нет, «они не нарушают»

«Это касается всех предпринимателей, в ходе деятельности которых образуются отходы, ТБО — это тоже отходы, офисных компаний это тоже касается, — прокомментировала «БИЗНЕС Online» старший специалист центрального управления минэкологии РТ Анна Апаева. — Они должны задекларировать то, что за год предприниматель условно образовал 30 кг ТБО и 10 кг мукулатуры и что он передал это оператору, который этим занимается». По ее словам, к крупным предприятиям претензий нет, «они не нарушают».

«Пока вы не штрафуете — это очень здорово, но есть такое поверье, что пока не начнешь штрафовать, то и отчитываться не будут», — посоветовал рецепт, немного выйдя из образа защитника предпринимателей, Нагуманов, а Абдулганиев, напротив, пообещал «бизнес не кошмарить».