С наступлением 2016 года крупнейшая компания республики «Татнефть» развила небывалую инвестиционную активность

VAMOLERO HOLDINGS СКУПАЕТ АКЦИИ И ВЫДВИГАЕТ КАНДИДАТОВ

Еще совсем недавно вряд ли кто-то мог предсказать небывалую инвестиционную активность, которую с наступлением 2016 года развила крупнейшая компания республики. Однако «Татнефть», известная своей весьма взвешенной финансовой политикой, продолжает скупать акции на миллиарды рублей. Во вторник вечером акционерное общество опубликовало сообщение, согласно которому его «дочка» Vamolero Holdings Co купила акции материнской компании.

«Дочерняя компания «Татнефти» приобрела в рамках частной сделки пакет акций «Татнефти» в размере 14 миллионов обыкновенных акций и почти 1 миллион ADR (American Depositary Receipt, американские депозитарные расписки, производные ценные бумаги от акций компаний из других государств, в том числе Россииприм. ред.) на основании предложения, поступившего от акционера компании. Сделка осуществлена на рыночных условиях», — сообщили нашему изданию в пресс-службе ПАО.

О личности продавца мы поговорим ниже, пока же попробуем оценить сумму сделки. Обыкновенные акции «Татнефти» 11 апреля торговались в среднем по 359 рублей за бумагу, так что 14 млн. штук «обычки» тянут на 5 млрд рублей. Добавим 1 млн. ADR (без 1 бумаги) со средней ценой по $32 за расписку, получаем еще $32 млн., или 2,15 млрд. рублей по официальному курсу ЦБ РФ на 12 апреля.

Как видим, «дочка» «Татнефти» не зря пошла за покупками: шопинг обошелся примерно в 7 млрд. рублей. Благо, материнская компания может себе это позволить. По итогам прошлого года у нее образовался солидный запас ликвидности, который можно направить теоретически на любые цели, и уж совершенно точно на выкуп собственных акций. На 31 декабря 2015 года группа держала на балансе денежные средства и их эквиваленты на 24,6 млрд. рублей и еще краткосрочные финансовые активы на 13 млрд. рублей. О том, что при желании «Татнефть» с ее финансовыми показателями может без труда привлечь кредитные ресурсы на очень выгодных условиях, мы даже не будем вспоминать — не тот случай.

Нажмите, чтобы увеличить


Что касается кипрского офшора (будем по привычке называть его так, хотя с некоторых пор фирмы с пропиской на этом острове государство отказывается считать офшорными), то он появился на свет 29 июня 2010 года. Правда, некоторое время ему пришлось побыть сиротой: в списках аффилированных лиц «Татнефти» по сентябрь 2011 года он не упоминался, всплыл там лишь 31 декабря 2011 года. Но гораздо примечательнее другое: еще на 31 марта 2015 года Vamolero Holdings Co не владел акциями татарстанских нефтяников, но 30 июня прошлого года офшору принадлежало уже 2,0216% капитала и 2,1585% обыкновенных акций. Событие тогда осталось незамеченным, хотя с учетом средней цены обыкновенных акций «Татнефти» во втором квартале (около 300 рублей за бумагу) объем сделки можно оценить в 14,1 млрд. рублей. Получается, суммарно за последние 12 месяцев компания Vamolero потратила на скупку 21 млрд. рублей.

Похоже, компании изначально предназначалась роль аккумулятора небольших пакетов материнской структуры. С учетом последней сделки доля офшора выросла довольно значительно. Уточним, что 14 млн. акций — это 0,64% от всего объема выпуска, и с покупкой этого пакета «дочка» должна была стать обладателем 2,801% обыкновенных акций «Татнефти». Далее, 1 обыкновенная акция приравнивается к 1 голосу, а 1 депозитарная расписка обеспечивает 6 голосов. Если применить коэффициент ADR к «обычке» 1 к 6, получается, что офшор докупил еще 0,274%. В таком случае компания Vamolero Holdings Co аккумулировала уже 3,075% обыкновенных акций, или 2,88% капитала. С расчетами аналитического центра «БИЗНЕС Online» согласна замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, по словам которой, итоговая доля Vamolero в капитале «Татнефти» составляет 2,9%.

Кстати, интересная деталь, обзаведясь акциями, офшор выполнил почетную миссию: в феврале он выдвинул сразу 7 кандидатов в совет директоров компании, который будет избран на годовом собрании акционеров. Среди них — нынешний и бывший гендиректора «Татнефти» Наиль Маганов и Шафагат Тахаутдинов, ряд топ-менеджеров компании, а также два иностранца — Рене Штайнер, руководитель программы по прямым частным инвестициям компании FIDES Business Partner AG, и Ласло Гереч, управляющий директор Оманского филиала компании MOL Oman Limited. Отметим, что Рустам Минниханов входит в совет по праву «золотой акции», а СИНХ, несмотря на гораздо более значительный пакет акций, чем у кипрской фирмы, выдвинул в совет лишь 5 членов. Еще два кандидата выдвинуты просто решением совета директоров. Отметим, что раньше в бумагах «Татнефти» вообще не расписывалось, кто чей кандидат. Теперь дополнительный политес появился — кто знает, может, с каким-то глубоким смыслом?

Нажмите, чтобы увеличить


«АК БАРСУ» — СПАСЕНИЕ, «ТАТНЕФТИ» — ОПЦИОНЫ

Но вернемся к самой сделке, которая, по сути, представляет собой обратный выкуп (buyback), только не напрямую, а через дочернюю структуру. Отметим, что если бы «Татнефть» сама купила бы свои акции, они считались бы казначейскими, и через год по российскому законодательству подлежали бы гашению. На «дочки», тем более в иностранной юрисдикции, это правило не распространяется.

Buyback — широко распространенная в мире практика, к которой крупные компании прибегают по разным причинам. Например, для укрепления биржевых котировок или в качестве финансовой инвестиции: если топ-менеджеры твердо уверены, что рынок пока недооценивает потенциал компании, почему этим не воспользоваться? Также этот механизм используется для выплат акционерам в качестве альтернативы дивидендам. Наконец, еще одна частая причина — это намерение сформировать опционную программу стимулирования кадров. В России обратный выкуп проводили такие компании, как «Северсталь», «Вимм-Билль-Данн», Sollers. Особенно часто этим занимается «Норильский никель», который в 2008 году установил рекорд, выкупив собственные акции на 48 млрд. рублей, а в 2015 году на это было зарезервировано 14 млрд. рублей.

В случае с «Татнефтью», как утверждают информированные источники «БИЗНЕС Online», речь идет о комплексе причин. Главная из них — это необходимость поддержать деньгами продавца. По нашим сведениям, это либо «АК БАРС» Банк, либо структура, связанная с ним. Мы запросили подтверждения этой информации в самом АББ, который не подтвердил ее, но и не стал опровергать.

Что ж, не секрет, что финансовый «позвоночник» республики нуждается в укреплении, и потому в последнее время многие финансовые реки волевым решением разворачиваются в его направлении. Совсем недавно для этого уже были использованы 20 млрд. той же «Татнефти». Напомним, что из годовой отчетности нефтяников внезапно выяснилось, что такую сумму они заплатили за 45-процентную долю в ЗПИФ «Ак Барс-Горизонт», главным богатством которого являются земли Лаишевского района РТ.

«Сделка века» на земельном рынке республики самой «Татнефти» была не слишком-то нужна, отмечали эксперты: актив явно непрофильный, да и ситуация на рынке недвижимости пока не слишком располагает к грандиозным вложениям. «На наш взгляд, это скорее поддержка банка, так как такие вложения сами по себе «Татнефти» ни к чему. Хотя и вреда не принесут», — сказал «БИЗНЕС Online» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

Впрочем, в отличие от долей в ЗПИФ, бумаги «Татнефти» — актив высоколиквидный, ведь они включены в ломбардный список ЦБ. Так что при желании «АК БАРС» мог продать свои акции и на открытом рынке. Но тут, по всей видимости, интерес продавца совпал с интересом покупателя. С одной стороны, сделку можно рассматривать как финансовую инвестицию. Аналитики полагают, что момент самый благоприятный: «Российский рынок в 2014 году был сильно перепродан, а рост в нефтяных акциях сейчас только начинается из-за постепенного восстановления цен на черное золото. Сейчас хорошее время для покупки нефтяных акций, кроме того, скоро будет годовое собрание акционеров и выплаты дивидендов за 2015 год, так что у покупателя акций, увеличившего пакет, есть возможность получить несколько большую сумму в качестве дивидендов», — отмечает Мильчакова.

И все-таки дело не только в этом, полагают наши источники. По их сведениям, бумаги могут быть использованы для опционов топ-менеджерам «Татнефти» — в соответствии с мировыми практиками. Как мы уже писали, уровень вознаграждения членов правления крупнейшей компании республики хотя и заоблачный по меркам обывателя, но не идет ни в какое сравнение с другими крупнейшими компаниями страны. А по итогам прошлого года средний объем выплат еще и сократился на 38%. Видимо, в «Татнефти» и рассудили: почему бы не совместить помощь «АК БАРСу» с «морковкой» для ключевых сотрудников?

При желании «АК БАРС» Банк мог продать свои акции и на открытом рынке. Но тут, по всей видимости, интерес продавца совпал с интересом покупателя

РАСПЕЧАТАННЫЙ СТАБФОНД

Наконец, нынешняя сделка — продолжение другого тренда. В кризис «Татнефть» вошла в роль активного инвестора. В марте текущего года «Татнефть» завершила выкуп 9% акций ТАНЕКО, собрав 100-процентный пакет собственного НПЗ. Тогда же за 20 млрд. был выкуплен госпакет 24,99% акций ПАО «Нижнекамскнефтехим» (формально средства на эти цели были выделены еще в 2015 году).

Можно добавить, что 8 апреля «Татнефть» увеличила с 87,5% до 100% свою долю в ЗАО «Севергеология». По итогам 2014 года активы последней оценивались в 1,66 млрд. рублей, при этом компания набрала долгов на 3,63 млрд. рублей. Также 8 апреля «Татнефть» докупила 12,5% до 100% акций ЗАО «Севергазнефтепром», где на тот же период просматривалась аналогичная картина: при активах на 2,41 млрд. рублей компания задолжала 5,35 млрд. рублей. В последних двух случаях собственный капитал ушел в отрицательные значения из-за накопленного нераспределенного убытка. Так что вряд ли «Татнефть» потратила сколько-нибудь значимые суммы на выкуп долей. Это напоминает схему с другой дочерней компанией — «Татнефть-Самара», где кредиты от «Татнефти» были конвертированы в акции.

«В общей сложности «Татнефть» потратила почти 700 миллионов долларов на приобретение активов в 2015 году. Помимо приобретений, перечисленных выше (НКНХ и ТАНЕКОприм. ред.), она увеличила свою долю в «Нижнекамскшине» на 15 процентов до 73 процентов и, насколько нам известно, приобрела акции в нескольких добывающих предприятиях», — пишут в своем обзоре аналитики Sberbank CIB.

Относительно «Нижнекамскшины» поясним, что, по всей видимости, речь идет о сделке от 14 августа 2015 года, когда альметьевское ООО «Фин-Инвест» купило 6,56% (4307 тыс. штук) акций приблизительно на 47 млн. рублей. Кроме того, 5 февраля 2015 года дочерний офшор «Татнефти» Colima Associated S.A приобрел 8,24% (5411 тыс. акций) еще примерно на 57 млн. рублей.

Резюмируя, заметим, что в нынешних условиях «Татнефть», с одной стороны, конечно, вынуждена играть роль «тумбочки», где всегда найдутся деньги для неотложных задач руководства республики. А с другой стороны, как может блюдет и собственный интерес.