ЛЮДИ-ОНЛАЙН СТАЛИ ИНТЕРЕСНЫ ПИАРЩИКАМ И ОФФЛАЙН -КОМПАНИЯМ
В Москве на минувшей неделе состоялась третья неделя российского Интернета (Russian Internet Week, RIW–2010), организованная Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). Атмосфера царившего оптимизма объяснялась прежде всего тем, что несмотря ни на какие кризисы, Рунет стал заметным явлением в жизни людей. Как с социальной, так и с экономической точки зрения. Главные тренды сегодняшнего Рунета, которые обсуждались на RIW; это реклама онлайн, онлайн-торговля, и попытка оффлайн-компаний найти клиентов и потребителей в социальных сетях. На мероприятиях RIW побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
ЛЮДИ МИРА-ОНЛАЙН
5500 кв. метров занятой площади московского экспоцентра, более 100 конференций, более 15 тыс. участников – такова RIW-2010 в цифрах. В третий раз люди, большую часть жизни работающие и отдыхающие онлайн, вышли в оффлайн, чтобы увидеть своих «френдов» и авторов любимых «твитов». И лично, а не по скайпу или «аське», пообщаться между с собой и узнать, что происходит сегодня с российским интеллектуальным и инновационным авангардом. Который собрался именно здесь, а не где-то в Сколково (по крайней мере до тех пор, пока любимый проект российских властей не перестанет быть притчей во языцах и начнет реально работать).
Большинство участников недели, представители интернет-компаний и обычные «сетевые» жители, молоды. Самым взрослым «дядям» и «тетям» вряд ли больше сорока. У каждого второго в руках iPad, у каждого третьего ноутбук, каждый четвертый, то и дело, уходил «из реальности» в Интернет. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» достаточно было раз зайти на сайт RIW интереса ради и посмотреть, как устроена онлайн-трансляция проекта, чтобы узнать, о чем они пишут. Как оказалось, в «твиттере» и чате жалуются («Почему я на riw2010 должен ждать 12.30 чтобы попить фришного кофия?»), обсуждают последние события, кого они только что встретили, какой доклад идут слушать, и кто из них получит премию Рунета. Дело в том, что оргкомитет национальной премии «Премия Рунета-2010» принял решение продлить срок приема заявок, приурочив событие неделе российского Интернета: заявку можно было подать только локально, на конференции RIW, а никак не онлайн.
РЕКЛАМА МИРА-ОНЛАЙН
Да, молодые люди постепенно уходят в Интернет, потенциальные потребители проводят онлайн больше времени, почти не читают газет (по поводу бизнес-моделей газет жестко пошутили в журнале «Интернет в цифрах», который раздавали на RIW, озаглавив статью на эту тему «Бизнес мертвых деревьев») и практически не смотрят ТВ. Рекламщики обнаружили это не сейчас, но только в последнее время начали активно окучивать сегмент интернет-пользователей социальных сетей: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. На RIW как раз можно было оценить уровень рекламного креатива. Сотня представленных в экспоцентре компаний занималась самопрезентацией. И они сделали все для того, чтобы мимо их павильонов нельзя было пройти быстрым шагом. Ни одна свободная площадь в третьем павильоне экспоцентра на Красной Пресне не оказалась свободной от рекламы – корреспондент «БИЗНЕС Online» с удивлением обнаружил ее даже в мужском туалете: над сливным бачком была воткнута рекламка некой баннерной компании. Ну, и действительно, чего месту пустовать? Mail.ru устроил целую лужайку с синими диванами и пуфиками, где расположились парочки с iPadами. По соседству расположился сайт free-lance.ru («Работа, которая позволяет путешествовать!»): здесь пуфики были зеленые и был бесплатный зеленый чай. Портал Superjob.ru и компания HeadHunter (ведущие представители рынка онлайн-рекрутмента в России) предлагали участникам сразиться в чемпионате по гольфу на живой траве или гольф-симуляторе. Участники сразились, а на второй день унесли весь инструментарий для игры, о чем в «твиттер» тут же написал люди из HeadHunter: «Я, конечно, ко всему привык…, но как так можно, товарищи? Верните мячи и клюшку для гольфа на стенд! Не позорьте IT-отрасль!»
Мегаплан («лидер российского SaaS рынка – программного обеспечения как услуги – для эффективного управления компанией») запустил в павильон парочку обнаженных девушек, тело которых было живописано расписано. Смысл боди-арта и этой безусловно тонкой рекламы, надо сказать, ускользал от понимания. Но целей своих она, безусловно, достигала, оказавшись в центре внимания. Вообще, главным «двигателем рекламы» для многих интернет-проектов и компаний здесь стали красивые девушки. Они здесь не просто «спамили» напропалую, раздавая рекламные буклеты, отказать которым понадобилась бы недюжинная самодисциплина: корреспондент «БИЗНЕС Online» в результате вернулся домой с карманами, набитыми визитками и глянцевой презентацией начиная с международной ассоциации интернет-рекламы и заканчивая предложением протестировать сайт. А «первый оператор селективной рекламы», сайт Soloway, подрядил для рекламы отряд альпийских девушек с корзинками. Как пишет о себе компания, она «может собрать любую аудиторию в зависимости от потребностей рекламодателей». И, кажется, точно смогут.
ОТЦЫ-КОНСЕРВАТОРЫ И ДЕТИ-ВЕБ 2.0
Впрочем, некоторые предпочли просто с готовностью рассказывать о своей работе даже людям, далеким от веб 2.0. К примеру, девушка из digital-агентства Notamedia, специализирующегося на создании интернет-проектов, рассказывая случайному участнику, мужчине лет 45 с дочерью, об одном из таких проектов – социальной сети путешественников, где контент производят обычные люди, рассказывая о плюсах и минусах мест, где они побывали – встретилась, по-видимому, с абсолютным новичком в «сетевом» мире. Выслушав о проекте, бизнесмен только удивился, переспросив: «То есть, сами вы ничего не делаете? Сайт заполняют его пользователи?» Дочка оффлайн-бизнесмена только улыбалась, слушая своего консервативного отца, и разве что не возводила глаза к небу.
Рядом молодой человек объяснял своему другу, чем он занимается на своей работе в рекламной интернет-компании, по-своему трактуя слово digital («Это все, что можно отнести к неклассическим способам продвижения»). Справедливости ради людей, которым пришлось бы объяснять суть социальных сетей или смысл слова digital, на RIW было немного. А если и были, им тут же устраивали интернет-ликбез – который, кстати, входил в общую программу, обещанную организаторами, наряду с «социально-значимыми темами» и «попсовыми темами для широкой аудитории». «Попсовые темы» широко освещались на центральной сцене. К примеру, рекомендательный сервис «Имхонет», экспертную работу в котором выполняют сами пользователи, объяснял, в чем прелесть свободного авторства, и почему авторы несвободные могут сильно пострадать от алчных издателей. Красноречиво прозвучала фраза о борьбе против авторского права и копирайта (один из последних главных трендов Интернета). Фраза особенно любопытная, если учесть, что РАЭК раздавала на конференции проект кодекса профессиональной деятельности в сети Интернет, одним из пунктов которого было требование «соблюдать правила републикации, установленные автором».
ТРЕНДЫ МИРА-ОНЛАЙН
Россиян в сети сегодня не просто много, а очень много. Если посчитать все деньги, вращающиеся в Рунете, считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко, получится оценка в 3,5% ВВП в год, которая постоянно к тому же увеличивается. Каждый месяц в сеть выходят 44 млн. человек, причем активное ядро пользователей уже составляет 30 млн. За шесть лет, по оценкам руководителя проекта «Мир Интернета» фонда «Общественное мнение Павла Лебедева», активная аудитория Рунета выросла в два раза. Впрочем, ситуация, по его словам, неоднородная: «В крупных городах пользуются «сетью» больше половины жителей, причем в Интернет выходят даже 65 процентов людей в возрасте 40 - 45 лет. Тогда как в целом по стране – только треть всех россиян». Интересно, что пользователи Интернета теперь уже не просто «зависают» в социальных сетях и ходят на сайты развлечений. Половина всех «юзеров» читают онлайн-новости, треть москвичей «вовлечены в финансовые практики». Однако уровень онлайн-торговли в России по-прежнему невысок, хотя 14% взрослого населения имеет опыт покупок онлайн – это в 3-4 раза меньше, чем в Европе. (Подробнее об аналитике и последних фактах Рунета-2010, а также о том, почему татарстанские пользователи в сфере онлайн-торговле плетутся позади планеты всей, читайте в следующем материале – прим. «БИЗНЕС Online»)
«МЕНЯ ТОШНИТ ОТ СЛОВА «ИННОВАЦИИ»
Оффлайн-компании, занимающиеся бизнесом «в реальности», поворачиваются к интернету лицом. Если еще не так давно для компаний это была «игрушка», доступ к которой своим работникам старался ограничить каждый уважающий себя работодатель, теперь директора компаний ломают голову, как сделать для работников корпоративную сеть и сайт. Гендиректор компании «1-С Битрикс» Сергей Рыжиков удивлялся на конференции тому, что где-то по-прежнему запрещают работникам ICQ и доступ к социальным сетям, а на корпоративных сайтах компаний невозможно толком найти даже последнюю версию внутреннего документа (это, кстати, относится и к сайтам министерств и ведомств РТ). И до сих пор бизнес-процесс даже внутри современных компаний построен на бумажном документообороте, что, конечно, давно уже прошлый век. Все потому, возможно, считает руководитель экспертной группы компании «Майкрософт» Владимир Габриель, мы не понимаем суть инноваций: «Меня лично уже тошнит от слова «инновации», которое употребляют сегодня к месту и не к месту. Но мы ведь по-прежнему подразумеваем под этим нечто, что нужно производить, и не воспринимаем «инновации» с точки зрения потребителя, почти не пользуясь множеством возможностей новейших инновационных и программных продуктов!»
Впрочем, не все представители оффлайн-компаний, чувствовали себя на RIW не в своей тарелке. Многие компании прекрасно понимают сегодняшнюю рыночную ситуацию и стараются быть в авангарде современного рынка-онлайн. Вынужденные работать с интернет-пользователями, они активно пытаются продвигать себя в том числе и в социальных сетях Рунета. Но работа здесь, признали участники блока конференций «Социальные сети и медиа: пути взаимодействия с аудиторией», только началась. На этой ниве прежние конкуренты , можно сказать, вынуждены «брататься». Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как пожали друг другу руки и обменялись визитками («Ну, ваш «твиттер» у меня уже есть») представитель компании Philips Владислав Фролов (он рассказал об опыте создания и распространения уникальных видео-роликов компанией в соцсетях) и менеджер по интернет-рынку компании Panasonic Николай Белоусов. Вздохнув, они заметили, что делают все-таки одно дело, работы много, а дается пока все это на только зарождающемся рынке Рунета очень тяжело. (Подробнее об этом читайте в следующих материалах).
Сергей Афанасьев,
Москва-Казань
фото и видео автора
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.