«Джадиды отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе»
«Джадиды отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе»

«ПАТРИОТИЗМ — ВЕЩЬ КОНЪЮНКТУРНАЯ»

Не вечно ничего: ни осень, ни весна,
Не верен другу друг, подруга не верна.
Спеша, вертится круг, напрасно жизнь проходит,
Безрадостна, увы, и коротка она!

Бабур

Любое образование должно быть национальным и только национальным. Образование на русском языке еще не означает, что оно национальное. Самое плохое образование — британское, ибо оно космополитическое. С тем, чтобы угодить нашим патриотам, скажу более жестко, оно — антипатриотичное.

Сегодня в России наблюдаются две тенденции. Первая: восхвалять все российское, включая образование. Вторая: по возможности посылать детей учиться в Лондон, чем занимается элита страны. Патриотизм — вещь конъюнктурная, отвлечение от серых будней простого населения, а сама элита предпочитает Запад с лучшими в мире университетами.

Получив диплом британского университета, легко можно остаться за границей. Если средства позволяют, лучше жить в Лондоне в квартале Челси или же на Майами, где круглый год лето, а если туго с деньгами, то придется ехать в Бруклин, где русская речь звучит так же часто, как и английская. Сумеешь разбогатеть, переедешь в Калифорнию — там рай на земле и под боком университеты Стэнфорда и Беркли для обучения потомства.

А если ты действительно патриот, причем в хорошем смысле, то есть любишь свою большую и малую родину, тогда должен держаться подальше от британской системы образования, окончить российский университет и затем ехать в глушь, на малую родину, чтобы просвещать детишек. Показательно в этом плане поведение реформаторов ислама — джадидов в ХIХ - начале ХХ веков. Они отказывались от заманчивых предложений работать в престижных университетах Европы, Египта, Османской империи ради обучения татарских детей в простых сельских медресе. При этом они не просто подражали тому, что видели и слышали в Сорбонне, Аль-Азгаре, Стамбуле, а адаптировали педагогический материал к местным условиям. При этом джадиды были противниками обучения шакирдов в исламских странах, в частности, в Бухаре. Такие подвижники вряд ли появятся сегодня.

Знаменитый британский социолог Карл Манхейм осуждал систему обучения Великобритании за космополитизм. Он писал: «Образование формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для этого общества». Любопытно, что о том же самом писал Галимджан Баруди в конце ХIХ века, он считал правильным воспитывать молодежь на своей родной почве, при этом учитывать достижения Европы.

«Западное образование не дает существенных преимуществ при работе в условиях России, скорее даже дезориентирует»

БЕЗДУМНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ЗАПАДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ — ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ

Западное образование не дает существенных преимуществ при работе в условиях России, скорее, даже дезориентирует. На Западе учат уважать Конституцию страны. В России первым нарушителем основного закона является Госдума, следом идет правительство РФ и, наконец, субъекты. Татарстан числится в нарушителях, поскольку такой вердикт вынес Конституционный суд по политическим соображениям вопреки духу и букве основного закона. Там записано, что республика — это государство (ст. 5 п. 2), вот Татарстан и ведет себя, как государство в рамках, естественно, своих полномочий. На самом деле республика ничего не нарушала, а настаивала и настаивает на соблюдении Конституции страны, но кому-то законопослушность не по душе. Нравится или не нравится, но Конституцию лучше соблюдать, чем не соблюдать, иначе произвол разъедает правовое пространство, отсюда размах воровства и коррупции.

На Западе законы принимают, чтобы им следовать, в Британии некоторые законы действуют столетиями. Госдума России может до обеда принять закон в трех чтениях, а после обеда отменить. Бюджетный кодекс РФ, распределяющий налоги по принципу 50/50 (половина налогов остается в субъектах), со дня принятия еще не вступал в силу, поскольку он невыгоден для федерального бюджета и усиливает регионы-доноры (напомню, что Татарстан отчисляет 73% налогов в бюджет страны). Когда политики а-ля Жириновский утверждают, что Татарстан жирует за счет страны, они показывают непонимание элементарных вещей — доноры кормят страну, а вот субъекты-реципиенты не могут даже прокормить себя при несметных богатствах страны.

В Нью-Йорке для регистрации своей фирмы нужны четыре часа, причем это делается по интернету в заявительном порядке. В Татарстане в середине 90-х годов пытались ввести принцип одного окна, так федералы судами отбили всякую охоту покушаться на кормушку коррупционеров.

Британия гордится Адамом Смитом, разработавшим теорию свободного рынка. В России рынок свободен только для «своих». Например, цена на нефть постоянно падает, а цена на бензин устойчиво растет. Разве так ведет себя свободный рынок? Лондонская школа экономики лучшая в мире, но после обучения в ней захочется переделать Россию.

То, чему учат в Британии, не подходит для России, поскольку здесь надо уметь обходить законы, не платить налоги, работать с черным налом, откатом, обналичивать грязные деньги. Когда нам говорят: «Ученые должны научиться зарабатывать!», то это понимают как умение «распиливать» бюджетные деньги и составлять пустые отчеты, которые одобряются заказчиком. Разве этому учат в Оксфорде и Кембридже? Там требуют, чтобы ученые занимались наукой, а предприниматели — бизнесом и не путали одно с другим.

Манхейм утверждал, что «либеральное образование, неспособное увидеть социальную основу, функционирует хорошо, когда каждый, как это бывает во времена всеобщего процветания, независимо от своего характера, имеет хорошие шансы устроиться в жизни. Однако либеральное образование терпит крах, когда прекращается процветание и различные группы общества зависят исключительно от своих собственных ресурсов...» В условиях России надо учиться выживать, поскольку нет ни либеральной политики, ни либерального рынка и процветание не светит в ближайшей перспективе. Копируя западную систему, мы формируем личность, которая жаждет куда-нибудь уехать, где стабильно, предсказуемо, где есть социальные гарантии. В этом причина ее популярности. Тем же, кто собирается жить в своей стране, нужна своя система образования, не хуже западной, но пригодной для выживания в пространствах Евразии.

Бездумное увлечение западным образованием, а среди мусульман — обучением детей в исламских странах, — тупиковый путь. Ни то, ни другое не подходит для татар, как, впрочем, и для русских и других народов. Если западное образование в технических сферах или некоторых гуманитарных сферах оправдано, то в целом обучение вне собственной страны представляется нецелесообразным.

После этих слов, естественно, наши патриоты сразу подумали, что в России образование должно быть русским. Поторопились с выводами. Татары — такая же нация, как и русские. Конечно, численно поменьше и традиции не такие масштабные в части литературы, культуры, философии. Это то, что касается прошлого, а в настоящем ни русская, ни татарская, ни другие культуры не могут похвастать своими достижениями. Все культуры в кризисе. Мы теперь все братья по несчастию, без деления на старших и обделенных. Можно искусственно раздувать величие России, но гораздо полезнее на ее положение посмотреть трезвыми глазами и говорить правду.

Пора включаться в дело «тролям» — работенка появилась...

«Понять до конца внешнюю угрозу русской культуре и языку мешает численность населения, большая территория страны и патриотическая пропаганда»

«КАКАЯ ГОРДОСТЬ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ЗА ТАКОЙ ПИДЖИН?»

Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен, например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...

Мишель де Монтень

Бесспорно, русский язык остается языком межнационального общения, но он с каждым годом или даже уже теперь с каждым часом теряет свой национальный характер, он становится русско-английским пиджином. Не сказал бы, что за чистоту русского языка выступают сами русские. По моим наблюдениям, татары более уважительно относятся к классическому русскому языку. Я учился литературному стилю на рассказах Тургенева, у которого он был наиболее совершенным. Видимо, поэтому не могу ни слушать, ни читать современных журналистов и комментаторов. Причем самые безграмотные из них оказываются наиболее патриотичными. Видимо, существует между ними некая корреляция. Я это сказал не в укор патриотам, просто констатация факта, ничего личного.

Сегодня русский язык весь заполнен американизмами, в связи с чем его привлекательность сильно пошатнулась. Понять до конца внешнюю угрозу русской культуре и языку мешает численность населения, большая территория страны и патриотическая пропаганда. Глобализация уже проникла в умы и культуру. Не только разговорный язык засорен американизмами, но и в науке происходят процессы замены русских слов западными аналогами. Из-за падения общего уровня философского мышления научные понятия на русском языке стремительно теряют свою однозначность, поэтому приходится в скобках писать их английский аналог или вводить новые термины, такие как парадигма, дискурс, страта, тренд, волатильность и т. д., причем их стало так много, что легче переходить на английский язык. Какая гордость может возникнуть за такой пиджин? Патриотизм тут не поможет, он не может заменить русские философские традиции.

Разговорный русский настолько сильно насыщен, точнее сказать, засорен американизмами, что если не знать английского, то порой, трудно понять, о чем идет речь. В супермаркете на двери читаю: «Клининг». Не могу понять, что скрывается за этой дверью. Оказывается, это обычный чулан, где уборщица держит свою швабру. Теперь уборщица стала менеджером по клинингу в супермаркете. В этой последней фразе только грамматика осталась русской. Трафик, стар-бук, кастинг, экстрадиция, пролонгирование, брендинг и т. д. и т. п. Многие в интернете возмущаются засильем американизмов: «Козлы, блин!» Это уже по-русски. «Чувак! Тебе лайк».

Литературный русский язык сейчас стал для многих русских неродным. Попробуй заговори сегодня на языке Тургенева или Бунина, засмеют. А если добавить аллегорий и метафор, и вовсе возмутятся: «Говори по-нашему!» В сочинениях дети пишут: «Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык» или «Однажды Рахметов всю ночь пролежал на гвоздях острием вверх». Михаил Задорнов забавляет публику собиранием нелепых выражений, которые стали обычным языком общения. Зал дружно хохочет и продолжает говорить на этом языке, над которым только что посмеялся.

Глобализация наряду с техническими достижениями несет с собой упрощение языка общения. Немецкие ученые установили, что большинство взрослых не могут на слух запомнить предложения длиннее, чем из 13 слов. Если цепочка слов звучит дольше 6 секунд, слушатели теряют внимательность. Каждый третий взрослый забывает начало предложения уже на 11-м слове. Предложения, длиннее чем из 18 слов, способны понять и усвоить не более 15% аудитории. Многие знакомые жалуются на непонятные термины в моих статьях и емкий стиль изложения. Я еще раз прошу меня простить, ведь мне важно понять сложные явления, и для этого не подходит простой разговорный язык — статью придется разбивать на несколько упрощенных частей с продолжениями. Впрочем, никому время от времени не мешает читать с напряжением, когда, конечно, сам предмет того стоит. Потребительский подход годится в Comedy Сlub, где вульгаризмы — основной прикол и источник дохода.

«Если следовать формуле Манхейма, образование должно формировать человека в данном обществе и для этого общества

«ШАЙМИЕВ МЕНЯ ПОПРАВЛЯЛ: «НЕ КО ВРЕМЕНИ ТЫ ЭТО СКАЗАЛ!»

Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути.

Уинстон Черчилль

Что значит национальное образование? Если следовать формуле Манхейма, образование должно формировать человека в данном обществе и для этого общества. Иначе говоря, в Татарстане должна быть своя система образования, учитывающая общероссийские ценности, но со своим региональным акцентом. Причем весь смысл в этом «акценте», он и не татарский, и не русский, а учитывающий межнациональное согласие в республике. При этом татарская школа будет на татарском, русская — на русском языке, чувашская, марийская, удмуртская, мордовская школы — все с учетом своих особенностей. Я вполне осознаю, что такая точка зрения раздражает патриотов, они считают, что в России все образование должно быть исключительно российским, никаких ЕГЭ на татарском и других языках.

Однако российское образование, отрываясь от родной почвы, смотрит на Запад. Оно, конечно, русскоязычное, но Россия идет по пути внедрения либеральной системы образования, которую лучшие умы в мире критикуют за отсутствие привязки к местности. Нам не положено критиковать решения, принятые в Москве. Но кто сказал, что принятое в Москве есть истина в последней инстанции? Они что, божьи помазанники? Вообще, должен сказать, что москвичи — особая публика, хорошо знающая Европу и США и не заглядывающая в российскую глубинку. Не в Москве рождается истина.

Существует ряд причин для продолжения национальных традиций вместо перехода на модные течения либерального образования. Во-первых, проблема сохранения своего народа является политическим вопросом, а потому и тема образования всегда и всюду будет носить политический оттенок. Во-вторых, нет надежды на возникновение гомогенной глобальной общественной системы, где национальные традиции не играли бы определяющей роли. Открытые границы, общий рынок создают впечатление унификации и стандартизации социальных процессов, но на самом деле национальная или даже локальная культура будет предопределять дальнейшие пути развития народов. Это относится и к России, где народы не исчезнут, напротив, будут развиваться и укрепляться. Развитие национального образования не ведет к развалу страны, здравый смысл подсказывает обратное — оно порождает доверие к власти. В-третьих, следует учитывать, что Запад заинтересован в унификации стандартов образования как в идеологических целях, так и по практическим соображениям — им высококвалифицированных специалистов будут поставлять другие страны, причем совершенно бесплатно.

Не существует понятия универсального человека без национальности. Не существует вечных и неизменных целей и ценностей образования. Некоторые идеалы и нравственные нормы живут веками, это не отрицает значение конкретных исторических условий. Тот, кто пытается сформулировать неизменные вечные ценности, скоро поймет, что они слишком абстрактны, чтобы придать определенную конкретную форму образованию в данный момент и в данном месте. Мы вынуждены принимать во внимание конкретные исторические условия. Для Татарстана существенен именно этот момент, ведь мы не готовим детей для того, чтобы они уезжали за границу.

Сегодня в условиях вертикали власти все диктует Москва, однако это временное явление. Рано или поздно система образования станет целиком татарстанской, не просто татарской в качестве регионального компонента (татары — не какой-то аппендикс) к общероссийской системе, а именно учитывающей особенности этнического состава населения республики и ее евразийских амбиций. Может быть, я забегаю вперед в своих выводах. В таких случаях Минтимер Шаймиев меня поправлял: «Не ко времени ты это сказал!» Он прав... Однако развитые страны исходят из местных интересов — в Швейцарии образование в руках кантонов, в Австрии и Германии — это исключительные полномочия земель и т. д. Такой принцип создает общую стабильность в стране, а унификация порождает конфликты. А ведь так хочется увидеть Татарстан развитым регионом еще при моей жизни...

«Если бы мы вместо насилия и потребительства детям попытались внушить надежду и привить стремление к научным знаниям, каким бы замечательным стало тогда наше общество!

«ТАК ЧЕМУ ЖЕ МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?»

Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу.

Теодор Рузвельт

Если бы инопланетянин присмотрелся к тому, чем мы кормим детей по телеканалам, радио, в кинотеатрах, журналах, комиксах, он бы вообразил, будто наши основные ценности — убийство, насилие, суеверие, воровство, коррупция, потребительство. К сожалению, дети усваивают именно этот урок. А если бы мы вместо этого попытались внушить им надежду и привить стремление к научным знаниям, каким бы замечательным стало тогда наше общество! Но это из сферы утопии. Опять-таки сказал не ко времени...

Важно не только знать свою страну и свою республику, но уметь применять полученные знания на благо общества. «Знать» и «уметь» — это многопорядковый процесс, он не сводится к количеству знаний, а предполагает навыки ориентации в данном обществе, в конкретных условиях, достижения успеха не на словах, а на деле в рамках моральных ценностей конкретного региона. Человек право на вождение автомобиля получает не за знания, а за умение. Пожарным становится не тот, кто выучил инструкцию по пожаротушению, а тот, кто научился это делать реально. Для того чтобы играть на пианино, недостаточно знать ноты и расположение их на клавишах, нужно долго и упорно тренироваться, вплоть до выработки автоматизма исполнения. А в средней школе аттестат выдают за количество знаний, ведь тесты не предполагают проверку умения использовать знания на практике. Мы не требуем умения использовать современные технологии — ноу-хау, мы просто требуем зубрежки, учащийся поглощает информацию, которая, возможно, никогда не пригодится в жизни, или он не знает, как ей воспользоваться.

Если мы зададим человеку вопрос: «Ты умеешь водить машину?» — и он ответит нам да, то мы предположим, что он приобрел все необходимые рефлексы. Его «знания» без соответствующих рефлексов находятся на чисто словесном уровне и неэффективны для применения на практике. Мы можем «знать» о чем-то, но никогда с успехом не применять то, что мы «знаем». Так чему же мы учим детей в школе?

Мы знаем, что́ ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Ахматова. Мужество.
23 февраля 1942 года, Ташкент

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции