РУКОВОДИТЕЛЬ САМОЙ АВТОРИТЕТНОЙ ИСЛАМСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖИЛ ТАТАРСТАНСКОЙ ЭЛИТЕ НОВОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Вчера генсек Организации Исламской конференции Экмаледдин Ихсаноглу вместе с первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым презентовал в Казани новый академический труд по истории татар на английском языке. Восточный гость не только рассказал, что с изданием этой книги сбылась его 30-летняя мечта, но и дал понять, что политическая элита республики могла бы активнее использовать ресурс авторитетной мусульманской организации.
«У НЕГО ДАЖЕ СВЯЗНОЙ БЫЛ КАМИЛЬ ИСХАКОВ»
Вчера в актовом зале К(П)ФУ, состоялась презентация академического издания «Татарская история и цивилизация» на английском языке. Презентовать его приехали не только ученые из академии наук РТ и казанского университета, но почетные гости – Экмаледдин Исханоглу, руководитель международной и самой авторитетной мусульманской организации «Организации Исламской конференции» (к примеру, в ее составе Исламский банк развития) и гендиректор научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (ИРСИКА) при ОИК Халит Эрен (последний возглавил центр после ухода Ихсаноглу и всегда был его верным соратником).
Как выяснилось во время презентации, у нового труда по истории татар оказалось два отца – это сам генсек ОИК и покойный ныне профессор, тюрколог Миркасым Усманов. О последнем сказал несколько слов Минтимер Шаймиев.
«Особая роль в подготовке труда принадлежит Миркасыму Усманову, стоявшему у его истоков. Незадолго до кончины он обсуждал презентацию, готовил свое выступление. Давайте почтим его минутой молчания», - предложил госсоветник и весь зал встал и замер.
Затем друг за другом об Усманове упомянули все выступавшие – от директора института истории АН РТ Рафаэля Хакимова и его ученика, декана татфака КФУ Искандера Гилязова до экс-мэра Казани Камиля Исхакова, ныне являющегося полпредом России в ОИК. Кстати, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Исхаков заявил, что был «связным» между Усмановым и Ихсаноглу. Мысли практически всех сходились в одном – без покойного ученого книга бы не состоялось.
ЗОЛОТАЯ ОРДА КАК ПРАБАБУШКА ДРУЖБЫ ЭЛИТЫ С ЕВРОПОЙ
Первым словом было предоставлено госсоветнику Татарстана Шаймиеву, который, по сути, представил последнюю историческую концепцию о месте татар в истории.
В докладе первого президента был упомянуты и такие государства как Тюркский, Кимакский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское и другие ханства.
«Тюрко-татарская цивилизация протянулась от Прииртышья до Крыма, от Казани до Каспия. Материалы книги дают полное представление о социально-культурных процессах», - заявил Шаймиев. Он также озвучил роль Золотой Орды как государства, где произошло первое тесное соприкосновение татар с европейской цивилизацией.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИСЛАМ: РУКА ОБ РУКУ
Отдельное и обширное место было уделено роли ислама, а точнее месту татар в истории ислама.
«Татары никогда не занимались религиозными войнами и не навязывали свою религию другим народам. Принятие в 922 году волжскими булгарами ислама стало поворотным событием. Поэтому 21 мая - день, когда произошло это знаменательное событие, вошло в число памятных дат календаря Татарстана, - рассказал гостям Шаймиев. - Движение религиозного реформирования способствовало противодействию миссионерскому давлению и способствовало трансформации уклада жизни татар в соответствии с требованиями времени. Это показало способность ислама к модернизации».
Далее докладчик вспомнил и идеи штата Идель-Урал и Татаро-башкирской республики, которая в итоге воплотилась в создание ТАССР, провозглашение в 1990 г. суверенитета.
«Взлет и падение, вплоть до физического выживания, всегда сопутствовали истории нашей нации», - подытожил первый президент РТ и выразил надежду, что выход академического труда на английском языке приведет к популяризации восстанавливаемых сейчас Свияжска и Булгара, а также популяризации истории татарского этноса в преддверии Универсиады в Казани.
«ТОГДА Я ОЩУТИЛ СЕБЯ ЗДЕСЬ НА РОДИНЕ,
СРЕДИ СВОЕГО НАРОДА»
Ихсаноглу - нередкий гость в Казани и связан личной дружбой с первым президентом РТ (в последний раз он приехал накануне сложения Шаймиевым президентских полномочий). В этот раз Ихсаноглу открылся с необычной стороны. Турецкий гость, несмотря на то, что сегодня занимает один из важных политических постов в исламском мире, вчера в Казанском университете выступил в академической ипостаси (он даже доклад делал на английском, а не арабском языке, являющимся официальным языком ОИК) и как «друг татарского народа».
«У меня сегодня особый день, когда реализуется моя давняя мечта. 30 лет назад, когда ИРСИКА только задумывалось, я думал, как было бы хорошо издать работы по так называемой «исламской периферии» – Юго-Восточной, Южной Азии, Центральной Африке, Балканам, Поволжью и Уралу. Сегодня многие из этих работ реализовалисьэ Что отрадно, они были написаны местными авторами. Существовала потребность именно в такой истории ислама. Сегодня есть кэмбриджская «История ислама», «История Индии», но не было работ местных ученых», - порадовался Ихсаноглу.
Но как пояснил генсек ОИК, наряду с желанием провести академические исследования была и вторая причина заняться изучением татар, его личный опыт.
«Чудесным образом в 1979 году мне удалось попасть в СССР и посетить, в том числе и Казань. Я встретился со старожилами города, с молодым поколением… Тогда я ощутил себя здесь на родине, среди своего народа. У нас есть единая связь. Я понял, что эту книгу нужно сделать. Я искал тот ключ. Вскоре в Турцию пошел поток молодых людей, среди них был и Рахимов (казанский исследователь Сулейман Рахимов – ред.). Потом мы познакомились с Миркасымом Усмановым и Рафаэлем Хакимовым. Мы получили вашу поддержку, ваше превосходительство господин первый президент», - поделился своими воспоминаниями генсек ОИК.
КТО В СЕРДЦЕ ИСЛАМА?
По словам Ихсаноглу, книга получилась «одной из лучших в этой серии, она глубже, чем справочники других стран, более детально затронула те проблемы, которых даже не было у других».
Остановившись на том, что понятие «исламская периферия» нуждается в пересмотре, а Казань сегодня – это никакая не периферия, и не только самая северная точка ислама, а «источник силы для мирового ислама и России». И как подчеркнул гость, республика внесла вклад в принятия РФ в ОИК и теперь роль татар особенно еще больше выросла, намекнув, что на этом могла бы сыграть политическая элита республики.
«После вхождение в ОИК роль татарского народа изменилась для России. Если вы посмотрите на список короля Фейсала (король Саудовской Аравии), то обнаружите имя Минтимера Шаймиева, который удостоился ордена за служение исламу. Поэтому этот народ в сердце ислама», - резюмировал Исханоглу.
Хакимов рассказав о том, что теперь ученым Татарстана удалось по-новому взглянуть на свою историю, вручил гостям несколько книг. Среди них - третий том «Истории татар», «Этнографию татар» и собственную книгу о джадидизме.
Правда, после небольшого экскурса в историю татарского религиозного реформаторства, на словах о том, что «ворота иджтихада (право человека на субъективное постижение истины – ред.) не закрыты» (нужно сказать, этот вопрос достаточно специфический, и актуален скорее для профессионалов-богословов) с трибуны полетел стакан, который директор института истории смахнул неосторожным движением руки.
«ИСТОРИЯ БЫЛА ПРОДИКТОВАНА ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ»
Что касается самой книги, то вкратце о ней рассказал гендиректор ИРСИКА Эрен. Она была издана в Стамбуле при финансовой поддержке некоего Абдуллаха Умейри. Над ней работало 13 татарстанских ученых, которые свои материалы сдали еще в 2004 - 2005 году на русском и татарских языках, а затем они были переведены на английский. Переводом и корректировкой занималось несколько человек, текст труда отдавали на вычитку двум носителям английского языка.
Книга разделена на три блока. Первый повествует об истории татар с доисламских времен до постсоветского периода, второй – о социально-экономическом развитии, а третий – о развитии татарского языка, образования, культуры
В заключение презентации Шаймиев лишний раз подтвердил свое намерение серьезно заняться исторической наукой.
«Хотелось бы поблагодарить авторский коллектив, - сказал он. - Появились мысли и концепции после отдельных разделов. Возможно, мы их расширим через проведение хорошо подготовленных научных конференций. Сегодня столько трудов написано после 1917 года в условиях той идеологии. Теперь нужно исследовать в условиях деидеологизированного общества. Это важное дело, - подчеркнул первый президент. - Вспомните Золотую Орду. В 1944 году в условиях Великой Отечественной войны её история попадает под запрет. Вот какое значение придавалось истории. Так нам была продиктована история для потребления, она шла не из наших уст»
Арслан Минвалеев
Фото с сайта shaimiev.tatar.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.