Много хороших изобретателей в России, но есть проблема с коммерциализацией их идей — эта тема стала лейтмотивом выставки Кампромфорума. Ее посетители убедились, что Кулибиных у нас все еще предостаточно: ими придуманы и потенциально «всеядные» машины-амфибии, и «каматейнеровские» перевозки (изобретенные на КАМАЗе, но внедренные в Германии), и многое другое. Продвигать местные разработки, в том числе за границу, непросто, но глава минпрома РТ Альберт Каримов пообещал «усилить работу» в этом направлении.
БЕЗ VIP-ПЕРСОН
Весь цвет промышленных предприятий Закамского региона собрался накануне в Ледовом дворце Набережных Челнов. По словам самих организаторов, XI промышленный международный «Камский инновационно-промышленный форум-2016» стал самым масштабным за всю историю его проведения. Заявки на участие в нем подали 115 компаний — производители автокомпонентов, айтишники, переработчики полимеров и многие другие. Напомним, что «Кампромфорум» был разбит на две части, первая прошла еще месяц назад под крышей выставочного центра «Экспо-Кама» бизнесмена Сергея Яковлева, прославившегося скандальными разоблачительными письмами. Правда, то мероприятие было и не столь представительным — около 70 предприятий. Скорее всего, связано это было с тем, что на выставке Яковлева экспонентам пришлось платить организаторам за участие, а вторая часть форума такого обременения не имела.
На улице, перед входом во дворец, гостей встречала автомобильная техника. Команда «КАМАЗ-Мастер» пригнала знаменитый гоночный грузовик «КАМАЗ-4326», Ford-Sollers предъявил почтеннейшей публике две модели — Ford Explorer, производство которого по полному циклу налажено на производственной компании в ОЭЗ «Алабуга», и Ford Fiesta, сборка которой ни шатко ни валко идет на заводе в Набережных Челнах. Компания Geliomaster решила удивить публику «газелью» на электрической тяге с запасом хода 60 км, а компания «Русак», входящая в ГК «Ком», привезла снегоболотоход.
Изначально анонсировалось, что «Капромфорум» посетит президент Татарстана Рустам Минниханов в компании с премьер-министром Ильдаром Халиковым. Вместе с ними ожидался солидный десант федеральных чиновников и внушительная делегация федеральных деятелей. Замминистра... нет, три замминистра (промышленности, экономики и сельского хозяйства), гендиректор федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман, президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, первый зампред правления Внешэкономбанка Петр Фрадков... Можно долго перечислять VIP-персон, которые собирались-собирались, но так и не доехали до автограда. В результате в течение полутора часов обходили выставочные павильоны и общались с предпринимателями министр промышленности РТ Альберт Каримов, гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин и, собственно, хозяин мероприятия — мэр Челнов Наиль Магдеев.
«НАМ НУЖЕН ВСЕЯДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ МОГ БЫ РАБОТАТЬ НА ВСЕМ, ЧТО ГОРИТ»
Надо отдать должное начальнику управления экономического развития исполкома города Радмиру Беляеву, который с особой дотошностью провел гостей практически по всем экспозициям. Так участники выставки получили возможность не только презентовать гостям свои предприятия, но и задать свои вопросы министру. Одним из первых делегацию встретил Артур Туктаров — гендиректор компании «АТОН Импульс», производящий вездеходы «Викинг». Широкую известность бизнесмен приобрел после того, как пожаловался президенту РТ на «одну проблему в Набережных Челнах, которая называется налоговой инспекцией». Вчера же Туктаров поведал официальным лицам, что в процессе производства у него находится от 10 до 15 машин, в том числе и на экспорт.
— Понятно, что от рыбаков заявки есть на ваш вездеход, а от геологов-то есть заявки? — спросил предпринимателя Яруллин.
— От геологов заявки есть, но от зарубежных, — ответил Туктаров.
— А вы, как Игорь Сикорский, не уедете за границу? — поинтересовался Рафинат Саматович.
— Нет, мы патриоты. Тем более и министерство нам помогает, — кивнув на стоявшего здесь же Каримова, сказал бизнесмен, а затем, встретившись взглядом с Магдеевым, добавил, что «и город поддерживает тоже».
Яруллин порекомендовал Магдееву довести до нефтяников информацию о производителе, делающем уникальную технику. И тогда, мол, дело пойдет, так как именно она им и нужна. На этот призыв Туктаров ответил, что пока не торопится выходить в «серию»: сначала нужно провести подготовку производства, «а уже потом подавать покупателю себя агрессивно».
— Хорошая у вас машина стоит на улице, надо только развивать ее дальше, — порекомендовал уже собравшийся уходить Яруллин, на что Туктаров заявил, что планирует «поплотнее завязаться» с КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ по новейшим композиционным материалам. Плюс ко всему КНИТУ-КАИ предлагает устанавливать на «Викинг» многотопливный двигатель.
— А какое октановое число нужно? — блеснул техническими познаниями Яруллин.
— Нам нужен всеядный двигатель, который мог бы работать на всем, что горит, начиная от печного топлива и керосина.
— А на пеллетах сможет поехать ваша машина? — упорствовал глава холдинга.
— А почему нет? — ответил бизнесмен, предложив попозже членам делегации совершить тест-драйв на вездеходе.
«ОТКРЫВАЕТСЯ СЕЙЧАС ИРАН, ЭТО ХОРОШИЙ РЫНОК»
С проектом производства немецкой строительной техники планирует заявиться в рамках ТОР компания «СпецМашРесурсы», возглавляемая Андреем Бондаренко (который также является блогером «БИЗНЕС Online»).
— Возможности, которые предоставляет челнинский ТОР, упускать нельзя, — начал бизнесмен издалека.
— А что конкретно планируете производить? — спросил Каримов.
— Продукцию Waсker Neusоn, это вилочные погрузчики, хотим производить виброплиты, средства малой механизации и выпускать металлоемкие запасные части к бульдозерам.
— А какой процент локализации планируете?
— До 2017 года хотим процент локализации довести до 30. Часть комплектующих будем производить сами, для этого будем закупать литейное оборудование, сами будем делать мосты, ну и, конечно, привлекать другие челнинские компании к производству этой техники.
— У нас полностью импортозамещение, — обращаясь к министру, вступил в разговор Владимир Нуждин, гендиректор завода тормозных механизмов. — Мы делаем тормозные колодки и ремкомплекты к ним на все модели полуприцепов: и отечественные, и импортные. Единственная проблема — нам нужна поддержка в том, чтобы выводить нашу продукцию на экспорт.
— На какие рынки хотите выходить? — поинтересовался Каримов.
— Открывается сейчас Иран, это хороший рынок. Кроме этого, на российском рынке есть много импортной продукции, но мы можем делать продукцию, не уступающую по качеству, но с более низкой ценой, — начал объяснять предприниматель.
— А цена за счет чего у вас ниже?
— Мы покупаем на предприятиях-смежниках не готовые изделия, а полуфабрикаты, обработкой занимаемся сами. За счет более низких накладных расходов наша цена конкурентоспособна.
— Обращайтесь в министерство, в отдел экспорта, — поддержим, — пообещал Каримов и двинулся дальше.
«ИЗОБРЕТЕНО НА КАМАЗЕ, А ВНЕДРЕНО В ГЕРМАНИИ»
Начальник аналитической службы ПАО «КАМАЗ» Борис Морозов уже в который раз презентовал систему «Каматейнер», предложив создать вместе с республикой предприятие, которое бы занялось экспортом транспортных услуг.
— Китайцы хотят транзитом через нашу страну везти в Европу 200 - 300 миллионов тонн грузов ежегодно по суше. «Транссиб» задыхается уже, он и 50 миллионов тонн в год пропустить не может, он давно уже «зашился». А мощность нашей камазовской идеи заключается в том, что по обыкновенной дороге при помощи съемных кузовов можно тащить два «Транссиба».
— Как это? — удивился Магдеев.
— Они будут ездить на небольшие расстояния, скажем от Челнов до Казани, потом контейнер перегружается на другую машину и едет дальше, но за счет этого можно перевезти 200 миллионов тонн грузов, — объяснил главный аналитик автогиганта, добавив, что триллион рублей прибыли для такого предприятия не предел.
Гости были озадачены и даже несколько ошарашены, услышав подобные цифры. Но Морозов пояснил, что идея проекта состоит в том, чтобы грузовик крутился на коротких плечах, передавая контейнер с грузом следующей машине в конечной точке своего пути. По словам аналитика, сейчас прорабатывается возможность перевозки грузов «Каматейнером» на участке трассы М7 от Набережных Челнов до Нижнего Новгорода. В Германии, по заверениям Морозова, до 40% контейнеров перевозится именно таким «каматейнеровским» способом.
— Изобретено на КАМАЗе, а внедрено в Германии, — с грустью в голосе произнес Морозов.
«ЭТУ «ПЕТЛЮ АНАКОНДЫ» ДЛЯ РОССИИ НУЖНО РАЗОДРАТЬ К ЧЕРТУ»
Во время краткого пресс-подхода журналисты поинтересовались у Каримова, как республика планирует помогать выходить малому и среднему бизнесу на экспорт и так ли эффективно импортозамещение, может быть, во главу угла все-таки ставить не происхождение продукции, а соотношение цены и качества?
«Дорога с экспортом продукции — это дорога с двухсторонним движением. На внешние рынки должны выходить зрелые компании. Наладить экспорт продукции нельзя в одночасье, на внешних рынках отечественные компании никто не ждет. Они должны будут бороться там за место под солнцем. Поэтому, с одной стороны, должны быть компании, которые уже готовы выходить на внешний рынок. А с другой стороны, таким компаниям всемерную поддержку должно оказывать государство, чтобы им было легче. Мы планируем работу свою усиливать. Есть уже федеральные структуры, которые помогают предпринимателям в экспортных операциях по принципу одного окна. Кроме этого в разработке минпромторга РТ есть ряд мер, которые поддержат и упростят работу нашим компаниям», — сказал министр, правда, не конкретизировав эти самые меры поддержки.
Импортозамещение министр назвал эффективной мерой, которая в конечном итоге ориентирует компанию на экспорт своей продукции. «Если предприятие производит конкурентоспособную продукцию и может замещать импортные аналоги с достойным качеством, значит, следующий шаг для него — это выход на внешние рынки и значительное расширение объема сбыта, уверен Каримов. А Яруллин добавил, что в России очень много хороших изобретателей, но коммерциализировать их идеи мы не умеем. «Этому нужно учиться. Задача власти и общества продвигать отечественные разработки, особенно сейчас, в условиях санкций. Эти санкции как раз и помогут развить нашу страну. И эту «петлю анаконды» для России, о которой писал Збигнев Бжезинский, нужно разодрать к черту», — эмоционально выразился он.
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА ЗАКАМЬЯ: ИПП АГЛОМЕРАЦИИ — 112%, ЕЕ СТОЛИЦЫ — 80,2%
На пленарном заседании форума, которое состоялось сразу после прогулки по выставке, ничего нового в целом публика от первых лиц не услышала. Магдеев не преминул объяснить, почему мероприятие проводится именно в Закамье, — здесь расположен инновационно-промышленный кластер «Иннокам». «Именно он определен на ближайшие 10 лет точкой экономического роста Татарстана, — сказал мэр. — На территории кластера производится 45 процентов российских синтетических каучуков, 57 процентов полимеров, каждый второй российский грузовик, каждая вторая грузовая шина и многое другое». Не мог Магдеев обойти вниманием и предмет особой гордости автограда последних месяцев — ТОСЭР. «Мы намерены развивать и отрасли, которые никак не связаны с производством автомобилей и автокомпонентов, — определил мэр тренд. — Напомню, что правительством России принято решение о создании в городе Набережные Челны территории опережающего социально-экономического развития. Это позволит нам создать более 10 тысяч новых рабочих мест, новые современные производства, дополнительно получить налоги и, самое главное, получить более комфортные условия для жизни и работы челнинцев».
Каримов же в своем выступлении для начала поделился впечатлениями о выставке. В частности, ему особенно понравилось разнообразие представленных проектов. «В форуме зарегистрированы больше 2 тысяч человек, — сообщил министр. — Это говорит о потенциале Камского региона. Камская агломерация, в соответствии со «Стратегией-2030», является ключевым элементом развития республики на ближайшие 10 - 15 лет. И то разнообразие проектов, которые мы видели, говорит о диверсификации, которая происходит и которую нужно в дальнейшем развивать». По мнению главы минпромторга, именно диверсификация помогла Татарстану удержать экономику на плаву в кризисном 2015 году.
Он напомнил, что объем промпроизводства в РТ превысил 1,8 трлн. рублей, ИПП составил 100,4%, что выше среднероссийского уровня. И республике есть куда расти, поскольку поддержка у МСБ имеется. Каримов упомянул ту же ТОСЭР, «Иннокам», плюс созданный в прошлом году фонд развития промышленности (увы, директор последнего Александр Комиссаров до автограда тоже не добрался и осанны в свой адрес не услышал). «Банковская система, к сожалению, не может предоставить тот процент по кредитам, который бы устроил производителей, — констатировал Каримов. — А фонд развития промышленности выдает займы под 5 процентов годовых. В прошлом году размер фонда составлял 20 миллиардов рублей, в этом он будет докапитализирован еще на 20 миллиардов. Четыре проекта из Татарстана получили из него реальную поддержку». Министр напомнил и другие меры поддержки бизнеса — специнвестконтракт и субсидирование процентной ставки по кредитам. Последней мерой в 2015 году в РТ воспользовались более 50 компаний, общая сумма полученных ими денег составила 15 млрд. рублей.
Более подробно о работе фонда развития промышленности рассказал его представитель Булат Салахов. По его словам, Татарстан — лидер по получению федеральных денег из этой структуры. В прошлом году 4 компании с местной пропиской получили займы на сумму от 40 до 100 млн. рублей. В этом из 138 заявок 17 поданы представителями РТ. «Почти половину бюджета заберут татарстанские компании, — сделал прогноз Салахов. — В вашем регионе хорошо поддерживают бизнес, но на федеральном уровне больше, так что приходите за федеральными деньгами».
На тему «Стратегии-2030» собравшихся переключила замминистра экономики РТ Наталья Таркаева. Она заметила, что на территории Камской агломерация проживает около миллиона человек. Объем промпроизводства в прошлом году здесь составил 750 млрд. рублей — на 50 млрд. рублей больше, чем годом ранее. То есть, регион, несмотря на кризис, увеличил производство на 112%. (Заметим справедливости ради, что центр означенной агломерации — Набережные Челны — сильно отстает от данных показателей.) Выступившая позже замглавы исполкома автограда Наталия Кропотова уже не в первый раз озвучила не самую оптимистичную статистику прошлого года. Товарной продукции произведено на 185 млрд. рублей, а индекс промпроизводства составил всего 80,2%. Откуда ноги растут, понятно: о падении производства на КАМАЗе в Челнах знает каждая собака, а ведь на него — только напрямую — приходится 43% объема городской экономики.
СТАТЬ ПОСТАВЩИКОМ КАМАЗА МОЖНО, НО СЛОЖНО
После того, как отзвучали дифирамбы в адрес Татарстана, «Иннокама», ТОСЭР и прочих структур, созданных для поднятия тонуса региональной экономики, наконец всплыли и волнующие бизнес-вопросы. Председатель правления ТПП республики Шамиль Агеев поднял проблему взаимодействия малого бизнеса и крупных холдингов. В РТ, по его словам, немало положительных примеров такого сотрудничества. В частности, 12 малых предприятий поставляют продукцию ПОЗиСу на 760 млн. рублей в год, хорошо взаимодействуют с МСБ и «Татнефтью» с КАМАЗом. Но остается проблемой система расчета «крупняков» с партнерами: как правило, по договору оплату они производят через 30 - 90 дней после получения продукции. «Если малый бизнес не получает денег за выполненную работу, он не может начать следующий заказ, — пояснил Агеев. — Это крупные предприятия могут себе позволить кредитоваться за счет мелких. У МСБ такой возможности нет. Нужно проработать какую-то систему буфера, чтобы этот период — с момента поставки продукции малого бизнеса крупному и до оплаты — небольшие компании могли пройти без проблем». Агеев дал понять, что проблема федерального масштаба, но решить ее можно и на региональном уровне. Правда, конкретных вариантов не предложил.
Тему взаимодействия холдингов с МСБ продолжил директор департамента маркетинга и процессов закупок ПАО «КАМАЗ» Равиль Ибрагимов. Он рассказал, что в портфеле закупок компании — 796 поставщиков материалов и автокомпонентов, из них 157 — татарстанские, 65 — зарубежные, остальные представляют разные российские регионы. Доля МСБ в закупках по количеству компаний составляет 34%, по сумме заключенных контрактов — 15% (8 миллиардов из 51,4 млрд. рублей). По словам Ибрагимова, сейчас КАМАЗ также ведет активную работу по импортозамещению. В частности, по комплектующим: из 326 позиций, ранее закупавшихся за рубежом, по 300 (92%) найдены российские поставщики, или же КАМАЗ смог самостоятельно освоить их производство. По материалам ситуация чуть сложнее: из 452 позиций местными партнерами закрыты 325 (72%).
Иными словами, стать поставщиком КАМАЗа для представителей малого бизнеса вполне возможно, но сложно: автогигант предъявляет серьезные требования в первую очередь к качеству продукции. Впрочем, обсудить взаимодействие с крупняками представители МСБ смогут на Днях поставщика, которые будут проходить на протяжении следующих двух дней работы форума. Помимо КАМАЗа планом мероприятий сюда заявлены «Форд Соллерс», «Воронежсельмаш» и бельгийская компания WABCO.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.