В конце прошлой недели состоялось важнейшее совещание Международного валютно-финансового комитета (МВФК) совета директоров МВФ – органа, вырабатывающего политику МВФ.
Главным вопросом встречи была проблема перераспределения квот и влияния в этой организации в пользу развивающихся стран, особенно таких, как Китай, Индия и Бразилия, требующих привести свое место в МВФ в соответствии с той существенно выросшей ролью, которую они играют в современном мире.
Результат встречи оказался достаточно пессимистическим: заседание не прояснило, какая доля квот и по какой схеме будет перераспределена в пользу развивающихся стран. Более того, итоговое коммюнике показало достаточно большое количество вопросов, по которым не удалось прийти к консенсусу. В частности, комитет отметил некоторый прогресс в достижении взаимопонимания по основным областям реформы, заметив при этом, что, несмотря на это, остается нерешенным ряд вопросов, среди которых – вопрос размера увеличения квот и их перераспределения в соответствии со Стамбульским коммюнике октября 2009 года, расширением права голоса и представительства стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в Исполнительном совете МВФ.
Также участники фонда пока не договорились относительно методов сохранения доли голосов беднейших государств – членов МВФ, усиления взаимодействия на уровне министров и стратегического надзора, открытого, прозрачного и основанного на деловых качествах кандидатов процесса отбора руководителей МВФ и других международных финансовых организаций.
МВФК призвал фонд улучшить подотчетность Исполнительного совета и руководства, повысить действенность Совета управляющих МВФ и кадрового разнообразия персонала.
Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) отметили, что не намерены сдавать свои позиции и настаивают на перераспределении ранее установленной доли в 5%. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан все же проявил некоторый оптимизм и заявил, что ожидает, что вопрос перераспределения квот может быть решен в ближайшие недели. Комитет предложил ему представить до конца октября доклад о ходе реформы квот.
Кроме того, на заседании активно обсуждалась тема т. н. валютных войн (или «парада девальваций»). В частности, министр финансов США Тимоти Гайтнер высказывался против политики ряда развивающихся стран по удержанию курсов национальных валют на «недооцененном уровне». По его мнению, это не позволяет экономикам расти более уверенно и вносит дисбалансы.
В итоговом документе не было дано каких-либо рекомендаций странам-участницам относительно валютной политики. Комитет рекомендовал
фонду провести углубленные исследования в рамках содействия повышению результативности мер политики стран по управлению потоками капитала. Дополнительные аналитические материалы и предложения МВФ намерен рассмотреть в течение 2011 года. Фактически и по этому вопросу решение принято не было.
Доминик Стросс-Кан отметил в своем выступлении на совещании Совета директоров фонда, что, несмотря на возобновление роста экономики, процесс этот отличается неустойчивостью и неравномерными темпами, причем неустойчивость вызвана именно неравномерными темпами роста в разных странах. Если в Азии и Латинской Америке дела с ростом обстоят достаточно хорошо, а в большинстве африканских стран экономический рост возобновился гораздо быстрее, чем в прошлые мировые кризисы, то в Европе рост вялый, да и в США он остается на низком уровне.
Тем не менее Стросс-Кан отметил, что в МВФ не ожидают двойной рецессии. При этом рисков ухудшения ситуации немало, среди них – риск высокого госдолга, особенно стран с развитой экономикой. Коэффициент задолженности, по мнению МВФ, увеличится с 75% ВВП в период до кризиса до 110% ВВП к 2014 году. Вторым риском является оживление роста экономик без создания рабочих мест. Третий риск находится в финансовом секторе, в отношении которого нужно не только усиливать регулирование, но и увеличивать надзор.
В коммюнике МВФК в качестве первоочередных задач по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста определено преодоление факторов уязвимости в финансовом секторе, обеспечение энергичного роста спроса и создание рабочих мест в частном секторе, достижение прочных госфинансов и устойчивой долговой ситуации и продвижение к более сбалансированной структуре глобального роста, признавая ответственность стран с дефицитом бюджета и стран с профицитом бюджета, а также решение проблем крупных и волатильных потоков капитала.
В области реформы финансового сектора МВФК приветствовал решение Базельского комитета по одобрению международных правил регулирования банковского капитала «Базель III». Комитет выразил надежду на полное и своевременное применение этих норм. При этом он подчеркнул, что необходимы дальнейшие меры по усилению регулирования, укреплению надзора, трансграничной санации и макропруденциального (англ. prudential от лат. prudens – благоразумно, рассудительно – разумный, осторожный, отказывающийся от риска) надзора.
Про Базельские решения мы уже как-то писали: они отложены на столь длительный срок, что слова Ходжи Насреддина о том, что к тому времени «умрет либо шах, либо ишак», представляются весьма и весьма актуальными. Все же остальное – скорее красивые слова, чем реальные решения.
В общем, можно констатировать, что, скорее всего, развитие кризисных процессов зашло так далеко, что более или менее хорошие сценарии просто отсутствуют в тех вариантах, которые рассматриваются руководством МВФ. А это значит, что не за горами – новое серьезное ухудшение в мировой экономике. Может быть, конечно, это – излишне пессимистический вывод, но других вариантов развития событий я просто не вижу. Судя по всему, не видит их и МВФ – в противном случае какие-либо решения, направленные на достижение таких вариантов, были бы представлены.
(Fintimes, 13.10.10)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.