Ошибается тот, кто считает, что этнографические шедевры интересны лишь немногим. Именно они могут стать инновационным ресурсом, определить облик региона.
Премьера программы «Казанское сокровище» от ансамбля «Казань» — незаурядное событие в жизни Татарстана и России |
СЕНСАЦИЯ НЕ МЕСТНОГО МАСШТАБА
Обычно выступление муниципального ансамбля танцев с новой концертной программой заслуживает лишь короткого упоминания в колонке новостей городской газеты или сюжета в местном телеканале. Считается, что такое событие ненамного значительнее, чем выступление кружка художественной самодеятельности.
Но в нашем случае речь идет о культурном событии федерального и международного масштаба. Не будет преувеличением сказать, что премьера программы «Казанское сокровище» от ансамбля «Казань» — незаурядное событие в жизни Татарстана и России. За 70 минут раскрывается история волжского края и второго по численности в России татарского народа, а также расшифровывается культурный код Татарстана — республики, лидирующей в современной России по ряду позиций. То есть без единого слова и кинематографических и телевизионных PR-ухищрений и спецэффектов излагается тысячелетняя история народов многонациональной страны.
Тема крайне актуальна. И молодому человеку, и заезжему туристу, и серьезному бизнесмену нужно знать, откуда появились и как жили и живут народы страны и того или иного региона. В данном случае — жители Казани, Татарстана, Поволжья. Разве не хочется знать, какова история и современность региона, каковы характер и культурные особенности народов страны и республики? Это не менее ценно, чем Древний Рим, история китайской империи и ее Великая стена или чем события в Византии и на Ближнем Востоке, тем более с ними связана история татар и зарождение Российского государства. Если кто сомневается, советую заглянуть на выставку в центре «Эрмитаж-Казань», посвященную путешествию из Багдада до Болгара с 2 тыс. экспонатов времен Ибн Фадлана.
В ТАНЦЕ — ХРОНИКА МИНУВШИХ ВЕКОВ
Так вот, события минувших веков и исторических действий воссоздаются такими, как их представляют талантливые и образованные творцы, особенно музыканты, хореографы и режиссеры. Именно они раскрывают краски, звуки и всю эстетику народной жизни, ведь фотографий и видеозаписей прошлых веков не сохранилось.
Хореографический сюжет и видеоряд сцены в течение считанных секунд создают картину рождения государства на Средней Волге, хронику завоевания Биляра и Болгара войсками Батыя, а два века спустя — Тамерланом. Танцевальный театр, как определили авторы зрелища, в исполнении ансамбля «Казань» показывает виды и культуру древних городов, формирование и разрушение болгарской цивилизации и последующие события вплоть до наших дней, объектов Универсиады и нынешнего облика Казани, современной культуры Татарстана. Это как же должны танцевать артисты!.. Движения 40 танцоров в ярких национальных костюмах сродни традиционным элементам народного танца и национальных игр, но они по-современному раскованны и атлетичны! Несмотря на бешеный темп, страсть и акробатичность движений, почти незаметны отклонения от музейной и этнографической утонченности традиционного танца.
Нечто подобное я видел в другие годы в отдельных танцах ансамбля «Казань», которые отличались размахом, темпом, величием и сабельными боями, когда со сцены буквально сыпались искры. Но тогда я не задумывался о том, как развивается национальная хореография с элементами современного балета, не умещающаяся в рамках этнографического искусства и стремления сохранить традиции. Просто не думал о статусе ансамбля «Казань», казалось, будто он сам по себе родился по чьему-то указу во славу республики и города. Думаю, большинство зрителей и ценителей прекрасного, как и я до сих пор, просто не догадываются, что эффектно выступающий коллектив вот уже почти два десятилетия пробивается к жизни благодаря фанатичному энтузиазму своих создателей и танцоров. Иначе просто немыслима такая энергетика, которая вывела меня из себя и заставила рассуждать о привычных, в общем-то, вещах.
О ЧЕМ ТАНЦУЕТ АНСАМБЛЬ «КАЗАНЬ»?
Как гласит сценический проект, новый хореографический спектакль «Казанское сокровище» раскрывает историю татарского народа со времен великого переселения до становления современной Казани. Здесь картины великого прошлого оживают в рассказах танца о главных эпохах государства, о ее героях, незыблемых традициях. Условный «сценарий» выхватывает главные события тысячелетия. Звучат барабаны. Танцуют пары в национальной одежде. Внезапно появляется музыкант, играющий на народном инструменте (курай). Под его музыку на экране вырисовываются народные татарские орнаменты. В последующем образ музыканта пройдет через весь спектакль, отражая в своей музыке настроение татарского народа в разное время и происходящих событиях.
На экране появляются картинки старинных городов, разрушенных временем исторических памятников народной культуры. Природа «татарских» земель прекрасна и многообразна. Степные дали. Ветер поднимает вдали пыль. Колосок на клочочке земли. Стрела пригибает степную траву. Стремительно проносится земля под ногами. Через мгновение стрела — это уже бегущие ноги волка. Прыжок волка в воду, брызги воды взлетают вверх и росой замирают на траве. Через нее видно отражение звездного неба. В дошедшей до нас легенде образ волка стал символом, тотемом тюркских народов. Волк был как предводителем племен, спасшим их от гибели. Волк — символ свободы, гордости и бесстрашия татарского народа.
Появляются созвездия в виде народной атрибутики: хаситэ, шапка, лук, серьги, кувшин, кинжал, браслеты, коромысло. Затем Созвездие Зухры с коромыслом. Она танцует вокруг созвездий. Зухра рассыпает звезды, и на сцене — 10 девушек с коромыслами... Танец степных наездников олицетворяет степную культуру татарского народа. Предводителю племени выносят лук и стрелу. Он пускает ее в небо. Стрела на экране устремляется вверх. Там она превращается в птицу. Герой смотрит по сторонам, ищет свою стрелу и замечает на сцене девушку, которая только что была птицей... Любовный дуэт. Медленный, спокойный. Танец знакомства и первой любви. В луче света появляется музыкант. Он продолжает играть на народном инструменте. Музыка рисует новые картинки... На экране возникают юрты. Зарождение поселения Булгары. Мимо проходят караваны. Это «Шелковый путь». Зарождение торговли в Булгарах, начало рыночных отношений. Там есть все: акробаты на ходулях, лавочники, мелкие воришки, оружейники, женщины с кувшинами и просто торговый народ... Танец с косами. Олицетворение целомудренности, чистоты, женственности. Девушки на выданье. В руках у них сосуды с золотой пыльцой, которую они рассеивают вокруг, пытаясь привлечь к себе мужское внимание... Танец с сапогами. Место действия — сапожная лавка. Здесь и юмор, и удаль, и смекалка... Финальный танец «Золотой базар». Достояние Булгара достигло высочайшей вершины. Танец в богатом убранстве. Золотые костюмы. Золотые подносы и золотые кувшины. Золотые украшения. Общий финал богатого празднества... Принятие ислама в Волжской Булгарии. Графическая композиция татарского этноса, созданная из танцующих мужчин и женщин... На экране появляется золотой орнамент. Он превращается в золотые стены города Булгар. Мечети и башни золотого города. За ним видна большая гора. На ней стоит волк. В левом углу наверху появляется луна. Волк воет на луну. Тревожная музыка, накладывается на нежную мелодию. На фоне луны появляется маленькая птица. С каждой секундой фигура беркута растет. Его огромные когти вцепляются в золотую башню города и отламывают от нее часть. Город начинает рассыпаться золотым потоком. Вслед за беркутом появляется большая стая птиц, которая грабит город. Он горит. На сцену выходят воины-захватчики монгольской империи. Они растаскивают мирных жителей, бьют женщин, грабят торговые ряды... Битва с войсками Батый-хана. На экране черный орнамент превращается в пепелище большого города. Лишь стебелек поник, но не сгорел. Удержался на клочке земли. Вокальная композиция «Казаным-Булгарым» раскрывает несгибаемость и стремление татарского народа к возрождению. Стебелек оживает. И оживает все вокруг... Волк бежит по звездному небу. Это уже созвездие волка. Он смотрит вниз. Из космоса приближается Земля. Современная Казань. В самом центре города, среди асфальтированной дороги, маленький клочок земли. На нем растет все тот же наш стебелек. Ничего с ним не произошло за столько веков. Потому что он вырос и сейчас растет на родной земле. И будет расти дальше, сквозь бури и ненастья, сквозь трудности и опасности, сквозь радость и любовь татарского народа.
ВЫСОКАЯ ПЛАНКА И РАЗМАХ ФАНАТИКОВ ТАНЦА
Интересный и весьма «нескромный» сценарий спектакля. Столь масштабное зрелище задумал представить «муниципальный» ансамбль, объехавший полмира и почти всю Россию, выступающий в Казани в дни международных культурно-спортивных мероприятий и всемирных татарских форумов! И ведь в основном задуманное удалось!.. Обычно ансамбль дает несколько концертов в начале весны и в конце года. Точно не знаю, есть ли у этой мегагруппы база кроме НКЦ «Казань» и материальная крыша кроме мэрии города. В культурном центре «Чулпан» на проспекте Победы хронически продолжается ремонт. Честно говоря, я давно там не был, его афиш не видел, помню, раньше там показывали фильмы и концерты. Судя по масштабу и значению танцев, требующих сцены минимум в 10 метров по ширине и глубине, красочности костюмов персонажей новой программы, спектакль «Казанское сокровище» имеет серьезных заказчиков и спонсоров.
А вообще, что это за коллектив такой?
Чулпан Закирова
В нем танцуют сильные профессионалы с почетными званиями. А художественная руководительница Чулпан Закирова теперь уже не та знакомая мне школьница (дочь талантливой артистки Рузии Мутыйгуллиной и директора НКЦ Рината Закирова), которой в юном возрасте доверили исполнение главной роли в спектакле камаловского театра «Асылъяр». За два десятилетия, пока не встречались с Чулпан, многое изменилось, теперь она народная артистка республики и лидер столь мощного проекта, созданного, судя по всему, по ее замыслу.
За десятиминутный разговор по телефону я понял, что она выросла, но осталась такой же, какой была в туманной юности — увлекающейся и идущей ва-банк. Теперь Чулпан-Асылъяр, дебютировавшая в спектакле академического театра, школьница бурных 90-х годов, показалась мне заслуженной дамой, отвечающей за уникальный коллектив, утомленной пробиванием поддержки для своего ансамбля. Чулпан сказала, что столь важный и дорогой спектакль будет трудно вывозить на гастроли, разве что найдется сильный импресарио и богатый заказчик; что программа подготовлена не ради коммерческого успеха, наоборот, сил и средств он требует огромных. Она обращалась с замыслом к мэру Казани Ильсуру Метшину и министру культуры республики Айрату Сибагатуллину. Оба поняли важность идеи и оказали посильную поддержку. Правда, проект настолько масштабен и потребовал таких затрат, что Чулпан еще не со всеми партнерами рассчиталась.
Так зачем же Чулпан и ее команда напрягаются, не давая покоя ни себе, ни другим? Отвечаю: для реализации творческого замысла и исполнения миссии консолидации нации, повышения престижа города и республики. Это мне хорошо знакомо. Именно эта идеалистическая миссия, близкая и знакомая по собственным поступкам, заставила сесть за эту статью. А фотокорреспондент «БИЗНЕС Online» Ирина Ерохина пошла на концерт и, покинув удобное кресло, сидела на полу, снимая танцы, в которых знает толк — она сама танцевала в одном ансамбле и в восторге от программы «Казанское сокровище» и вообще от хореографии ансамбля.
Наверное, не только Чулпан и ее коллектив горят желанием воссоздать средствами искусства, творческими приемами картину прошлого, настоящего республики и ее народов, татар России и всего мира. Есть еще опытные хореографы, балетмейстеры, партнеры из разных стран. Например, для постановки новой программы пригласили балетмейстера Валерия Архипова из Москвы. А сколько эффектных танцев народов мира включены репертуар, можете посмотреть на сайте ансамбля. Масштаб этого коллектива не городской и даже не республиканский — «Казань» стремится, не повторяя классических фольклорных и академических проектов, интегрироваться в поликультурное пространство России и мира как адаптированный и знаковый культурный код татарского народа, созвучный с культурами других народов.
Понимание этой миссии есть, вероятно, и у других серьезных товарищей, раз ансамбль столь необычного формата живет, развивается, имеет свою систему обучения кадров, пошива костюмов. Главное — театр танца эффектно гастролирует по стране и миру, хотя затраты столь масштабной труппы на костюмы, постановку, свет, поездки и перелеты, аренду зала немаленькие. Чулпан Закирова рассказала, что взяться за спектакль о татарском народе заставила заинтересованность республиканского туристического ведомства: в Казани должно быть такое представление, посмотреть живьем которое вправе каждый, кто специально приезжает сюда, чтобы познать наш народ, Казань, Татарстан и Россию в целом.
КАК КОСТРОМА ЗАВОЕВАЛА МОСКВУ
Есть ли аналоги у столь необычного по стилю и формату ансамбля? Чулпан Закирова упомянула русский национальный балет «Кострома», который 10 лет с 15 июня по 15 сентября ежедневно выступал в гостинице «Космос» (сегодня представление переехало в Дом фольклора). Каждый день 1000 зрителей открывают великую историю и многонациональную культуру России, ее краски и звуки в танцах и песнях. 75 артистов, уникальные костюмы, музыкальные инструменты народов России, богатый репертуар, синтез фольклора с современным балетом... Это проект администрации Костромской области, где до сих пор расположена материальная база, репетиционные и учебные помещения, костюмный и декорационный цеха русского национального балета. Его не может заменить ни хор имени Пятницкого, ни знаменитый ансамбль Моисеева. Это другой формат и другая миссия, которая становится все более актуальной и востребованной.
11 лет, сотни тысяч зрителей из десятков стран мира: королевские особы, видные политики, деятели культуры и искусства, дети и их родители, молодежь и пожилые. Каждый из них становится свидетелем исторических событий Российского государства. Картины великого прошлого оживают в рассказах танца о главных эпохах страны, о ее героях, незыблемых традициях...
В 2016 году «Национальное шоу России «Кострома» представляет историю многонационального государства в спектакле о великой Руси и жизни ее народов. Расширяя пространство времени и горизонтов, спектакль передает невероятные масштабы великой страны. Словно единое полотно лоскутного одеяла, сотканное из множества фрагментов разных культур, «Кострома» позволяет «рассмотреть мельчайшие штрихи в картинах жизни многонационального российского народа». Так анонсирует себя шоу, которому нашлось место в Москве, перенасыщенной театрами и концертными залами. Надеюсь, и хореографическому театру «Казань» тоже найдется место под солнцем и стабильная поддержка.
МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ И В СВОЕЙ ДУШЕ
Зачем и по какой причине я взволновался по поводу новой программы муниципального ансамбля международного масштаба? Дело не только в том, что в свое время я был собкором газеты ЦК КПСС «Советская культура» по Поволжью и сохранил неравнодушие к искусству. Мне показалось, что работа ансамбля «Казань» созвучна идеологии бренда «Наследие Татарстана», торжественно принятого в конце 2014 года. Можно спорить о графическом решении, красках, но идея проекта «Наследие Татарстана» смела, правдива и прекрасна. Пятиминутный презентационный клип проекта я бы показывал школьникам и студентам еженедельно! Чтобы знали корни.
А ведь команда Чулпан Закировой тоже развивает бренд средствами искусства, работает на идентичность!.. Почти каждый день сталкиваюсь с фактами и примерами «манкуртства», забвения места и народа, давшего жизнь поколениям. Глобализация, интернет, реалити-шоу... Может получиться так, что забудем корни уже сегодня, а не завтра. Особенно это касается татар, башкир, чуваш, марийцев, удмуртов и других народов. Да и выходцы из русских семей, если они будут потреблять продукты «масскульта», могут растворить свои души, потерять лицо. Даже полуторамиллиардный Китай опасается такой перспективы! И самая доступная, не требующая перевода, привлекающая другие народы, стимулирующая туризм форма выражения себя — танцы, особенно этнические. Короткие видеофильмы с ними, клипы вколачивают в сознание, какой это народ, что за земля. Да, есть программа сохранения этнической идентичности татарского народа, и книги, раскопки, форумы и фестивали — это хорошо. Но видеоклипов об истории и самобытности очень мало!
Программа «Казанское сокровище» прямо работает на этническое и региональное самосознание, представители разных поколений исполняют ее так, что каждая секунда сценической жизни кажется моментом истины.
Удивительно, что «Казань» до сих пор не имеет статуса государственного ансамбля. Между тем его получили актанышский ансамбль «Агидель», буинский и атнинский театры, которые тоже были муниципальными. Театры имени Джалиля, Камала, Качалова, симфонический оркестр, филармония и госансамбль песни и танца имеют свой бюджет от государства. Поддерживать и стимулировать лучших — хорошо. Но эффективно работающий на имидж республики, этностроительство ансамбль не может оставаться Золушкой.
Коммерческим проектом танцевальные труппы не назовешь — уж больно дорогое удовольствие. Построить и предоставлять зал для выступления перед туристами, как у костромичей? Тоже мечта неблизкая. Но что-то надо делать. Новая программа настолько интересна, что эту работу надо продолжить, чтобы предъявлять себя миру и своему подрастающему поколению на понятном для всех языке танца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.