ТАТАРСТАНСКИЕ «БАНКРОТЧИКИ» ЖАЛУЮТСЯ НА НЕДОСТАТОЧНЫЙ ФРОНТ РАБОТ, НО ПРИ ЭТОМ УМУДРЯЮТСЯ ВЕСТИ В ОДИНОЧКУ ДЕСЯТКИ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

На семинаре-совещании в управлении Росреестра в минувшую пятницу была озвучена новая стратегия татарстанских властей по контролю процедур банкротств. Она включает широкий пакет мер: от создания электронной базы всех несостоятельных предприятий, активное участие минземимущества Татарстана в судебных тяжбах (не только по делам компаний с государственным участием), до ужесточения политики налоговиков в отношении арбитражных управляющих. 

300 «БАНКРОТЧИКОВ» НА ВЕСЬ ТАТАРСТАН

В минувшую пятницу в центральном офисе татарстанского управления Росреестра прошло семинар-заседание с участием всех ключевых участников процедуры банкротства – представители арбитражного суда, регпалаты, прокуратуры, МВД и арбитражные управляющие. Кстати, последних оказалось не так уж и много. Явно не 300 и даже ни 240.

Первая цифра - это неофициальные данные действующих в Татарстане «арбитражников», а вторая – данные Росреестра. Причем, официально зарегистрированные в республике 240 управляющих состоят в 40 СРО, из которых только одно татарстанское и, кстати, его представители оказались единственным из всей армии «банкротчиков», кто согласился выступить на мероприятии. Что лишний раз подтвердило их разношерстность и разобщенность. 

ЗАХОДИ - НЕ БОЙСЯ, ВЫХОДИ – НЕ ПЛАЧЬ

Совещание открыл заместитель председателя Арбитражного суда РТ Юсуф Сахапов, который озвучил две важные тенденции, наметившиеся в судебных делах по банкротству.

По статистике арбитража оказалось, что за 9 месяцев 2010 года в Татарстане завершено 828 таких дел. Причем, из них 335 – это конкурсные дела (40%), т.е. выставление имущества на торги, а 430 - прекращение производств (52%). Дела прекращались по разным причинам - в связи с отказом от требований, заключением мировых соглашений, оставления без рассмотрения или погашения долгов. Но главной причиной, по словам Сахапова, стало массовое прекращение производства по инициативе истцов. Фактически они активно используют арбитраж в качестве коллектора.

«Сегодня арбитражный суд выполняет функции судебных приставов, взыскивая задолженность», - пояснил зампред. Кстати, он также предсказал увеличение в ближайшее время количества дел из-за неурожая и продолжающегося мирового кризиса.

Причина огромного количества конкурсных производств объясняется тем, что федеральное законодательство по банкротству заточено под ликвидацию предприятий-должников. Как пояснил другой докладчик – судья Рустем Мифтахутдинов, процент восстановительных процедур по России – 4%.

«Закон о банкротстве оправдывает свое название. Войти в процедуру легко, выйти практически невозможно», - добавил Сахапов, пояснив, что банкротство проходит не в целях оздоровления должника, а в интересах кредиторов.


ИЗ ЖИЗНИ «АРБИТРАЖНИКОВ»

Кстати, последнее положение оказалось также спорным. Судьи, налоговые органы, силовики и представители власти указали на то, что все чаще складывается ситуация, когда арбитражный управляющий работает сам на себя. Именно отсюда объясняется то, что львиная доля вырученных средств от продажи имущества уходит на ведение процедуры  банкротства, которое растягивается на несколько лет. Так, представитель прокуратуры РТ Анна Кильганова упомянула, что согласно исследованию Счетной палаты РТ, в результате банкротства требования кредитора удовлетворяются лишь на 12%, а средний срок ведения банкротства составляет 9 месяцев - 2 года, но нередко растягивается и до 5 лет.

Увлечение процессом банкротства приводит к тому, что сегодня практически невозможно встретить управляющих, которые вели бы одно предприятие. Так, по словам заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по РТ Андрея Никиташина, сегодня в Татарстане есть 23 арбитражных управляющих, которые ведут 6 и более предприятий-банкротов, у 10 управляющих по 10 дел, а двое ведут 21 и 31 дело соответственно. Понятно, что эффективность их работы сомнительна.

НАЛОГОВАЯ ПОБОРЕТСЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАНКРОТСТВА

В связи с последним представители Росреестра отметили рост числа фактов привлечения арбитражных управляющих к различным видам наказаний.

Так, начальник отдела по контролю и надзору в сфере СРО Управления Росреестра по РТ Гулия Елесина упомянула, что выросло количество дисквалификаций управляющих с двух (в 2009 году) до шести (9 месяцев 2010 года), выписаны 49 штрафов на сумму 164 тыс.рублей, вынесено 27 устных замечаний. Чаще жалобы на управляющих стали направляться в СРО. Если в 2009 году из 272 жалоб в СРО было направлено только две, то за 9 месяцев 2010 года из 250 уже 118.Правда, как рассказала Елесина, «арбитражники» особо не торопятся платить штрафы.

«Процент взыскания штрафов снизился с 78% в 2009 году до 72% за последний период этого года. Часто в СРО происходит злоупотребление правом, здесь стараются не проводить проверок, мотивируя отсутствием необходимых документов», - добавила представитель Росреестра. 

Кстати, в своем выступлении представитель ФНС дал четко понять арбитражным управляющим, что налоговая не намерена уменьшать поток жалоб в суды, а наоборот с их помощью намерена добиться эффективного функционирования банкротства.

ВРЕМЯ ИМПЕРИЙ ПРОШЛО

Похоже, ужесточение отношения властей к сообществу арбитражных управляющих связано с позицией президента РТ Рустама Минниханова, которую он высказал в конце прошлого года. Как писала газета БИЗНЕС Online, глава республики назвал арбитражников «потенциальными клиентами прокуратуры» и заявил, что они обворовывают предприятия.

Похоже, административное давление на управляющих будет лишь усиливаться, уничтожив остатки «семинской вольницы», когда арбитражники были важным инструментом во время масштабного передела собственности в РТ. Одним словом, строительство империй за счет имущества разорившихся предприятий уже давно позади. Кстати, недавно «Единая арендная система», которую, по некоторым данным, контролирует экс-председатель Комитета РТ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению Алексей Семин, сообщила, что в  ее собственности находится свыше 300 тыс. кв.м. офисной, торговой, производственно-складской недвижимости и свыше 25 000 га земельных массивов в Казани и близлежащих пригородах. Общая стоимость этих активов - 20 млрд. рублей.   

КОГДА ГАЙКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ

Впрочем, ужесточение отношения власти к арбитражным управляющим - это объективный процесс, идущий по всей России. Как рассказал судья АС РТ Рустем Мифтахутдинов, 27 июля 2010 года пленумом Высшего арбитражного суда было принято постановление, которое фактически вменяет арбитражным управляющим презумпцию виновности. Теперь при взыскании убытков с арбитражного управляющего не истец должен доказывать виновность ответчика, а сам «арбитражник» должен убедить суд, что его вины нет. Кстати, чаще всего, по словам судьи, при исках о взыскании убытков оспариваются расходы на привлечение сторонних специалистов.

«Отходим от свободного рассмотрения. Гайки закручиваются», - резюмировал Мифтахутдинов. Именно это новое правило вызвало больше всего эмоций у арбитражных управляющих, которые пребывали в шоке от такой глобальной смены правил игры. 

«ВОВЛЕЧЬ В ОБОРОТ ИМУЩЕСТВА РАЗОРИВШИХСЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Первый заместитель главы минземимущества РТ Айрат Нурутдинов пояснил, что мировой кризис заставил государство активнее вмешиваться в процесс банкротств. Упомянул чиновник и о юридическом корпусе банков, который во время тяжелой финансовой ситуации стал застрельщиком многих банкротных дел. 

Первый замминистра заявил, что, несмотря на противодействия некоторых управляющих, государство будет активнее вмешиваться в процедуры несостоятельности.

«Благо полномочия сейчас позволяют участвовать не только в предприятиях с участием государства. Сейчас права субъектов федерации расширены», - заявил Нурутдинов. По словам представителя министерства, сегодня роль минзема состоит в том, чтобы способствовать вовлечению в оборот имущества разорившихся предприятий. Кстати, тут же на заседании судья Айдар Абдуллаев обмолвился, что в других регионах есть практика, когда суд обязывает управляющего завершить конкурсное производство. 

Среди других новшеств Айрат Нурутдинов называл запуск 31 декабря 2010 года в Татарстане электронной базы данных по анализу и прогнозу банкротств. Причем, инициатива минземимущества РТ по ее созданию была поддержана президентом РТ Рустамом Миннихановым. Как пояснил чиновник, система будет включать в себя базу данных республиканской налоговой инспекции, Татарстанстата, а также Управления Росреестра по РТ и Арбитражного суда РТ и позволит в режиме онлайн отслеживать последние данные по предприятиям-банкротам.

И В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТЫ

Позиции самих арбитражных управляющих на фоне выступлений госчиновников выглядели очень бледно. Порой даже создавалось ощущение неполной адекватности некоторых из них. Так, один из участников призвал власти учитывать опыт управляющих во время модернизации российской промышленности. «Кто, как не мы знаем бедственное положение нашей промышленности», - заявил из зала один из арбитражных управляющих.    

В единственном докладе от сообщества управляющих, Эдуард Мухаметзянов (представитель татарстанской СРО «Гильдии арбитражных управляющих») посетовал, что для их организации нет достаточного фронта работы.

«В Гильдию входит 141 управляющий. Мы получили 1,5 тыс. назначений, из них в РТ всего лишь 340. В итоге, мы вынуждены искать работу за пределами республики», - заявил он и продолжил перечислять проблемы. - Среди других проблем большое количество жалоб на управляющих. Больше половины жалоб не находят подтверждения. Не знаю, почему такая активность. Из 65 исков на общую сумму 17 млн. рублей к членам СРО судом удовлетворено 5-7 исков на 300 тыс. рублей».  

Арслан Минвалееев