http://sodruzhestvoppk.ru/
Фото: sodruzhestvoppk.ru

«МУТНАЯ» ЭКОНОМИКА

Одной из самых резонансных новостей прошедшей недели явилось письмо перевозчиков Казани, которые в ультимативной форме потребовали увеличить стоимость проезда в городском транспорте до 28 рублей, а иначе они начнут снижать количество автобусов на линии. Насколько такой шантаж уместен в нынешние кризисные времена — вопрос отдельный, ведь завтра врачи, например, тоже могут перестать лечить пациентов и потребовать зарплату, какую они хотят.

Что интересно, еще два месяца назад директор ПАТП-4 Наиль Садриев называл «справедливой» цену в 24,5 рубля, и вот уже 28. Но есть и другие цифры, которые озвучил сам же перевозчик. По его словам, за 9 месяцев 2015 года задолженность предприятия выросла на 12 млн., то есть убыток от перевозок порядка 44 тыс. рублей в день. ПАТП-4 в справке о себе сообщают, что перевозят около четверти от всего казанского пассажиропотока. Это похоже на правду, поскольку в распоряжении парка 23 ключевых маршрута с автобусами большой вместимости. Таким образом, ежедневный пассажиропоток предприятия составляет около 170 тыс. пассажиров, а убыток с каждого пассажира — 26 копеек. Справедливо ли при убытке в 26 копеек требовать повышения на 8 рублей?

А НУЖЕН ЛИ ВООБЩЕ ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ?

Урегулировать противоречия между перевозчиками и пассажирами должен транспортный комитет при мэрии. Данный комитет организовывает конкурсы на маршруты и заключает договоры с перевозчиками. Казалось бы, именно комитет должен выставлять требования к перевозчикам, однако на деле получается так, что это перевозчики ставят ультиматум комитету. Необходимость прозрачности тарифов обсуждается не первый год, однако за это время не было сделано ничего. Поэтому резонно поднять вопрос, можно ли вообще упразднить данный комитет и сэкономить бюджетные деньги? Сотрудники комитета признаются мне, что их основная функция — это отвечать на обращения, причем такие ответы, как правило, являются отписками.

На остальное комитет не влияет, сами посудите: перевозками и тарифами занимаются сами перевозчики, маршруты согласовывает ГИБДД, трассировки линий метро составляют сами строители, работой платных парковок занимается также специальное МУП. В сухом остатке имеем эфемерный процесс организации транспортной системы, но и она лучше не становится. За год общественный транспорт Казани не стал лучше, и главный тому показатель — продолжающееся падение перевозок. Зато продажи новых автомобилей в Казани — самые высокие среди всех городов-миллионников РФ. Получается, что налогоплательщики за свои деньги содержат комитет, который только переводит бумагу и ежегодно ухудшает свои показатели.

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ НА СТРАНИЦАХ «БИЗНЕС ONLINE»

Я не сомневаюсь, что мэрия и в этот раз займет позицию перевозчиков, и билеты в «краснобусах» подорожают. Целью назовут улучшение работы общественного транспорта. Поэтому хочу попросить читателей предложить конкретные примеры, на которых мы могли бы вместе отследить, станет ли казанский транспорт лучше.

Нажмите, чтобы увеличить

Для начала предложу два автобусных маршрута, о которых писал год-два назад, и ничего не изменилось. Первый пример — автобус №98. Согласно графику движения, весь день на нем должно курсировать 7 автобусов. Однако на деле в часы пик работают 4 автобуса, а в остальное время 1 - 2. Второй пример — автобус №54. В своей статье почти полтора года назад я выложил фото переполненного 54-го, в который физически невозможно сесть, не говоря уже о комфорте. Это же фото показывали на своей пресс-конференции тогда же депутаты КПРФ в качестве доказательства проблем общественного транспорта. 23 декабря и 1 марта я снова сфотографировал этот автобус утром. Проблема не исчезла, автобус «набит под завязку», и желающие просто не могут в него попасть. Через несколько месяцев мы вместе с читателями «БИЗНЕС Online» снова проверим по данным примерам, становится ли наш общественный транспорт человечнее.

Тимур Ямашев