КАК ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА ОКАЗАЛАСЬ МЕЖДУ РУССКОЙ И КЕЛЬТСКОЙ

Песни татарских исполнителей на «Яндекс.Музыке» собраны в отдельном разделе со вчерашнего дня. Всего в коллекции — около 170 альбомов, это композиции более чем 80 татарских исполнителей. Об этом вчера сообщила компания «Яндекс». «Татарский — второй по распространенности национальный язык в России. На нем говорят более 4 миллионов человек. Татарстан входит в число регионов, где музыкальные сервисы «Яндекса» наиболее популярны. Хотя бы раз в неделю «Яндекс.Музыку» и «Яндекс.Радио» слушают более 80 тысяч пользователей из Татарстана, и многие из них просили добавить татарскую музыку», — говорится в сообщении компании.

Отметим, что татарский язык удостоился такой чести фактически первым среди всех языков народов России после русского. Жанр «татарская музыка» представлен в подкаталоге «Музыка мира» вместе с кельтской, балканской, европейской, еврейской, африканской, американской и другой национальной музыкой.

Как пояснила «БИЗНЕС Online» представитель пресс-службы «Яндекса» Александра Репьева, музыка татарских исполнителей и ранее была представлена в проекте. Компания постоянно получала запросы от пользователей с просьбой создать отдельный раздел. «Сейчас мы значительно расширили каталог композиций татарских исполнителей и создали специальный раздел с такой музыкой, — пояснила она. — Теперь пользователям стало удобнее находить и слушать татарскую музыку». Кроме того, в последнее время «Яндекс» зафиксировал всплеск запросов на песни скропостижно скончавшейся в Уфе певицы Васили Фаттаховой — исполнительницы хита «Туган як». Впрочем, печальное событие все-таки не стало катализатором процесса, отмечает Репьева.

«Яндекс» подчеркивает легальность опубликованного контента. «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Радио» — легальные сервисы, они размещают музыку, лицензированную у правообладателей, на которую есть полный комплект авторских и смежных прав, — сообщил представитель компании. — Основная часть подготовки к запуску раздела татарской музыки заключалась в том, чтобы собрать максимум популярных композиций с необходимым комплектом прав. Это постоянная работа, она продолжается, и мы планируем расширять каталог татарской музыки».

При открытии страницы music.yandex.ru/genre/tatar можно увидеть самые популярные у слушателей треки. Что интересно, в Топ-3 на первой позиции идет композиция «Девочка моя» на русском языке от молодежного исполнителя Elvin Grey (Радик Юльякшин). Затем — Алсу с песней «Ак каен» и снова Elvin Grey — с татароязычной песней «Кайтам». Также десятку входят композиции Лилии Гиматдиновой, Салавата Фатхетдинова, Фирдуса Тямаева, Ильназа Гарипова, Рината Рахматуллина. Среди популярных исполнителей, к слову, лидер татарской эстрады Салават пока что идет на пятом месте, а возглавляет Топ-5 все тот же Elvin Grey. На втором месте — Тямаев, далее идет Айдар Галимов и Рахматуллин.

Как ранжируются исполнители в разделе «Популярные треки»? По популярности среди пользователей, объяснили в пресс-службе «Яндекса». «Какие композиции, каких певцов больше слушают, те и находятся выше в списке, — пояснила Репьева. — Раздел с татарской музыкой только что запущен, и у нас пока не накопилось достаточной информации по прослушиваниям в нем, когда этих данных станет больше, порядок треков в списке может измениться».

Слушать все песни можно не только в интернет-версии, но и в мобильных приложениях для Android, Windows и OS — часть контента там платная. Кроме того, станция с песнями на татарсом языке появилась на «Яндекс.Радио», этот сервис дополняет «Яндекс.Музыку». «Благодаря рекомендательной технологии «Диско» «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Радио» подстраиваются под вкусы пользователя и подбирают ту музыку, которая соответствует его предпочтениям», — говорится в сообщении.

К слову, песни Салавата или Хании Фархи можно легко найти и в iTunes. Но отдельного раздела с татарской эстрадой нет — «яблочный» сервис предлагает записи исполнителей в разделе поп-музыки, так что Салават или Фархи соседствуют с Адель и Мадонной. Одна песня стоит 15 рублей, альбом целиком можно скачать за 89. Разумеется, есть сборники эстрады — так называемая «Татарча солянка».

«БАРС МЕДИА»: МЫ ИНИЦИИРОВАЛИ ПОЯВЛЕНИЕ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ В ИНТЕРНЕТЕ

Что касается авторских прав, то «Яндекс.Музыка» работает в основном не напрямую с музыкантамии, а с лейблами и агрегаторами или дистрибьюторами, которые лицензируют для сервиса не отдельные релизы, а целые каталоги той или иной музыки, пояснили в компании. Соответственно, и отчисления «Яндекс» делает партнеру, а тот уже распределяет их между конкретными исполнителями, объяснили в компании методику оплаты за контент. Значительную часть каталога татарской музыки «Яндекс» получил через своего партнера — компанию «Медиалайн», которая собирала коллекцию татарских исполнителей.

Как выяснилось, горячим сторонником появления татарской музыки в интернете — в частности, непосредственно в «Яндекс.Музыка», Google Play и iTunes — является крупнейший продюссерский центр татарской эстрады — компания «Барс Медиа». Об этом «БИЗНЕС Online» заявил председатель совета директоров Татарской Медиа Группы «Барс Медиа» Марат Гараев: «Наша компания «Барс Медиа» и является инициатором выкладывания татарской музыки в интернет, непосредственно в «Яндекс.Музыка», Google Play и iTunes. Это не последние платформы, на которых мы собираемся остановиться», — заявил он. Этим проектом можно было бы заниматься более масштабно и успешно, но этому препятствует очень много пиратского контента в сети. В России большие проблемы с защитой авторских прав, считает Гараев.

«Да, услуга не бесплатная, мы получаем за это деньги, — добавил он, не раскрывая конкретных условий сотрудничества с интернет-сервисами. — Поймите, любой труд должен оплачиваться. За любой композицией стоит труд всей команды. Начиная поэтом и композитором, заканчивая аранжировщиком. Да, мы преследуем цель популяризации татарских песен. Мы верим в то, что через песню мы сможем сохранить свой родной язык. Песня у татар на сегодняшний день является самым массово используемым продуктом в повседневный жизни».

Интернет-проект, по мнению собеседника редакции, выявляет истинную картину того, кто на самом деле пользуется спросом. На последнем фестивале «Татар җыры» появилась номинация «Самая продаваемая композиция Google Play и iTunes», победителем в которой стала заслуженная артистка Татарстана Гузель Уразова. 2 апреля на церемонии награждения первой телевизионной премии татарского музыкального телеканала TMTV также заявлена данная номинация.


«ЯНДЕКС» НА ТАТАРСКОМ

Напомним, что «Яндекс» не впервые «говорит» на татарском — главная страница и почта адаптированы с 2010 года. Сервис поисковик позволяет распознавать названия на татарском, подыскивая, к примеру, те же песни. Используется алгоритм регионального ранжирования, то есть по запросу выдаются прежде всего татарстанские результаты. И так далее.

А в июне прошлого года компания перевела на татарский сервис online-переводов «Яндекс.Переводчик». Этот опыт также стал первым для языков народов России, не считая русского, и позволяет переводить с татарского на 47 языков и обратно. Понятно, что качество перевода скорее годится для отдельных слов, чем для целых фраз. Иначе перевод похож на шутку с изрядной долей иронии. К примеру, попытка редакции перевести первую строку стихотворения Тукая «И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!» окончилась печально. В переводе «Яндекса» получилась белиберда: «Родной язык, язык бы красиво, моя әткә-әнкә моего языка!» Напомним, что знаменитый перевод Равиля Бухараева звучит так: «О язык родной, певучий, о родительская речь!» Причину создатели сервиса объяснили трудностями татарского языка, хотя перевод и разрабатывался в сотрудничестве с Академией наук РТ. «Татарский язык — один их самых трудных для машинного перевода, потому что у него сложная морфология и в интернете мало одинаковых текстов на татарском и других языках», — пояснили в компании.

Ранее плодом сотрудничества с компанией стал сервис «Яндекс.Транспорт», показывающий движение автобусов в режиме online, а 15 июня 2015 года правительство республики подписало с «Яндексом» рамочное соглашение об обмене данными. Татарстан стал вторым регионом в России после Москвы, с которым «Яндекс» налаживает тесное сотрудничество. Поисковик намеревался в первую очередь «оцифровать» казанские парковки, расписание работы учреждений и привязать свой «кошелек» к порталу госуслуг.

«ЕСЛИ ЗАПИСИ НЕТ В ИНТЕРНЕТЕ, ЗНАЧИТ, ЕЕ ПОЧТИ НИГДЕ НЕТ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у продюсеров, певцов и композиторов, как они относятся к появлению татарского раздела в «Яндекс.Музыка» и не ударит ли это по аудитории радио.

Эльмир Низамов — композитор:

— Вопрос авторских прав в очень плохом состоянии в нашей стране, поэтому об этом думают в последнюю очередь. Так что, если это как-то будет работать на популяризацию татарской музыки, я вижу в этом больше плюсов, чем минусов, хотя, конечно, считаю, с авторами стоило поговорить, согласовать с ними некоторые моменты, потому что, скорее всего, авторы большинства композиций еще живы.

С другой стороны, у нас есть постоянная проблема, что татарская музыка толком не издается, не выпускается. И найти какую-то запись — я по себе знаю — это большая проблема. Если ее нет в интернете, значит, ее почти нигде нет. Люди же не пойдут куда-то в архив ее доставать! Так что в целом, думаю, это хорошее дело, что появился какой-то доступ к татарским композициям и можно послушать какую-то запись.

Нияз Валиев — композитор, аранжировщик, солист дуэта «Эссе»:

— Да, я вчера увидел, что на сервисе «Яндекс.Музыка» появились песни «Эссе». Отношение к этому положительное, пусть люди знакомятся с нашим творчеством. Что касается авторских прав, то для себя я этот вопрос пока не довел до конца. Маститые авторы, которые работают с РАО, получают неплохие деньги. Но мы с вами прекрасно знаем, что артист татарской эстрады зарабатывает прежде всего на корпоративах и банкетах. Даже сольные концерты обычно устраиваются не для заработка, а для статуса. Это, конечно, не касается Фирдуса Тямаева, Гузель Уразовой, Данила Сабирова и еще нескольких певцов...

Будет ли это способствовать популяризации татарского языка и нашей культуры? Трудно сказать, ведь аудитория татарского сегмента «Яндекс.Музыка», наших концертов и эфиров радиостанций примерно совпадает, это одни и те же люди. Что касается конкуренции с радио, то для себя я ее не вижу. Радио слушаю прежде всего в машине во время поездок. Поэтому здесь вряд ли что-то изменится.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы» (радио «Курай»):

— Я думаю, что любое распространение татарской музыки — на «Яндексе» или в эфире какой-то радиостанции, телеканала — только способствует ее популярности. Татарская музыка все-таки необычная и привлекает слушателей. Я помню, еще в советские годы на международных вокзалах в Москве продавались татарские пластинки, народ их покупал. Так что, повторю, распространение любой музыки любыми способами лишь способствует росту ее популярности. Что касается конкуренции с татарскими радиостанциями, то все-таки слушатели радио и музыки в интернете — это совершенно разные аудитории. Так что вряд ли здесь будет какая-то конкуренция.

Зуфар Хайрутдинов — певец, композитор, директор филиала российского авторского общества в Татарстане:

— Это палка о двух концах. Российское авторское общество не имеет аккредитации в интернете. Здесь исключительно воля исполнителей или продюсеров, которые выставляют в сеть свой продукт. Интернет же в целом — ресурс неконтролируемый, вопрос авторских прав здесь не урегулирован в широком смысле, популяризация может идти и на пиратской основе.