Как бы средневековый городок
Как бы средневековый городок

О ВЕЖЛИВОСТИ И ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ

Дело было так. Года два тому назад я узнала понаслышке, что намечается большой российско-французский проект: создание в России парка развлечений по образу, подобию и схеме гремящего своей славой французского прототипа. Тогда же услышала впервые о господине Филиппе де Вилье, том самом правостороннем политике, который в последнее время сильно подружился с нашим российским руководством, а еще задолго до этой дружбы основал в своих родных краях невероятно успешное предприятие — парк под названием «Пюи-дю-Фу». Некоторые источники сообщали, что де Вилье — известная семья, древний род и что вышеназванный парк регулярно бьет различные рекорды, оставляя лавровые рощи без единой ветки на венок. Ну а теперь что-то подобное намечается и в России, причем в это начинание вкладываются немалые деньги и государственная поддержка. Дальнейших деталей я выяснять не стала, так как в тот момент переживала очередной период поиска работы и имела привычку отправлять каждые сутки с десяток резюме во все концы Франции. Заодно отправила и организаторам «Пюи-дю-Фу»: мол, кто знает, вдруг им понадобится русскоязычный архитектор? Отправила и забыла. И они тоже, видимо, забыли.

Но не прошло и полутора лет, как «Пюи-дю-Фу» вышел со мной на связь в лице человека, ответственного за российский проект, причем с красивым именем Эрван (а фамилию я умолчу). Сначала меня пригласили на собеседование по Skype, а потом — на вторую встречу, уже личную и уже в их лагере, в самом эпицентре парка.

Уже с первых строк этой недолгой, но запоминающейся связи мне было ясно, что я имею дело с чем-то из ряда вон выходящим. Во-первых, все деловые сообщения, которые я получала на свой электронный адрес, начинались со слов «Дорогая Надя», что даже среди неутомимо вежливых французов большая редкость. По крайней мере, в привычной для меня среде.

Во-вторых, уже во время первого нашего дистанционного свидания Эрван начал задавать необычные вопросы и делать очень тонкие, неосязаемые для моего лаптевого разума намеки. «А почему вы вообще уехали из России? Что вы думаете о политкорректности? Знаете, у нас тут принято говорить то, что мы думаем... Мы не очень политкорректны...»

Я совершенно ничего не поняла и, озадаченная, поехала на очную ставку с «Пюи-дю-Фу». Тут чудеса только усугубились. Нигде это не видано и не слыхано, но меня не только вызвали на собеседование, но еще и оплатили мне отель прямо на территории парка, обед в корпоративной столовой, двухдневный пропуск на все аттракционы и представления, а также билет на знаменитый вечерний спектакль «Синесени». (Вот все бы собеседования так проходили, жизнь была бы немного приятнее!)

Улочка в зоне отелей. Поленница - это замаскированный ящик с огнетушителем
Улочка в зоне отелей. Поленница — это замаскированный ящик с огнетушителем

ПО ДОРОГЕ В ПЮИ-ДЮ-ФУ

Парк «Пюи-дю-Фу» находится в регионе Вандея, часах в трех езды на север от Бордо. Поскольку дорогу мне принимающая сторона не оплачивала (ибо слишком много хорошего — уже плохо), я выбрала самый дешевый вид транспорта — ковуатюраж (это такая совместная заранее запланированная езда в чужой машине с несколькими необязательно знакомыми людьми). Я была пассажиром, за рулем сидел пожилой и тихий парижанин, а на заднем сиденье оказалась женщина как раз из окрестностей Пюи-дю-Фу. Как только разговор зашел о парке, она засияла так, что встречным водителям пришлось зажмуриться.

«Вы даже не представляете, как это здорово — «Пюи-дю-Фу»! — говорила она. — Я помню наш регион до появления парка. Там ничего не было, ну просто вообще ничего. Вся молодежь стремилась оттуда уехать. А теперь, вы посмотрите, вся Франция к нам хлынула! И даже иностранцы...»

Она также рассказала, что всю свою молодость, в течение 25 лет, каждое лето была волонтером в спектакле «Синесени». «Синесени» — это грандиозное представление под открытым небом. Там 3 тысячи актеров, все — добровольцы. Я было хотела на будущее лето записаться и снова поволонтерить, так оказалось, что там очередь на три года вперед!»

По ее словам, парк притянул столько туристов, что весь регион ожил экономически: туристы ведь где-то едят, где-то спят. Вот и сама она сдает домик недалеко от парка и говорит, что он приносит ей каждое лето стабильный и приятный доход. Рассказы этой женщины были очень интригующими. Мне хотелось поскорее добраться до этого удивительного места и увидеть все своими глазами.

ФРАНЦИЯ КАТИТСЯ КО ВСЕМ ЧЕРТЯМ, ПОТОМУ ЧТО НЕТ СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Но сначала было собеседование. И оно тоже было очень необычным. Во-первых, соотношение собеседуемых к собеседующим было 1 к 5, что мне совсем непривычно. Во-вторых, говорили скорее вторые, чем первые. Больше всех говорил Николя де Вилье, сын создателя парка и его нынешний руководитель. Меня же спрашивали не столько о моих профессиональных навыках, сколько о взглядах на мир.

«Мы любим наших королей. Мы ими гордимся. Но, представьте себе, во Франции есть люди, которые с нами не согласны! Которые плохо относятся, например, к Людовику XIV. Мы считаем, что народ должен любить своих правителей. Вот вы, например, любите Ивана Грозного? А Петра Первого?» — спрашивает руководитель парка.

Статуя, изображающая Ляфонтена и персонажей его басен. Умеет моргать и кивать головой
Статуя, изображающая Ляфонтена и персонажей его басен. Умеет моргать и кивать головой

«Франция катится сейчас ко всем чертям, — говорит Николя де Вилье, но, может быть, несколько иными словами. — Это потому, что у нас нет твердого, сильного руководителя. У нас теперь и слова нельзя сказать, как поднимается шум: это неполиткорректно! А мы не боимся открыто выражать свои мысли. Например, мы убеждены, что французская культура — это культура в первую очередь христианская, католическая и что монархия всегда была одной из ее важнейших основ».

«Мы не стремимся к исторической точности. Историей мы вдохновляемся. Самое важное — это создавать яркие и узнаваемые образы, даже если они не соответствуют реальности. Например, викинги в наших спектаклях всегда носят шлемы с рогами. И хотя в действительности таких шлемов у них не было, мы все-таки придерживаемся сложившегося в массовом сознании стереотипа: если викинг, то обязательно рога. Иначе никто не поймет, что на сцене именно викинг, а не кто-то другой».

«Точно так же будет и в Царьграде. Мы не воспроизводим прошлое, мы его поэтизируем».

«Диснейленд играет на ощущениях, а мы — на чувствах. В этом вся разница».

«Наш парк был задуман в противовес американскому Диснейленду. Нам не нравится, что Америка навязывает всему миру свое мнение, свой образ жизни. Зато нам нравится Россия, которая этой Америке противостоит. Поэтому мы любим Россию и в нашем российском парке собираемся воспеть ее величие и мощь. Ведь русские — могучая нация».

Я робко спросила, как они относятся к тому, что в России помимо собственно русских всегда было множество разных национальностей и вероисповеданий. «Вы правильно говорите — «было». А теперь ЕСТЬ одна Россия, одна нация, которая стерла все различия».

Словом, посыл был таков: великая православная Русь сплотила под своим могучим крылом всю пузатую мелочь, теперь французская команда будет эту Русь прославлять.

ДУХ КАТОЛИЦИЗМА

После такого насыщенного и пристрастного собеседования я пошла обедать в растерянных чувствах. С одной стороны, лестно. С другой — страшно. Всякому приятно, когда хвалят его родину. Вот и моя бессознательная половинка робко хлопает в ладошки и потирает ручки, радостно подпрыгивая: «Да-да, мы еще покажем всему миру! Мы такие... великие! Такие... сильные, что о-го-го!...» А другая моя половина, та, что посознательнее и позануднее, тревожно размышляет: «Ая-яй-яй, куда же это все ведет? Неужели снова — самодержавие, православие, народность?..»

Вандея всегда славилась своей красивой природой, а также уклоном вправо и в религию. Видимо, семейство де Вилье — типичная ягода своего поля. Парк «Пюи-дю-Фу» прямо-таки пропитан ароматом католицизма. Нет ни одного спектакля, который бы не подмигивал церкви.

На арене
На арене

Вот «Викинги» — захватывающее представление с каскадерами, пожарами и настоящим драккаром, возникающим из-под воды с полным комплектом викингов на палубе. Если обобщить, то сюжет примерно таков: дикие варвары нападают на мирное поселение раннефранцузских христиан, грабят и убивают, но ситуацию спасает святой (не помню точно, как его зовут, кажется, Филибер), который является вроде бы тоже из-под воды и обращает викингов в христианство, после чего все начинают жить дружно и счастливо.

Взять другой пример — спектакль «Гладиаторы», который проходит на арене как бы галло-романского «стадиона-колизея» (разумеется, вдохновленного настоящими античными аренами). Тут носятся по кругу колесницы с нарядными конями, разгуливают туда-сюда львы (самые настоящие, а не просто вдохновленные живыми львами). Но сюжет все равно сводится к религии: император-язычник приказывает убить прямо на сцене молодого христианина, но его праведная возлюбленная спасает его, и в итоге вся публика конвертируется в нужную веру, а посреди арены вырастает христианский храм. Перечислять все спектакли нет смысла, но ясно одно: каждый из них снабжен микрочипом католицизма.

Не знаю, случайное ли это совпадение или часть продуманного плана, но на всей территории парка практически невозможно купить себе поесть что-нибудь без свинины. Наверное, потому, что свинина, как и католицизм, — важнейшая составляющая французской культуры. Вот и в производственной столовой «Пюи-дю-Фу» подавали в тот день свиную отбивную. Зато там были вкусный десерт и десятка полтора российских ребят-актеров. Редчайшее явление!

БУДНИ АКТЕРА-ВОЛОНТЕРА

Надо сказать, что вообще-то весь актерский состав парка собирается исключительно из французов, причем в основном из местных, вандейских. Но прошлым летом в порядке исключения парк принял у себя небольшую группу молодых людей из России, чтобы те, освоив все профессии «Пюи-дю-Фу», смогли, вернувшись на родину, передать свой опыт будущим царьградцам.

Эти люди — профессиональные актеры, каскадеры, паркурщики и танцовщицы со всей страны. Был даже мальчик из Казани — Андрей, с утонченным лицом французского аристократа. За обедом они рассказывали мне, как трудно было пройти отбор, чтобы попасть в эту команду. Прежде чем оказаться в «Пюи-дю-Фу», им пришлось пройти множество собеседований и тестов. И вот, наконец, они сидят здесь, напротив меня, в корпоративной столовой, среди викингов, принцесс, рыцарей и мушкетеров, — обгоревшие на солнце, обветрившиеся, уставшие до изнеможения, но все равно счастливые.

Битва всадников на фоне вращающегося замка в спектакле «Секрет Копья»
Битва всадников на фоне вращающегося замка в спектакле «Секрет Копья»

Уставшие, потому что работать актерам приходится много. Они не только играют по нескольку спектаклей в день под палящим солнцем, но и собственными руками занимаются уборкой. «Ты видел, сколько эти львы навалили сегодня?» — говорит один из гладиаторов. Викинг понимающе кивает головой и, в свою очередь, замечает, что сегодня утром драккар застрял на полпути из озера, а взрыв в сторожевой башне получился сильнее, чем обычно. Львы, дрессированные совы, ежедневное фехтование — такова теперь их реальность, их серые будни.

«Мне до сих пор не верится, что я здесь. Все это так удивительно!» — говорит русская девушка, участвующая в шоу про мушкетеров, где она танцует как бы фламенко (то есть некий танец, который, в представлении господина де Вилье, является фламенко и который в действительности ничего общего с ним не имеет).

Каждый до единого сценарий до сих пор создается де Вилье-старшим. И хотя теперь заведует парком его сын, все равно незримое присутствие отца ощущается повсюду. В сувенирных лавках продаются его книги. На многих полках стоят его портреты. В каждом спектакле просматриваются его политические взгляды. А если вы остановитесь в гостинице Пюи-дю-Фу, то стоит вам только зажечь свет в своем номере, как включится сам собой телевизор и сразу же, без предисловий, начнет говорить Филипп де Вилье.

СУТЬ ПРОЕКТА НЕ В ДЕНЬГАХ, А В ЧЕМ-ТО ИНОМ...

Оставшееся после обеда время я ходила на разные представления, а вечером пошла смотреть знаменитый спектакль «Синесени». Он был задуман и воплощен в жизнь господином де Вилье одновременно с самим парком, в 1978 году. Его размах поражает воображение. Во-первых, он проходит под открытым небом. Во-вторых, вместо сцены он использует участок земли площадью в 23 га, с настоящим замком XVI века, с озером, лесом и вспомогательными постройками. 13,5 тыс. зрителей смотрят на эту сцену с высокой трибуны, похожей на стадионную. А на сцене — больше тысячи актеров, а также кони, свиньи, куры... Рассказ ведется об истории Вандеи на примере семейства Мопилье. Музыка, свет, 30-метровые фонтаны — все безупречно слажено и производит головокружительный эффект.

Трудно представить, каким титаническим должен быть труд организаторов, чтобы обучать, костюмировать и координировать всю эту гигантскую армию добровольцев (участие в спектакле «Синесени» происходит исключительно на волонтерской основе).

Лев-актер
Лев-актер

Да и организация самого парка заслуживает восхищения. Повсюду безупречный порядок. Спектакли идут с утра до вечера без перебоев. Регулярно проводятся курсы околопюйных профессий для местной молодежи, которая потом строем идет на работу в «Пюи-дю-Фу». Не знаю, какими путями это достигается, но впечатление такое, будто абсолютно каждый работник парка безумно счастлив занимать свою должность. У них у всех глаза светятся! Рассказали бы мне об этом — я бы не поверила, что такое возможно. Хотя, если верить «Википедии», не все так гладко. Описывают случай, когда один из актеров подал в суд на организаторов «Пюи-дю-Фу» после того, как был уволен за публичное выражение своей симпатии в адрес коллег-забастовщиков. В это не хочется верить, когда смотришь на жизнерадостный и приветливый персонал парка.

Даже животные — козы, бараны, птицы — все чистые, довольные, как на картинках. Кстати, птиц там много самых разных. Да и чего только в этом парке нет! Там есть миниатюрные как бы деревни с полуигрушечными домиками, магазинчиками и мельницами. Есть огромный как бы театр с тяжелыми портьерами и декором с вензелями. Есть как бы замки и как бы дворцы и даже маленький как бы городок, весь такой чудный, наивно-кривоватый, полный средневекового очарования. Все как в жизни! А тем временем всего в нескольких километрах от ограды «Пюи-дю-Фу» можно найти такие же кривые улочки, такие же старинные замки и барочные театры... Такие же, только настоящие.

Я была в американском Диснейленде. Там тоже в некоторых местах воссозданы элементы города на европейский манер: мощеные улицы, витрины... Помнится, даже посадили там маленькую Эйфелеву башню. Это можно понять: в Америке нет исторического наследия, которое есть в Европе. Потому, находясь в Новом Свете, невольно испытываешь тоску по старому европейскому городу, который мы привыкли видеть в фильмах и сказках. Да и вообще, в такой глубоко искусственной стране, как Америка, никто не удивляется подделкам.

Но во Франции, где каждый камень — история, где такие пласты цивилизации, что только копать и копать, — зачем в этой стране строить муляжи того, что существует на самом деле? Зачем создавать параллельную суррогатную культуру, когда есть культура настоящая? Пусть даже подлинник не так сверкает стразами...

Если «Пюи-дю-Фу» не претендует на то, чтобы стать частью этой настоящей культуры, а позиционирует себя просто как развлекательное заведение для беззаботного досуга, то вряд ли он так уж принципиально отличается от Диснейленда. Другой декор, другие костюмы, но суть одна. Но если же он берет на себя задачу стать чем-то большим, чем просто парк для веселого времяпрепровождения, то он, мне кажется, несколько переоценивает свои силы. Как ни крути, но все спектакли, зрелища и спецэффекты — это все-таки продукт массового потребления, который по интеллектуальной и эмоциональной насыщенности и рядом не стоял с подлинными произведениями французской культуры.

А может быть, есть у него другая задача, другой путь, до которого додуматься я пока не в состоянии... В любом случае поверить в то, что «Пюи-дю-Фу» — это просто-напросто успешный коммерческий проект, я не в силах. Несмотря на то что, по данным официального сайта societe.com, торговый оборот парка составил в 2014 году более 66 млн. евро, я убеждена, что суть проекта — не в деньгах, а в чем-то ином...

Больше в этот парк я не возвращалась. Для этого теоретически надо было бы пройти еще одно собеседование, но, поразмыслив, я вежливо от него отказалась. Благо работа на тот момент у меня уже была.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции