«Абсурдом и утопией», по словам Рустама Минниханова, казался поначалу проект «Аммоний», но благодаря федеральной поддержке он все же состоялся. Накануне, спустя две недели после того, как Владимир Путин нажал символическую кнопку запуска «Аммония», завод еще раз «открыли» президент РТ и внушительная японско-китайская делегация. Причем китайских строителей «попросили не расходиться»: как узнала корреспондент «БИЗНЕС Online», уже создана рабочая группа для разработки второй очереди химкомплекса.
СИМВОЛ СОТРУДНИЧЕСТВА ЯПОНИИ И ТАТАРСТАНА
24 февраля на работающем уже полгода менделеевском «Аммонии» прошла еще одна церемония торжественного открытия. В административном корпусе химкомплекса с утра ждали почетных гостей: замглавы миссии посольства Японии в РФ Хитоси Озаву, представителей топ-менеджмента консорциума, участвовавшего в строительстве «Аммония» (в него, напомним, входят японские «Мицубиси Хэви Индастриз, Лтд» и «Соджиц Корпорейшн» и китайская национальная химико-инжиниринговая компания CNCEC), председателя ВЭБа Владимира Дмитриева, представителя Банка Японии для международного сотрудничества (JBIC) и других. В итоге скромный актовый зал «Аммония» к 9:00 был битком набит японскими и китайскими бизнесменами, крупнейшими татарстанскими промышленниками и московскими VIP-гостями. Перед торжественными речами и награждениями президент РТ Рустам Минниханов вместе с некоторыми гостями проехал по заводу, побывав, по слухам, в диспетчерском корпусе — самом защищенном даже от взрывов здании. Член совета директоров «Аммония» Камил Абдуллин пытался контролировать праздничную суету, встречая рукопожатиями VIP-гостей. Перед стартом организаторы особо предупредили награждаемых о непрочных временных булавках медалей и просили заслуженные награды не терять — оказывается, восстановить их почти невозможно.
За час церемонии всевозможные участники строительства химкомплекса — политики, финансисты, проектанты и застройщики — высказали свои благодарности коллегам и похвалы руководству России и Татарстана. Почти каждый признал, что на стройке возникало немало трудных ситуаций, правда, никто не уточнил, какого характера. Первым выступающим, которого представил модератор встречи (председатель совета директоров «Аммония» Ринат Ханбиков), ожидаемо стал Озава. Он в двух словах напомнил, что в Татарстане сельское хозяйство — один из экономических драйверов, и перешел к чистой политике. Озава убежден, что проект «будет развиваться как символ сотрудничества Японии и Татарстана» на фоне все улучшающихся отношений государств на самом высоком уровне. Так, президент России Владимир Путин в прошлом месяце поговорил по телефону с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, и министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова вместе с Миннихановым ждут в Стране восходящего солнца в конце февраля, а министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова — в середине апреля.
В основном японские и китайские гости выступали на английском языке, но представитель «Мицубиси хеви Индастриз» Ёичиро Бан удивил аудиторию, начав речь по-русски. Сказав пару приветственных фраз, он признался, что русский язык для него тяжел, и перешел на английский. По словам Бана, проект «Аммония» за годы постройки «претерпел трудности», и тем не менее он получился одним из самых успешных примеров в мире, связанных с удобрениями. «Мы уже создали рабочую группу по разработке нового проекта, который планируется рядом с новым построенным заводом удобрений», — отметил он. После чего дружески обнял гендиректора «Аммония» Сергея Шевченко и вручил ему символический ключ запуска завода. Примерно в том же духе высказывались и другие японские и китайские коллеги Бана. А представитель «Сождиц Корпорейшн» Сигэя Кусано напомнил, что численность населения мира растет и требует все больше продовольствия, а значит, сельскохозяйственные удобрения будут все более востребованными. Пламенно прозвучала речь президента научно-исследовательского и проектного института карбамида Игоря Есина, который заверил, что проект «сделан с любовью». Немалую роль, по его словам, сыграл президентский контроль: постоянные посещения стройплощадки Миннихановым «всех дисциплинировали». «Аммоний» — один из немногих «миллионников» по объему производства в мире, заявил Есин, и примечательно, что в нем поучаствовали подрядчики из Татарстана, Башкирии, Чувашии, Самарской области и других российских регионов, которые возвели объекты «вовремя и качественно».
«КАЗАЛОСЬ БЫ, БЫЛА АБСУРДНАЯ ИДЕЯ...»
Живее всех оказалась речь Минниханова, который впервые подробно прокомментировал ход и результат «великой китайской стройки Татарстана» (напомним, на площадке «Аммония» построили целый «чайна-таун, где в самый пик одновременно трудились 3,5 тыс. рабочих из Поднебесной): «Этот проект зарождался долго: сколько я себя помню в правительстве, все время обсуждали возможность строительства завода аммиака, потому что аммиак мы всегда покупали. И конечно же, в этой идее огромную роль сыграл Ханбиков Ринат Сагитович. Казалось бы, была абсурдная идея: найти такую технологию, каких-то партнеров... Самая главная проблема была в отсутствии финансов». По словам Минниханова, и у японских партнеров вначале были сомнения в успехе «Аммония», но Татарстан смог убедить и их, и руководство страны: «И процесс шел непросто, потому что у нас не было компетенций — никто в стране лет 30 не строил подобных заводов. На примере одного завода мы научились многому».
Особая благодарность досталась Путину, который поддержал «Аммоний», еще будучи премьер-министром. «И хотя есть мнение, что нефтегазовые проекты не должны финансироваться банком развития (это абсурд, это утопия!), схема оказалась правильной», — резюмировал президент РТ. Напомним, Внешэкономбанк одобрил общий объем участия в проекте в $1,9 млрд. и уже выделил $1,7 миллиарда. Общую же стоимость стройки «Аммония» банк оценил в $2,2 миллиарда (по словам Ханбикова, это с учетом выплачиваемых процентов по кредитам).
А что с планами по строительству второго химкомплекса? Минниханов подтвердил серьезность намерений и недавнее заявление Ханбикова «считайте, уже приступили»: «Аммоний-2» — это реальный проект, здесь нам нужно серьезно поработать в Японии. И нашим китайским партнерам: пока строительный городок не разбирайте — думаю, он нам пригодится».
Мероприятие должно было завершиться интригующей церемонией: пресс-релиз анонсировал, что Рустам Нургалиевич должен прилюдно закрасить чернилами второй глаз японской куклы-неваляшки Дарумы — символа «Аммония», завершая таким образом мегастройку (один глаз он закрасил на заре проекта, еще в 2007 году). Но кукольное представление оказалось закрытым для прессы. Впрочем, как следует из опубликованного пресс-службой президента видео, Дарума все же «прозрела», после чего глава республики уехал по другим делам в Набережные Челны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.