Сергей Харламов
Сергей Харламов систематически нарушал режим домашнего ареста

ОТПРАВИЛИ В СИЗО, А МИЛЛИОН НЕ ВЕРНУЛИ

Сегодня Верховный суд РТ изменил меру пресечения в отношении экс-капитана футбольного клуба «Рубин» Сергея Харламова, заключив самого известного фигуранта уголовного дела в отношении создателей финансовой пирамиды «Рост» под стражу. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила пресс-секретарь главного следственного управления МВД РФ по РТ Наталья Сагитова. В обвинении, предъявленном Харламову, фигурирует ч. 2, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»), пункт «б» ч. 4 ст. 174.1 («Отмывание денег или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления в особо крупном размере»), ч. 1, ч. 2 ст. 210 («Организация преступного сообщества и участие в нем»). В марте прошлого года известного футболиста, в отличие от пяти остальных подозреваемых, суд арестовывать не стал, выпустил под залог в 1 млн. рублей. Однако в начале лета, по словам адвоката Тимура Белякова, мера пресечения была изменена на домашний арест, залог в 1 млн. рублей при этом не вернули.

По словам пресс-секретаря, условия содержания фигуранта громкого дела были ужесточены, поскольку Харламов систематически нарушал режим домашнего ареста. Ранее следователи ГСУ МВД РТ уже выходили с ходатайством о взятии Харламова под стражу. «11 февраля Вахитовский суд отказался изменять меру пресечения, но прокуратура подала апелляционное представление на решение суда, — рассказала «БИЗНЕС Online» начальник отдела пресс-службы Верховного суда РТ Наталья Лосева. — Мера пресечения в виде домашнего ареста помимо прочего предполагает ограничение пользования телефонной связью и интернетом. Именно это требование обвиняемым и было нарушено».

«Мы как представители гособвинения были не согласны с решением Вахитовского суда, — подтвердил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Учитывая значительную сумму ущерба и количество потерпевших, систематическое нарушение режима домашнего ареста, а также доводы следствия, которое полагает, что обвиняемый может скрыться, воспрепятствовать установлению истины по этому делу, настояли на его аресте».

Пока арестовали Харламова всего на 7 дней, срок меры пресечения истекает 27 февраля. Дело, видимо, в том, что в этот же день истекает срок следствия по делу и будет решаться вопрос по продлению меры пресечения другим его фигурантам: Наталье Макаровой, которая сейчас под домашним арестом, и Вадиму Еникееву, который сидит в СИЗО.

.
Роль Харламова, который мелькал в рекламных материалах компании, была, по его словам, довольно скромная

«ГДЕ ОН БУДЕТ БЕГАТЬ В КАМЕРЕ?»

Адвокат Харламова Тимур Беляков рассказал «БИЗНЕС Online», что выявленные следствием звонки его клиент совершал в больнице. «Он [Харламов] был в реанимации, его телефон был изъят у врачей, — пояснил Беляков. — В больнице он ни с кем не говорил, а до этого с этого телефона он общался только со мной и с лицом из УФСИН, которое отвечает (за соблюдение Харламовым режима домашнего ареста прим. ред.)».

По словам адвоката, он и сотрудник УФСИН включены в список лиц, с которыми Харламову было разрешено связываться. В изъятом телефоне были и входящие сообщения от 22 июня. «Он тогда еще не был даже под домашним арестом, его с днем рождения поздравлял один из друзей. Это, по мнению следствия, обоснование того, что мой клиент нарушал режим — якобы использовал сотовую связь. И из-за этого ему и изменили меру пресечения», — удивляется Беляков.

Адвокат полностью поддерживает прежнее решение Вахитовского райсуда, отказавшего в аресте. В конце концов, как звонки адвокату и сотруднику УФСИН могут повлиять на судьбы тысяч потерпевших по делу «Роста»? «Да и его роль там такая незначительная», — заметил Беляков. По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», вопрос об аресте Харламова был предрешен: «Было очень печально увидеть, что решение было вынесено до начала заседания, — отметил Беляков. — Через стеклянную дверь я увидел, что до начала суда сотрудники полиции — конвоиры — зашли в тамбур перед залом».

Беляков уверяет, что его подзащитный буквально на волоске от инсульта из-за особенностей организма. «Он трижды за время расследования попадал в больницу. Ему надо двигаться, в противном случае у него есть риск инсульта, такое у него свойство организма. Нам даже по решению суда первой инстанции было разрешено бегать в парке «Крылья Советов» в течение двух часов, а не просто гулять около дома. А где он будет бегать в камере?» — вопрошает адвокат.

«МЕНЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ КАК МЕДИЙНОЕ ЛИЦО»

Напомним, Харламов закончил карьеру в «Рубине» в 2004 году, сам того не желая. В клубе без объяснения причин разорвали контракт с игроком, у которого по соглашению оставалось еще два года. На тот момент «Рубином» руководил Курбан Бердыев, который закрыл ворота базы клуба для экс-капитана, с которым годом ранее выиграл бронзовые медали чемпионата. Не представлявший себя игроком другой команды 31-летний Харламов повесил бутсы на гвоздь и ушел в бизнес.

Еще до ухода параллельно с игровой карьерой Харламов занимался бизнесом и вкладывал деньги в различные проекты в Казани: загородный клуб «Фата Моргана», спорт-бар, ресторан и казино «Плотина». Тем не менее после внезапного завершения карьеры спортсмен, по его словам, остался с долгами в размере $300 тысяч. Чтобы рассчитаться, он был вынужден продать всю недвижимость. «Чтобы выплачивать деньги банку, пришлось заниматься всем. Хватался абсолютно за все. На данный момент областей, в которых я бы не поварился, практически нет», — отмечал Харламов в одном из интервью. Выкрутиться игроку удалось за счет участия в различных бизнес-проектах.

Последующие годы Харламов периодически появлялся в СМИ в качестве футбольного эксперта и мелькал в сомнительного рода проектах. Какое-то время экс-капитан «Рубина» был руководителем казанской академии футбола, в прошлом году учредил любительский турнир «Открытая футбольная лига» под спонсорством ИФК «Земля». Также в минувшем году он стал президентом компании Dagrsol — интернет-поисковика и браузера. Но время все расставляло по своим местам. Браузер популярности не завоевал, лига развития не получила.

По словам Харламова, с Андреем Макаровым он познакомился около четырех лет назад. В 2013 году он вместе с сестрой Натальей, будучи уже дважды судимым за мошенничество, создал ООО «Рост». Фирма привлекала средства под якобы высокодоходные финансовые проекты, обещая вкладчикам до 15% в месяц, а на деле, по версии следствия, представляла собой банальную финансовую пирамиду. Когда приток новых клиентов сократился, вкладчикам вместо денег предложили сертификаты на право получения акций зарегистрированной в США корпорации Rost Inc. Она была зарегистрирована Еникеевым, имевшим российское и американское гражданство, которого оперативники также считают членом преступной группы. Активов компания не имела и никакой финансово-хозяйственной деятельностью, как и сам «Рост», не занималась.

В марте прошлого года МВД и ЦБ провели совместную операцию, в результате которой деятельность «Роста», имевшего на тот момент порядка 10 тыс. вкладчиков в 23 регионах страны, была прекращена. Всего, по оперативным данным, в преступную группу входили 9 жителей Татарстана и не менее 3 активных участников в других регионах. Организаторы и наиболее активные участники группы — всего 6 человек — задержаны. Только в Казани уже было проведено 25 обысков, в том числе 11 — в офисах подозреваемых.

При этом роль самого Харламова, который мелькал в рекламных материалах компании, была, по его словам, довольно скромная: «Они использовали меня как медийное лицо, представителя в рекламных акциях. Все-таки меня знают люди в Казани, да и сам я привык к публичности, мне несложно выступать перед людьми. Мне даже это нравится...» — говорил футболист в эксклюзивном интервью-исповеди «БИЗНЕС Online».